Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:57, реферат
Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является ассиметрия. Межполушарная ассиметрия как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) ассиметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы и 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека. Первые представления о функциональной роли межполушарной ассиметрии возникла лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи.
I. Введение
II. Основная часть
1. История изучения взаимосвязи левого полушария мозга с речью
2. Современные методы изучения функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
III. Заключение
Государственный Медицинский Университет г.Семей
Кафедра: нормальной физиологии
Дисциплина: Физиология – 1
На тему: «Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека».
Семей 2014 г
План
Введение
Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является ассиметрия. Межполушарная ассиметрия как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) ассиметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы и 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека. Первые представления о функциональной роли межполушарной ассиметрии возникла лишь тогда, когда удалось установить локализацию нервных центров речи.
Выделение правой руки в процессе труда и появление речи привели к тому, что левое полушарие становится доминантным, то есть преобладающим у праворуких. В нем развиваются центры, управляющие речью. С деятельностью этого полушария связана речевая память, логическое мышление. Правое полушарие участвует в этих процессах в меньшей степени, но зато в нем преобладают процессы, позволяющие человеку воспринимать и узнавать конкретные факты действительности.
В последнее время тема асимметрии стала значимой для процесса обучения, так как ученые считают, что к леворуким учащимся требуются особые методы, позволяющие сделать их обучение успешным.
Как правило, людей с преобладающим левым полушарием (правшей) гораздо больше, чем с правым. Редко среди людей встречаются и такие, у которых оба полушария развиты одинаково.
Речь является для нас самым обыденным явлением в жизни, но не каждый задумывается, почему мы так свободно разговариваем, понимаем окружающих, учим новые слова и многое другое.
Но благодаря знаниям и исследованиям ученых прошлых столетий, мы можем ответить на вопрос: « Почему мы можем говорить и понимать других?».
Одним из первых кто попытался высказать свое мнение об этом является никому неизвестный сельский врач Марк Дакс, который в 1836 году во Франции выступил с докладом. Этот доклад был первым и единственным научным сообщением Дакса. В течение своей долгой службы в качестве практикующего врача Дакс видел множество больных, страдавших потерей речи - состояния, возникающего в результате повреждения мозга и известного специалистам под названием афазии. Это наблюдение было не новым. Еще древние греки писали о внезапно возникающей утрате способности говорить связано. Но Дакса предположил, что между потерей речи и повреждением одного из полушарий мозга существует связь. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария мозга у 40 наблюдавшихся им больных с потерей речи, а случаев афазии при поражении правого полушария ему обнаружить не удалось. В своем докладе на заседании медицинского общества Дакс суммировал эти наблюдения и сделал следующее заключение: каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции; речь контролируется левым полушарием. Его доклад не имел никакого успеха и вскоре был забыт, а через год Дакс умер, не подозревая о том, что его работа предугадала одну из наиболее интересных областей научных исследований второй половины ХХ века.
Но были и другие, которые пытались объяснить взаимосвязь полушарий мозга с речью, одним из них был молодой хирург П. Брок. Он присутствовал на заседании доктора медицины Ж. Буйоне, который утверждал, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Он исследовал мозг умершего больного, который много лет страдал потерей речи. П.Брок на заседании общества продемонстрировал препарат мозга и рассказал, что в левой лобной доле находился очаг повреждения.
Конечно же, не обошлось без критики и многие опровергали это открытие, но каждый раз находились новые факты, подтверждающие его исследование, в конечном итоге эта зона получила название зоны Брока.
Сейчас концепция, выдвинутая Броком, известна как концепция доминантности полушарий. Чуть позже Дж. Джексон выдвинул идею о «ведущем» полушарии, в которой за речь отвечало левое полушарие, а правое было вспомогательным.
Немецким неврологом К. Вернике было сделано важное открытие – повреждение задней части височной доли левого полушария может вызвать затруднение в понимании речи. С тех пор это зона мозга названа в честь Вернике.
В последующие годы исследования функциональной межполушарной асимметрии пополнились новыми открытиями. В их числе два высокоспециализированных нейрохирургических метода, которые были разработаны в 1930-40-е годы.
В начале 30-х гг. У. Пенфилд и его коллеги в Институте неврологии в Монреале впервые применили для лечения эпилепсии, не поддающейся лекарственному лечению, операцию удаления области мозга, в которой зарождается патологическая электрическая активность. Для того, чтобы уменьшить вероятность повреждения центров, контролирующих речевые функции, в результате таких операций, необходимо было точно определить локализацию таких центров. Столкнувшись с проблемой послеоперационных осложнений, Пенфилд и его коллеги разработали методику, позволяющую картировать эти области мозга с помощью прямого раздражения мозга электрическим током во время операции. При проведении процедуры картирования речевых областей с помощью электрического раздражения больной и хирург отделены друг от друга навесом, сооруженным из хирургических простыней. Третье лицо, выполняющее роль наблюдателя, сидит под навесом вместе с больным. Когда электрод прикладывают к области мозга, управляющей речью, больной теряет способность говорить. Это нарушение называется афазической остановкой. Во время всей процедуры больной находится в сознании. Картирование занимает не более 15 мин.
Другой тест, названный по имени его автора, тестом Дж. Вада, имеет большое значение для изучения распределения функций между полушариями. Суть его состоит во временном наркозе каждого из полушарий, вызываемом в разные дни до операции для того, чтобы нейрохирург мог точно определить какое полушарие контролирует речь у данного больного. Известно, что каждое полушарие мозга кровоснабжается из сонной артерии соответствующей стороны. Таким образом, амитал-натрий (снотворное) введенный, например, в правую сонную артерию, попадает в правое полушарие. Если препарат введен на стороне полушария, контролирующего речь у данного больного, то пациент остается безмолвным в течение 2-5 минут, если же на другой стороне - возобновляет счет через несколько секунд.
В результате исследований Дж. Вада установил, что более чем у 95% праворуких, не имевших ранних повреждений мозга, речь и языковые функции контролируются левым полушарием. У остальных речь контролировалась правым полушарием. Вопреки правилу Брока, у большинства леворуких также обнаруживали расположение речевых центров в левом полушарии, но их было меньше, чем среди праворуких (около 70%). Приблизительно у 15% леворуких речевые центры находились в правом полушарии, а у оставшихся (около 15%) обнаруживались признаки двустороннего контроля речи.
В те времена эти открытия были опорой для лечения больных в медицине и поисках новых методов исследования полушарии мозга. В настоящее время люди пользуются этими открытиями для новых и более точных исследований. Выясняются те или иные функции для каждого полушария отдельно, а также взаимосвязь между ними.
Способность
к речи, анализу, детализированию обеспечивается
левым полушарием мозга. Оно работает
последовательно, выстраивая цепочки,
алгоритмы, используя факты, детали, символы,
отвечает за абстрактно-логический компонент
в мышлении.
Правое полушарие способно
воспринимать информацию в целом, работать
сразу по многим каналам и, в условиях
недостатка информации, восстанавливать
целое по его частям. С работой правого
полушария принято соотносить творческие
возможности, интуицию, этику, способность
к адаптации.
Современные исследователи делали опыты и выявили функциональную неравнозначность левого и правого полушарий в отношении различных функций. Выключая временно правое или левое полушарие с помощью наркотического вещества, введенного в сонную артерию, они наблюдали, как изменяются различные функции, в частности, речевая, за которое отвечает левое полушарие. Таким образом, временное выключение правого полушария превращает человека на короткое время в так называемого «левополушарного» человека, наблюдение за которым позволяет оценить тот вклад, который вносит выключенное правое полушарие в речевую функцию. Оказалось, что «левополушарный» человек становится очень разговорчивым, причем речь его более сложная за счет употребления литературных слов и предложений, газетных штампов, что несвойственно для него человека в естественном состоянии. Вместе с тем, «левополушарного» человека отличает невыразительная речь, без тех интонаций, которые обогащают ее и делают индивидуальной и неповторимой. Кроме того, при выключении правого полушария у человека затруднено различение мужских и женских голосов и других звуков, нарушается восприятие музыки. У такого человека нарушается образная память - человек не удивляется. Человек теряет остроту восприятия предметов и образов внешнего мира, вследствие чего становится равнодушным к красоте природы, пейзажей и живописных картин и др.
Заключение
В ходе
изучения данной темы, я сделала
вывод о том, что такая важная
функция как речевая, обеспечивается
работой обоих полушарий, каждое
из которых вносит свой вклад
в реализацию этой функции. В
этом можно легко убедиться
при анализе результатов
Список литературы