Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:22, доклад
Адаптивное физическое воспитание — самый массовый вид адаптив¬ной физической культуры, занятия по которому проводятся преиму¬щественно в образовательных учреждениях и являются для занимаю¬щихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному фи¬зическому воспитанию регламентировано, как правило, государствен¬ными программами или авторскими (инновационными) программа¬ми, прошедшими соответствующую экспертизу. К проведению занятий допускаются только специалисты, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации.
Адаптивное физическое воспитание
— самый массовый вид адаптивной
физической культуры, занятия по которому
проводятся преимущественно в образовательных
учреждениях и являются для занимающихся
обязательными, поскольку дисциплина,
по которой проводятся эти занятия, включена
в федеральные компоненты государственных
образовательных стандартов. Содержание
занятий по адаптивному физическому воспитанию
регламентировано, как правило, государственными
программами или авторскими (инновационными)
программами, прошедшими соответствующую
экспертизу. К проведению занятий допускаются
только специалисты, имеющие соответствующий
уровень образования и квалификации.
В связи с тем, что термин «адаптивная
физическая культура» появился в России
лишь в 1996 году, а практическая деятельность
в области, называемой сегодня в государственных
образовательных стандартах и официальных
учебниках «адаптивное физическое воспитание»,
по существу реализуется уже более ста
лет, необходимо сделать ряд замечаний
по уточнению терминологии в этой области,
чтобы исключить возможные и вполне естественные
в данной ситуации недоразумения.
Адаптивное физическое воспитание (как
вид адаптивной физической культуры) —
это физическое воспитание (как вид физической
культуры) для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья, включая, разумеется, и инвалидов.
Поэтому все существующие па сегодняшний
день формы физического воспитания, предназначенные
для лиц с отклонениями в состоянии здоровья,
для лиц с отклонениями в развитии, для
лиц с ограниченными возможностями здоровья,
для инвалидов всех возрастов и нозологических
групп и т.п., а именно — занятия по физическому
воспитанию, занятия по ритмике, уроки
по физической культуре и другое — сегодня
правильнее относить к формам адаптивного
физического воспитания и называть: занятия
по адаптивному физическому воспитанию,
уроки по адаптивному физическому воспитанию
или уроки по адаптивной физической культуре.
Однако переход на единую терминологию
может продолжаться длительное время,
поскольку написано и издано большое количество
программ, учебников и учебно-методических
материалов (пособий, рекомендаций и др.),
утверждено много государственных образовательных
стандартов, включающих дисциплины, направленные
на физическое совершенствование занимающихся
с отклонениями в состоянии здоровья (особенно
в сфере образования), в которых адаптивное
физическое воспитание представлено как
«ритмика», «физическая культура», «физическое
воспитание» и т.п. При этом принципиально
важным является то, что адаптивное физическое
воспитание, осуществляемое в форме занятий
или уроков, является обязательным для
занимающихся независимо от состояния
их здоровья, управляемых и контролируемых
государственными органами через государственные
образовательные стандарты, программы,
учебники, учебно-методические материалы
и с помощью таких процедур, как аттестация
и аккредитация учреждений, осуществляющих
эту деятельность.
В настоящее время адаптивное физическое
воспитание в России осуществляется (во
всяком случае, должно осуществляться):
в системе специального образования —
с лицами, имеющими отклонения в развитии;
в системе массового образования — с лицами,
имеющими отклонения в состоянии здоровья
и отнесенными к категории занимающихся
физическими упражнениями в специальных
медицинских группах (отделениях).
Вначале рассмотрим вопросы организации
адаптивного физического воспитания в
системе специального образования, учреждения
которого в зависимости от возраста и
тяжести дефекта могут функционировать
как в сфере образования, так и в сфере
социального обеспечения и здравоохранения.
^ Организация адаптивного физического
воспитания в
системе специального образования
В соответствии с номенклатурой типов
и видов образовательных учреждений, определенных
письмом Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от
17.02.1977 г. № 150/14-12 «О наименовании государственных
и муниципальных образовательных учреждений»,
в настоящее время во всех субъектах Российской
Федерации специальное образование осуществляется
в следующих учреждениях.
^ Дошкольные образовательные учреждения:
— детский сад компенсирующего вида с
приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии воспитанников;
— детский сад присмотра и оздоровления
с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий
и процедур;
— детский сад комбинированного вида
(в состав комбинированного детского сада
могут входить общеразвивающие, компенсирующие
и оздоровительные группы в разном сочетании).
^ Специальные (коррекционные) общеобразовательные
учреждения I—VIII видов для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии:
I вид - для неслышащих (глухих);
II вид — для слабослышащих и позднооглохших;
III вид
— для незрячих (слепых);
IV вид - для слабовидящих и поздноослепших;
V вид — для детей с тяжелыми нарушениями
речи;
VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата;
VII вид — для детей с задержкой психического
развития;
VIII вид — для умственно отсталых детей.
^ Образовательные учреждения начального
профессионального образования: специальное
(коррекционное) профессиональное училище
для детей и подростков с отклонениями
в развитии.
^ Единственное в мире специализированное
учреждение высшего профессионального
образования — Московский государственный гуманитарный
институт-интернат.
Кроме перечисленных образовательных
учреждений специальное допрофессиональное
и начальное профессиональное образование
реализуются:
— в профессиональных училищах (строительных,
швейных, сельскохозяйственных и др.);
— в учебно-курсовых комбинатах (пунктах),
учебно-производственных центрах, технических
школах, вечерних (сменных) профессиональных
училищах.
Среднее профессиональное и высшее профессиональное
образование обучающиеся получают в специальных
средних образовательных учреждениях
и в различных формах интеграции в учреждениях
общего назначения как среднего, так и
высшего профессионального образования.
К системе специального образования относятся
и так называемые классы компенсирующего обучения и специальные
(коррекционные) классы, которые в
последние годы открываются в массовой
школе, особенно широко для детей с задержкой
психического развития.
Помимо перечисленных в системе специального
образования функционируют и другие образовательные
учреждения для детей с отклонениями в
развитии и ограниченными возможностями
здоровья, куда относятся:
- оздоровительные образовательные учреждения
санаторного типа для детей, нуждающихся
в длительном лечении (санаторно-лесная
школа, санаторная школа-интернат, санаторный
детский дом);
- образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной (ППМС) помощи (ППМС
— центры диагностики и консультирования,
сопровождения, психолого-педагогической
реабилитации и коррекции, социально-трудовой
адаптации и профориентации, лечебной
педагогики и дифференцированного обучения);
- специальные учебно-воспитательные учреждения
для детей и подростков с девиантным поведением
и отклонениями в развитии (специальная
общеобразовательная школа, специальное
профессиональное училище).
Учреждения специального образования
реализуют основные и дополнительные
образовательные программы дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования,
а также начального, среднего и высшего
профессионального образова-
ния,
которые регламентируются государственными
образовательными стандартами.
Во всех перечисленных образовательных
и профессионально образовательных программах
предусмотрены занятия по адаптивному
физическому воспитанию, как правило не
менее двух раз в неделю. Они реализуются
в форме физкультурных занятий и занятий
ритмикой (в дошкольных образовательных
учреждениях); уроков по физической культуре
и ритмике (в школах); лекций, практических
и методических занятий по физической
культуре (в вузе). Кроме того, предусмотрены
занятия адаптивным физическим воспитанием
в режиме учебного дня.
При разработке содержательного компонента
стандарта образования дошкольников в
области физической культуры были выделены
три направления требований к организации
физкультурно-оздоровительной работы
в дошкольном учреждении как в рамках
основного образования, так и дополнительных
образовательных услуг:
— образовательная программа физического
совершенствования дошкольников;
— условия, способствующие реализации
потребности детей в движении;
— профессиональная компетентность педагогов,
организующих двигательную деятельность
дошкольников.
Программа должна предусматривать проведение
физкультурных занятий не менее двух раз
в неделю, физкультурных досугов — 1 раз в месяц,
физкультурных праздников — 1 раз в сезон.
Продолжительность физкультурных занятий
в разных возрастных группах различная
-от 20 минут в младшей группе, до 35 минут
— в подготовительной.
Необходимо отметить, что если для нормально
развивающихся дошкольников существует
большое количество программ физического
совершенствования, количество которых
постоянно увеличивается*, то для детей
с отклонениями в развитии есть только
единичные рекомендации и немногочисленные
научные исследования. Так, например, в
настоящее время в дошкольных учреждениях
могут использоваться следующие программы:
комплексные — «Программа обучения и
воспитания в детском саду» 1985 года, программы
«Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие»;
парциальные (оздоровительные, специализированные
по физической культуре) — «Здоровье»,
«Здоровый дошкольник»; парциальные специализированные
— «Старт», «Программа по физкультуре
от 3 до 17 лет»; программы дополнительного
образования — «Оздоровительно-развивающая
программа по танцевально-игровой гимнастике
для дошкольных учреждений, «Путешествие
в Олимпию» (Филиппова СО., Овечкина Т.А.,
2004).
Что же касается организации адаптивного
физического воспитания в дошкольных
учреждениях (физкультурно-оздоровительной
работы с детьми, имеющими отклонения
в физическом и интеллектуальном развитии),
то здесь авторы подчеркивают, что такая
работа имеет свои особенности, а деятельность
педагога отличается специфичностью,
обусловленной характером заболевания
детей (Овечкина Т.С., Филиппова С.О., 2004).
До настоящего времени окончательно не
решен вопрос по поводу программного обеспечения
адаптивного физического воспитания в
дошкольных образовательных учреждениях:
нужны ли отдельные программы по адаптивному
физическому воспитанию детей с отклонениями
в развитии для каждого вида нозологии
[как это имеет место в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях I—VIII видов]
или достаточно использовать имеющиеся,
перечисленные программы для нормально
развивающихся детей с учетом характера
заболеваний детей с ограниченными возможностями
здоровья, показаний и противопоказаний
к тем или иным двигательным нагрузкам
и физическим упражнениям.
Сложившаяся ситуация объясняется тем,
что в нашей стране до 90-х годов прошлого
века по отношению к детям с отклонениями
в развитии, детям-инвалидам в возрасте
от рождения до 7 лет доминировал так называемый
лечебный подход, когда проблемами этих
детей занимались преимущественно медицинские
работники, которые использовали традиционные
медицинские технологии: фармакологическое
и хирургическое лечение, физиотерапевтические
процедуры, лечебную физическую культуру
и массаж.
В то же время хорошо известно, что первичные
нарушения в развитии приводят к «выпадению»
ребенка из традиционного образовательного
процесса, к нарушению связи с культурой
как источником развития специфических
человеческих способностей и способов
деятельности. А это, в свою очередь, приводит
к возникновению вторичных нарушений
развития, социальной недостаточности,
возникновению потребности в обходных
путях, других способах, инструментах
«врастания в культуру», то есть в специальном
образовании.
Проведенные Институтом коррекционной
педагогики РАО исследования убедительно
показывают, что удовлетворение особых
образовательных потребностей в раннем
возрасте способно предупредить появление
новых специальных потребностей, обеспечить
максимальную реализацию реабилитационного
потенциала ребенка и снижение уровня
его социальной недостаточности. Получены
данные, доказывающие, что грамотно организованная
ранняя (с первых недель жизни) комплексная
коррекция нарушений в развитии открывает
для 25-27% детей возможность полноценного
включения в общий образовательный поток
(Малофеев Н.Н., 2003). Учеными этого института
разработана система коррекционно-развивающих
игр, которые могут использоваться в ходе
индивидуальных занятий с детьми первого
полугодия жизни как в условиях семейного
воспитания, так и в условиях специального
учреждения (дома ребенка) (Разенкова Ю.А.,
Выродова, И.А.).
Именно поэтому в концепции реформирования
системы специального образования важнейшей
стратегической задачей является создание
единой государственной системы раннего
выявления отклонений в развитии, раннего
вмешательства (в том числе коррекционно-педа-гогического)
и консультирования семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии.
Одним из шагов в этом направлении можно
считать рекомендацию Министерства здравоохранения
Российской Федерации* о включении в структуру
учреждений, осуществляющих медико-социальную
и психологическую реабилитацию детей-инвалидов
на региональном и местном уровне, «школ
адаптивной физической культуры», основными
задачами которых является проведение
оздоровительно-развивающих, коррекционных
и профилактических занятий, как по отношению
к основному дефекту, так и сопутствующему
заболеванию, а также по отношению к вторичным
нарушениям, обусловленным основным дефектом.
Учитывая, что в системе здравоохранения
в настоящее время действуют более 200 медицинских
учреждений, в структуру которых входят
реабилитационные отделения и кабинеты,
и 248 домов ребенка, в которых детям оказывают
реабилитационную помощь, школы адаптивной
физической культуры могут сыграть важную
роль во внедрении адаптивного физического
воспитания детей с самого раннего возраста.
Как показано в исследованиях Д.Ф. Мосунова
(2000), М.Н. Лосевой (2001) и др., одним из эффективнейших
направлений адаптивного физического
воспитания является использование физических
упражнений в водной среде и технологий
гидрореабилитации.
Одним из перспективных направлений внедрения
адаптивного физического воспитания в
практику является работа специалистов
по адаптивной физической культуре (тренеров-преподавателей
и инструкторов-методистов) в так называемых
группах кратковременного пребывания,
открываемых в специальных дошкольных
образовательных учреждениях (например,
в детских садах компенсирующего вида)
для детей, посещающих обычные детские
сады или воспитывающихся дома.
В группах кратковременного пребывания
дети могут получать необходимую коррекционную
помощь с первого года жизни (в том числе
и в области адаптивной физической культуры)
силами квалифицированных специалистов.
Дети, обучающиеся в группах кратковременного
пребывания, включаются в списочный состав
данного учреждения, а на группу распространяется
традиционный статус. Такие группы позволяют
включить в образовательный процесс детей
со сложными (комплексными) нарушениями
в развитии, которые не могут посещать
даже специальное образовательное учреждение
и воспитываются дома. Это открывает для
таких детей перспективы более успешной
социализации.
В отличие от дошкольных образовательных
учреждениях в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях I—VIII видов
для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии система организации адаптивного
физического воспитания давно сформировалась
и постоянно совершенствуется.
Для каждого вида специальных (коррекционных)
школ разработано не одно поколение программ
по физической культуре. Так, в специальных
школах VIII вида в настоящее время действует
восьмая программа, первая из которых
появилась в 1950 году.
В начальных классах адаптивное физическое
воспитание реализуется при изучении
детьми двух дисциплин — ритмики и физической
культуры, на которые выделяется по 1 часу
и по 2 часа в неделю соответственно, а
в последующих классах — при изучении
физической культуры по 2 часа в неделю.
Помимо уроков физической культуры, программы
по этой дисциплине для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I—VIII вида
предусмотрены физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика
до учебных занятий, физкультурные минутки,
физкультурные паузы, дополнительные
занятия во второй половине дня.
Для специальных учреждений среднего
профессионального образования с целью
осуществления адаптивного физического
воспитания обучающихся рекомендуются
программы по физической культуре специальных
(коррекционных) школ, что во многих случаях
оправдано.
Что же касается единственного в мире
специального высшего учебного заведения
— Московского государственного гуманитарного
института-интерната, то программа по
физической культуре, предусмотренная
государственными образовательными стандартами
по всем без исключения специальностям
высшего профессионального образования,
для студентов с поражением функций опорно-двигательного
аппарата, которые там обучаются, находится
в стадии разработки, и занятия проводятся
по индивидуальным планам преподавателей
этого вуза.
В настоящее время дети, подростки, молодежь
с отклонениями в состоянии здоровья обучаются
и в системе массового образования, о чем
пойдет речь в следующем разделе.