Авиценна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:53, доклад

Описание работы

Существует, к примеру, легенда о том, что когда у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти. Купцу ничего не оставалось, как благословить влюбленных, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. История жизни………………………………………………...4

Глава 2.Вклад Авиценны в мировую медицину………………………5

Заключение…………………………………………………………………… 7

Библиография………………………………………………………………… 8

Файлы: 1 файл

Авиценна.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

 

Введение ……………………………………………………………………….3

 

Глава 1. История жизни………………………………………………...4

 

Глава 2.Вклад Авиценны в мировую медицину………………………5

 

Заключение……………………………………………………………………  7

 

Библиография…………………………………………………………………  8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В истории мировой науки Х-ХI века по праву считается среднеазиатским периодом. Целая плеяда великих ученых – энциклопедистов, трудившихся в то время в Мавераннахе, оказала огромное влияние на прогресс всего человечества. Одно из наиболее значимых мест в их числе, безусловно занимает Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сино, известный в Европе под именем Авиценна.   

Его жизнь, овеянная множеством легенд, описана не одним десятком исследователей. Благо, что в помощь им, предчувствуя такой интерес к собственной персоне, он без ложной скромности изложил свои первые тридцать лет в автобиографии, что было совсем не характерно для придворных ученых того времени, концентрировавших свои умения на жизнеописаниях монархов.

Существует, к примеру, легенда о том, что когда у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти. Купцу ничего не оставалось, как благословить влюбленных, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.

Ибн Сино разработал целое  учение о диагностике по пульсу: «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный, мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой».

Так или иначе, за неполные 57 лет Авиценна преуспел в 29 отраслях знания, а его вклад в развитие врачебной науки трудно переоценить. Недаром, согласно распространенной версии, термин «медицина» произошел от латинизированного «мадад Сино» (в переводе – исцеление от Сино) или от сокращенного «метод Сино».

Так же по утверждению историков, ибни Сино принадлежит авторство медицинской эмблемы – змея, отдающая свой яд во имя здоровья человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История жизни.

Ибни Сино 980 - 1037,  философ, ученый, поэт и врач.
Иранец по происхождению, родился в селении Авшана, поблизости от Бухары. Начальное образование получил от отца — чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) — у Исмаила Захида, медицину — у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях.
 С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг «Академии Мамуна», объединявшей крупных ученых.
В 1008 после  отказа Ибн Сины поступать на службу к султану Махмуду Газневи  благополучная жизнь сменилась  годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла).
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю  Исфахана на четыре месяца был заточен  в крепость. В последние годы жизни  служил в Исфахане при дворе эмира  Ала ад-Давла.
Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины.
Его работы, написанные в  основном по-арабски (некоторые —  на фарси), охватывают, помимо философских  дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику.
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Вклад Авиценны в мировую медицину

 

По данным различных авторов  число медицинских трудов ибни Сино колеблется от 16  до 63 и охватывает более 20 общетеоретических и клинических  разделов медицины. Но вместе с тем, только один труд в области медицины, который принес ученому мировую, многовековую славу – «Канон врачебной науки», дает нам основание считать этого человека одним из немногих гениев, медицинское наследие которого заслуживает всестороннего объективного изучения и широкой публикации.

В середине XV века, когда И. Гуттенбергом был изобретен способ книгопечатания, «Канон врачебной науки» оказался среди первых напечатанных книг.

Авиценна как медик  прежде всего стремиться выявить  сущность здоровья, болезни, выздоровления  и, критически выступая против религиозной трактовки смерти и бессмертия, стремился освободить медицину от мистики и таинственности, отодвигая на задний план сверхъестественные силы. Самую суть всех его творений составляет власть разума. Известная формулировка Декарта: «Я мыслю – следовательно существую», была впервые за 600 лет до него высказана ибни Сино в следующей редакции: «Я мыслю, и это значит, что существую» (книга «Шиорат»). Таким образом, ученый защитил приоритет разума и обратился к природе.

Оригинальным является определение ученого понятия медицины и ее принципов. Ибни Сино дает следующее определение медицины: «Я утверждаю: медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку она здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено» [Абу Али ибн Сина: 6].

В «Каноне» Авиценна рассматривает учение о причинах болезни, их симптомах, особенно подчеркивается значение пульса и мочи при различных заболеваниях. Так же ибни Сино впервые предположил, что причиной возникновения заболеваний  является передача через воздух и воду мельчайших существ. Так за восемь с лишним веков до Л. Пастера он допускал возможность заражения оспой и чумой через воздух. Впервые в истории медицины в «Каноне» туберкулез легких рассматривается как заразное заболевание.

   Ибни Сино верил в полезное действие кровопускания с помощью пиявок. Однако он предостерегал врачей от повторного использования пиявок, которые уже были в употреблении при лечение больных холерой, оспой или брюшным тифом.

В работах ибни Сино так же подробно освещается вопросы профилактики и соблюдения диеты. Говоря о диете, он подчеркивает ее значение при различных заболеваниях, но прежде всего для профилактики. Его можно в полном смысле считать основоположником диетологии.

Так же его можно отнести и к основоположникам физиотерапии, т.к. в своих работах он так же часто писал об огромном значении движения, купания в теплой воде, лечебного массажа, подчеркивая влияние внешней среды на развитие патологического состояния.

 Так же ибни Сино  в «Каноне» формирует учение о простых лекарственных веществах с позиции практического врача, освещает вопросы общей фармакологии.

 В «Каноне» подробно описаны «местные» заболевания  и их лечение. Описаны болезни уха, носа, зубов, языка, полости рта, горла, гортани, легких, сердца, желудка, печени, желчного пузыря, селезенки, кишечника, почек, мочевого пузыря, мужских половых органов, а так же сведения по акушерству.

Ибни Сино широко применял в своей врачебной практике психологический  метод для выявления причин заболевания.

«Канон врачебной науки» представляет собой один из лучших образцов медицинской энциклопедии. Он отличается своей систематичностью, монолитностью, обоснованностью и  всеобъемлющим характером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

И пусть Авиценна в своих рубаях признался в том, что так и не смог найти способ избежать смерти, его имя и слава о нем обрели бессмертие. Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нем упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах»

Лопе де Вега. В его  честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые – Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али  ибн Сино.

Авиценна умер в дороге, оставив завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю. Люди отказывались верить тому, что врач, которому всегда удавалось справиться с болезнью и вернуть к жизни тех, кому уже не суждено оставаться на этом свете, не сумел вылечить самого себя. Так родилась легенда о том, что ибн Сино приготовил сорок лекарств, которые должны были воскресить умершее тело, и велел ученику после смерти оживить его, применяя их в определенной последовательности. Вскоре ученый умер, и тот приступил к врачеванию. Снадобья оказывали необычайное действие – тело становилось все более юным, казалось, учитель вот-вот проснется и заговорит. Это глубоко потрясло юношу. И только он стал подносить к телу сороковой бальзам, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Эликсир выскользнул из дрожащих рук и разбился...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

 

1. Абузярова Р.А., Туаевой З.И. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. Уфа, 1996.

 

2. Абу Али ибн Сино. Канон врачебной науки. Том 1, Ташкент, 1981.

 

3. Авиценна. http://persona.rin.ru/view/f/0/19926/avicenna-ibn-sina

 

4. Исхаки Ю.Б. Ибни Сино и медицинская наука. Душанбе, 1984.

 


Информация о работе Авиценна