Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:41, контрольная работа
Задачи работы:
- рассмотреть объекты и субъекты социальной работы;
- изучить основные функции социальной работы;
- изучить содержание и средства социальной работы;
- рассмотреть цели и задачи социальной работы.
Введение
1. Объекты и субъекты социальной работы
2. Основные функции социальной работы
3.Содержание и средства социальной работы
4. Цели и задачи социальной работы
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Объекты и субъекты социальной работы
2. Основные функции социальной работы
3.Содержание и средства социальной работы
4. Цели и задачи социальной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная работа - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Социальная работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальности.
Профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.
Проблему целостного постижения человека как объекта познания теория социальной работы выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Однако это не означает, что в теории социальной работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления.
Важнейшим философско-социологическим основанием используемой в социальной работе системы гуманистической психологии является именно требование целостности осмысления человека как явления общественной жизни, субъекта жизнеосуществления.
Повышенное внимание к миру человеческого существования, в котором соединены и опыт, и наука, и рациональное, и эмоциональное, и психологическое, и биологическое, и социальное, и хозяйственно-экономическое, и политическое, и духовно-культурное, а также к миру явлений, фактов, составляет существенный аспект феноменологического видения бытия человека. Это позволяет открыть для него его собственный во многом уникальный опыт, сохранять преемственность в развитии каждой человеческой жизни, всех субъектов общественного бытия, противостоять нежизненным схемам, неэффективным, надуманным формам социальной работы.
Социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, функции.
Задачи работы:
- рассмотреть объекты и субъекты социальной работы;
- изучить основные функции социальной работы;
- изучить содержание и средства социальной работы;
- рассмотреть цели и задачи социальной работы.
1. Объекты и субъекты социальной работы
Термин "объект" применяется
при анализе конкретной двусторонней
связи, описывающей единичное
Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.
Рассмотрим некоторые объекты социальной работы.
1.Пенсионеры и инвалиды.
Демографическая ситуация
Пожилые люди и инвалиды
в Российской Федерации обладают
всей полнотой социально-экономических
и личных прав и свобод, закрепленных
Конституцией Российской Федерации. Однако
изменение социального статуса
человека в старости и инвалида,
связанное с прекращением или
ограничением трудовой и общественной
деятельности, испытывание затруднений
в социально-бытовой и
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи.
Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.
Важным условием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в современный период перехода к рыночным отношениям становится поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий. Одной из эффективных мер социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов является их трудовая занятость.
2. Семья – главный объект социальной работы. В семье, в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем – это зависит от того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит детей и какие качества им прививает. Поэтому семья находится в центре внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его деятельности.
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей ; военнослужащих срочной службы с детьми ;семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; с малолетними детьми в возрасте до трех лет; студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей и т.д..
За последние три года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся в материальной поддержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди многодетных и неполных. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические – такие как потеря работы, невыплата заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда- являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются такие как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен . Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети , из их числа рекрутируются юные правонарушители.
Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально. Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.
Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад, пьянство и многие другие проблемы – все это заботы социальной работы.
Задача социальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и взаимопомощи.
Субъекты социальной работы [2, c. 89]:
1. Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня.
С принятием концепции
развития социального обслуживания
населения в Российской Федерации
4 августа 1993года, по сути дела, произошел
отход от принципов социального
обеспечения и переход к
2.Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения
В системе государственного
управления особое место занимают проблемы
местных органов власти, органов
местного саморегулирования. Главной
же задачей местных органов власти
является проведение постоянной, планомерной,
организующей деятельности по созданию
условий жизнедеятельности
3. Специалист по социальной работе
Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.
Должность социального работника
введена в 1991 году. В квалификационном
справочнике он наделяется разнообразными
должностными обязанностями: выявляет
в микрорайонах семьи и отдельных
лиц, нуждающихся в социально- медицинской,
юридической, психолого-педагогической,
материальной и иной помощи, охране
нравственного, физического и психического
здоровья; устанавливает причины
возникших у них трудностей, конфликтных
ситуаций, в т.ч. по месту работы,
учебы, оказывает им содействие в
их разрешении и социальную защиту;
содействует интеграции деятельности
различных государственных и
общественных организаций и учреждений
по оказанию необходимой социально-
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.
4. Общественные и
Разработка законопроекта
началась в 1991 году. И только в 1995 году
закон «О благотворительной деятельности
и благотворительных
Наиболее многочисленны
среди российских общественных организаций
объединения, созданные инвалидами,
ветеранами, многодетными семьями, родителями
детей-инвалидов, то есть теми людьми,
которые лично озабочены какой-
2. Основные функции социальной работы
Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной.
Понятие “функция” пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Специалисты выделяют следующие основные функции этой работы [1, c.67]:
-диагностическая – изучение
особенностей личности клиента,
-прогностическая –
-предупредительно-
-организационно-
-охранно-защитная - использование
всего арсенала правовых норм
для защиты прав и интересов
клиента, содействия в