Анималотерапия. Использование методики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:57, реферат

Описание работы

Согласно определению, данному в статье Миланы Горенштейн, анималотерапия (от латинского "animal" - животное) – это вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...2.
Методы и виды анималотерапии……………………………………...4.
История возникновения анималотерапии…………………………….9.
Современная анималотерапия………………………………………...13.
Анималотерапия в России………………………………………….....17.
Заключение…………………………………………………………….20.
Список литературы……………………………………………………22.

Файлы: 1 файл

Реферат по ОМЗ - анималотерапия..doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 В XVIII в. в некоторых клиниках  для душевнобольных существовал  штат лечебных кошек, которые  успокаивали разбушевавшихся пациентов. Но привлечь к равноправному сотрудничеству животных врачи решились только в середине XX века. Пионером метода, получившего название "анималотерапия", является нью-йоркский врач Б. Левинсон, написавший на эту тему две книги: "Детская психотерапия с использованием домашних животных" и "Домашние животные и развитие человека".

 Собственно, открыл Левинсон свой метод случайно. У него был любимый пес по имени Джинглс. Обычно доктор не разрешал собаке присутствовать при приеме больных, но в тот знаменательный день Джинглс почему-то остался в кабинете, и, когда на прием пришла мать с ребенком, последний сразу начал возиться с собакой. Мать попыталась вмешаться, но Левинсон остановил ее. Целый час врач наблюдал за игрой мальчика и собаки. "А можно мне прийти еще раз поиграть с Джинглсом?" - спросил ребенок в конце сеанса.

 

10.

 Несколько следующих сеансов он провел, играя с собакой и не обращая никакого внимания на врача. Но вскоре его привязанность к собаке частично распространилась и на ее хозяина. Врач смог поговорить с ребенком, составить мнение о его болезни и назначить соответствующее лечение. После этого Левинсон взял себе в помощники еще и кошку, а потом поместил в приемной аквариум с яркими тропическими рыбками… [4]

 Основываясь на собственных наблюдениях за взаимодействием своих пациентов с собакой, Левинсон сделал вывод о том, что животное служит связующим звеном между ним и его пациентами, обеспечивает ребенку чувство безопасности и ускоряет терапевтический процесс. Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе с необщительными, скованными, замкнутыми детьми, с детьми, страдающими аутизмом, шизофренией. Он пришел к выводу, что общение с собакой в качестве основного компонента психотерапии может помочь аутистам начать контактировать с реальностью. [1]

 Вскоре выяснилось, что метод анималотерапии эффективен не только для детей. Причем некоторые из животных способны оказывать на человека не только психотерапевтическое воздействие. Например, наблюдение за аквариумными рыбками помогает при лечении нейродермитов. Канареек и попугайчиков «прописывают» людям, вынужденным подолгу лежать в постели или страдающим депрессиями.

 Исследования показали, что дети в присутствии животных чувствуют себя спокойнее и увереннее, особенно в незнакомой обстановке. У детей при чтении вслух артериальное давление повышается и пульс учащается, однако при чтении вслух в присутствии собаки и давление, и пульс остаются нормальными, причем даже после того, как собаку уводили. Положительное воздействие животного не зависело от того, гладил ли ребенок собаку или каким-то иным способом взаимодействовал с ней – достаточно было присутствия животного.

11.

 Известно и психологическое воздействие домашних животных на человека. Дети, в семьях которых есть домашние животные, не только лучше учатся в школе, но и обладают более развитым чувством ответственности и более высокой психической стабильностью. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Современная анималотерапия.

 Анималотерапию сегодня называют по большей части активной или вспомогательной лечебной терапией при помощи животных, этому был посвящен даже отдельный семинар в апреле 1997 года на базе Пражского психологического центра. 
Итальянские терапевты выступают за разработку законопроекта о регулировании деятельности специальной "скорой помощи", в которой задействуют животных. Это нововведение пришло из США и прижилось на Апеннинах. Здесь уже функционируют несколько "добровольных госпиталей", чьим пациентам помогают собаки, кошки, кролики, лошади и дельфины. Животных используют как в ходе психотерапии, в том числе для пострадавших в результате несчастных случаев. Особенно эффективен этот метод при лечении пожилых людей. Наиболее популярный "терапевт" - собака.

 На сегодняшний день проводится множество различных исследований, посвященных изучению влияния животных на людей. Так, С. Баркер и К. Доусон изучили эффект присутствия собак на уровень тревожности пациентов психиатрической клиники с различными заболеваниями, включая депрессию и шизофрению. Почти все исследования показали заметное снижение уровня депрессии благодаря животным. Кроме того, С. Баркер проводила исследование в психиатрической клинике, сравнивая снижение уровня тревожности в результате анималотерапии и традиционных терапевтических процедур. Эксперимент показал значительное снижение уровня тревожности у пациентов с неустойчивым настроением и психическими расстройствами как в результате анималотерапии, так и в результате традиционной психотерапии. Анималотерапия, однако, оказалась более эффективна при работе с пациентами, страдающими шизофренией, аутизмом, эпилепсией. [1] 

13.

Исследования показывают, что даже присутствие или посещение животного может помочь ребенку или взрослому в стрессовой ситуации. Р. Фридман в 1983 году обнаружил снижение артериального давления у детей, когда собака присутствовала во время выполнения стрессового задания. Позже Р. Уэллс выявил, что присутствие собаки во время потенциально болезненных медицинских процедур снижает физиологический и психологический уровни дистресса у хронически больных детей. Такие же исследования проводились и с взрослыми. А. Катчер выявил снижение артериального давления во время наблюдения за аквариумными рыбками. Другие отмечают положительное воздействие животных в медицинских учреждениях, домах престарелых и реабилитационных центрах, так же как и в психиатрических клиниках. Так, пациенты в психиатрических клиниках демонстрировали более быстрое улучшение, когда в клинике присутствовали певчие птицы, а пациенты с болезнью Альцгеймера лучше проходят процесс социализации, если в терапии участвует собака. 
Животные также помогают преодолеть негативные последствия изоляции, одиночества и депрессии, как показало исследование 1999 года, в котором изучались пожилые, одинокие люди, заключенные тюрем и люди с различными органическими заболеваниями, в том числе и больные СПИДом. Результаты этого исследования позволили создать программу «Исцеляющие друзья» (“Healing friends”), участники которой работали с подобными людьми. Элизабет Ормерод, которая занимается разработкой программ для заключенных, считает, что животные могут оказаться «чудодейственным средством кардинальных изменений в их образе мыслей и стиле поведения». 
А. Катчер и Ф. Уилкинс обнаружили, что гиперактивные дети и дети с поведенческими нарушениями в результате анималотерапии были более спокойны, менее возбудимы и агрессивны, лучше сотрудничали с терапевтом, начинали лучше учиться и были способны управлять своим поведением.

14.

 Некоторые психологи предлагают использовать животных в школах, и в некоторых учебных заведениях США это находит применение. Наиболее популярные животные в классе – это черепахи, лягушки, хомяки, морские свинки, кролики, пауки, крысы, попугаи, рыбки, ящерицы и змеи. Б. Левинсон предполагал, что животное может служить «переходным объектом» между домом и школой. Присутствие животного может помочь как детям, так и учителям.

 Объясняется подобный эффект наличием следующих факторов:

1. Животные в большой степени  способствуют усилению внимания.

2. Когда дети наблюдают за  животными и взаимодействуют  с ними, они становятся более  настойчивыми, и их поведение  меняется в лучшую сторону.

3. Присутствие животных стимулирует вербальную и невербальную экспрессию. [1]

 Животные, источник интереса со стороны детей, могут быть также отвлекающим фактором, снижающим напряжение.

 Исследование, проведенное Министерством образования в 1997 году, выделило список аргументов «за» и «против» содержания животных в школе, составленный с помощью учителей. В пользу этой программы говорило то, что животные являются великолепным источником удовольствия и вдохновения, усиливают мотивацию детей, помогают развивать чувство ответственности, способствуют сотрудничеству детей с учителем и друг с другом, и тем самым помогают укреплять социальные связи, уменьшают напряжение в классе, способствуют эмоциональной стабильности детей. Аргументом против выступало то, что содержание животных может требовать дополнительных затрат времени и денег. 
Необычную программу проводят библиотеки американского города Солт-Лейк-Сити. Детей в возрасте от 5 до 9 лет, которым по разным причинам трудно научиться читать, обучают грамоте с помощью собак. По полчаса в неделю ребенок читает вслух животному. Сорок пять собак самых разных

15.

пород в сопровождении хозяев бесплатно предоставил местный клуб собаководов. Собаки предварительно обучены при чтении смотреть в лицо ребенку или на книгу, чтобы создавалось впечатление, что животное следит за сюжетом. Дети видят в собаке внимательного слушателя, который, в отличие от сверстников в школьном классе, не смеется над запинками или ошибками в произношении слов. Результаты убеждают: за 13 месяцев эксперимента навыки чтения у отстававших детей значительно улучшились.

 Сейчас животные используются  и в процессе психологического  консультирования. Так, Дж. С. Кэррин  специализируется в области анималотерапии  и использует животных в работе  с детьми с проблемами в  сфере общения, поведенческими проблемами, с детьми с особенностями развития и страдающими от депрессии. Этот метод помогает обучить навыкам социального взаимодействия детей из приютов, работать с детьми, подвергшимися сексуальному насилию, а также обучить клиентов способам невербальной экспрессии. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Анималотерапия в России.

 Есть и в России некоторый опыт анималотерапии. Детский психоневролог Б.З. Драпкин в руководимом им психиатрическом стационаре устроил целый зоопарк, в котором был даже ослик. Драпкин заметил, что радость постоянного общения с животными значительно повышает психотерапевтический и сугубо лечебный эффекты. Второе десятилетие лечит атрофию глазного нерва доктор Севастьянов из Йошкар-Олы, методика которого включает в себя и общение пациентов с лошадьми. В Москве и Санкт-Петербурге энтузиасты со своими собаками и кошками приходят в больницы к безнадежно больным и старикам. Московские ученые Альберт Родионов и Константин Ставицкий представили на конференции в Женеве доклад "Роль домашних животных в структуре современной семьи и воспитании подростка". В мурманском океанариуме арктические тюлени и морские зайцы участвуют в лечебной программе. Их пациенты - дети с проблемами в эмоциональной сфере и страдающие ранним детским аутизмом. В каждой группе - не более шести человек. Ребята выступают в роли тренера. Психологи надеются, что через эмоции удастся воздействовать на интеллект детей. 
В Москве дельфинотерапией занимается «Утришский дельфинарий». Существует подобная программа и в Севастополе (руководитель – Л.Лукина). Проведенные исследования показали, что дельфинотерапия способствует улучшениям при неврозах и ДЦП (примерно в 45% случаев). 
Н.Л. Кряжева разработала программу психокоррекции «Ребята и зверята», предназначенную для работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации и общении, проблемы которых – страхи, замкнутость, чувство одиночества, неадекватная самооценка, агрессивность. Экспериментальная проверка эффективности программы проводилась в детских садах и школах г. Ярославля. Работа заключалась в том, что на занятия в группы детей 4 – 10 лет приводили собаку и кошку. Дети

17.

наблюдали за их поведением, способами ознакомления с незнакомым местом и людьми, отмечали элементы привыкания и установления контактов, учились самостоятельности, отрабатывали механизмы поведения. Своими естественными повадками животные, кроме того, помогали снимать эмоциональное напряжение. Н.Л. Кряжева утверждает, что кошка помогла детям понять, что страхи есть у всех, осторожность и осмотрительность необходимы для ощущения безопасности, что одиночество и право заниматься тем, что тебе самому хочется, - не всегда отчуждение и, «гуляя сам по себе», можно чувствовать себя свободным и уверенным, но друзья и их поддержка, общение – необходимы, это вызывает чувство привязанности и любви. Наблюдая за собакой, общаясь с ней, дети учились быть открытыми и смелыми, доброжелательными, активно вступать в контакт, если им этого хотелось, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования, сдерживая импульсивные желания, овладевали механизмами саморегуляции, развивали волю. 
Интересен опыт детского сада для детей с задержкой психического развития в городе Ярославле. Там есть группа, в которую ежедневно приводят пони. Дети ездят на лошадке на свежем воздухе. У них развиваются и координация, и память, и внимание. Ребенок попадает в особый ритм, задаваемый движениями лошади, и в особое эмоциональное поле. 
С 1996 года в Санкт-Петербурге работает Оздоровительный конный центр "Солнечный остров", который применяет метод иппотерапии в работе с людьми с ограниченными возможностями. Более 60 городов России знают об иппотерапии и создают центры по ее применению. Для этого подвижники этого метода объединились в Национальную Федерацию лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Цель Федерации - создание условий для активного применения иппотерапии специалистами различных областей по работе с инвалидами. 

18.

 Известно об использовании этого метода реабилитации в Петергофе, в институте для детей с интеллектуальными отклонениями, а также в детском доме в Коломне, в интернате г. Йошкар-Ола. В конноспортивной школе «Озерки» занимаются с группой детей с ДЦП. Иппотерапией занимаются также в Нижнем Новгороде, в Саяногорске. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации «Старая школа» с детьми, имеющими ампутацию конечностей, ДЦП и страдающими различными психическими патологиями. 
Анималотерапия используется и в Социально-психологическом центре "НИКА" Целевые группы составляют дети в возрасте 3-10 лет с отклонениями в поведении и общении. Цель работы: устранение коммуникативных и поведенческих нарушений ребенка. Задачи работы: выявить на основе использования методов психодиагностики детей с подобными отклонениями в эмоциональной сфере, провести коррекцию нарушений в общении и поведении средствами анималотерапии. Прогнозируемые результаты: развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, страхов, повышение стрессоустойчивости, хорошее самочувствие и настроение ребенка, развитие наблюдательности и воображения, развитие эмпатии, сочувствия и сопереживания. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

Заключение.

 Нa психическое и физическое рaзвитие человекa, его здоровье окaзывaет огромное влияние окружaющaя средa, чaстью которой являются животные. Знaчение животных для сaмочувствия людей стaновится все более очевидным. Отсутствие гaрмоничных взaимоотношений с окружaющими у большого числa людей приводит ко все возрaстaющему числу депрессий, стрессовых состояний и рaзличных зaболевaний. Среди множества методов лечения один из самых эффективных и в то же время самых загадочных – анималотерапия, то есть лечение при помощи животных. 
Общение с ними вызывает множество положительных эмоций, весьма полезных для душевного равновесия и улучшения обмена веществ. Умиротворяет и расслабляет даже простое наблюдение за живыми существами! 
Ученые давно заметили, что домашние животные улучшают атмосферу дома, способствуют гармонизации отношений в семье, позволяют наладить контакт между людьми и избежать конфликтов. Домашние питомцы спасают людей от одиночества. Иногда пушистый друг становится единственной живой душой, способной слушать и понимать хозяина. 
Благотворно влияют животные на детей. Уход за всеобщим любимцем развивает чувство ответственности. Игра и дрессировка улучшают внимание, активизируют вербальное и невербальное развитие ребенка.

 Животные – замечательные компаньоны и друзья, потому что, если они и осуждают нас, они держат это в тайне. Поскольку они требуют внимания, они также заставляют людей отвлечься от своих проблем. В частности, собаки вытаскивают хозяев из дому и способствуют социальному взаимодействию. Без сомнений, также присутствует и тактильный элемент, комфорт, который приносит поглаживание мягкого, дружелюбного существа.

Информация о работе Анималотерапия. Использование методики.