Деятельность Ф. Найтингейл после Крымской войны. Основание школы медсестёр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Флоренс Найтингейл, первая исследовательница и основоположница современного сестринского дела, совершила переворот в общественном сознании и во взглядах на роль и место медицинской сестры в охране здоровья общества. Есть множество определений сестринского дела, на каждое из которых оказывали влияние особенности исторической эпохи и национальной культуры, уровень социально-экономического развития общества, демографическая ситуация, потребности населения в медицинской помощи, состояние системы здравоохранения и обеспеченность ее кадрами, а также представления и взгляды человека, формулирующего данное понятие.

Содержание работы

Введение
1. Биография
2. Крымская война
3. Деятельность Ф. Найтингейл после Крымской войны. Основание школы медсестёр
4. Записки об уходе
5. Медаль Флоренс Найтингейл
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Флорес найтенгел.docx

— 42.51 Кб (Скачать файл)

В 1859 году Флоренс пишет "Заметки  о госпиталях", после чего ее начинают приглашать в качестве консультанта при проектировании и оборудовании новых лечебных заведений. Найтингейл, совместно с другими специалистами, вырабатывает номенклатуру болезней и  схемы для больничной отчетности, которые принимаются крупными лондонскими  больницами. В 1860 году вышли ее знаменитые "Записки об уходе: каков он есть и каким не должен быть". В этом же году она организовала собственную школу для обучения сестер по уходу в лондонской больнице святого Фомы. Здесь она использовала свой опыт работы в католических и протестантских общинах. Первоначально в школу поступило лишь пятнадцать испытуемых сестер: профессия сиделки, как было сказано, по-прежнему считалась не престижной, и мало находилось энтузиастов ей обучиться; кроме того, Флоренс проводила довольно строгий отбор. Сестрам обеспечивалось питание, жилье, карманные деньги, священник еженедельно проводил с ними беседы. По требованию Найтингейл на каждую ученицу заводился своего рода "протокол по нравственному поведению", куда вносились сведения о дисциплине, общем поведении и даже чистоплотности. Сестры были обязаны ежедневно составлять отчет о собственной деятельности, хотя вскоре Флоренс поняла всю бесполезность подобной системы: регистрационные записи вели далеко не все ученицы, а те, кто вел, оказывались недостаточно подготовленными в профессиональном плане. Общее руководство школой сосредоточивалось в руках главной смотрительницы; испытуемые прикреплялись к опытным сестрам и трудились в качестве их помощниц один год, затем сдавали экзамен и получали соответствующий документ об окончании школы. Ученицы обязывались в течение трех последующих лет находиться на службе у своего училища. Аналогичная школа по системе Флоренс была открыта спустя тринадцать лет в Нью-Йорке. основные принципы училища Флоренс Найтингейл:

1) профессиональная подготовка  медсестер должна проводиться  в больницах, специально созданных  для этой цели;

2) медсестры должны жить в  таких условиях, которые обеспечивали  бы надлежащее моральное поведение  и дисциплину".

Для своего времени оба этих принципа были весьма радикальными. То, что сегодня они воспринимаются как само собой разумеющееся, свидетельствует о большом вкладе Флоренс Найтингейл в дело подготовки медицинских сестер, что в не меньшей мере, чем любое научное достижение, способствовало общему повышению качества медицинского обслуживания. Второй ее страстью была статистика, поэтому еще одно свидетельство ее заслуг уместно привести из этой области: по переписи 1861 г. в Англии насчитывалось 27618 медицинских сестер, причем эта цифра приводилась в таблицах о роде занятий в графе "Домашняя прислуга"; к 1901 г. число медицинских сестер возросло до 62214 и в переписи оно указывалось в разделе "Медицина".

Во второй половине шестидесятых годов  Найтингейл участвует в санитарной реформе английских войск в Индии, куда с этой целью была отправлена специальная комиссия; все ее отчеты проходили через руки Флоренс, написавшей затем книгу "Как люди могут  жить и не умирать в Индии".

Система ухода Найтингейл применялась  во время войны за независимость  в Соединенных Штатах Америки, а  в войну Франции с Пруссией Флоренс стала консультантом  по санитарной части обеих воюющих  сторон.

В последние годы своей долгой жизни  Найтингейл примирилась с родственниками, но в силу данного ей долголетия осталась в полном одиночестве, утешаясь чтением древних философов, особенно Платона. В 1907 году она первой из женщин получила от английского короля орден "За заслуги", а через три  года в возрасте 90 лет скончалась. В 1912 году Лига международного Красного Креста учредила медаль имени Найтингейл как высшую награду сестрам милосердия. К 1995 году ею было награждено около тысячи женщин, в том числе 46 русских сестер. И до сих пор на десятифунтовой денежной купюре Великобритании печатается изображение Флоренс, чего в других странах медики не удостаивались.

 

 

 

 

4. Записки об уходе

 

Ее книги, особенно знаменитые "Записки  об уходе", долгие годы оставались основным учебником для медицинских сестер. Сейчас они остались автопортретом  Флоренс Найтингейл - с ее внимательным и проницательным взглядом, истинно  английским юмором и любовью к  больному человеку.

Основные принципы своей системы  Флоренс изложила в уже названных "Заметках по уходу", которые переводились на разные языки. Популярность этой книги  подтверждает и то, что русский  перевод 1896 года был сделан с 28 английского  издания. В "Заметках" она пишет  о вещах, которые теперь кажутся  элементарными и в чем-то даже устаревшими, но в XIX веке ее заявления  произвели настоящий фурор, так  как простейшие сведения о гигиене  и психологии больного для многих оказались откровением. Позднее  изложенные Найтингейл принципы станут общим местом в системе ухода  за больными, например, аналогичная  и столь же знаменитая книга хирурга  Т. Бильрота во многом основывается на том, что говорила Флоренс.

Из главы "Общие замечания"

"Каждая женщина от природы  сиделка - таково убеждение огромного  большинства людей. На самом  же деле большая часть даже  профессиональных сиделок не  знает азбуки ухода за больными. Что же касается бабушек, тетушек  и маменек, то сплошь и рядом  даже в образованных семьях  они при уходе за больными  творят величайшие несообразности - совершенно противоположное тому, что следовало бы делать.

Нужно строго исследовать то, что  обычно называют "принять меры против болезни", т.е. лечиться лекарствами. Если бы врач прописал больному чистый воздух, чистоплотность и пр., то его  осмеяли бы и сказали: "он ничего не прописывает". В действительности от приема лекарств и от искусственного лечения вообще никогда нельзя ожидать  верного результата... Прием лекарств - дело второстепенное; главное же дело - правильная, гигиеническая обстановка и умелый, разумный уход за больными".

Из главы "О шуме и беспокойстве"

"Шум, наиболее вредный для  больного, - тот, который его по  тем или иным причинам волнует;  при этом сила звуков, которые  он слышит, имеет сравнительно  небольшое значение. Если, например, по соседству идет какая-нибудь  стройка, всегда сопровождаемая  громким шумом, то этот последний будет гораздо меньше тревожить больного, чем говор или шепот в соседней комнате, когда больной сознает, что там говорят люди ему близкие.

Возмутительною жестокостью является разговор, ведомый шепотом в самой  комнате больного, так как при  этом последний неизбежно старается  расслышать каждое слово, что стоит  ему неимоверных усилий. По тем  же причинам никоим образом не следует  входить в комнату больного на цыпочках или производить тихо какую-нибудь работу; ходить нужно твердым шагом, но как можно быстрее, и точно  так же не стараться уменьшать  шум при производимой работе, но заботиться лишь о том, чтобы она  была окончена как можно быстрее: сильно заблуждаются те, которые думают, что медлительность и бесшумность  являются признаками рационального  ухода за больными; напротив, признаками такового является быстрота, причем нужно  стараться делать так, чтобы больной  мог без малейших усилий по производимому  шуму определить, что делать.

Из главы "Заботы о разнообразии"

"По личному опыту каждый  человек должен знать, как невыносимо  лежать на одном месте и  видеть перед собою все ту  же стену, не имея возможности  посмотреть через окно на улицу.  В этом отношении в особенности  удручающим образом действует  больничная обстановка

Даже опытные сиделки совершенно не заботятся об этом. Сами они не скучают, но больных, им порученных, заставляют томиться в безысходной тоске, считать  мух на потолке и изучать трещины  штукатурки. Им и в голову не приходит переставить, например, кровать больного так, чтобы он хоть сразу видел  входящих и выходящих из комнаты, занять его приятным непродолжительным  разговором, обрадовать его какой-нибудь новинкой.

Из главы "О сущности ухода  за больными вообще"

"Главное искусство сиделки  заключается в том, чтобы она  умела сразу отгадывать желания  больного. К сожалению, очень многие  сиделки смешивают свои обязанности  с обязанностями прислуги, а больного  с мебелью, или вообще с вещью,  которую нужно содержать в  чистоте и больше ничего. Сиделка  скорее должна быть нянею, любящей порученного ее попечению ребенка и понимающей все оттенки его голоса, предупреждающей все его, так сказать, законные требования, умеющей с ним говорить так, что и он ее понимает, хотя еще не умеет говорить.

- Не желаете ли вы чего-нибудь? - спрашивает неразумная сиделка,  на что в большинстве случаев  серьезно больные отвечают:

- Нет, ничего.

Нужно заметить, что человек действительно  больной охотнее перенесет всевозможные лишения, чем примет на себя труд думать о том, чего ему собственно не хватает  или в каком отношении уход за ним неудовлетворителен.

К чему каждодневно повторять одни и те же вопросы: "Вы, может быть, чаю хотите?" или: "Не желаете  теперь скушать ваш бульон?" и  т. п. Ведь ответы на эти вопросы заранее  известны, а между тем они только раздражают больного.

Вообще сиделка должна отличаться молчаливостью и сдержанностью; сиделки-болтуньи и сплетницы мало пригодны. Чем солиднее сиделка, тем лучше. Болезнь - дело очень серьезное, и потому легкомысленное отношение к нему непростительно. Но прежде всего - нужно любить дело ухаживания за больными, иначе лучше избрать другой род деятельности".

О проветривании помещения и  солнечном свете.

Больной, по словам Найтингейл, в первую очередь нуждается в тепле  и чистом воздухе: "Окна существуют для того, чтобы их открывать, а  двери для того, чтобы их закрывать", - и сиделке не следует для проветривания  комнаты распахивать дверь в  прихожую, где коптят газовые рожки, а воздух пропитан запахом помоев и кухни. Нельзя ставить ночной горшок под кровать, - так как вредные  испарения пропитывают матрас, - и конечно, недостаточно выливать его  один раз в сутки.

Комнату больного пусть заливает солнце, очищающее воздух: "Все больные  оборачиваются лицом к свету, подобно растениям, поворачивающим всегда к свету листья и цветы". В помещении должна царить идеальная  чистота, для чего полы следует протирать  мокрой, а не сухой тряпкой, натирать их воском, кроме того, выбивать ковры - истинные рассадники грязи. Самого больного, разумеется, следует периодически мыть: дрожит он подчас не из-за лихорадки, а  из-за не перемененного вовремя белья. Кормление нужно строго регламентировать: даже запаздывание на десять минут  может вызвать задержку в переваривании  пищи на несколько часов.

О разнообразии и отсутствии шума

Каждый больной нуждается в  разнообразии, потребность в котором  настолько же сильна, как потребность  голодного в пище. Так, один рабочий  повредил себе позвоночный столб: болезнь  была тяжелой и продолжительной, - перед смертью он изъявил желание  последний раз взглянуть в  окно. Две сестры исполнили его  просьбу, хотя одна из них, когда его  держала, надорвалась и заболела почти неизлечимой болезнью.

Больному вреден шум, но не тот, который  громок, а тот, который причиняет  ему наибольшее беспокойство, и возмутительная жестокость со стороны врача - вести  полушепотом разговор о больном  в его же комнате; несчастный будет  напрягаться все услышать и нервничать, а нет ничего хуже неизвестности. Больной должен сам научиться бороться со своей болезнью, и многое зависит от него самого, как это хорошо подметил один врач: "...Когда мой пациент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств".

О советах родственников и о  мнимо больных

Посетители и близкие не должны мучить больного различными советами и наставлениями о том, как  лечиться. "Если бы я им следовал, - писал один из таких несчастных, - то мне надо было бы объездить все  курорты... Европы, исполнять всякого  рода гимнастические упражнения, прибегать  к массажу и пользоваться всеми  укрепляющими средствами, какие только имеются в аптеках. Тогда как... врачи запретили мне всякие усиленные  движения, всякие путешествия и прописали  строжайшую диету".

Период выздоровления, подобно  болезни, - особое состояние организма, проходящего через особые периоды. И к выздоравливающим, и к еще больным следует относиться как к детям. Нужно уметь различать мнимо- и истинно больных, поскольку уход за теми и другими диаметрально противоположен. Например, мнимые решительно отказываются от еды, когда им ее предлагают, однако, если оставить что-либо съестное на столе, то они ночью поедают все найденное, тогда как по-настоящему больной будет стараться похвастать перед врачом, сколь много он съел.

О качествах профессиональной сиделки.

При уходе за больными часто впадают  в две крайности: или потакают всем их прихотям и не оставляют  ни на минуту в покое, или напротив, ограничиваются чисто внешними вещами, игнорируя душевное состояние подопечных. Первым грешат матери и жены, а вторым - сиделки и сестры милосердия. Уход должен быть разумным, и, в сущности, он сводится к внешне малозаметным, но чрезвычайно важным мелочам. Заботливая сиделка умеет читать в глазах больного, понимая каждое выражение  его лица. Это не значит, что на него надо постоянно глазеть: личное участие сестры должно быть со стороны  мало заметным, но должно ощущаться даже в те моменты, когда она отсутствует, но все происходит само собой - в этом и состоит трудность ухода. Больного следует избавить от странных вопросов, типа "не желаете ли чего-нибудь?" - ведь для больных самое тягостное - думать о том, чего же они, собственно, хотят, поэтому в большинстве случаев отвечают: "Нет, ничего". Дать точные сведения о больном по его же высказываниям гораздо труднее, чем обычно думают. В его устах слова "Я прекрасно спал" могут значить и десять часов, проведенных во сне и два часа дремоты в течение тяжелой ночи. Опытность - в приобретении наблюдательности, а не в количестве трудовых лет. Нельзя стать опытным на основании того, что "всегда так делалось", и это глупость, что "каждая женщина - от природы сиделка", поскольку даже считающие себя профессиональными сиделками, порой, не знают элементарной азбуки ухода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Деятельность Ф. Найтингейл после Крымской войны. Основание школы медсестёр