Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:29, реферат
Невесомость — состояние, при котором сила взаимодействия тела с опорой (вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением, действием других массовых сил, в частности силы инерции, возникающей при ускоренном движении тела, отсутствует. Иногда можно слышать другое название этого эффекта — микрогравитация. Это название неверно для околоземного полета. Гравитация (сила притяжения) остаётся прежней.
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2.ИСТОРИЯ
3.АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА К НЕВЕСОМОСТИ
4.ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ К НЕВЕСОМОСТИ
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
ГБОУ ВПО «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра нормальной физиологии
РЕФЕРАТ
Тема: «Адаптация к невесомости»
Выполнила: Куимова
Ксения Александровна
группа: л-216
КИРОВ 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2.ИСТОРИЯ
3.АДАПТАЦИЯ ОРГАНИЗМА К НЕВЕСОМОСТИ
4.ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ К НЕВЕСОМОСТИ
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕВЕСОМОСТИ
Невесомость — состояние, при котором сила взаимодействия тела с опорой (вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением, действием других массовых сил, в частности силы инерции, возникающей при ускоренном движении тела, отсутствует. Иногда можно слышать другое название этого эффекта — микрогравитация. Это название неверно для околоземного полета. Гравитация (сила притяжения) остаётся прежней. Но при полете на больших расстояниях от небесных тел, когда их гравитационное влияние пренебрежимо мало, действительно возникает микрогравитация. Довольно часто исчезновение веса путают с исчезновением гравитационного притяжения. Это не совсем так. В качестве примера можно привести ситуацию на Международной космической станции (МКС). На высоте 350 километров (высота нахождения станции) ускорение свободного падения имеет значение 8,8 м/с², что всего лишь на 10 % меньше, чем на поверхности Земли. Состояние невесомости на МКС возникает не из-за «отсутствия гравитации», а за счёт движения по круговой орбите с первой космической скоростью, то есть действующая на космонавтов сила притяжения Земли компенсируется центробежной силой.
В условиях невесомости на борту космического аппарата многие физические процессы (конвекция, горение и т.д.) протекают иначе, чем на Земле. Отсутствие силы тяжести, в частности, требует специальной конструкции таких систем как душ, туалет, системы разогрева пищи, вентиляции и т.д. Во избежание образования застойных зон, где может скапливаться углекислый газ, и для обеспечения равномерного смешивания теплого и холодного воздуха, на МКС, например, установлено большое количество вентиляторов. Прием пищи и питьё, личная гигиена, работа с оборудованием и в целом обычные бытовые действия также имеют свои особенности и требуют от космонавта выработки нужных навыков.
2.ИСТОРИЯ
Первые научно-теоретические разработки
вопросов, связанных с оценкой возможного
влияния на организм человека отсутствия
силы тяжести, были проведены К. Э. Циолковским(1883, 1911, 1919). В трудах этого выдающегося
ученого, признанного «отцом космонавтики»,
выдвигаются предположения о том, что
при невесомости изменится двигательная
функция, пространственная ориентировка,
могут возникнуть иллюзорные ощущения
положения тела, головокружения, приливы
крови к голове. Длительное отсутствие
тяжести, по его мнению, может постепенно
привести к изменению формы живых организмов,
утрате или перестройке некоторых функций
и навыков. Циолковский проводил аналогии
между состоянием невесомости и условиями,
с которыми человек сталкивается на Земле
(погружение в воду, пребывание в постели).
Он указывал, в частности, что поскольку
постоянное пребывание в постели может
быть вредным для здоровых людей, то и
в «среде без тяжести» можно ожидать развития
аналогичных нарушений. И хотя автор предполагал
возможность приспособления человека
к этому состоянию, «на всякий случай»
он предусматривал необходимость создания
искусственной тяжести за счет вращения
космического корабля. Трудами Циолковского,
по существу, были предопределены основные
направления экспериментальных исследований
влияния невесомости на биологические
объекты (изучение сенсорных, двигательных,
вегетативных реакций), заложены отправные
положения, необходимые для понимания
механизмов возникновения тех или иных
изменений в условиях невесомости, определен
наиболее радикальный путь к предупреждению
такого рода расстройств и указаны возможные
способы имитации невесомости в наземных
условиях.
Началом систематических экспериментальных исследований влияния невесомости на биологические объекты было осуществление у нас и в США (начиная с 1951) серии вертикальных запусков ракетных систем с подопытными животными на борту. Биологические исследования были затем продолжены с помощью искусственных спутников Земли. Результаты исследований, выполненных при суборбитальных и орбитальных полетах подопытных животных, явились той основой, на которой был сформулирован вывод о возможности осуществления космического полета человека. В порядке подготовки к этому важному и ответственному событию были проведены исследования влияния на организм человека кратковременной (до 45 с) невесомости, воспроизводимой при полетах самолета по параболической траектории. После выдающегося орбитального полета Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 года начался период бурного освоения человеком космического пространства. Возможности проведения медицинских и физиологических исследований влияния невесомости на организм человека существенно возросли, однако одновременно повысилось и значение прикладных медицинских задач, связанных с прогнозированием, обеспечением безопасности и эффективности еще более продолжительных перспективных полетов.
3. АДАПТАЦИЯ К НЕВЕСОМОСТИ
Человек рождается, растёт и развивается только под действием сил земного притяжения. Сила притяжения формирует топографию функций скелетной мускулатуры, и гравитационные рефлексы, а также координированную мышечную работу.
Вегетативное обеспечение мышечной активности также во многом зависит от силы гравитации. В частности, кровообращение построено на факторе силы притяжения. Сила притяжения способствует току крови по артериям, но препятствует току крови по венам, в связи с чем в организме развиваются механизмы, способствующие венозному кровотоку.
При изменении гравитации в организме наблюдаются различные изменения, определяемые устранением гидростатического давления и перераспределением жидких сред организма, устранением гравитационно-зависимой деформации и механического напряжения структур тела, а также снижением функциональной нагрузки на опорно-двигательный аппарат, устранением опоры, изменением биомеханики движений.
Когда при космическом полёте человек попадает в условия невесомости, это резко нарушает как соматическую деятельность, так и работу внутренних органов. Экстеро- и интерорецепторы начинают сигнализировать о необычном состоянии скелетной мускулатуры и всех внутренних органов.
Под влиянием такой необычной импульсации в фазу острой адаптации отмечается высокая степень дезорганизации двигательной активности и работы внутренних органов.
Дезорганизация функций глубока и имеет тенденцию прогрессировать. Она характеризуется изменением регионального статуса сосудистой системы. В результате в острый период адаптации отмечается прилив крови к голове. Целый ряд вестибулярных расстройств, изменение обмена веществ, которое проявляется в снижении уровня энергетического обмена.
В тяжелых условиях отмечают нарушение минерального, в том числе кальциевого обмена, что зависит от двигательной активности в условиях недогрузок костной системы конечностей, особенно нижних. По-видимому, отрицательный баланс ионов Са2+ в условиях космических полётов может быть связан и с эндокринными сдвигами (дезорганизация в соотношениях паратгормона и тиреокальцитонина, нарушение обмена витамина Д, эти изменения ведут к деструкции костей).
Изменяется не только координация движений, но даже почерк. В экспериментах были обнаружены нарушения структуры передних рогов серого вещества спинного мозга, показано также снижение устойчивости физиологических систем в условиях физических нагрузок.
Адаптация
в этих условиях возможна лишь
при кардинальной перестройке
управляющих механизмов
В результате формируется гипогравитационный двигательный синдром, который включает изменения 1) сенсорных систем, 2) моторного контроля, 3) функции мышц, 4) гемодинамики.
1) Изменения работы сенсорных систем:
- снижение уровня опорной афферентации;
- снижение уровня проприоцептивной активности;
- изменение функции вестибулярного аппарата;
- изменение афферентного обеспечения двигательных реакций;
- расстройство всех форм зрительного слежения;
- функциональные изменения в деятельности отолитового аппарата при изменении положения головы и действии линейных ускорений.
2) Изменение моторного контроля:
- сенсорная и моторная атаксия;
- спинальная гиперрефлексия;
- изменение стратегии управления движениями;
- повышение тонуса мышц-сгибателей.
3) Изменение функционирования мышц:
- снижение скоростно-силовых свойств;
- атония;
- атрофия, изменение композиции мышечных волокон.
4) Гемодинамические нарушения:
- увеличение сердечного выброса;
- снижение секреции вазопрессина и ренина;
- увеличение секреции натрийуретического фактора;
- увеличение почечного кровотока;
- уменьшение объёма плазмы крови.
Возможность истинной адаптации к невесомости, при которой происходит перестройка системы регулирования, адекватная существованию на Земле, гипотетична и требует научного подтверждения.
3. ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ К НЕВЕСОМОСТИ
косДля тренировки космонавтов в России и США применяется методика полёта самолёта по баллистической траектории.
Для понимания сути необходимо представить себе, что в кабине пилота на нитке подвешен грузик, который обычно натягивает нитку вниз (если самолет покоится, либо движется равномерно и прямолинейно). Когда нить, на которой висит шарик, не натянута, имеет место состояние невесомости. Таким образом, пилот должен управлять самолётом так, чтобы шарик висел в воздухе, а нить не была натянута. Для достижения этого эффекта самолёт должен иметь постоянное ускорение g, направленное вниз.
Другими словами, пилоты создают нулевую перегрузку. Длительно такую перегрузку (до 40 секунд) можно создать, если выполнить специальную фигуру пилотажа (которая не имеет названия, кроме как "провал в воздухе"). Пилоты резко подают на снижение высоты, при стандартной высоте полета 11 000 метров это и дает требуемые 40 секунд "невесомости". Внутри фюзеляжа имеется камера, в которой тренируются будущие космонавты, она имеет специальное мягкое покрытие на стенах, чтобы избежать травм при наборе и сбросе высоты.
Подобное невесомости чувство человек испытывает при полетах рейсами гражданской авиации при посадке. Однако в целях безопасности полета и большой нагрузки на конструкцию самолета, гражданская авиация сбрасывает высоту совершая несколько протяженных спиральных витков (с высоты полета в 11 км до высоты захода на посадку порядка 1-2 км). Т.е. спуск производится в несколько заходов, во время которых пассажир на несколько секунд ощущает, что его отрывает от кресла вверх. Такое же чувство знакомо и автомобилистам, знакомыми с трассами, проходящими по крутым холмам, когда машина начинает съезжать с верхушки вниз.
Утверждения, что самолет для создания кратковременной невесомости выполняет фигуры высшего пилотажа типа "петли Нестерова" - не более чем миф. Тренировки выполняются в слегка модифицированных серийных машинах пассажирского или грузового класса, для которых фигуры высшего пилотажа и подобные режимы полета являются закритическими и могут привести к разрушению машины в воздухе или быстрому усталостному разрушению несущих конструкций.
Список используемой литературы
Н.А. Агаджанян, А. И. Воложин,
Е.В. Евстафьева. Экология человека и концепция
выживания. - М .: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 240
стр.,
3. http://allrefs.net/