Гиппократ отец медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 22:40, реферат

Описание работы

Греческий врач Гиппократ считается отцом современной медицины. Он изменил постулаты и курс Греческой медицины того времени в которой считалось, что любая болезнь вызывается богами или алкоголем. Его труды упорно доказывали, что болезни связаны со множеством земных причин и являются результатом естественного действия.

Содержание работы

Введение
Биография
Рождение и детство
Взрослые годы и хронология событий
Основные концепции и постулаты Гиппократа
Обзор трудов
Клятва Гиппократа
Литература

Файлы: 1 файл

гиппократ.docx

— 42.60 Кб (Скачать файл)

Другое распространенное и хорошо известное изречение также впервые встречается в «Афоризмах»: «В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые». В этом трактате обобщаются и формулируются итоги чисто медицинского наблюдения типа: «Беспричинная усталость указывает на болезнь»; «Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение»; «Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии - после лихорадки».

Вероятно, «Афоризмы» - это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений различных авторов.

Постулат о «Критических днях» впервые обозначен в “Афоризмах”, а затем многократно повторяется и в других работах “ корпуса Гиппократа”. Особенно ярко в этих работах прослеживались синдром возвратной лихорадки при малярии. По принципу “критических дней”, которые в некоторых случаях прогнозируют и определяют течение болезни, приводятся общие для болезней правила и формулировки. Например так называемое правило “ семи дней “, которое и в настоящее время нашло применение как важный прогностический индекс.

Трактат “О режиме” является одним из самых ранних письменных произведений по медицинским рекомендациям по гигиене и образу жизни. Это самое раннее сочинение по профилактической медицине ( не считая Египетских источников и клинописных посланий ассирийцев), он посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима. Сочинения Гиппократа придают огромное значение соблюдению правильного режима (= греч. «диета»), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного.

Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было уже известно и считалось, что по сосудам движется не только кровь, но и другие субстанции. Функция сердца и различие между артериями и венами были неизвестны, но системные формы эти знания приобрели много позже (только после трудов Везалия). Слово «артерия» применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В то время считалось, что кровеносные сосуды переносят и воздух, жизненная функция которого признавалась и относилась ко всем частям тела. Один из авторов сочинения «О священной болезни» (=эпилепсии) использует идею перемещения воздуха по сосудам для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: «Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение».

Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью млекопитающихся. Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например хлеб, уже содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает.

Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение всегда отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм. В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, «О переломах» и «О суставах», видимо, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел «О суставах», посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая «скамья Гиппократа», вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины. Самый знаменитый древний (хирургический) трактат «О ранах головы» известен точным анатомическим описанием швов черепа человека и поразительной рекомендацией обязательно производить трепанацию черепа во всех случаях контузии или трещин.

Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в «корпусе». Эти проблемы рассматриваются в ряде сочинений, например в трактатах «О женских болезнях», «О болезнях девушек», «О семимесячном плоде» и «О восьмимесячном плоде». Эти трактаты демонстрируют обширные знания; но, как обычно, практика опережала теорию, и описания процессов размножения наивны и ошибочны.

Учение и попытки доказательства того, что семя для размножения собирается из всех частей тела, аналогично учению о росте тканей организма за счет отделения от пищи мельчайших однородных им частиц. Никакая другая теория на тот момент не была в состоянии объяснить возникновение организма. Даже автор великого трактата «О воздухах, водах и местностях» разделяет эти взгляды, доказывая их наследованием некоторых качеств, например серых глаз. Более того, он расширяет приложимость этих постулатов и считает, что они могут наследоваться и ссылается на варварские племена, в которых существовал обычай удлинять череп новорожденным. Автор предполагает, что вследствие этого приобретается наследственная предрасположенность к удлиненной форме головы.

Соотношение медицины и религии, нашедшее отражение в «корпусе Гиппократа», пожалуй, одна из интереснейших и сложных проблем, сохранивших свое значение до наших дней. Люди всегда были склонны связывать болезни, а тем более эпидемии с немилостью богов. В «Илиаде» Гомера эпидемия, которая поражает греческую армию под Троей, приписывается гневу Аполлона. А если бога умилостивить, она прекратится. Авторы «корпуса Гиппократа» иногда критикуют представления о божественном происхождении болезней, полагая, что любое природное явление имеет естественную причину. Особый страх в те времена вызывала эпилепсия, которую называли «священной болезнью». В корпусе есть сочинение с таким названием, оно начинается с полемического выпада против знахарей и врачей-шарлатанов, которые существовали во все времена и окутывают этот недуг религиозной тайной, а претендуют на его излечение с помощью песнопений, заклинаний, заговоров и очистительных церемоний. Автор трактата пишет: «Мне кажется, что это заболевание ничуть не более священно, чем все прочие, но имеет ту же природу, что и другие заболевания, и потому-то и возникает». Критика автора направлена не против религиозных верований как таковых, а против «магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими».

Подобный подход мы видим и у автора раздела «О сновидениях», которым завершается сочинение «О режиме». Автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов в будущем. Он лишь отмечает, что многие сны - результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается - посоветовать видящему сны молиться. «Молитва, допускает автор этой работы, - это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя».

В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Гиппократ много занимался практическим лечением больных и вылечил многих знаменитых и известных в истории пациентов, включая короля Македонии, которого он обследовал и помог вылечиться от тяжелой болезни легких ( возможно от туберкулеза!). Огромна роль Гиппократа и в период, когда он боролся против чумы в Афинах (430-427 B.C.E.) в течение трех лет. Пик его карьеры и известности был, видимо, в период Пелопонесской Войны (431-404 B.C.E.).

В этот же период Гиппократ много занимался проблемами обучения учеников. Он имел практику обучения множества студентов и ввел ряд интересных технологий обучения. Например, символом многих студентов, которых он поощрял за хорошие знания и умения было " Дерево Гиппократа ", которое он показывал студентам, сидящим под деревом и слушавшим его беседы. У него же учились и собственные сыновья - Thessalus и Draco. Преподавательская деятельность Гиппократа совершенствовалась и в период до 400 B.C.E., когда он основал школу медицины на острове Кос.

Ряд произведений из "Корпуса Гиппократа" относятся к периоду правления императора Hadrian'a (правил. 117-138 C.E) и признаны как работы, написанные другими людьми. Современные ученые пока не сформулировали окончательно и не имеют достаточных знаний относительно стиля письма Гиппократа, чтобы доказать единоличное авторство всех работ Гиппократа. Известно также, что "Корпусе Гиппократа" нет полного набора рекомендаций, схем и принципов по обследованию, и лечению больных. Некоторые разделы ( книги) сборника рекомендаций "Корпус Гиппократа" направлены на внимание врачей, некоторые главы посвящены фармацевтам, а некоторые, больше направлены на внимание обывателя. Думаю, полного разделения медицинских специальностей в современном понимании тогда не существовало .

 

Во времена Гиппократа у врачей и лиц других профессий, включая философов, существовал обычай написания трактатов. Трактат Гиппократа “О древней медицине “ утверждает, что постулаты медицины происходят от априорного (умозрительного) приоритета принципов, что позволяет применить практику некоторых отраслей логики и философии. Но медицина не квалифицирует как философия или как наука о наблюдениях, связанная с определенными болезнями и являющимися результатом определенных естественных причин. Принципы медицины могут рассматриваться только как вызовы, решаемые и выполняемые только детальным и точным наблюдением, ведущим к совокупному знанию, поддерживаемые рациональными рассуждениями. Многие философы и врачи ( а это часто совпадало) публиковали письменные аргументы по медицине в спорах для образованной публики, которые, в свою очередь, обсуждали медицинские проблемы между собой и со своими докторами). Цель этих трактатов и книг состояла в том, чтобы посоветовать обывателю общие суждения и мнения врача относительно возможных принципов самолечения или даже скорой помощи при ряде заболеваний и даже с возможностями избежать вызова доктора.

Например, такие рекомендации приписывают Гиппократу - " Всякий здравомыслящий человек, сознавая, что для людей здоровье дороже всего, должен научиться помогать себе в болезнях собственным суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и предписывают для его тела, и знать все это в той мере, которая подобает частному человеку. Узнает же это тот, кто усвоит в особенности следующие положения и применит их: все болезни происходят у людей от желчи и слизи; желчь и слизь производят болезни, когда в теле получается избыток или сухости, или влажности, или теплоты, или холода. Подобный излишек получают слизь и желчь от пищи и питья, усталости и ран, обоняния, слуха, зрения, половых сношений, от тепла и холода; получают Hie, когда каждое из вышесказанных влияний действовало на тело или ненадлежащим образом, или против привычки, или в очень большой и сильной степени. Так, отсюда рождаются для людей все болезни. Важно, чтобы сверх этого обыкновенный человек знал то, что полагается знать обыкновенному человеку; что же касается предписаний и операций, составляющих область людей искусства, важно также, чтобы простой человек способствовал собственным своим суждением тому, что говорит и делает врач. А откуда простой человек должен почерпать свои познания о каждом из этих предметов, я скажу" .

Гиппократ одобрял использование диеты и физических упражнений как средств лечения, но понимал, что некоторые люди и пациенты, неспособны следовать таким советам и будут нуждаться в лекарствах. Письма Гиппократа учат, что обработка ран и переломов помогает вылечивать некоторые травмы, ранения и болезни, подобно перелому бедра, вправление вывихов и др.

Например, Гиппократ писал - “ Кто бы ни пытался говорить или писать о Медицине, сначала следует установить ведущие факторы и некоторую гипотезу и [включить] в неё аргументы, типа горячий, или холодный, или сырой, или сухой, или безотносительно еще [чего либо] они выбирают как направление. А многие, кто считают, что существует только одна или две первоначальных причины болезней или смерти, они часто ошибаются. " - “ О древней медицине”

“ Для целей классификации, причин и средств болезни, медицина требует причины, но не только рассуждений. Рассмотрение того, что знание появляется от информации, обработанной причиной, мало того, что качество причины, считает, но также и делает качество информации, питаемой как главные индикаторы причины. Причина уступает формально имеющему силу заключению, но если появляется и принимается испорченная информация, это не приведет к надежному заключению. Для окончательного заключения причина требует информации, в конечном счете основанной на опытном пути и нормальном наблюдении. Плохо если оно основано на размышлении, воображении и не подвергнуто сомнению, а содержит только веру в божество, догадки и т.п., при этом не собраны причины в лучшем знании, сомнительны или имеется самые плохие ложные знания”.

Клятва Гиппократа:

 Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей, и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах;  его потомство считать своими братьями,  и это искусство, если они захотят его изучать,  преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же и не вручу никакой женщине абортивного пессария.

 Чисто и  непорочно буду я проводить  свою жизнь и искусство. В какой  бы дом я ни вошел, я войду  туда для пользы больного, будучи  далек от всего намеренного, неправедного  и пагубного, особенно от любовных  дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы  при лечении – а также и  без лечения – я ни увидел  или ни услышал касательно  жизни людской из того, что  не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные  вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему  клятву, да будет дано счастье  в жизни и в искусстве и  слава у всех людей на вечные  времена; преступающему, же и дающему  ложную клятву да будет обратное  этому".

В "Краткой Истории Медицины" E. A. Ackerknecht пишет: " Что бы там ни было Гиппократ лечил (и помогал) больных людей, а не описывал болезни".

Очень мало известно об обстоятельствах и дате смерти Гиппократа. Различные источники дают разные даты смерти от 374 года до нашей эры ( самая ранняя дата), до 350 года до нашей эры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 Л. Салладзе \ Ибн Сина Авицена\ Из-во лит. И искусства, 1983. 464с.

 Здоровье \4.87\. Л.А. Дурнов, В.Е. Поляков \Опухоли  у детей.\ С. 4.

 В.И. Бодяжин, К.Н. Жмакин. \Гинекология для студентов мед. Ин-тов. 5-е \ изд. Т. М, 1984. – 462 с.

 В.Г. Атаманова, Н.Н. Шаталов. \Профессиональные болезни \– М. Медицина 1982.

 В.Ю. Островский \Борьба с болью, или человек  на операционном столе.\ – Мю  Знание. 1983. – 144.

 С.Я. Чикин \Врачи-философы.\ – М.: Медицина, 1990, 384 с.

 В.В. Кованов \Хирургия без чувств Очерки, воспоминания – М.: Сов. Россия, 1981. – 320 с.

 М.С. Шойфет \100 великих врачей.\ М.: Вече 2004. – 528

Информация о работе Гиппократ отец медицины