Гигиенические требования к школьным учебникам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 22:37, доклад

Описание работы

Чтение — это не только один из основных способов восприятия учебного Материала школьниками, но и активная работа органа зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей совсем не безразлично, что, как и в каких условиях они читают.

Файлы: 1 файл

доклад по гигиене детей.docx

— 212.35 Кб (Скачать файл)

Гигиенические требования к школьным учебникам


Чтение — это не только один из основных способов восприятия учебного Материала школьниками, но и активная работа органа зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей совсем не безразлично, что, как и в каких условиях они читают.

Для создания наиболее благоприятных условий для зрительной работоспособности, охраны органа зрения, а также для снижения утомляемости школьников большое значение имеют внешний вид книги, качество ее переплета и бумаги, разборчивость текста, наличие выразительных и красочных иллюстраций. Особенно велико значение качества издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного восприятия и недостаточным развитием у них навыка чтения. С учетом этого и были разработаны гигиенические требования ко всем элементам оформления школьных учебников.

Гигиеническая характеристика учебника складывается из оценки качества бумаги, печати, шрифта, набора, а также его формата, массы, переплета.

Бумага, предназначенная для изготовления учебников, должна быть белой или слегка желтой (коэффициент отражения 70—80%), чтобы обеспечить достаточный контраст между печатными знаками и фоном. Поверхность бумаги должна быть ровной, гладкой, чистой, равномерно выделанной, без значительного глянца, волосков и пятен. Бумага не должна просвечивать печатный текст с подлежащей страницы или с обратной стороны листа. Просвечиваемость зависит от толщины бумаги, содержания в ней древесной массы, глубины проникновения типографской краски. Наилучшей с гигиенических позиций является бумага типографская № 1, офсетная № 1 и № 2; допускается использование бумаги типографской № 2. Категорически запрещается для изготовления школьных учебников использовать бумагу типографскую № 3 и газетную.

Качество полиграфических материалов и бумаги отражает санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, легко впитывающей влагу бумаги способствуют быстрому загрязнению и порче учебника. Все это затрудняет привитие ребенку гигиенических навыков, а также может быть небезопасным в эпидемическом отношении.

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной. Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, формул может использоваться цветная печать: на белом фоне голубой и красной (средней насыщенности) краской; на цветном фоне (желтый, оранжевый, светло-зеленый, светло-голубой) черной краской; на красном фоне белой краской.

Шрифт по рисунку (гарнитуре) должен быть простым, четким, без каких-либо добавочных штрихов и украшений. Каждая буква должна быть выразительной, достаточной величины, с четкими внутрибуквенными просветами. Рекомендуемые для набора школьных учебников различных классов наиболее полно отвечающие требованиям и особенностям зрительного восприятия шрифты представлены в табл. 27.

При издании книг, учебников, предназначенных для детей, начинающих обучаться чтению, для которых очень важно научиться распознавать буквы, рекомендуются следующие гарнитуры: букварная, азбука, журнальная рубленая. Для набора учебников и книг для детей   1-го класса  должны использоваться  гарнитуры прямого начертания, с небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов(определяют по строчной букве «н»), без засечек на концах букв. Это позволяет легко различать сходные по начертанию буквы. Весь основной текст букваря надо набирать одной гарнитурой. Новые буквы должны быть не рисованными, а наборными, не мельче кегля 48.

При наборе учебников, книг для детей, перешедших к приемам целостного зрительного восприятия, лучше всего использовать школьную гарнитуру с засечками на концах букв, которые как бы ведут взор читающего от буквы к букве. Хорошие результаты по зрительному восприятию получены при использовании в учебниках для детей среднего и старшего школьного возраста наряду со школьной литературной гарнитуры.

Основной текст в учебниках должен набираться прямым шрифтом нормального светлого начертания. Дополнительный текст (примечание, пояснение, указатель, словарь, всякого рода списки, надписи в атласах, картах и т. п.) допускается печатать- шрифтом прямого и курсивного нормального, полужирного начертания. Рисованный шрифт в тексте (за исключением образцов прописей) не допускается. Выделенные в тексте слова и фразы рекомендуется набирать полужирным или жирным шрифтом (допускается курсив). Разрядка применяется только для выделения отдельных слов.

Размер шрифта в учебниках для младшего и старшего школьного возраста должен постепенно переходить от крупного кегля к меньшему, но не менее 10 (табл. 28).

 

Таблица   28.   Основные  размеры   шрифта,   рекомендуемые  для набора учебников

* При использовании журнальной  рубленой гарнитуры.

Набор — это определенная взаимосвязь отдельных полиграфических элементов оформления учебников: расположение букв, слов, промежутки между словами (апроши), длина строки, расстояние между строками (интерлиньяж), наличие полей и т. п.

Большое значение при чтении текста имеют промежутки между словами и строками. От их величины зависит быстрота чтения. Рекомендуется в учебниках предусматривать интерлиньяж не менее 2,7 мм; для учебников 1—2-го класса — не менее 2,8 мм. Минимальная величина апроша должна быть в учебниках для 1—2-го класса 4—11 мм; для 3—4-го — 3 мм; с 5-го класса — не менее 2 мм.

Для младших школьников, которые еще недостаточно овладели навыками чтения, определенное преимущество для зрительной работоспособности имеет длина строки 126—130 мм при крупном шрифте (кегель 14, 16, 20). В учебниках для детей более старшего возраста, владеющих навыками беглого чтения, наиболее приемлемой является длина строки 98—113 мм при шрифте кегля 10—12.

Применение двухколонного набора в учебниках для 1'—7-го класса недопустимо, так как частые движения глаз от строки к строке представляют трудность и дети очень быстро устают. Двухколонный набор может быть использован при печатании словарей и указателей, а также в учебниках для старших классов, не требующих дополнительного непрерывного чтения. При этом длина строки в колонке должна быть не менее 63 мм при шрифте кегля 10, а расстояние между колонками — не менее 9 мм.

Плотность набора — количество знаков на площади 1 см2 — определяет качество набора в целом. Количество видимых строк не должно превышать двух; количество знаков при шрифте кегля 14 и выше — не более 10; при шрифте кегля 9—12 — не более 15. Большее количество знаков на 1 см2 текста свидетельствует об уменьшении расстояния между буквами, словами и внутри букв.

Обязательно при наборе учебников наличие полей. Поля должны контрастировать с полосой набора, быть белыми и иметь достаточные размеры. Для учебников принято соотношение полей 2:3:4:5. Для внутренних полей рекомендуется ширина 15—20 мм, но не менее 11 мм. Ограничивается и число переносов на странице, особенно в учебниках для начальных классов: не более 3—4 переносов.

При наличии иллюстраций для обеспечения четкого восприятия текста между ним и иллюстрациями должны быть пробелы. Для тоновых и штриховых иллюстраций минимальный пробел 12 пунктов (4,5 мм), для цветных — не менее 18 пунктов (6,5 мм). Все детали в иллюстрациях, фотографиях должны быть четко проработаны.

Употребление больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого школьниками груза.

Важным является использование для переплета учебников прочных и минимально подвергающихся загрязнению материалов. Допускаются синтетические материалы, которые не оказывают вредного влияния на организм детей. Это, как правило, материалы, разрешенные для изготовления игрушек или изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

Гигиенические рекомендации по оформлению школьных учебников должны быть тесно связаны с требованиями педагогическими, художественного оформления и полиграфического исполнения. Особенно это важно в связи с переходом на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ. От педагогических коллективов и семьи в настоящее время во многом зависит долговечность учебников, в первую очередь от того, как они осуществляют работу среди детей по воспитанию осознанного, бережного отношения к книге как к государственному достоянию.

 

__________________________________Я

Гигиенические требования к учебникам, детской литературе и наглядным пособиям имеют своей задачей обеспечить удобочитаемость книг и учебных пособий и охрану зрения учащихся. Поэтому совершенно необходимо, чтобы книги и пособия по своему внешнему оформлению отвечали гигиеническим нормативам. Мы подчёркиваем важность стандартизации учебников в отношении их технического оформления (формат, переплёт, шрифты, бумага, брошюровка, обложка, рисунки и т. д.) и безусловного улучшения бумаги, шрифта, рисунков, чертежей, таблиц для учебников.  
 
Гигиена учебных пособий - это в основном гигиена зрения. Нарушение гигиенических требований к внешнему оформлению книг вызывает напряжение зрения, утомление глаз и может вести к стойким изменениям в строении и функциях органов зрения (близорукость ит. д.) и ухудшению качества учебной работы школьников. При чтении книг с мелкой, неразборчивой печатью учащиеся быстрее утомляются.  
 
Основные гигиенические требования к книге и учебным пособиям сводятся к следующему:  
 
а) внешнее оформление книги (пособия) должно обеспечивать полную ясность зрительного восприятия для нормального глаза;  
 
б) величина букв и других знаков должна быть такой, чтобы основные детали их были видны под углом зрения в 1 градус;  
 
в) размер букв и изображений должен учитывать расстояние, на котором читается книга (30-35 до 50 см) или рассматривается классное пособие, демонстрируется опыт (8-10 м);  
 
г) буквы и изображения должны чётко вырисовываться на окружающем фоне, не требуя повышенной освещённости места занятий или приближения глаз к книге (пособию);  
 
д) книга и пособие по своему оформлению должны быть красивыми, аккуратными и, в частности, побуждать детей к соблюдению гигиенических привычек при обращении с ними (брать книгу чистыми руками, не  класть на загрязнённый стол и т. д.).  
 
Сведения о гигиене книги и учебных пособий учителю следует использовать в учебно-воспитательной работе с учащимися, при демонстрации пособий, оформлении таблиц и пр.  
 
Книга, полностью удовлетворяющая гигиеническим требованиям, не предостережёт детей от чтения её в неудобной позе или при недостаточном свете, если учитель не будет вести соответствующей воспитательной работы с учащимися. С другой стороны, надо воспитывать у детей бережное обращение с книгой, например, надо приучать детей не оставлять книг и пособий открытыми, особенно на солнце: от света бумага желтеет и уменьшается контрастность фона и бумаги. Запачканная книга не только представляет плохой пример в воспитательном отношении, но может быть причиной распространения инфекции.  
 
Гигиенические требования к учебным и наглядным пособиям. Наглядное пособие не достигает своей основной цели, если оно плохо видно ученикам. Недопустимо, чтобы пособие вызывало напряжение зрения при разглядывании его.  
 
Печатные и самодельные пособия отчётливо видны ученикам в том случае, когда они состоят из элементов, каждый из которых виден под углом 1 градус.  
 
Пособие должно быть без напряжения видно с задних рядов (в классе - 8 м, в учебных лабораториях - 10 м). При простых формах шрифта высоту букв для классного пособия надо предусматривать не менее, чем в 3,5 см, а для каждого элемента изображений и других знаков - не менее 3,5 мм.  
 
Надписи на картах и таблицах должны отстоять друг от друга не менее, чем на двойную высоту букв.  
 
Географические и исторические карты и другие аналогичные пособия должны раскрашиваться прозрачной краской небольшой насыщенности.  
 
Рисунки на наглядных пособиях следует делать достаточными по величине, вполне чёткими. 

Мебель учебных помещений

Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков 10—15 см существенно не различаются. В связи с этим в настоящее время для школьников принята ростовая шкала с интервалом 15 см, на основе которой разработаны ГОСТы 11015—77 и 11016—77 на ученическую мебель 5 групп: А, Б, В, Г -ч Д (табл. 24).

Таблица 24. Размеры парт, столов и стульев

На основе массовых измерений учащихся определено ориентировочное распределение в учебных помещениях групп мебели по номерам (табл. 25).

Таблица   25. Ориентировочное распределение двухместных парт {комплекты ученические) в начальных классах

 

Классные помещения, предназначенные для 6-лет-v них, оборудуют по типу классов для младшего школьного возраста, лучше одноместными школьными партами типов А и Б, соответствующих росту. Применение парт для 6-летних детей обусловлено необходимостью обеспечить лучшие условия для поддержания удобной рабочей позы, которые создаются при фиксированном столе и сидении в конструкции парты. Помещения для дневного сна оборудуются встроенной мебелью: кроватями, шкафами для одежды. Кровати  (с жестким ложем)  подбирают по росту детей.

Для оборудования учебных кабинетов в основном необходимы два номера мебели. Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. В школах на 22 класса и более предусмотрено оборудование соответствующей мебелью учебных кабинетов отдельно для учащихся 4—5-х, 6—8-х и 9—10-х или 4—5-х и 6—10-х классов. В кабинетах физики, химии и биологии используют комплекты двухместных ученических лабораторных столов со стульями: для лаборатории физики — 20% В, 70% Г, 10% Д; химии - 15% В, 75% Г, 10% Д; биологии — 30% В, 60% Г, 10% Д. Кабинеты черчения и рисования оборудуются специальными одноместными столами с подъемной крышкой, которой придается соответствующий наклон: 30° для черчения и 60° для рисования.

При подборе мебели измеряют рост школьников в классе. Для этой цели удобно иметь в каждом учебном помещении рядом с дверью мерную линейку, на которой нанесены цветные полоски шириной 15 см соответственно группе мебели. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти необходимую мебель по маркировочному цвету.

Для правильного рассаживания школьников желательно в начале учебного года заполнить листок здоровья. В нем указывают фамилию, рост, состояние зрения и слуха школьника, а также необходимую группу мебели. Рабочие места в учебных помещениях за первыми и вторыми столами в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха; школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами. Школьников,   часто  болеющих   простудными  заболеваниями, сажают дальше от окон. С целью профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту детей.

В педагогическом процессе существенную роль играет классная доска. В настоящее время применяются доски различной конструкции (створчатые: раздвижные, ленточные) и с разным покрытием (линолеум, сталь, стеклоэмаль). Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным (коэффициент отражения не менее 20%), белым (коэффициент отражения не менее 80%).

Физиологическими исследованиями установлено, что наиболее высок уровень зрительной работоспособности учащихся при работе с классной доской темно-зеленого цвета при написании текста ярко-желтым мелом: видимость повышалась на 11%, а при работе с черной доской — на 0,1%. Для кабинетов черчения рекомендуются черные доски.

Нижний край классной доски над полом устанавливается для учащихся подготовительных классов на высоте 70—75 см, для учащихся 1—3-х классов — 75—80 см, для учащихся 4—10-х классов — 80— 90 см.

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЮ КЛАССНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПОСАДКЕ УЧЕНИКА ЗА ПАРТОЙ

Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют важное значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.  
 
К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.  
 
При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления. 
 
Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф.Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.  
 
Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.  
 
Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

 
 
Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. 
 
С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке. 
 
Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток. 
 
Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола). 
 
За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше. 
 
Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н.Н. Карташихина:  
 
порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.  
 
Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В. 
 
Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами: 
 
Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10. 
 
Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В. 
 
Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см.

При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья. 
 
Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления. 
 
Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку (рис. 1). Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы стоя за конторками). 
 
Что касается правил рассаживания учащихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, нежели меньшего.

 
 
 
 
Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желатель-но переместить ближе к дос-ке, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

 

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели   

            Российский Государственный Медицинский  Университет           

                        КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ                       

                  ЗАВ. КАФЕДРЫ Проффесор. Ю.П. Пивоваров                 

                                 РЕФЕРАТ                                

     ТЕМА  ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ  К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ.    

                                              ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Грачева М.Н.

                                                                 СТУДЕНТ:

                              Москва 1997 г.                             

    

     

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ...................................................................

.............................................................................

..............

Классификация................................................................

.............................................................................

.................

Обоснование правильной

позы.........................................................................

......................................................

Критерии оценки

позы.........................................................................

........................................................................

Правильная

поза.........................................................................

.............................................................................

.....

Подбор

мебели.......................................................................

.............................................................................

..........

Конструкция

мебели.......................................................................

.............................................................................

Парты........................................................................

.............................................................................

.......................

Классная

доска........................................................................

.............................................................................

....

Чертежные

столы........................................................................

.............................................................................

Лабораторная

мебель.......................................................................

......................................................................

Мебельь

мастерских...................................................................

............................................................................

Мебель

столовых.....................................................................

.............................................................................

...

Мебель компьютерных

классов......................................................................

...................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................

.............................................................................

..............

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И

МАТЕРИАЛОВ...................................................................

......................................

    

Классификация

 

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

1.      Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты,

классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

2.      Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

3.      Мебель для сна и отдыха  ( для 6-ти летних детей ): кровати,

раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным

анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования

должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с

закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность

травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели

должно быть привлекательным.Конструкция мебели должна  быть прочной,

устойчивой, простой, надежной.

    

Обоснование правильной позы

 

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками.

Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с

определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим

напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему

управления позой входит ЦНС ( сответствующие сегменты спинного мозга ) и

переферические рецепторы в мышцах ; управление позой осуществляется через

мышечный аппарат , благодаря тремору - незначительное дражание мышц. Позы с

небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики -

меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются

дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда

дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном

русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом

школьников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальной

плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов.

У школьников средних и старших классов соответственно  -  39 - 33 и 53 -48

градусов. Возрастные особенности сидячего  положения связаны с анатомо-

физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-

мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудности

преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное

положение тела.

    

Критерии оценки позы

 

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие

особенности физиологии и патологии детей.

1.      Физиологические критерии: степень  активности мышечной

системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки

равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со

стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое

равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной,

пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме

наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI

позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова

слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной

плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает

ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим

наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и

большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части

позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы

в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются

соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и

30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза  должна быть рациональной

с учетом техники безопасности.

2.      Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и

соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны

корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и

неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких

как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3.      Психофизиологические критерии: субъективное  чувство

удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности

бедер, зрительный комфорт ( особенно в компьютерных классах ).

    

Правильная поза

 

     При  письме наименее утомительна  поза, когда центр тяжести находится  между

Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава.

Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья

и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в

горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При

чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед.

При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с

небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и

левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей,

утомления зрения.

    

Подбор мебели

 

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом

11016-77 “Стулья ученические”.

Таблица 1.

    

Группа мебели

Рост учеников, см

Высота заднего края сиденья над полом, см

Высота переднего края сиденья пад полом, см

Цвет маркировки

Дифферен ция, см

А

до 130

54

32

Желтый

22

Б

131-145

60

36

Красный

24

В

146-160

66

40

Голубой

26

Г

161-175

72

44

Зеленый

28

Д

выше 175

78

48

Белый

30


Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся

ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно

в мед.кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального

состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится

боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в

локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают

таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались

подбородка.

    

Конструкция мебели.

 

Парты.

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои

плюсы ( более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и

стула, особенно для одноместных парт ) и минусы ( возможность неправильной

посадки ). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3

приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на

каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см,

глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним

краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией ( длина локтя

плюс 2 - 2,5 см ) - характеризует взаимное расположение стола и стула в

вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной

проекцией заднего края стола называется дистанцией  и характеризует

взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может

быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают ) ,

положительной (проекция лежит вне плоскости стула ) и отрицательной ( проекция

находится на плоскости сиденья ); но именно последнее расположение побуждает

ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что

оптимальная дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и

не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

    

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные.Основные

гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной

работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-

черный ( коэффициент отражения не менее 80% ). Наиболее физиологичным

является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для

кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с

использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта

линолеума, но в последнее время выпускаются доски с восможностью

использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью,

стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками ). Для предохранения

загрязнения пола мелом к доске крепится  лоток, используемой также для

хранения мела. Впервых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы

нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте

90-95 см. Передвижные  доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали

и желатально, чтобы не загараживали основную доску. Доски протирают влажными

досками или губками, смоченными в теплой воде.

    

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах,

обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для

черчения, а при 60° для рисования.

    

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются

лабораторные столы ( ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и

основные размеры.” ), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая

поверхнсть стола на одного ученика - не менее 120´60 см. Изготавливают

столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше

175 см.

    

Мебельь мастерских

Школьны мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с

тисками. Для профилактики нарушения фзического развития ( в виде ухудшения

осанки и зрения и др. ) необходимо учитывать рост учащегося, а также его

физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора

верстака и станка используют скамеечки и подставки.

    

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с

выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы

которых одевают пластиковые наконечники.

    

Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью

крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений

рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла

или стулья с большим наклоном спинки атакже валиком в поясничной области,

т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для

меньшего утомления глаз и спины.

    

     

ПРИЛОЖЕНИЕ

    

     Таблица 2  Столы ученические. Типы и  функциональные размеры

     (ГОСТ 11015-77)

    

 

Размеры стола группы, мм

 

Наименование показателя

А

Б

В

Г

Д

Длина крышки стола:

одноместного

двухместного

600

1200

600

1200

600

1200

600

1200

600

1200

Ширина крышки

450-500

450-500

450-500

450-500

450-500

Высота стола со стороны сидящего

540

600

660

720

780

Расстояние от заднего края стола до углубления для ручки, не менее

400

400

400

400

400

Расстояние от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее

300

300

300

340

340

Свес крыши по ширине, не более

10

10

10

10

10

Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями

450

510

570

630

690

             

     Таблица 3  Стулья ученические. Типы и  функциональные размеры

     (ГОСТ 11016-77)

    

 

Размеры стульев группы, мм

 

Наименование показателя

А

Б

В

Г

Д

Высота переднего края сиденья

320

360

400

440

480

Ширина сиденья

270

310

340

360

380

Глубина сиденья

260

290

320

350

380

Высота нижнего края спинки над сиденьем

120

135

150

165

180

Высота спинки

60-120

70-135

80-150

90-150

100-180

Ширина спинки

240

270

300

320

340

Радиус изгиба переднего края сиденья

20-50

20-50

20-50

20-50

20-50

Радиус изгиба спинки

80-100

80-100

80-100

80-100

80-100

Угол наклона сиденья

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

Угол наклона спинки

102-108

102-108

102-108

102-108

102-108

             

    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

 

1.      Здровохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г.\ И.П. Петрище Способ

определения групп мебели новых ГОСТов.

2.      Гигиена : учебник\ Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М:

“Медицина” 1971 г.

3.      Гигиена детей и подростков: учебник\ В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская

и др. М.:Медицина,1988 г.

4.      Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова.

М.: Медицина, 1985 г.

5.      Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М.

Смирнова. М.: 1993 г.

6.      Лекции по курсу гигиены

     Министерство  Здравоохранения  Российской Федерации 

Сибирский Государственный  Медицинский Университет  
 

Кафедра Общей Гигиены.

ЗАВ. КАФЕДРЫ Профессор:                  Волкотруб   
  
  
  
  
  
  
  
  
 

РЕФЕРАТ 
ТЕМА  ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ И УЧЕБНИКАМ.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
Томск 2004г. 

СОДЕРЖАНИЕ                                   

Классификация мебели        

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения: 

Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д. 
Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д. 
Мебель для сна и отдыха ( для 6-ти летних детей ): кровати, раскладушки, и т.д.       

Мебель  школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке  и иметь гладкую поверхность  с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.Конструкция мебели должна  быть прочной, устойчивой, простой, надежной. 
       

Обоснование правильной позы       

Учебный процесс связан с большими умственными  и физическими нагрузками. Занятие  за партой, чертежной доской, стояние  за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС ( сответствующие сегменты спинного мозга ) и переферические рецепторы в мышцах ; управление позой осуществляется через мышечный аппарат , благодаря тремору - незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков. 
       Установлено, что степень наклона корпуса  увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между  налоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно  -  39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего  положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела. 
       

Критерии  оценки позы        

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей. 

Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности. 
Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз. 
Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности бедер, зрительный комфорт ( особенно в компьютерных классах ).       

Правильная  поза       

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения. 
       

Подбор  мебели       

Осуществляется  в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья  ученические”. 
Таблица 1.

Группа  мебели

Рост учеников, см

Высота заднего  края сиденья над полом, см

Высота переднего  края сиденья пад полом, см

Цвет маркировки

Дифферен ция, см

А

до 130

54

32

Желтый

22

Б

131-145

60

36

Красный

24

В

146-160

66

40

Голубой

26

Г

161-175

72

44

Зеленый

28

Д

выше 175

78

48

Белый

30


       

Рост  определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся  ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед.кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка. 
       Высота  столярного верстака определяется следующим  образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка. 
       

Конструкция мебели.        

Парты.       

В последние десятилетия выпускаются  раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая перестановка, возможность индивидуального  подбора стола и стула, особенно для одноместных парт ) и минусы ( возможность неправильной посадки ). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией ( длина локтя плюс 2 - 2,5 см ) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией  и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают ) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула ) и отрицательной ( проекция находится на плоскости сиденья ); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%. 
       

Классная  доска       

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые  к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее 80% ). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с восможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками ). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится  лоток, используемой также для хранения мела. Впервых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желатально, чтобы не загараживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде. 
       

Чертежные столы       

Чертежными  столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования. 
       

Лабораторная  мебель       

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы ( ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.” ), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхнсть стола на одного ученика - не менее 120?60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см. 
       

Мебельь мастерских       

Школьны мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения фзического развития ( в виде ухудшения осанки и зрения и др. ) необходимо учитывать  рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора  верстака и станка используют скамеечки и подставки. 
       

Мебель  столовых       

В них используют обеденные столы  облегченной конструкции, легко  моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники. 
       

Мебель  компьютерных классов       

Используются  специально переоборудованные парты  с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки атакже валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины. 
  
  
       Госсанэпиднадзор  утвердил санитарно-гигиенические  требования к школьным учебникам, тетрадям и прописям. В частности, в постановлении  главного санитарного врача России Геннадия Онищенко ограничен вес  школьных пособий. По данным ГСЭН, книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5-6 классов – 400, для 7-9 классов – 500, а для выпускников – 600 граммов. При этом любой учебник для первоклассника должен включать в себя программу одного учебного года. Учебники для вторых-шестых классов могут быть рассчитаны на два года, а книги для старшеклассников – на три. Текст в учебниках для младших классов разрешено выделять не более чем тремя красками, а в книгах для средней школы допускаются всего два цвета. В изданиях для 10-11 классов санитарные врачи вообще не рекомендуют экспериментировать с цветом. Совершенно недопустимы в печати "смазанные" тексты, склеенные страницы, пятна, царапины и типографские искажения, которые дополняют зрительную нагрузку во время чтения. Не меньшее значение имеет четкость и размеры шрифта, минимальная высота которого установлена в 1,75мм. для учебников младших классов. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение определенного расстояния между отдельными буквами, словами, строками. Запрещается пользоваться книгами, где есть дефекты, приводящие к искажению или потере информации. На странице должно быть не больше четырех переносов слов. Не приветствуется также использовать слишком тонкую, прозрачную и газетную бумагу для книжек, – говорится в постановлении. Кроме того, врачи запрещают печатать текст на цветном или сером фоне.  
       "Санитарные  правила направлены на профилактику  заболеваний органов зрения, опорно-двигательного  аппарата, сердечно-сосудистой системы  организма учащихся", – говорится в распоряжении ГСЭН.  
       Стоит отметить, что в ходе всероссийской  диспансеризации детей выяснилось, что в нашей губернии различными заболеваниями страдают 73% детей  и подростков. У большинства из них выявлены нарушения осанки и зрения.  
и т.д.................

лассификация

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

1.      Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

2.      Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

3.      Мебель для сна и отдыха ( для 6-ти летних детей ): кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным.Конструкция мебели должна  быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Обоснование правильной позы

Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС ( сответствующие сегменты спинного мозга ) и переферические рецепторы в мышцах ; управление позой осуществляется через мышечный аппарат , благодаря тремору - незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков.

Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно  -  39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего  положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела.

Критерии оценки позы

Для оценки позы учащегося используют различные критерии, учитывающие особенности физиологии и патологии детей.

1.      Физиологические критерии: степень активности мышечной системы, устойчивость позы, минимальное отклонение центра тяжести от точки равновесия, что делает сидячее положение тела более выгодным по сравнению со стоячим. Положение тела считается правильным, если сохраняется устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов. При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости - все это существенно снижает мышечное напряжение и предупреждает ранее утомление. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. По степени сгибания корпуса выделяют позы с малым, средним и большим наклоном. К позам с малым наклонам относятся сгибание грудной части позвоночника по отношению к поясничной под углом 170 градусов и наклоне головы в 50 градусов. Со средним наклоном позы эти значения приближаются соответственно 160 и 40 градусов. В пользах с большим наклоном - меньше 150 и 30 градусов соответственно. В школьных мастерских поза должна быть рациональной с учетом техники безопасности.

2.      Патофизиологические критерии: ассиметрия позы и соответствующая ассиметрия мышечного тонуса, а также чрезмерные наклоны корпуса, которые возникают из-за продолжительных статических нагрузок и неправильного устройства мебели, что может приводить к ряду осложнений - таких как, близорукость, сколиоз, кифоз, остеохондроз.

3.      Психофизиологические критерии: субъективное чувство удобства позы - отсутствие давления в седалищной области и задней поерхности бедер, зрительный комфорт ( особенно в компьютерных классах ).

Правильная поза

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.

Подбор мебели

Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”.

Таблица 1.

Группа мебели

Рост учеников, см

Высота заднего края сиденья над полом, см

Высота переднего края сиденья пад полом, см

Цвет маркировки

Дифферен ция, см

А

до 130

54

32

Желтый

22

Б

131-145

60

36

Красный

24

В

146-160

66

40

Голубой

26

Г

161-175

72

44

Зеленый

28

Д

выше 175

78

48

Белый

30


Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно - перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед.кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка.

Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка.

Конструкция мебели.

Парты.

В последние десятилетия выпускаются раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно для одноместных парт ) и минусы ( возможность неправильной посадки ). Размеры парт и стульев представлены в таб. 2 и таб. 3 приложения соответственно. Высота сиденья стула - длина голени плюс 1 - 2 см на каблук. Ширина сиденья - величина distantia bitrochanterica плюс 3 - 4 см, глубина сиденья 2/3 - 3/4 длины бедра. Расстояние по вертикали между задним краем крышки стола и сиденьем называется дифференцией ( длина локтя плюс 2 - 2,5 см ) - характеризует взаимное расположение стола и стула в вертикальной плоскости; расстояние между передним краем стула и вертикальной проекцией заднего края стола называется дистанцией  и характеризует взаиморасположение стола и стула в горизонтальной плоскости. Дистанция может быть нулевой (край стула и проекции заднего края стола совпадают ) , положительной (проекция лежит вне плоскости стула ) и отрицательной ( проекция находится на плоскости сиденья ); но именно последнее расположение побуждает ученика к правильной посадке с опорой на спинку. Исследования показали, что оптимальная дистанция - 3 - 5 см.Поверхность крышки стола должна быть матовой и не давать бликов, при коэффициенте отражения 35-55%.

Классная доска

Различают два основных типа классных досок - настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее 80% ). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. Покрытием для досок служат различные сорта линолеума, но в последнее время выпускаются доски с восможностью использования пособий на магнитах (тонкослойная сталь, покрытая стеклоэмалью, стеклокерамикой, синтетическими пленками или красками ). Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела. Впервых 4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Передвижные доски размещают таким образом, чтобы они не отсвечивали и желатально, чтобы не загараживали основную доску. Доски протирают влажными досками или губками, смоченными в теплой воде.

Чертежные столы

Чертежными столами оборудуются кабинеты черчения в специализированных школах, обычно это столы с изменяемым наклоном крышки; при наклоне в 30° - для черчения, а при 60° для рисования.

Лабораторная мебель

Для оборудования физических и химических лабораторий предназначаются лабораторные столы ( ГОСТ 18314-73 “Столы ученические, лабораторные. Типы и основные размеры.” ), демонстрационные столы, вытяжные шкафы. Рабочая поверхнсть стола на одного ученика - не менее 120´60 см. Изготавливают столы трех групп: В - для роста 145-160 см; Г - 160-175 см; Д - для роста свыше 175 см.

Мебельь мастерских

Школьны мастерские, помимо разнообразных станков, оборудуются верстаками с тисками. Для профилактики нарушения фзического развития ( в виде ухудшения осанки и зрения и др. ) необходимо учитывать рост учащегося, а также его физиологическое положение при работе (см. выше). Для индивидуального подбора верстака и станка используют скамеечки и подставки.

Мебель столовых

В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники.

Мебель компьютерных классов

Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки атакже валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  

Таблица 2  Столы ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11015-77)

 

Размеры стола группы, мм

 

Наименование показателя

А

Б

В

Г

Д

Длина крышки стола:

одноместного

двухместного

600

1200

600

1200

600

1200

600

1200

600

1200

Ширина крышки

450-500

450-500

450-500

450-500

450-500

Высота стола со стороны сидящего

540

600

660

720

780

Расстояние  от заднего края стола до углубления для ручки, не менее

400

400

400

400

400

Расстояние  от заднего края стола до выступающих конструкций перед коленями, не менее

300

300

300

340

340

Свес крыши по ширине, не более

10

10

10

10

10

Расстояние по вертикали от пола до выступающих конструкций над коленями

450

510

570

630

690

             

Таблица 3  Стулья ученические. Типы и функциональные размеры

(ГОСТ 11016-77)

 

Размеры стульев группы, мм

 

Наименование показателя

А

Б

В

Г

Д

Высота переднего края сиденья

320

360

400

440

480

Ширина сиденья

270

310

340

360

380

Глубина сиденья

260

290

320

350

380

Высота нижнего края спинки над сиденьем

120

135

150

165

180

Высота спинки

60-120

70-135

80-150

90-150

100-180

Ширина спинки

240

270

300

320

340

Радиус изгиба переднего края сиденья

20-50

20-50

20-50

20-50

20-50

Радиус изгиба спинки

80-100

80-100

80-100

80-100

80-100

Угол наклона сиденья

0-3

0-3

0-3

0-3

0-3

Угол наклона спинки

102-108

102-108

102-108

102-108

102-108

             

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

1.      Здровохранение Казахстана: журнал № 3 1986 г. И.П. Петрище Способ определения групп мебели новых ГОСТов.

2.      Гигиена : учебник Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.

3.      Гигиена детей и подростков: учебник В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.:Медицина,1988 г.

4.      Общая гигиена: учебник Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.

5.      Особенности физиологии детей:уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.

6.      Лекции по курсу гигиены

 

Информация о работе Гигиенические требования к школьным учебникам