Дентология медицинская

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:58, реферат

Описание работы

Деонтология медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения.
Д. включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны (см. Врач), проблему меры ответственности медицинского работника за жизнь и здоровье больного, вопросы взаимоотношения медицинских работников между собой и др.

Файлы: 1 файл

деонтология.docx

— 17.30 Кб (Скачать файл)

 

    МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Деонтология медицинская

(греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение)

совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.

 

ЕОНТОЛОГИЯ (deontology) - наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; вопросом, необходимо ли сообщать пациенту о том, что он неизлечимо болен, или нет, а также некоторыми другими проблемами. Наиболее известен свод применяемых в медицине этических норм, сформулированный Гиппократом (клятва Гиппократа).

 

Термин «деонтология» предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в 19 в. для обозначения теории нравственности.

 

Однако основы Д. м. были заложены еще в медицине древнего мира. В  каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы Д. м. имели характерные  особенности, но тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской  профессии, определяемые ее гуманной сущностью  — стремлением облегчить страдания  и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы Д. м. определялись также уровнем развития медицинской  науки, от которого во многом зависят действия врачей.

Так, в Древней Индии  рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказываться, как и от не выздоровевших в течение года..

Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом  обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией.

Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают  относящийся к 18 в. до н.э. свод законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне.

 

Неоценимую роль в развитии Д. м. сыграл Гиппократ.

 Ему принадлежат максимы:  «Где любовь к людям, там  и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен  богу». «Клятва Гиппократа» пережила  века.

Гиппократ впервые обратил  внимание на вопросы должного отношения  врача к родственникам больного, к своим учителям, взаимоотношений  между врачами.

 

Огромное влияние на развитие Д. м. оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) — создатель «Канона  врачебной науки», рассматривая различные  стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающихся за медпомощью: «... Каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового. Примечательно, что издавна проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Так, врач и писатель Абу-ль-Фарадж, живший в 13 в., сформулировал следующее обращение к заболевшему: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем».

Большое значение наравне  с требованиями к личности врача, его человеческим качествам (порядочности, честности, доброте), придавалось необходимости  постоянного самоусовершенствования, ибо малоквалифицированный врач может нанести больному вред, что  является грубым нарушением моральных  норм врачевания.

 

Деонтология медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения.

Д. включает в себя вопросы соблюдения врачебной  тайны (см. Врач), проблему меры ответственности медицинского работника за жизнь и здоровье больного, вопросы взаимоотношения медицинских работников между собой и др.

Согласно  Д., в отношении к больному медицинский  работник должен проявлять максимум внимания и приложить все свои знания, чтобы восстановить здоровье или принести облегчение больному в  его страданиях; сообщать больному лишь те сведения о его здоровье, которые могут пойти на пользу (см. Психотерапия), создать контакт между ним и врачом.

Избегать  в присутствии больного разговоров и рассуждений с коллегами, персоналом и самим больным по поводу его  заболевания, вызывающих иногда развитие ятрогенных заболеваний. Международный кодекс Д. утверждён (1949) Международным врачебным обществом в Женеве.


Информация о работе Дентология медицинская