Двадцатый век и обострение моральных проблем медицины
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:17, контрольная работа
Описание работы
В начале ХХ века развитие медико-биологических наук, появление новых
медицинских технологий, включающих методы анестезии, использование
антибиотиков вакцинацию и другие методы борьбы с инфекционными и
заразными заболеваниями, открыло большие перспективы для активного
вмешательства и преобразования жизни человека. Это время, когда
провозглашается и претворяется в жизнь идея о возможности
Содержание работы
Введение......................................................................................................................1
1. Преступления медиков нацистской Германии...................................................2-7
2. Нюрнбергский Кодекс (1946)-первый международный документ о нормах
морали в профессиональной деятельности медика..............................................7-9
3. Антигуманное использование медицины во второй половине 20 в. в развитых
странах мира. ВМА и ВОЗ и их важнейшие документы по медицинской
этике.......................................................................................................................10-14
4. Заключение.............................................................................................................15
5. Список использованной литературы.....
Файлы: 1 файл
План
Введение......................................................................................................................1
1. Преступления медиков нацистской Германии...................................................2-7
2. Нюрнбергский Кодекс (1946)-первый международный документ о нормах
морали в профессиональной деятельности медика..............................................7-9
3. Антигуманное использование медицины во второй половине 20 в. в развитых
странах мира. ВМА и ВОЗ и их важнейшие документы по медицинской
этике.......................................................................................................................10-14
4. Заключение.............................................................................................................15
5. Список использованной литературы...................................................................16
Введение
В начале ХХ века развитие медико-биологических наук, появление новых
медицинских технологий, включающих методы анестезии, использование
антибиотиков вакцинацию и другие методы борьбы с инфекционными и
заразными заболеваниями, открыло большие перспективы для активного
вмешательства и преобразования жизни человека. Это время, когда
провозглашается и претворяется в жизнь идея о возможности
целенаправленного вмешательства не только в патологические процессы, но и
коррекции нормальной жизнедеятельности человека, причем на всех уровнях –
биологическом, социальном, психическом. Все большее внимание уделяется
идее совершенствования человеческого рода по различным параметрам и при
помощи самых разных биомедицинских, психофизиологических, социально-
медицинских и других технологий.
В это время в области медицинской этики сохраняются многовековые традиции,
идущие от Гиппократа. В то же время исследования в области медицинской
генетики приводят к возникновению и необходимости осмысления проблем
возможной модификации человека не только на органо-тканном, но и
генетическом уровне. Идеи модификации человека, отбора «наиболее ценных»
представителей общества для создания нового типа общества, членами
которого будут здоровые, талантливые, работоспособные люди, достигают
своего наибольшего выражения в теориях евгеники и эвтаназии.
ХХ век стал временем в истории медицинской этики, как никакое другое
наполненным идеями конструирования, видоизменения, модификации человека.
Это время предельного обострения проблемы причинения вреда человеку, риска
негативных последствий от применения биомедицинских технологий не только
на уровне одного человека, но и на уровне больших человеческих общностей,
человечества в целом. Примерами таких негативных последствий стала
практика эвтаназии в нацистской Германии, исследования на людях с
нарушением норм медицинской этики и ряд других.
К концу ХХ – началу XXI веков, в связи с бурными социальными
потрясениями, появлением возможности самоуничтожения человечества на
первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием
абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду
его обитания. В 70-х годах 20 в. начинает формироваться новая форма
медицинской этики – биоэтика (биомедицинская этика).
1
Преступления медиков нацистской Германии
Предполагают, что основную роль в деятельности смертоносной гитлеровской
машины играли несколько авторитетных и влиятельных врачей, которые
прилагали усилия и применяли свой научный опыт для узаконивания процесса,
следствием которого явился Холокост . Поддержка этих врачей привела к ряду
крайне жестоких и кровавых событий, почти не имеющих аналогов в истории,
которые явились вызовом для международных морально-нравственных устоев,
политических принципов и правосудия. К преступлениям, совершенным от
имени медицины, относили бесчеловечные научные опыты над заключенными
и “неугодными” лицами, стерилизация и убийство людей в рамках “проекта
эвтаназии”, а также беспощадное и почти полное уничтожение различных
подгрупп представителей европейского населения, особенно цыган и живших в
Европе евреев.
Рассматривая психически больных как “лиц, не заслуживающих
существования”, врачи и “целители” создали техническую и “научную” основу,
с их точки зрения оправдывающую совершаемые зверства против этих людей.
Врачи играли значительную роль в разработке системы, направленной на
выявление, обозначение, транспортировку и убийство сотен тысяч психически
больных, а также лиц, “ущербных с национальной и когнитивной точки зрения”
(в первую подгруппу в рамках этого термина включались цыгане и евреи). Эта
система внедрялась в разных условиях – от централизованных психиатрических
больниц до тюрем и лагерей смерти.
Следует подчеркнуть, что роль нацистских врачей в развитии событий,
связанных с Холокостом, не была незначительной или случайной. Их роль
оказалась первостепенной и решающей в успешном осуществлении политики
нацистов, их замыслов и принципов, хотя этот факт редко признается мировой
медицинской общественностью.
Медицинская наука не отвергла Гитлера, наоборот, не оказывая какого-либо
активного и даже пассивного сопротивления, врачи направляли или
способствовали внедрению многих идеологических и практических
нововведений в рамках существующего режима. Главный врач рейха Леонард
Конти имел обыкновение с гордостью заявлять, что среди представителей всех
профессий именно врачи оказались первыми и наиболее активными
участниками национал-социалистского (нацистского) движения. В 1933 г., еще
до прихода Гитлера к власти, уже 3000 врачей являлись членами нацисткой
партии. Их число росло и к 1942 г. достигло 38 000 человек (более половины
всех врачей Германии). Именно врачи руководили убийством более миллиона
евреев в Аушвитце (Освенциме). Именно врачи осуществляли ежедневные
процедуры отбора в виде конвейера, в результате которых все вновь
прибывающие люди отправлялись в газовые камеры или расстреливались.
Именно врачи ежедневно наскоро осматривали тысячи заключенных лагерей и
отправляли пациентов с заразными заболеваниями на неминуемую гибель.
2
Именно врачи руководили проведением убийств в газовых камерах, констатируя
время наступления смерти своих жертв. Часто врачи сами вводили внутривенно
или внутрисердечно летальные дозы люминала или фенола тем лицам, которых
считали “неугодным”. В первые дни войны (в дальнейшем это уже даже и не
требовалось) они осуществляли контроль над заполнением фальшивых
свидетельств о смерти психически больных жертв (при уничтожении евреев
такие формальности не являлись необходимыми, так как убийство
представителей этой нации не требовало какого-либо прикрытия). Именно
врачам нацистской Германии давали рекомендации по сжиганию ужасающего
числа мертвых тел, которое намного превышало возможности крематориев
концлагерей. Таким образом, врачи обеспечивали технологию большинства
программ по уничтожению. Процесс расового “очищения” нации,
координировавшийся и осуществлявшийся врачами нацистской Германии, был
начат с принудительной стерилизации. Следующим шагом было убийство
“психически больных” детей и взрослых в психиатрических учреждениях
(которых часто отравляли насмерть угарным газом по рекомендации врача-
психиатра Вернера Хайде) и “психически больных” заключенных в
концентрационных лагерях . В конце концов все это привело к массовому
уничтожению – геноциду – в лагерях смерти.
Участие психиатров в геноциде
Одним из наиболее поражающих явлений, обнаруженных во время войны и
после нее, являлась решающая роль психиатров в геноциде. Многие из них
принимали деятельное участие в этом процессе и проявили себя как
убежденные сторонники кровавого бесчинства. Важно знать о
злоупотреблениях гитлеровских психиатров, начиная от отдельных действий и
кончая широкомасштабными и хорошо организованными мероприятиями,
поскольку это, возможно, позволит современным врачам определить главные
этические проблемы в этой области. Преступления психиатров гитлеровской
Германии охватывали широкий спектр явлений от нарушений
профессиональной этики до более значительных неправомерных действий с
морально-нравственной и социальной точки зрения, в том числе в пределах
психиатрических лечебниц. Действительно, среди представителей других
медицинских специальностей именно психиатрия и психиатры играли ведущую
роль в нацистском механизме, направленном на истребление, начиная от отбора,
выявления и обозначения психически больных лиц, до фактического
осуществления их уничтожения, причем все эти процедуры составляли
отлаженный и эффективно осуществлявшийся процесс истребления. Немецкое
движение приверженцев евгеники находилось под влиянием “экономического
кризиса, радикального национализма и гитлеровского тоталитаризма”, а также
многих психиатров, желающих принимать в нем участие, и их идеологического
стремления к реализации нацистских принципов на практике. Результаты
3
глубокого анализа текстов, касающихся участия медицины в нацисткой
деятельности, свидетельствуют о том, что роли психиатров уделялось
незначительное внимание, в частности, это касается материалов
международных психиатрических журналов.
Поскольку психиатры принимали как активное, так и второстепенное участие в
осуществлении программы по эвтаназии в рамках проектов национальной
партии, не существует статистических данных, на основе которых можно
получить представление о точном абсолютном или относительном количестве
психиатров, задействованных в ней. Единственным известным фактом является
то, что согласно Медицинскому календарю Германии на 1933 г. Немецкая
ассоциация психиатров и неврологов состояла из 1060 членов (из них
приблизительно 700–800 врачей были психиатрами).
Многие знаменитые психиатры ввиду своей профессии принимали активное
участие в зверствах, большинство из них смогли получить высокие звания в
нацистской партии, и, вероятно, что значительная их часть была вовлечена в
кровопролитие. Их деятельность продолжалась в нацистских лагерях смерти,
где “выдающиеся представители” профессии лично принимали участие в
процессе отбора сотен тысяч евреев, направленных на уничтожение, а также
детей, возвращенных из газовых камер, для их использования в ужасающих
медицинских экспериментах. Психиатры играли значительную, если и не
основную, роль в главных преступлениях против человечества: стерилизации и
эвтаназии.
Стерилизация
Психиатры были движущей силой в разработке политики, направленной на
принудительную стерилизацию множества людей, расцененных как
непригодные для воспроизведения потомства. Одним из создателей этого
проекта, внедренного после ряда совещаний нескольких ведущих расовых
гигиенистов Германии (включая Фрица Ленса, Альфреда Плоэтца и Герхарда
Вагнера), являлся заслуженный и известный многими публикациями профессор
психиатрии Эрнст Рудин.
Он призывал к принудительной стерилизации “балластных существ”
(ballastexistenzen) и был автором официально признанного руководства по
внедрению принципов принудительной стерилизации больных шизофренией с
евгенической целью.
Этот закон, введенный в действие в июле 1933 г., был основан на
рекомендациях ученых, занимавшихся евгеникой, которые призывали к
принудительной стерилизации лиц, страдающих психическими и
наследственными заболеваниями. Многие ученые действовали согласно
принципам, которые, с их точки зрения, представляли подлинные интересы
общества. Таким образом, медицина превратилась в движущую силу,
способствовавшую внедрению евгеники, ставшей защитным фоном для
4
расизма. Из 300 000–400 000 лиц, подвергшихся стерилизации, приблизительно
60% были признаны страдающими психическими заболеваниями. Диагнозы,
считавшиеся основанием для проведения стерилизации, включали
шизофрению, циклотимию, наследственные формы эпилепсии, хорею
Гентингтона и задержку умственного развития.
Большинство процедур стерилизации было проведено в предвоенные годы
(1934–1937 гг.) и потребовало неимоверных усилий со стороны врачей. Случаи
стерилизации оказались лишь началом процесса, который был объявлен в 1933
г. инспектором здравоохранения Баварии Вальтером Шульцем, представителям
Мюнхенской государственной медицинской академии, как мера, направленная
на “прекращение существования оравы психопатов, слабоумных и других
неполноценных лиц, угрожающей представителям немецкой нации”.
Эвтаназия
Внедрение проекта, связанного с эвтаназией, в который было вовлечено
гражданское население Германии (не только евреи), началось перед войной и
продолжилось в первые ее годы, однако было официально приостановлено,
когда целые семьи узнали о его существовании. Этот проект был обозначен как
программа “Т4” на основе адреса основного координирующего учреждения
(Тиергартенштрассе, дом 4), расположенного в центре Берлина. К моменту
формального закрытия в 1941 г., когда была официально прекращена фаза
операции по уничтожению путем отравления газом (неофициальная реализация
программы продолжалась в дальнейшем на протяжении нескольких лет), было
уничтожено 70 273 человека с различными формами психических заболеваний
во имя расовой гигиены и медицины. Точное количество стало известным
благодаря тщательному учету, проводимому комитетом, руководившим
операцией. Были убиты тысячи детей с соматическими и неврологическими
заболеваниями. Известный врач нацистской Германии Фриц Кляйн
хладнокровно защищал убийц, утверждая, что как врач он считает крайне
важным сохранить жизнь, однако для этого иногда приходится прибегать к
агрессивным мерам, таким как, например, удаление гангренозного аппендикса.
С его точки зрения, эти дети, а также евреи представляли собой гангренозный
аппендикс для человечества, который необходимо удалить.
Убийство психически больных с помощью врачей являлось секретом,
известным всем, при этом клиницисты-психиатры и административные
работники на разных уровнях объединялись для осуществления этой цели.
Известный профессор психиатрии и главный эксперт по проведению эвтаназии
Макс де Кринис даже предупреждал, что мало кто захочет изучать психиатрию
после осуществления проекта по эвтаназии, так как почти не окажется
пациентов. Аналогичным образом Карл Шнайдер, ведущий профессор
психиатрии и председатель Управления по осуществлению расовой политики
нацистской партии, предостерегал о возможности прекращения существования
5
психиатрии как сферы деятельности и ее “банкротства” по причине
стерилизации и эвтаназии.
Главные психиатры нацистской Германии являлись основной опорой этого
процесса. Они отбирали психиатрические учреждения и потенциальные жертвы
для “эвтаназии”, направляли бюрократическую систему в сторону
официального узаконивания убийства, а также отбирали и рекомендовали
палачей. Профессор психиатрии и директор Горденской психиатрической
больницы Ганс Хайнце был назначен в самый высокий экспертный комитет,
осуществляющий контроль за реализацией программы по эвтаназии, в рамках
которой применялись различные виды инъекций морфина, отравление
цианидами, боевыми отравляющими веществами, расстрелы и изнурение
голодом. Многие из этих убийств происходили в пределах различных
психиатрических лечебниц, включая известные учреждения, такие как в
Бернбурге, Бранденбурге, Графенеке, Гартхайме, Зонненштейне и Гадамаре. Все
психиатрические больницы давали быстрое и молчаливое согласие на
предоставление списков пациентов, которые пребывали в стационаре более 5
лет, психически невменяемых правонарушителей и нетрудоспособных лиц.
Следует отметить, что на фоне осуществления основной деятельности в рамках
программы по эвтаназии лишь в пределах психиатрических учреждений вряд
ли было возможно достижение потенциального “успеха” без вовлечения
амбулаторного звена и сотрудничества с частным образом практикующими
психиатрами. Они приняли на себя задачи по выявлению и составлению
списков соответствующих лиц, которые в дальнейшем были помещены в
указанные учреждения для проведения эвтаназии. Точное число психиатров,
участвовавших в этой начальной фазе процесса по внедрению эвтаназии,
остается неизвестным, однако, судя по масштабам программы, в которую они
были вовлечены, можно заключить, что количество этих врачей было,
несомненно, велико. Участие еврейских психиатров в программе по эвтаназии,
вероятно, было минимальным или его вообще не было, так как основная часть
этого проекта была реализована в самом конце 1930-х – середине 1940-х годов.
При этом к 1935 г. не выдано ни одной новой лицензии на клиническую
практику представителям еврейской национальности, а к концу 1938 г. все
лицензии, выданные врачам-евреям, были аннулированы.
Программа по эвтаназии официально прекратила свое существование в 1941 г.,
еще 1 000 000 пациентов были замучены голодом до смерти в немецких
психиатрических больницах с 1942 по 1945 г. , при этом количество убийств,
совершаемых психиатрами, не уменьшалось. Например, из 3950 психически
больных, пребывавших в психиатрической лечебнице Мезеритц-Обравальде в
1944 г., 3814 человек умерло перед окончанием войны, при этом многие – в
течение первых недель после поступления в клинику в результате введения
скополамина.
Программа по эвтаназии была (официально) ликвидирована, но газовые
6
камеры, замаскированные под душевые кабины, применялись в
психиатрических учреждениях Германии. Они были затем повторно
установлены на востоке для проведения широкомасштабных операций в рамках
геноцида, в основном направленных на уничтожение евреев, в лагерях Аушвитц
(Освенцим), Бельцек, Майданек, Собибор и Треблинка. Психиатрические
учреждения также выполняли роль связующего звена между ранее проводимой
программой по эвтаназии и последующим крупномасштабным истреблением
евреев и других категорий людей (например, гомосексуалистов) в процессе
расового очищения и убийства “неугодных” людей. После того как в 1939 г.
разразилась война, процесс осуществления нацистской расовой гигиены
(изначально внедренный в психиатрических учреждениях) трансформировался
из программы по контролю репродукции, вступления в брак и убийству лиц,
чьи жизни были расценены как “не заслуживающие существования”, в
широкомасштабное уничтожение и истребление лиц, рассматриваемых как
“биологическая” угроза для немецкой нации.
Нюрнбергский Кодекс (1946)-первый международный документ о нормах морали в
профессиональной деятельности медика
Нюрнбергский кодекс- был принят Нюрнбергским трибуналом после
завершения Нюрнбергского процесса над нацистскими врачами в августе 1947
года.
На этом процессе были раскрыты вопиющие факты чудовищных
медицинских экспериментов над миллионами людей.
Находящиеся
в
концентрационных
лагерях
дети,
женщины
и
военнопленные были для нацистских медиков подопытными «животными». Ну
а кто будет спрашивать у животного его мнения или желания участвовать в
научных исследованиях? Кто будет объяснять животному о возможных
последствиях того или иного опыта? Конечно же никто этого делать не будет.
Нюрнбергский кодекс стал первым международным документом
описывающим принципы проведения медицинских опытов на людях, вводящий
этические
нормы
для
ученных,
занимающимися
медицинскими
экспериментами.Основной
принцип
сформулированный
Нюрнбергским
трибуналом в рамках Нюрнбергского кодекса сводится к тому, что для
проведения эксперимента на человеке необходимо его добровольное
осознанное согласие после предоставления ему полной информации о
характере, продолжительности и цели проводимого эксперимента; о методах и
способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях,
7
связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных
последствияхдля физического или психического здоровья испытуемого,
могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.
Нюрнбергский кодекс
Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать
вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают
этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их
проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками.
Защитники практики проведения экспериментов на людях оправдывают свои
взгляды на том основании, что результаты таких экспериментов чрезвычайно
полезна для всего общества, чего невозможно достичь с помощью других
методов исследования. Все согласны, однако, что нужно соблюдать
определенные основополагающие принципы, удовлетворяющие соображениям
морали, этики и закона.
1. Абсолютно необходимым условием проведения эксперимента на человеке
является добровольное согласие последнего.
Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого,
должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность
осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо
элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых
форм давления или принуждения; обладать знаниями, достаточными для того,
чтобы понять суть эксперимента и принять осознанное решение. Последнее
требует, чтобы до принятия утвердительного решения о возможности своего
участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован о
характере, продолжительности и цели данного эксперимента; о методах и
способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях,
связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях
для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть
в результате его участия в эксперименте.
Обязанность и ответственность за выяснение качества полученного
согласия лежит на каждом, кто инициирует, руководит или занимается
проведением данного эксперимента. Это персональная обязанность и
ответственность каждого такого лица, которая не может быть безнаказанно
переложена на другое лицо.
2.
Эксперимент должен приносить обществу положительные результаты,
недостижимые другими методами или способами исследования; он не должен
носить случайный, необязательный по своей сути характер.
8
3.
Эксперимент должен основываться на данных, полученных в
лабораторных исследованиях на животных, знании истории развития данного
заболевания или других изучаемых проблем. Его проведение должно быть так
организовано, чтобы ожидаемые результаты оправдывали сам факт его
проведения.
4.
При проведении эксперимента необходимо избегать всех излишних
физических и психических страданий и повреждений.
5. Ни один эксперимент не должен проводиться в случае, если "a priori" есть
основания предполагать возможность смерти или инвалидизирующего ранения
испытуемого; исключением, возможно, могут являться случаи, когда врачи-
исследователи выступают в качестве испытуемых при проведении своих
экспериментов.
6. Степень риска, связанного с проведением эксперимента, никогда не
должна превышать гуманитарной важности проблемы, на решение которой
направлен данный эксперимент.
7. Эксперименту должна предшествовать соответствующая подготовка, и
его проведение должно быть обеспечено оборудованием, необходимым для
защиты испытуемого от малейшей возможности ранения, инвалидности или
смерти.
8. Эксперимент должен проводиться только лицами, имеющими научную
квалификацию. На всех стадиях эксперимента от тех, кто проводит его или
занят в нем, требуется максимум внимания и профессионализма.
9. В ходе проведения эксперимента испытуемый должен иметь возможность
остановить его, если, по его мнению, его физическое или психическое
состояние делает невозможным продолжение эксперимента.
10. В ходе эксперимента исследователь, отвечающий за его проведение,
должен быть готов прекратить его на любой стадии, если профессиональные
соображения, добросовестность и осторожность в суждениях, требуемые от
него, дают основания полагать, что продолжение эксперимента может привести
к ранению, инвалидности или смерти испытуемого.
9
Антигуманное использование медицины во второй половине 20 в.
в развитых странах мира. ВМА и ВОЗ и их важнейшие
документы по медицинской этике.
Наверное, ни одна из отраслей знания не дает так много человеку, как
медицина. Вместе с тем, самая гуманная из наук, как ни одна другая, постоянно
вступает в конфликт с моралью и нравственностью. Со времен Нюрнбергского
процесса, рассказавшем миру о чудовищных "научных" экспериментах
нацистской "медицины" над узниками концлагерей, сложился международный
стереотип врача-преступника, "убийцы в белом халате". Этим термином охотно
пользовалась сталинская пропаганда в разгар антисемитской кампании против
"врачей-убийц"
.
Аборты. Общественный вердикт гинекологам — детоубийцы. Эвтаназия из
сострадания. Вердикт — убийцы беспомощных стариков. Эксперименты в
лабораториях над крысами, свинками, собаками и обезьянами. Это уже
садисты, жестокое обращение с животными... Список смертных грехов "убийц в
белых халатах" намного больше библейского. Клонирование, генная инженерия,
пластическая хирургия, смена пола, пересадка органов... Да мало ли еще
поводов для суда Божьего и людского?
Как правило, наветы и ярлыки на медиков не справедливы — это побочный
результат работы на стыке науки, религии и морали. Но, будем честными, дыма
без огня тоже нет.
До 1970-х годов американскими медиками проводились научные опыты и
тестирование новых лекарств на умалишенных, преступниках, бомжах и
расовых меньшинствах. Сначала это происходило в США, впоследствии — за
рубежом. Мягко говоря, "неэтичные" эксперименты были вполне законными,
выполнялись, в основном, по заказам фармацевтических компаний и
федерального (!) правительства. С разрешения властей подопытный контингент
исследователям предоставляли психиатрические больницы, тюрьмы и приюты
для бездомных. Собственно, имея законный карт-бланш, ученые не делали
особого секрета из результатов исследований, их следы без труда можно найти
во многих специальных изданиях и публикациях. Единственное, о чем
умалчивали слуги Гиппократа, на ком отрабатывались опыты. Для чистой науки
сей факт уже не имел особого значения.
Спусковым крючком для работы этической комиссии при президенте Обаме
послужили записи сотрудника общественного здоровья Джона Катлера,
обнаруженные в архивах Питтсбургского университета осенью прошлого года.
В них чиновник отчитывался перед начальством о результатах преднамеренного
заражения сифилисом семисот жителей Гватемалы. В 1946-48 годах
американские медики проводили клинические исследования пенициллина на
10
гватемальских заключенных, сумасшедших и бомжах.
Гватемальская история послужила поводом для более тщательного
расследования сомнительных методов работы американской медицинской науки
и фармацевтики в целом. Справедливости ради, век антигуманных
экспериментов был недолгим, это 1930-1970-е годы, но в истории
отечественной медицины он оставил "яркий" след. Вот некоторые из этапов
"славного" пути.
В 1930-х годах медики проводят наблюдение за ходом течения специфической
разновидности "негритянского сифилиса" (Tuskegee syphilis) у шестисот
больных из черных гетто Алабамы. Пенициллин больным не давали. Ученым
было важно не излечение, а полная картина болезни на всех ее этапах.
Большинство "контингента" умерло от сифилиса, не получив от врачей помощи.
1942 год. В рамках правительственного гранта д-р Джонс Солк искусственно
заражает пациентов психиатрической больницы Ypsilanti, штат Мичиган,
вирусом гриппа. Черное и белое шагают рядом. Впоследствии д-р Солк изобрел
вакцину против полиомиелита.
В те же сороковые д-р Пол Хевенс, опять же на деньги правительства, заражал
вирусом гепатита умалишенных в клиниках Коннектикута. Позднее д-р Хевенс
стал экспертом вирусных болезней Всемирной Организации Здравоохранения
ООН.
Во время Второй мировой войны американских заключенных не брали в армию,
но они по своему отдавали патриотический долг Родине. В ряде федеральных
тюрем страны на преступниках испытывали антималярийные лекарства для
солдат, воевавших на Тихоокеанском фронте.
В 1940-х годах на арестантах подростковой тюрьмы штата Нью-Йорк
проводились исследования способов распространения вируса желудочного
гриппа. В частности, молодым людям давали пить растворы с "добавками"
суспензий кала больных желудочным гриппом.
В 1950-х годах в рамках правительственного заказа были заражены гонореей
заключенные-афроамериканцы федеральной тюрьмы Атланты.
На 1950-е годы в США приходится бум исследований на заключенных тюрем и
пациентах психиатрических больниц. Основные заказчики — федеральное
правительство, медицинская индустрия и фармацевтические корпорации.
Половина штатов практически беспрепятственно разрешали использовать
заключенных подведомственных тюрем в качестве подопытных кроликов.
Причем, без их разрешения и согласия. Через сорок масштабных медицинских
проектов прошли десятки тысяч заключенных, умалишенных и безнадежно
больных.
Спад бесконтрольного использования по сути бесправных людей в качестве
лабораторного материала начался в 1960-х годах. Первой ласточкой стало дело
об инъекциях раковых клеток пациентам Бруклинского госпиталя хронических
заболеваний в Нью-Йорке. Вторым — изучение гамма-глобулина на
11
искусственно зараженных гепатитом умственно отсталых детях в нью-йоркской
спецшколе на Стейтен-Айленде. Благодаря журналистам и адвокатам, проблема
дошла до слушаний в Конгрессе. За ними последовали конкретные меры —
никого не судили, никого с работы не сняли, но на порочную практику был
наложен тотальный запрет.
Всемирная Медицинская Ассоциация (ВМА)— Всемирный врачебный
парламент, международная организация, представляющая врачей мира и
устанавливающая международные нормы медицинской деятельности,
обязательные для исполнения врачами всех стран, — основана 17 сентября 1947
года на Первой Генеральной Ассамблее ВМА в Париже, в которой приняли
участие национальные медицинские организации (НМО) из 27 стран.
Организация была создана для того, чтобы обеспечить гарантии независимости
врачей и высокие стандарты их этической деятельности, что было особенно
важно после Второй Мировой войны, и за всю историю ВМА всегда оставалась
независимой международной медицинской организацией, устанавливающей
международные нормы в деятельности врачей. Финансирование
осуществляется за счет ежегодных взносов ее членов — национальных
медицинских организаций почти из 80 стран мира.
ВМА ежегодно проводит Генеральные Ассамблеи, на которых НМО могут
свободно выразить свое мнение по актуальным проблемам медицины, придти к
консенсусу по вопросам высоких стандартов медицинской этики и
профессиональной компетенции, чтобы пропагандировать профессиональную
свободу врачей всего мира.
Такое уникальное партнерство способствует высококлассному гуманному
подходу к пациентам, улучшая качество жизни людей во всем мире.
Миссия ВМА
Цель ВМА — служить человечеству, стараясь достичь высших международных
стандартов в медицинском образовании, медицинской науке, медицинском
искусстве и медицинской этике и охране здоровья во всем мире.
Мадридская Декларация о профессиональной автономии и
самоуправлении врачей принята 39-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей.
Мадрид, Испания, октябрь 1987.
Осознавая необходимость установления врачебной профессиональной
автономии во всем мире и создания соответствующих механизмов
самоуправления, учитывая связанные с этим проблемы и вызовы со стороны
общества, Всемирная Медицинская Ассоциация принимает настоящую
Декларацию:
•1. Главная цель профессиональной автономии — обеспечение свободы
12
профессиональных решений врача при оказании медицинской помощи в
соответствии с «Декларацией о независимости и профессиональной
свободе врача», принятой ВМА в октябре 1986 г.
•2. ВМА и ее члены — национальные медицинские организации — вновь
подтверждают значение профессиональной автономии, как непременного
условия оказания высококачественной медицинской помощи.
Следовательно, профессиональная независимость врача необходима
пациентам, а потому достойна охраны и защиты. ВМА и национальные
медицинские организации подтверждают приверженность принципу
профессиональной врачебной автономии, как одному из важных
принципов медицинской этики.
•3. Из права на профессиональную автономию вытекает ответственность
врачей за обеспечение самоуправления в своей медицинской
деятельности. Вне зависимости от системы здравоохранения,
существующей в данном государстве, только сами врачи должны
регулировать профессиональные отношения и деятельность отдельных
врачей.
•4. ВМА обращается к своим членам — национальным медицинским
организациям — с призывом создавать и поддерживать структуры
врачебного самоуправления в своих странах и активно участвовать в их
работе. Эффективное самоуправление — залог профессиональной
независимости в вопросах оказания медицинской помощи.
ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области
здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет
ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем
глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных
исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов,
разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической
поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения
и оценку динамики ее изменения.
В 21-м веке охрана здоровья является общей обязанностью, которая включает
обеспечение справедливого доступа к основным видам медико-санитарной
помощи и общую защиту от транснациональных угроз.
Ключевые документы ВОЗ:
Доклад о состоянии здравоохранения в мире — ведущее издание ВОЗ
Впервые опубликованный в 1995 году, "Доклад о состоянии здравоохранения в
мире" является ведущим изданием ВОЗ. Ежегодно в докладе дается экспертная
13
оценка глобального состояния здравоохранения, включающая статистические
данные по всем странам, с акцентом на какую-либо конкретную тему.
Основная задача доклада — предоставить странам, учреждениям-донорам,
международным организациям и другим субъектам информацию, необходимую
им для формирования политики и принятия решений по финансированию.
Доклад предназначается также для более широкой аудитории от университетов,
больниц при учебных заведениях и ВУЗов до журналистов и широкой
общественности— всех, кто проявляет профессиональный или личный интерес
к вопросам международного здравоохранения.
Доклад "Мировая статистика здравоохранения"
Ежегодные доклады ВОЗ "Мировая статистика здравоохранения" включают в
себя самые последние медико-санитарные данные, полученные от государств-
членов ВОЗ.
Международные медико-санитарные правила (ММСП)
При поддержке ВОЗ 194 государства-участника Международных медико-
санитарных правил (ММСП) осуществляют эти глобальные правила по
усилению безопасности в области общественного здравоохранения на
национальном, региональном и глобальном уровне.
Основными этапами для стран являются оценка к июню 2009 года своих
возможностей в области проведения эпиднадзора и принятия ответных мер, а
также разработка и выполнение планов действий для обеспечения
функционирования этих основных возможностей к 2012 году.
14
Заключение
На немецкой психиатрии до сих пор лежит пятно жестокого прошлого, от
которого нельзя избавиться. Когда психиатрам нацистской Германии удавалось
приводить в действие программу по уничтожению, они не были одиноки в
рассмотрении этого процесса в качестве одного из методов лечения.
Поразительно и то, что даже в известном “American Journal of Psychiatry” была
в 1942 г. опубликована статья (выдающимся нью-йоркским неврологом
Фостером Кеннеди, который впервые выявил синдром, названный его именем и
характеризующийся атрофией зрительного нерва, центральной скотомой,
аносмией и отеком диска зрительного нерва на противоположной стороне), в
которой выражалась поддержка убийства умственно отсталых детей старше 5
лет – “безнадежных пациентов, которые не должны были вообще родиться, –
ошибки природы”.
Вопрос о том, что именно заставляло уважаемых и сострадательных
психиатров парадоксально принимать радикальную нацистскую идеологию,
остается без ответа. Общественная функция, которую они выполняли,
несомненно, была аморальной. Но тогда какую роль должны на себя принимать
психиатры в случае возникновения неотложных проблем, связанных с
социальной и политической справедливостью, особенно в
клинических условиях? Какую роль должны играть психиатры в ходе
общественной дискуссии и потенциального протеста?
Следует изначально отметить, что основные положения дискуссии по
медицинской этике радикально изменились с конца Второй мировой войны.
Наиболее значимым является осознание того, что нацисты проводили
ужасающе жестокие эксперименты под маской медицинской науки или
“псевдонауки” (включая стремление к расовой гигиене).
В наши дни существует надежда, что повторение событий Холокоста едва ли
возможно, однако из истории следует извлечь важные уроки, касающиеся этики
поведения ученых и клиницистов и возрастающей роли психиатров в обществе.
Обладая способностью к исцелению, врачи в целом, а также психиатры в
частности пользуются правом влияния на своих пациентов. Молодым врачам
необходимо объяснять, насколько необходимо принимать на себя
ответственность и сознавать недопустимость злоупотребления своими
полномочиями.
15
Список использованной литературы:
1)Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика»(Биоэтика)-М.,2003
2)Александр Леонидович Медицинская наука в условиях диктатуры. N Engl J
Med 1949; 241: 39-47.
3)Лифтона Р. нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида.
Ю. Н.: Basic, 1986.
4)Катер М. Врачи при Гитлере. Chapel Hill: Университет Северной Каролины
Пресс, 1989
5)Проктор RN. Расовая гигиена: медицине при нацистах. Cambridge: Harvard
University Press, 1988.
6)http://www.psychepravo.ru
7)http://www.who.int/ihr/ru/index.html
16
Информация о работе Двадцатый век и обострение моральных проблем медицины