Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена остротой проблемы нравственно-духовного и эстетического воспитания ребенка, которая проявилась в современном российском обществе в период его социально-экономического переустройства. До недавних пор, точнее до середины 80-х годов, взрослым сообществом эта задача решалась с большим или меньшим успехом посредством осуществления научных поисков в области таких гуманитарных дисциплин как педагогика, этика, эстетика.

Содержание работы

Введение
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
1.2Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИСКУССТВУ ХОРЕОГРАФИИ
2.1Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей
2.2Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

1.1Хореографическое искусство  как средство эстетического воспитания  детей

1.2Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИСКУССТВУ ХОРЕОГРАФИИ

2.1Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей

2.2Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена остротой проблемы нравственно-духовного и эстетического воспитания ребенка, которая проявилась в современном российском обществе в период его социально-экономического переустройства. До недавних пор, точнее до середины 80-х годов, взрослым сообществом эта задача решалась с большим или меньшим успехом посредством осуществления научных поисков в области таких гуманитарных дисциплин как педагогика, этика, эстетика.

Достаточно активно осуществлялась деятельность многочисленных и разнообразных социально-культурных институтов, в том числе семьи и школы. Художественным и эстетическим развитием подрастающего поколения занималась сеть внешкольных учреждений (Дома творчества юных, музыкальные и художественные школы).

В целом вся воспитательно-педагогическая система была призвана обеспечить условия для жизнетворчества юного человека, то есть способствовать развитию его творческого потенциала, его самореализации и самосовершенствованию.

Сегодняшнюю ситуацию, складывающуюся в области нравственно-духовного, а особенно художественно-эстетического воспитания, можно характеризовать как критическую. Положение дел усугубляется и тем, что в силу различных, порой объективных обстоятельств ни семья, ни школа не реализуют свои функции, позволяющие осуществлять трансляцию общечеловеческих ценностей, как этических, так и эстетических, а без этого процесс жизнетворчества ребенка нельзя назвать полноценным.

Однако существует сфера, где жизнетворчество юного человека может проявиться в полной мере, где реализуются его нравственно-духовные и эстетические потенции. Эта сфера, где основой жизнетворчества является прекрасное, - искусство. Актуализация же прекрасного происходит через деятельность различных художественных образований, в том числе детских коллективов, специализирующихся на конкретном виде искусства.

Следует отметить, что исследуемая нами проблема социально-нравственного развития детей средствами хореографического искусства достаточно давно «выпала» из сферы научного анализа, как теоретиков, так и практиков художественного воспитания.

Выросло новое поколение, эмпирически погруженное в сферу специфического жизнетворчества, и это погружение произошло в новых социально- экономических условиях, в условиях смещения нравственных ориентиров. Поэтому, характеризуя степень разработанности проблемы, считаем необходимым остановиться на следующих ее аспектах.

Категория жизнетворчества не является распространенной как таковая, хотя часто обсуждаются явления культуры, многообразие которых позволяет утверждать сложившиеся принципы понимания жизнетворчества как системной целостности целей, поступков, способов самореализации личности.

Степень разработанности проблемы. Основам комплексного подхода к эстетическому воспитанию детей на уроках хореографии посвящены исследования А.В. Антоновой, Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко, М.Б.Зацепиной, Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Т.С. Комаровой, Л.В.Тодорова, О.А. Апраксина, А.В. Луначарский, Л.А.Рапацкая, В.Н. Скатерщиков, Н.М. Сокольникова, Л.В. Тодоров, Е.А.Флерина, Т.Я. Шпикалова.

Цель курсовой работы:   изучение влияния хореографического искусства на эстетическое воспитание детей.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

1)Изучить сущность хореографического искусства как средства эстетического воспитания детей

2)Определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

3)Провести анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей

4)Дать оценку методам воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей

Объект исследования – хореографическое искусство. Предмет исследования – система эстетического воспитания детей посредством уроков хореографии.

Методы исследования - анализ и обобщение.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

1.1Хореографическое  искусство как средство эстетического  воспитания детей

Термин "художественная самодеятельность", родилось в первой трети XX века в СССР в рамках ранее сложившейся системы представлений о фольклорном и любительском творчестве.

Поэтому изначально под «художественной самодеятельностью» подразумевали своеобразное любительское творчество, перенесенное на новую почву из дореволюционного времени. Во времена Пролеткульта некоторые его деятели считали, что самодеятельность должна перерасти в своеобразное полупрофессиональное творчество рабочих.

Самодеятельность воспринималась не как процесс полноценного по своим результатам творчества, а как форма легковесной, малохудожественной деятельности.

По мере нахождения фактологического материала по изучаемой проблеме закреплялось представление об особенностях художественной самодеятельности как специфической формы народного творчества в условиях нового общественного устройства (социализма). Следует одновременно отметить и то, что сами качественные характеристики изучения данной проблемы были связаны, прежде всего, с обобщением эмпирических данных, а не с формированием эстетической либо социокультурной концепции.

Постепенно понятие «художественной самодеятельности» становилось всё более употребительным, так как явление, которое оно обозначало, приобрело в нашей стране и странах Восточной Европы к середине XX века небывалый размах. Огромное количество людей посещало клубы и Дома культуры, посвящая свое свободное время занятиям в коллективах художественной самодеятельности.

В 70-е годы, особую популярность среди студенческой молодежи приобретают коллективы, принципиально не желавшие называться «самодеятельными» - это молодежные любительские театры (MJIT), которые выступают альтернативой традиционным художественным коллективам, ориентированным в большей части на исполнительскую деятельность.

Как пишет Т.С.Злотникова в книге «Публичное одиночество» « . люди шли в MJIT в поисках себя, в поисках возможности осуществления себя - и в поисках контакта с другими. Искусство же становилось специфической формой, в которой осуществлялись межличностные контакты» [78; 150].

В отличие от кружков художественной самодеятельности, одной из главных задач которых являлась работа по привитию участникам конкретных, специфических навыков, умений и приемов исполнительства, любительские объединения, подобные MJIT, ставили перед собой более разнообразные цели.

Именно это обстоятельство привело к тому, что в 70-е годы понятие «самодеятельный коллектив» девальвировалось и к самодеятельности стали относиться как к искусству «второго сорта». Любительское движение отделилось от «самодеятельности», подчеркнув тем самым свою элитарность и специфичность по сравнению с широкораспространенными художественными коллективами.

К сожалению, за последние годы не обновились представления теоретиков клубоведения о понятиях «самодеятельный» и «любительский» коллектив, которые разводились по ряду формальных признаков. Из выработанных позиций наиболее существенными считаются:

 

• самодеятельный коллектив (кружкового типа) учебе отводится ведущее место и по значению, и по выделяемому времени; во главе коллектива стоит квалифицированный руководитель - педагог, чья позиция во многом сходна с положением учителя в классе или руководителя профессионального коллектива.

• любительские объединения (коллекционеров, любителей музыки, театра и т.д.) формируются на основе глубокого и устойчивого интереса к общему занятию, стремления обменяться результатами и навыками такого знания; учеба идет через самообразование, обмен знаниями и умениями; практически отсутствует репродуктивная деятельность, а среди форм занятий преобладают товарищеские дискуссии, обсуждение выполненных работ

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах.

Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [13, с. 112].

В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед.

Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды.

Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.

Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников [8, с. 110].

Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации.

Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие.

Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.

Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает [7, с. 34].

Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям.

Информация о работе Анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей