Фармацевтический рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 12:55, доклад

Описание работы

Организация товарного обеспечения аптеки.
Товарный ассортимент.
Договор поставки.
Поступление и хранение товаров.

Файлы: 1 файл

Фарм рынок.docx

— 25.18 Кб (Скачать файл)
    • Количество имеющихся у неё финансовых средств.
    • Объём товарооборота, его структуры, широты ассортимента товаров.
    • Организации системы товародвижения, частоты поставок, удалённости аптеки от поставщиков. Запас должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной деятельности аптеки на определенный период и удовлетворения спроса населения на лекарственные средства и другие аптечные товары.

пта, отдельно на индивидуальное и готовое ЛС. А среднюю стоимость 1 амбулаторного рецепта, определяют путём деления суммы отпуска лекарств на их количество.

Предметно-количественный учет в аптеке

ПКУ в аптеке ведется в книге учета наркотических и других ЛС, подлежащих ПКУ (форма А-2.3.). Книга должна быть постранично пронумерована, прошнурована, опломбирована, скреплена печатью органа управления фармацевтической службы РФ и заверена подписью его руководителя. Если в аптеке выделяются структурные подразделения, то книга ведется отдельно в отделе запаса, РПО и ОГЛС. Книга заводится на один год, по истечении которого хранится в аптеке 10 лет.

На первой странице указываются лекарственные препараты, подлежащие ПКУ. Для каждой лекарственной формы, фасовки, дозировки отводится отдельный лист. Он имеет 12 строчек. На начало года записывается остаток ЛС, а затем в течение месяца на основании каждого приходного документа в отдельности заносится количество поступившего препарата. Количество ЛС израсходованных за день записывается в книгу на основании ежедневных выборочных листов по амбулаторно-поликлиническим рецептам и требованиям ЛПУ. В выборочном листе указывается расход препарата по каждому рецепту и требованию, а также расход за день. Дневной итог по расходу препарата из выборочного листа проставляется в книгу ПКУ (раздельно отпуск по амбулаторной рецептуре, отпуск ЛПУ, аптечным пунктам и подразделениям аптеки). В конце месяца выводят книжный остаток (ОК = ОН + Приход - Расход), который сверяют с фактическим остатком (по каждому наименованию).

Если при сверке книжного остатка и фактического остатка весовых ЛС и спирта обнаруживаются расхождения, то применяются нормы естественной убыли.

Естественная убыль – потеря ЛС при хранении, приготовлении, внутриаптечной заготовке и фасовке

Нормы естественной убыли установлены приказом МЗ РФ № 284 от 2001г.

При расхождении книжного и фактического остатка у ГЛС (для них нормы естественной убыли не применяются) или при превышении фактической недостачи над нормами естественной убыли у весовых ЛС и этилового спирта, директор аптеки обязан немедленно в письменной форме поставить в известность органы управления фармацевтической службы территории, которые в течение трех – пяти дней должны провести служебное расследование. При выявлении хищения в известность ставятся правоохранительные органы.

аптека фармацевтическая лицензирование рецепт

Безрецептурный отпуск лекарственных средств и других аптечных товаров. ОТС-препараты. Мерчандайзинг

 

Нормативной основой безрецептурного отпуска лекарственных средств является приказ МЗ РФ № 287 от 1999г. «О перечне ЛС, отпускаемых без рецепта врача». Этот перечень пересматривается и утверждается МЗ РФ один раз в пять лет, дополнения к нему публикуются ежегодно.

ОТС-препараты – (от английского оver the counter – через прилавок) – препараты разрешенные к отпуску без рецепта врача.

Основным принципом отнесения ЛС к ОТС-препаратам является отсутствие токсического действия на организм в малых и весьма малых дозах.

Концепция самолечения.

Самолечение – использование потребителем медицинских препаратов для лечения нарушений и симптомов, которые он сам может у себя определить.

Положительные моменты самолечения

      • Эффективно и быстро облегчает симптомы, которые не требуют медицинской помощи или медицинской консультации.
      • Уменьшает давление по незначительным поводам на медицинские службы.
      • Улучшает медицинскую помощь для тех, кто проживает в отдалённых районах, куда выезд врача затруднён.

Самолечение экономит время пациентов, врачей и средства, выделяемые для нужд здравоохранения. Однако самолечение предъявляет повышенные требования к компетентности фармацевтических работников, а также к уровню, развитию этических качеств.

Выгоды от самолечения могут быть получены тогда, когда соблюдаются следующие условия:

  • Болезнь не настолько серьёзна, что бы требовалось вмешательство врача.
  • Пациент должен быть информирован о риске самолечения.

Рабочее место по отпуску ЛС без рецепта - должно иметь сообщение с материальными комнатами и оборудоваться шкафами, вертушками, витринами. Если в аптеки выделяется отдел безрецептурного отпуска, то это рабочее место организуется в его составе изолировано от других мест.

Типы витрин:

а) Витрина, в которой размещается препараты, пользующаяся наибольшим спросом (вертикальная). Должна давать возможность хорошего просмотра всех демонстрируемых лекарственных средств.

б) Витрина для демонстрации всего ассортимента товаров, отпускаемых без рецепта (горизонтальная, вертикальная) они же и служат прилавками для реализации.

в) Витрина для крупногабаритных товаров (вертикальная, горизонтальная) обычно устанавливаются в торговом зале.

Требования к оформлению витрин:

  • Лекарственные препараты должны быть систематизированы в зависимости от характера потребления.
  • Лекарства желательно располагать по характеру фармакологического действия.
  • Лекарственное растительное сырьё желательно располагать на отдельной витрине. Упакованное ЛС непосредственно в заводской упаковке, а весовое в чашках Петри. У каждого вида лекарственного сырья должна быть выставлена аннотация со способом применения.
  • Нежелательно выставлять аннотации на лекарственные средства, так как информацию о них должен давать фармацевт.
  • Все товары должны иметь ценники, причём на обороте ценника указывается дата его оформления и подпись материально ответственного лица (МОЛ).

Мерчандайзинг – это технология оптимизации продаж или серия методов по наиболее эффективному размещению товаров и рекламных материалов, обеспечивающих скорейшую реализацию товаров и увеличение объемов продаж.

Основные принципы мерчандайзинга:

  • Плотность потока покупателей. Максимальная плотность потока покупателей (до 100%) приходится на переднюю часть торгового зала. Именно здесь рекомендуется располагать ЛС, пользующиеся наибольшим спросом. На втором месте средняя часть торгового зала (40 – 60%). Менее всего посетителей (20%) посещают заднюю часть торгового зала.
  • Принцип массы. Чрезмерно большие витрины не способствуют желанию покупателя что-либо приобрести.
  • Принцип расширенного ассортиментного ряда и эффективной упаковки. Чем эффектнее упаковка товара, тем лучше он продается. Пример:
  • Аспирин, таб. 100 мг., Bayer (Германия)
  • Аспирин, таб. 325 мг., Стиролконцерн (Украина)
  • Аспирин для детей, таб. жевательные детские, 81 мг., Sagmel (США)
  • Аспирин UPSA, таб. шипучие 500 мг., UPSA (Франция)
  • Аспирин Кардио, таб. с кишечнорастворимым покрытием 100мг., Bayer (Германия)
  • Аскорбиновая кислота с глюкозой, таб. 0,1, Борисовский ЗМП (Беларусь)
  • Аскорбиновая кислота, драже 0,05, ISN Pharmaceuticals
  • Аскорбиновая кислота с сахаром, таб. детские, Алтайвитамины (Россия)

Наличие в аптеке 5 видов упаковки аспирина увеличивает долю его продаж почти на 100%, а наличие 3 упаковок аскорбиновой кислоты – на 30%.

  • Принцип оптимального пространства и множественности товара. Оптимальное пространство, занимаемое товаром на витрине должно быть приблизительно 33 см. Это связано с тем, что скорость покупателя приблизительно 1 м/с, а глаз способен заметить предмет если он находится в поле зрения 1/3 с.
  • Размещение товара рядом с самым ходовым видом продукции. Пример: на витрине с препаратами от гриппа, между известными широкому кругу покупателей фервексом и терафлю стоит малоизвестный препарат пентафлуцин. Это способствует увеличению его продаж.
  • Принцип «яблочка». Самые ходовые группы товаров должны быть расположены на уровне глаз женщины среднего роста, т.е. в зоне максимальных продаж. Пример: в аптеке препараты от гриппа и ангины, а также антацидные средства расположены в месте наибольшего скопления покупателей и как раз в зоне максимальных продаж.
  • На полках витрин имеются надписи, характеризующие и рекламирующие товар.
  • Принцип «слева направо». Если на витрине расположены упаковки различной величины, то самые большие упаковки должны быть справа.
  • Принцип асимметрии. Не следует расставлять товар симметрично, т.к. покупатель подсознательно не захочет портить вид полки.
  • Товар должен быть выложен лицевой стороной упаковки к покупателю
  • Принцип рекламной поддержки. Реклама «на месте». Покупатель предпочтет купить товар, если будет видеть его рекламный плакат. Но если рекламируемых товаров нет в ассортименте, то это антиреклама.
  • Освещение витрин играет большую роль. Должен быть найден удобный осветительный эффект.

Определение объёма без рецепта отпуска.

Стоимость лекарственных средств и других товаров, отпускаемых без рецепта, выбивается по счётчику кассового аппарата отдельно от стоимости других товаров.

По разнице показаний счётчика на начало и конец рабочего дня или смены определяется общая сумма реализации без рецептов и отражается в регистрации розничных оборотов.

Количественный учёт безрецептурного отпуска, как правило, не ведётся, однако в последнее время получает распространение метод определения количества отпущенных товаров с использованием технологий штрихового кодирования. Для этого кассовый аппарат должен быть соединён с компьютером и в момент считывания кассовым аппаратом штрих кода в память компьютера заносится информация о расходе товара.

Мелкорозничная аптечная сеть (МРС).

Назначение МРС - Организация с целью приближения лекарственной помощи к населению в местах его большого сосредоточения.

К МРС относится следующие учреждения:

  • аптечные пункты (АП).
  • аптечные киоски (АК).

Аптечные пункты.

Основная задача АП - обеспечение населения лекарственными средствами по рецепту, без рецепта, предметами санитарии – гигиены, ЛРС и другими медицинскими товарами. По характеру деятельности делятся на аптечные пункты 1-ой (могут быть наделены правом изготовления ЛС) и 2-ой (без права производственной деятельности) категории. Организация их работы регламентируется стандартом аптечного пункта. Федеральный стандарт разработан МЗ РФ в 94г. На его основе разрабатываются и утверждаются территориальные стандарты. Они учитывают специфику данной территории.

Стандарт устанавливает требования, предъявленные к АП как к аптечной организации независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

АП может организоваться аптекой как её филиал либо как самостоятельная организация со всеми правами юридического лица.

Если АП является филиалом аптеки, то аккредитацию сертификацию он проходит вместе с ней и получает сертификат. Лицензию он не получает, но в протоколе и лицензии аптеки о нём делается напоминание.

Если АП открывается как самостоятельная аптечная организация, то он должен самостоятельно проходить аккредитацию, сертификацию и получить лицензию.

Как правило, аптечные пункты 1-ой категории организуются в здании поликлиник или других лечебных учреждений, а так же могут располагаться в отдельно стоящих зданиях в местах наибольшего скопления населения. В городах государственные и муниципальные АП организуются на расстоянии 0.5 км. от аптек. Для сельской местности нормативов нет.

Площадь АП определяется объемом выполняемых функций. АП без права изготовления ЛП и расположенный в городе должен иметь площадь не менее 70 м2, АП с правом изготовления ЛП – не менее 93 м2, из которых площадь ассистентской – не менее 10 м2.

Информация о работе Фармацевтический рынок