Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:38, реферат
Физическое развитие детей — один из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающий влияние эндо- и экзогенных факторов. Организм ребенка находится в процессе непрерывного роста и развития, и нарушение его нормального хода должно расцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья. Именно поэтому необходимо получение своевременной информации о физическом развитии подрастающего поколения.
1.Введение……………………………….....................................................3
2. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков…....3
3. Акселерация роста и развития…………………………………….…....4
4.Показатели и методы оценки физического развития……………….…6
· метод сигмальных отклонений…………………………………………..8
· регрессионный метод (по шкале регрессии)…………………………....9
· комплексная оценка физического развития……………………………10
· определение соответствия биологического возраста календарному…12
5.Заключение ……………………………………………………………....13
6.Список использованной литературы…………………………………...14
Регрессионный метод (по шкале регрессии)
Метод оценки физического развития по шкале регрессии более совершенен, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Таблицы составляются на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100—150 ч) одного возраста и пола. Основу оценочной таблицы составляет длина тела, представленная во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см), с делением на пять групп: низкую, ниже средней, среднюю, выше средней и высокую. В настоящее время низкий вариант роста практически не встречается. Для каждого варианта длины тела вычислены средние значения (М) и частные сигмы (+а) массы тела и окружности грудной клетки. Проводя индивидуальную оценку физического развития по оценочным таблицам, прежде всего, определяют, к какой группе относится рост ребенка. Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие этому росту (с учетом допустимых сигмальных отклонений). Далее сопоставляют найденные величины с фактическими показателями массы тела и окружности грудной клетки ребенка. На практике в связи с наличием тесной прямой корреляционной зависимости между массой тела и окружностью грудной клетки допускается для оценки физического развития использовать только соотношение длины и массы тела. Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, составленные на основе региональных стандартов и общепринятого метода регрессионного анализа, устанавливают для конкретных вариантов длины тела (роста) в каждой возрастно-половой группе детей диапазон нормальных колебаний массы тела (от М-1а до М+2а). При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке — соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела.В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка. Оценку «нормальное физическое развитие» получают дети и подростки с длиной тела ниже средней, средней и выше средней (эти варианты отражают генетическую вариабельность признака) и массой тела в пределах от М-1а до М+2а. Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в физическом развитии. Их можно сгруппировать в шесть вариантов: «низкий рост», «высокий рост», «дефицит массы» I и II степени, избыток массы I и II степени.
Комплексная оценка физического развития
Лечебно-профилактические учреждения при проведении массовых медицинских осмотров используют методику комплексно оценки и схему распределения детей и подростков на группы здоровья. В соответствии с этой схемой дети и подростки в зависимости от совокупности показателей здоровья подразделяются на 5 групп.
Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).
Вторая группа — дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза в год более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).
Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
Четвертая группа — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных явлений (больные в состоянии субкомпенсации).
Пятая группа — дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации).
В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется, без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, такими как оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д. Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма. Дети и подростки 3, 4 и 5 групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошкольного учреждения, школьный врач, участковый педиатр). При этом рекомендуется использовать следующие показатели:
1. Общая заболеваемость.
2. Инфекционная заболеваемость.
3. Индекс здоровья - процент длительно и часто болеющих.
4. Распространенность и
структура хронических
5. Процент лиц с нормальным
физическим развитием и
6. Распределение по группам здоровья.
Определение соответствия биологического возраста календарному.
В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость систем организма. В практической деятельности педиатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфологические критерии (длина тела, ее погодовые прибавки). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине и массе тела и числу постоянных зубов.
Начиная с 10—11 лет у мальчиков и 9—10 лет у девочек, при определении биологического возраста необходимо учитывать степень полового созревания.
Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов . Общее количество постоянных зубов подсчитывают на верхней и нижней челюстях. Суммарно учитывают зубы всех стадий прорезывания: от четкого выступания режущего края зуба над десной до полностью сформировавшегося зуба. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянных зубов (М±а) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту. Детей с замедленным и ускоренным темпом прорезывания постоянных зубов направляют на консультацию к детскому эндокринологу.
Меньшее количество зубов (менее М-1а) свидетельствует о замедленном развитии, большее (более М+1а) — об ускоренном.
Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице.
По возрастным нормативам устанавливают следующие варианты возрастного развития биологической зрелости:
1) развитие соответствует календарному возрасту (выраженность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу);
2) развитие ускоренное (опережение по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более);
3) развитие замедленное (отставание по выраженности вторичных половых признаков составляет 1 год и более).
Детей с замедленным и ускоренным развитием направляют на консультацию к эндокринологу.
Социально-экономические преобразования в обществе, качественное изменение характера питания, ухудшение экологической ситуации, увеличение школьных нагрузок и целый ряд других факторов не могли не повлиять на адаптивные возможности детей и подростков, состояние механизмов регуляции функций организма в норме и патологии, а следовательно, на темпы Физического развития.
Использованная литература:
1. «Гигиена и основы экологии человека».
2. «Руководство по гигиене и основам экологии человека».
3. «Оценка физического развития детей и подростков».
4. «Пропедевтика детских болезней».
Информация о работе Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в России