Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:00, реферат
До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов - весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов. Это осложняло работу руководства лечебно-профилактического учреждения.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
Определение информационных систем ЛПУ………………………….………4
Типы медицинских информационных систем ………………………………...6
Подсистемы ЛПУ………………………………………………………………...7
Обеспечение прав доступа……………………………………...…………..….10
Заключение………………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………………..14
АО « Медицинский университет Астана»
Кафедра ______________________________
СРС
На тему: Информационные системы ЛПУ.
Выполнила: Намазова А.С.
Группа: 209-ОЗ
Проверила: _____________
Астана 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
Определение информационных систем ЛПУ………………………….………4
Типы медицинских информационных систем ………………………………...6
Подсистемы ЛПУ………………………………………………………………...
Обеспечение прав доступа……………………………………...…………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Современные медицинские учреждения производят и накапливают огромные объемы данных. Качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом зависят от того, насколько грамотно и эффективно эти данные используются медицинскими работниками.
Появилась необходимость использования больших объемов информации при решении медицинских задач (диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других). В настоящее время это обуславливает создание медицинских информационных систем в лечебно-профилактических учреждениях.
До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов - весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов. Это осложняло работу руководства лечебно-профилактического учреждения.
Типы медицинских информационных систем
В широком смысле информационная система – это совокупность технического, программного, организационного обеспечения, а также персонала. Она предназначена для своевременного обеспечения людей надлежащей информацией.
Информационная система обслуживает интересы разных категорий и от этого зависит тип информационной системы.
Классификация информационных систем по функциональному признаку представлена на рисунке, учтен уровень управления и уровень квалификации персонала лечебно-профилактического учреждения.
Рис. 1. Классификация медицинских информационных систем
Из рисунка видно, если уровень управления высокий, то объем работ выполняется специалистом с помощью информационных систем меньше.
Нижняя часть (основание) пирамиды составляют информационные системы, благодаря которым сотрудники-исполнители занимаются операционной обработкой данных. Менеджеры низшего звена занимаются оперативным управлением. Верхняя часть пирамиды, на уровне стратегического управления, информационные системы изменяют свою роль.
Определение информационных систем ЛПУ
ИС ЛПУ — информационные системы, основанные на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивающие автоматизацию основных видов деятельности учреждения. В своей работе информационная система ЛПУ должна отображать фактически полный сценарий информационных событий, происходящих в лечебном учреждении. Так, врач, прежде чем приступить к выполнению своей работы, должен быть принят на работу отделом кадров соответствующим приказом в штат конкретного подразделения. Больной при поступлении в лечебное учреждение должен быть принят приемным отделением, где на него заводится электронная история болезни, и оттуда направлен в отделение для последующего прохождения курса лечения. В отделении он должен быть оформлен на свободную койку в конкретной палате. В соответствии с этой логикой работают все подсистемы медицинских информационных систем ЛПУ. Таким образом, не может быть оформлено какое-либо информационное событие, если перед этим не будут оформлены должным образом необходимые предшествующие события. При этом каждый пользователь системы должен иметь свои, строго определенные права доступа для просмотра информации, ее изменения и корректировки. Все эти изменения в электронных документах фиксируются и подтверждаются личной электронной подписью (паролем) соответствующего пользователя.
Информационная система ЛПУ- комплексная автоматизированная информационная система, в которой объединены электронные медицинские записи о пациентах, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация.
В соответствии с видами ЛПУ обычно различают программные комплексы информационных систем: «Стационар», «Поликлиника», «Скорая помощь». Выходная информация таких систем используется как для решения задач управления соответствующего ЛПУ, так и для решения задач системами вышестоящего уровня.
Подсистемы ЛПУ
ИС ЛПУ, в соответствии с задачами управления, обычно состоит из трех подсистем: медико-технологической, организационной и административной. Подсистемы чаще всего связаны в единую локальную сеть.
Медико-технологическая подсистема обеспечивает информационную поддержку деятельности врачей различных специальностей. Все перечисленные выше медицинские информационные системы базового уровня и технологические системы уровня учреждения могут и должны входить в структуру медико-технологической подсистемы, обеспечивая автоматизацию всего технологического процесса медицинских работников. Обычно подсистема включает:
Организационная подсистема решает задачи управления потоками больных, в том числе оптимизации и загрузки всех видов ресурсов. Функционирование подсистемы обеспечивается компьютеризацией рабочих мест персонала регистратуры, диспетчеров, медстатистика. Оперативная информация о движении больных и коечном фонде в стационарах, посещаемости в поликлинических учреждениях позволяет повысить эффективность решения проблем ожидания, очередей, выбора приоритетов.
Административная подсистема охватывает финансово-экономическую и административно-управленческую стороны деятельности ЛПУ. Подсистема позволяет решать такие задачи управления, как контроль за деятельностью различных подразделений, анализ объема и качества работы врачей, учет динамики показателей здоровья прикрепленного контингента, контроль за плановыми сроками наблюдения диспансерных групп и сроками лечения в стационаре, задачи кадровой и финансово-экономической политики учреждения (комплектование штатов, учет труда и заработной платы, учет материальных ресурсов, в том числе, специфических медицинских ресурсов, ценообразование, расчеты со страховыми компаниями, медико-экономические стандарты и др.).
Административный раздел работы медицинских учреждений является в наибольшей степени компьютеризированным в настоящее время. Широко представлены пакеты прикладных программных средств, реализованных в АРМ для руководителей, экономистов, бухгалтеров, статистиков, кадровиков медицинских учреждений.
ИС ЛПУ в своей работе отображают частично или полностью информационный поток медицинского учреждения. В зависимости от полноты соответствия информационной системы информационным потокам медицинского учреждения тип системы меняется от чисто статистического до полностью фактографического, когда система работает в режиме реального времени.
Статистические системы предполагают сбор первичной информации в объеме, необходимом для получения определенных отчетов. Они, как правило, работают «задним числом» — в компьютер вводится информация, записанная в амбулаторную карту, историю болезни или иные бумажные документы. Часто для реализации такой системы достаточно нескольких компьютеров, нескольких операторов, одной-двух прикладных программ.
Фактографические системы регистрируют события, происходящие во время лечения пациента по мере их появления, т.е. более или менее полно отображают бизнес – процесс лечебного учреждения. Внедрение таких систем требует установки многочисленных компьютеров, объединения их в сеть, разработки многих прикладных программ, обучения большого количества пользователей и создания службы поддержки.
Фактографические системы, однако, обладают многими важными преимуществами.
Во-первых, само построение системы более логично: статистика следует из фактов, а не собираются факты, необходимые для статистики.
Во-вторых, система позволяет получить оперативную информацию: известно, что происходит в клинике в данный момент, а не только в целом за отчетный период.
И, наконец, основное — фактографическая система многофункциональна, она позволяет одновременно, на основе одной и той же информации, решать несколько важных задач.
С помощью фактографической системы медицинское учреждение может решать широкий спектр управленческих задач: повышение качества лечения, сокращение потерь из-за недозагрузки мощностей или перерасхода ресурсов, получение прибыли. Число решаемых задач характеризует «логическую завершенность» информационной системы, ее соответствие бизнес – процессам медицинского учреждения.
Полученный в таких ИС «костяк» информации о лечении пациента можно затем наращивать, наполняя все более и более подробными медицинскими данными. В дальнейшем именно в таких системах будет плодотворной интеграция лабораторных, диагностических систем, формирование полномасштабных электронных историй болезни.
ИС ЛПУ являются поставщиками информации для медицинских информационных систем территориального уровня.
Регистрационно-статистическая (событийная) подсистема, позволяющая регистрировать все происходящие в лечебном учреждении события и факты. Такая подсистема сокращает рутинную работу персонала, помогает в оперативном управлении, позволяет получать все виды статистических данных необходимых для финансового и экономического анализа, а также организовать совместную работу всех служб и тем самым сократить как временные, так и финансовые потери, связанные с ошибками персонала или пациентов, иметь обратную связь.
Медицинская подсистема (электронная история болезни) - позволяет врачам в удобной форме хранить и передавать друг другу материалы, связанные с диагностикой и лечением пациента, помогает в научной работе и обучении новых сотрудников, создает основу для удаленных врачебных консультаций по телемедицинским каналам.
Аналитическая подсистема представляет интегрированную медицинскую и финансовую информацию в виде, удобном для анализа. Таким образом, она помогает руководству вырабатывать обоснованные долгосрочные решения и контролировать эффективность преобразований проводимых в лечебном учреждении, совершенствовать стратегическое планирование.
Справочная подсистема, предоставляющая врачам справочную информацию по ведению лечебной деятельности (например, справочники лекарственных средств, лекарственные новинки, ссылки на медицинские сайты, и т.п.) Справочная подсистема не зависима от первых трех подсистем и может внедряться в любой момент. Развитием справочной подсистемы является экспертная подсистема, оказывающая помощь врачам в выставлении диагнозов.
Обеспечение прав доступа
При создании
Поэтому информационная система должна обеспечивать гибкое управление доступом к информации, хранящейся в ней:
При чем, если у пользователя нет прав на получение определенной информации, то система должна вести себя так, как будто этой информации о пациенте нет в базе данных.
Опыт работы
показывает, что при грамотном
плановом подходе