Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:58, реферат
Деонтология медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения.
Д. включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны (см. Врач), проблему меры ответственности медицинского работника за жизнь и здоровье больного, вопросы взаимоотношения медицинских работников между собой и др.
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
Деонтология медицинская
(греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение)
совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.
ЕОНТОЛОГИЯ (deontology) - наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; вопросом, необходимо ли сообщать пациенту о том, что он неизлечимо болен, или нет, а также некоторыми другими проблемами. Наиболее известен свод применяемых в медицине этических норм, сформулированный Гиппократом (клятва Гиппократа).
Термин «деонтология» предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в 19 в. для обозначения теории нравственности.
Однако основы Д. м. были заложены
еще в медицине древнего мира. В
каждую историческую эпоху в соответствии
с господствовавшей в данном обществе
моралью принципы Д. м. имели характерные
особенности, но тем не менее общечеловеческие,
внеклассовые этические нормы медицинской
профессии, определяемые ее гуманной сущностью
— стремлением облегчить
Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказываться, как и от не выздоровевших в течение года..
Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией.
Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящийся к 18 в. до н.э. свод законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне.
Неоценимую роль в развитии Д. м. сыграл Гиппократ.
Ему принадлежат максимы:
«Где любовь к людям, там
и любовь к своему искусству»,
«Не вредить», «Врач-философ подобен
богу». «Клятва Гиппократа»
Гиппократ впервые обратил
внимание на вопросы должного отношения
врача к родственникам
Огромное влияние на развитие Д. м. оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) — создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающихся за медпомощью: «... Каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового. Примечательно, что издавна проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Так, врач и писатель Абу-ль-Фарадж, живший в 13 в., сформулировал следующее обращение к заболевшему: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем».
Большое значение наравне
с требованиями к личности врача,
его человеческим качествам (порядочности,
честности, доброте), придавалось необходимости
постоянного
Деонтология медицинская, профессиональная этика медицинских работников, принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения.
Д. включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны (см. Врач), проблему меры ответственности медицинского работника за жизнь и здоровье больного, вопросы взаимоотношения медицинских работников между собой и др.
Согласно Д., в отношении к больному медицинский работник должен проявлять максимум внимания и приложить все свои знания, чтобы восстановить здоровье или принести облегчение больному в его страданиях; сообщать больному лишь те сведения о его здоровье, которые могут пойти на пользу (см. Психотерапия), создать контакт между ним и врачом.
Избегать в присутствии больного разговоров и рассуждений с коллегами, персоналом и самим больным по поводу его заболевания, вызывающих иногда развитие ятрогенных заболеваний. Международный кодекс Д. утверждён (1949) Международным врачебным обществом в Женеве.