Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа
Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. Но по мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.д.
Изучением проблем этики занимались в разное время Конфуций и Кант, Ницше и Платон, Сократ и Шопенгауэр, а также еще тысячи других людей - философов, политиков, предпринимателей и религиозных деятелей. Их мнения о «правилах совместного проживания» часто разнились, но так называемое золотое правило этики - «не делай другим того, чего не желаешь себе» - существовало в том или ином виде независимо в разных культурах.
Введение
. Историческое становление этики и деонтологии
. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии
. Морально-правовые аспекты фармацевтической профессии
. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество
. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт)
. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач)
Заключение
Приложения
Литература
Аптекари Российской империи вроде бы соглашались с ролью фармации как вечной помощницы медицины. Однако звучали нарекания на ее неравноправное положение в вертикали государственной власти.
Сегодня, однако, ясно, что земские закупки лекарств в Российской империи стали тем полигоном, где оптовыми и производственными фармацевтическими фирмами опробовались схемы сбыта, господствующие на постсоветском пространстве. Врачей так и не удалось вытеснить из схем закупок на уровне лечебных учреждений, и Минздрава. Более того: они оказались нужны фармации в роли промоутеров лекарственной продукции (14).
Главным во взаимоотношениях фармацевтического и медицинского работников как коллег является общая цель - сохранение здоровья и благополучия пациента. Фармацевтический работник как специалист в отрасли лекарствоведения обязан:
информировать врача о лекарственных средствах, их наличии, особенностях фармакотерапии, использовании аналогов;
предоставлять врачу полную информацию о новых профилактических, диагностических и лечебных средствах;
требовать от врача четкого выполнения установленных нормативными актами правил выписывания рецептов;
выявлять ошибки в прописывании лексредств и обсуждать их только с медицинским работником. Следует помнить, что даже незначительная неточность в прописывании, изготовлении и предоставлении информации о лекарственном средстве может привести к непоправимым последствиям и вреду здоровью пациента.
Профессиональные отношения
Фармацевтический работник не должен:
подменять врача в выборе лекарственных средств и предлагать их по собственному усмотрению, поскольку он не имеет достаточной информации об индивидуальных особенностях организма пациента и течения болезни;
допускать случаи нетактичных выражений в адрес врача в присутствии пациента.
В свою очередь врач не должен умалять профессиональную роль и ущемлять достоинство фармацевтического работника.
Сотрудничество
Фармацевтический работник должен сделать все возможное для обеспечения пациента лекарственным средством в соответствии с показаниями к назначению, химическим составом, дозировкой, формой отпуска и количеством, прописанных врачом.
Сотрудничество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря.
Много внимания роли фармацевта, этическим и деонтологическим аспектам фармацевтической деятельности уделяет Всемирная организация здравоохранения. Под ее эгидой был проведен ряд совещаний, где подчеркнута важная роль фармацевта в системе здравоохранения как специалиста и помощника врача по содействию рациональному назначению и использованию лекарственных средств. Первое Европейское региональное совещание, посвященное роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, состоялось в Мадриде в 1988 г. Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов» прошло в Нью-Дели, тоже в 1988 г. Второе (глобальное) совещание «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» - в 1993 г. Третье совещание в Ванкувере было посвящено подготовке будущих фармацевтов и разработке учебных программ. Сформулированы современные требования к фармацевту, которые получили название «фармацевт 7 звездочек», а именно:
фармацевт - работник системы здравоохранения;
он способен принимать ответственные решения;
он - специалист по коммуникациям, т.к. является посредником между врачом и пациентом;
готов к лидерству в интересах общества;
руководитель, способный управлять ресурсами;
готов учиться всю жизнь;
учитель, участвует в подготовке будущих поколений фармацевтов.
Фармацевт сегодня - не просто продавец, он носитель знаний. Назначая препарат, врач должен исходить из представлений не только о болезни, но и о фармакокинетике, биохимии, трансформации, синергизме, антагонизме лекарственного средства. В этом ему достаточно сложно ориентироваться. Поэтому во многих развитых странах основная ответственность обеспечения безопасности лекарственных средств возлагается на клинического фармацевта. Именно он является звеном между врачом и пациентом, давая объективную достоверную информацию о препарате, обеспечивая, таким образом, безопасность пациента и рациональную фармакотерапию.
Одна из особенностей работы провизора - это преодоление различных психологических барьеров, возникающих при общении с посетителями аптеки. Часто главными считаются такие качества, как навык общения с посетителем, защита от агрессии клиентов и стрессов.
Профессионалу-фармацевту присущи высокие моральные качества: уважение ко всем пациентам, открытость и честность действий, приоритет интересов пациента, умение сочувствовать и сопереживать. Он четко выполняет требования фармацевтической деонтологии в отношении пациента, врача, коллег, реализация же высокой миссии провизора - сохранение и укрепление здоровья человека, достигается при выполнении им обязанностей и функций:
обладать высоким
участвовать в борьбе с продвижением и распространением фальсифицированных, субстандартных и незарегистрированных лекарственных средств;
сохранять конфиденциальность информации;
оказывать первую доврачебную помощь;
поддерживать надлежащий внешний вид.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис. 1 Критерии «идеального провизора» с точки зрения руководителей аптечных учреждений (7)
Рис. 2 Этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности провизора (7)
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврилина Н.И., Шульженко В.И.,
Бурова Г.П. Этика,
. Горелова Л.Е. Высокая миссия фармацевта // РМЖ (Ревматология). - 2002. - № 6. - С.317-318.
. Гулимбетова Ж.У. Об этике
и деонтологии в практической
деятельности фармацевтов и
. Ибрагимова Г.Я., Сбоева С.Г.
Фармацевтическая этика и
. Кодекс медицинской деонтологии. - Киев: «Дух i лiтера», «Сфера», 1998. - 164 с.
. Корнюшин В. Профессиональная этика и деонтология фармацевта: прошлое, настоящее, будущее? // Фармацевтический вестник. - 2011. - № 30 (646).
. Лагуткина
Т.П. Фармацевтическая этика -
необходимость настоящего
. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 272 с.
. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы: Учебная литература для студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов. - М., 1997. - 224 с.
. Эльяшевич
Е.Г. Деонтология
. Эльяшевич Е.Г. Фармацевтическая деонтология // Фармация. - 1986. - № 6. - С. 58-62.
. Эльяшевич Е.Г. Фармацевту о деонтологии. - Минск: «Вышейшая школа», 1982. - 224 с.
. Этический
кодекс фармацевтического
. Юдин Б.Г. Введение в биоэтику. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 243 с.
. Яровинский
М.Я. Медицинская этика (