Фармацевтическая этика и деонтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. Но по мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.д.

Изучением проблем этики занимались в разное время Конфуций и Кант, Ницше и Платон, Сократ и Шопенгауэр, а также еще тысячи других людей - философов, политиков, предпринимателей и религиозных деятелей. Их мнения о «правилах совместного проживания» часто разнились, но так называемое золотое правило этики - «не делай другим того, чего не желаешь себе» - существовало в том или ином виде независимо в разных культурах.

Содержание работы

Введение

. Историческое становление этики и деонтологии

. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии

. Морально-правовые аспекты фармацевтической профессии

. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество

. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт)

. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач)

Заключение

Приложения

Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 

Аптекари Российской империи вроде бы соглашались с ролью фармации как вечной помощницы медицины. Однако звучали нарекания на ее неравноправное положение в вертикали государственной власти.

 

Сегодня, однако, ясно, что земские  закупки лекарств в Российской империи  стали тем полигоном, где оптовыми и производственными фармацевтическими фирмами опробовались схемы сбыта, господствующие на постсоветском пространстве. Врачей так и не удалось вытеснить из схем закупок на уровне лечебных учреждений, и Минздрава. Более того: они оказались нужны фармации в роли промоутеров лекарственной продукции (14).

 

Главным во взаимоотношениях фармацевтического  и медицинского работников как коллег является общая цель - сохранение здоровья и благополучия пациента. Фармацевтический работник как специалист в отрасли лекарствоведения обязан:

 

информировать врача о лекарственных  средствах, их наличии, особенностях фармакотерапии, использовании аналогов;

 

предоставлять врачу полную информацию о новых профилактических, диагностических  и лечебных средствах;

 

требовать от врача четкого выполнения установленных нормативными актами правил выписывания рецептов;

 

выявлять ошибки в прописывании лексредств и обсуждать их только с медицинским работником. Следует  помнить, что даже незначительная неточность в прописывании, изготовлении и предоставлении информации о лекарственном средстве может привести к непоправимым последствиям и вреду здоровью пациента.

 

Профессиональные отношения между  фармацевтическим работником и врачом должны строиться на основе партнерства, взаимного уважения и доверия, поддержки авторитета друг друга в глазах больного и общественности.

 

Фармацевтический работник не должен:

 

подменять врача в выборе лекарственных  средств и предлагать их по собственному усмотрению, поскольку он не имеет  достаточной информации об индивидуальных особенностях организма пациента и течения болезни;

 

допускать случаи нетактичных выражений  в адрес врача в присутствии  пациента.

 

В свою очередь врач не должен умалять  профессиональную роль и ущемлять достоинство  фармацевтического работника.

 

Сотрудничество фармацевтического  работника и врача должно быть направлено на выбор наиболее эффективных  и доступных лексредств, оптимальной  лекарственной формы и дозы, рациональной схемы лечения и способа их приема.

 

Фармацевтический работник должен сделать все возможное для обеспечения пациента лекарственным средством в соответствии с показаниями к назначению, химическим составом, дозировкой, формой отпуска и количеством, прописанных врачом.

 

Сотрудничество фармацевтического  работника с медицинскими представителями фармацевтических компаний и врачами по продвижению лекарственных средств должно основываться на приоритетах качества, эффективности, биодоступности, а не только на экономических характеристиках этих лекарств (3).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря.

 

Много внимания роли фармацевта, этическим  и деонтологическим аспектам фармацевтической деятельности уделяет Всемирная  организация здравоохранения. Под  ее эгидой был проведен ряд совещаний, где подчеркнута важная роль фармацевта в системе здравоохранения как специалиста и помощника врача по содействию рациональному назначению и использованию лекарственных средств. Первое Европейское региональное совещание, посвященное роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, состоялось в Мадриде в 1988 г. Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов» прошло в Нью-Дели, тоже в 1988 г. Второе (глобальное) совещание «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» - в 1993 г. Третье совещание в Ванкувере было посвящено подготовке будущих фармацевтов и разработке учебных программ. Сформулированы современные требования к фармацевту, которые получили название «фармацевт 7 звездочек», а именно:

 

фармацевт - работник системы здравоохранения;

 

он способен принимать ответственные  решения;

 

он - специалист по коммуникациям, т.к. является посредником между врачом и пациентом;

 

готов к лидерству в интересах  общества;

 

руководитель, способный управлять ресурсами;

 

готов учиться всю жизнь;

 

учитель, участвует в подготовке будущих поколений фармацевтов.

 

Фармацевт сегодня - не просто продавец, он носитель знаний. Назначая препарат, врач должен исходить из представлений  не только о болезни, но и о фармакокинетике, биохимии, трансформации, синергизме, антагонизме лекарственного средства. В этом ему достаточно сложно ориентироваться. Поэтому во многих развитых странах основная ответственность обеспечения безопасности лекарственных средств возлагается на клинического фармацевта. Именно он является звеном между врачом и пациентом, давая объективную достоверную информацию о препарате, обеспечивая, таким образом, безопасность пациента и рациональную фармакотерапию.

 

Одна из особенностей работы провизора - это преодоление различных психологических барьеров, возникающих при общении с посетителями аптеки. Часто главными считаются такие качества, как навык общения с посетителем, защита от агрессии клиентов и стрессов.

 

Профессионалу-фармацевту присущи  высокие моральные качества: уважение ко всем пациентам, открытость и честность действий, приоритет интересов пациента, умение сочувствовать и сопереживать. Он четко выполняет требования фармацевтической деонтологии в отношении пациента, врача, коллег, реализация же высокой миссии провизора - сохранение и укрепление здоровья человека, достигается при выполнении им обязанностей и функций:

 

обладать высоким профессионализмом (знать фармацевтический рынок, оказывать  надлежащую фармацевтическую опеку, содействовать рациональному назначению и использованию лексредств);

 

участвовать в борьбе с продвижением и распространением фальсифицированных, субстандартных и незарегистрированных лекарственных средств;

 

сохранять конфиденциальность информации;

 

оказывать первую доврачебную помощь;

 

поддерживать надлежащий внешний  вид.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

Рис. 1 Критерии «идеального провизора» с точки зрения руководителей  аптечных учреждений (7)

 

 

 

Рис. 2 Этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности провизора (7)

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Гаврилина Н.И., Шульженко В.И., Бурова Г.П. Этика, деонтология  и психология в работе фармацевта  и провизора // Новая аптека. - 2007. - № 9. - С. 58-61.

 

. Горелова Л.Е. Высокая миссия  фармацевта // РМЖ (Ревматология). - 2002. - № 6. - С.317-318.

 

. Гулимбетова Ж.У. Об этике  и деонтологии в практической  деятельности фармацевтов и провизоров // Вестник ЮКГМА. - 2010. - № 1. - С. 161-163.

 

. Ибрагимова Г.Я., Сбоева С.Г.  Фармацевтическая этика и деонтология:  Учебное пособие. - Уфа: Башкирский государственный медицинский университет, 2001. - 133 с.

 

. Кодекс  медицинской деонтологии. - Киев: «Дух i лiтера», «Сфера», 1998. - 164 с.

 

. Корнюшин  В. Профессиональная этика и  деонтология фармацевта: прошлое,  настоящее, будущее? // Фармацевтический вестник. - 2011. - № 30 (646).

 

. Лагуткина  Т.П. Фармацевтическая этика - необходимость настоящего времени  // Московские аптеки. - 2004. - № 7-8.

 

. Лопатин  П.В., Карташова О.В. Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 272 с.

 

. Силуянова  И.В. Биоэтика в России: ценности и законы: Учебная литература для студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов. - М., 1997. - 224 с.

 

. Эльяшевич  Е.Г. Деонтология взаимоотношений  между фармацевтами // Новая аптека. - 1999. - № 9. - С. 28-31.

 

. Эльяшевич  Е.Г. Фармацевтическая деонтология // Фармация. - 1986. - № 6. - С. 58-62.

 

. Эльяшевич  Е.Г. Фармацевту о деонтологии. - Минск: «Вышейшая школа», 1982. - 224 с.

 

. Этический  кодекс фармацевтического работника  России. - М.: медицина, 1996.

 

. Юдин Б.Г.  Введение в биоэтику. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 243 с.

 

. Яровинский  М.Я. Медицинская этика (биоэтика): Учебное пособие. - М.: Медицина, 2006. - 448 с.


Информация о работе Фармацевтическая этика и деонтология