Истоки тибетской медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:20, реферат

Описание работы

Из всех известных миру традиционных восточных оздоровительных систем тибетская медицина является одной из самых развитых и эффективных. В ее арсенале – огромный выбор весьма действенных методов, средств, приемов диагностики и лечения различных заболеваний, коррекции психофизического состояния человека и поддержания оптимального режима его жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение 2
Истоки тибетской медицины 4
Загадочная тибетская медицина 8
Ключевые понятия 12
Методы лечения основных болезней 13
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ИСТОРИЯ и т р.docx

— 49.53 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

Введение            2

  1. Истоки тибетской медицины        4
  2. Загадочная тибетская медицина       8
  3. Ключевые понятия          12
  4. Методы лечения основных болезней       13

Заключение           22

Список использованной литературы       25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тибетская медицина зародилась в далекой  древности, и по сути является одной из самых древних в мире, этот удивительный феномен традиционной культуры центрально-азиатских народов, вызывает постоянно возрастающий интерес не только ученых, но и широкой публики во всем мире. 

         Из всех известных миру традиционных восточных оздоровительных систем тибетская медицина является одной из самых развитых и эффективных. В ее арсенале – огромный выбор весьма действенных методов, средств, приемов диагностики и лечения различных заболеваний, коррекции психофизического состояния человека и поддержания оптимального режима его жизнедеятельности.

Таким образом, цель данной работы – рассмотреть тибетскую медицину и ее связь с буддизмом.

В задачи данного  реферата входит:

  1. Изучить истоки тибетской медицины;
  2. Ознакомиться с загадками тибетской медицины;
  3. Исследовать ключевые понятия тибетской медицины;
  4. Ознакомиться с методами лечения основных болезней;

     При написании реферата были использованы книги:  Колмовский Н.И. «Тибетские рассказы», Мирошниченко Т.О., Соколов Е.Н. «Этот загадочный Тибет», Нестеров С.Л. «Тибетская медицина»,  Лобсанг Рампа «Доктор из Лхасы» и Витиелло Л. «Введение в тибетскую медицину».

Тибетская медицина являет собой законченную  медицинскую систему. Это одна из старейших сохранившихся форм древней  медицины, возраст которой более 2900 лет. Зародившись в эпоху Бона в Тибете, в течение многих столетий тибетская медицина успешно применялась  в Тибете, Монголии, Бурятии (Россия) и Центральной Азии, в гималайских  королевствах Непал, Сикким и Бутан, в Ладакхе на севере Индии.

Формированию тибетской медицины способствовали, в частности, интенсивные контакты с крупнейшими и древнейшими центрами мировой цивилизации – Индией и Китаем, обладавшими богатыми традициями сохранения и возвращения здоровья. Важнейшие теоретические положения были заимствованы из древнеиндийской медицинской системы, известной под названием “Аюрведа” (“Наука о долголетии”). Медицинские знания древних индийцев, систематизированные в рамках аюрведической традиции, внедрялись в Тибете главным образом через буддийских миссионеров, и дальнейшее развитие тибетской медицины протекало преимущественно в рамках буддийского религиозного и социокультурного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Истоки тибетской медицины

 

В настоящее  время, так же как и сотни лет назад, вопрос о возникновении тибетской медицины остается открытым. Причиной этому послужили как религиозные, так и политические мотивы, которые как оказывается, имели немаловажное значение не только в современном обществе, но и в древности. Прискорбно наблюдать за тем, как вместо главной, единственно возможной цели любого врача – освобождения всех живых существ от страданий, на первый план выходят вопросы религии и политики, цвета шапки и принадлежности к определенной медицинской традиции.

Среди современных  авторов, изучающих историю возникновения  и развития тибетской медицины, существует две основные версии:

Первая, наиболее известная и распространенная в настоящее время, говорит о  том, что тибетская медицина возникла на основе китайской и индийской  медицины, когда в шестом веке н.э. с приходом в Тибет Буддизма, китайские  и индийские медицинские трактаты стали переводить на тибетский язык.

Вторая  утверждает, что истоки тибетской  медицины происходят из древнего государства  Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными» лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же как и добуддийского Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»). Извечное противостояние между традиционной тибетской религией Юндрун Бон и привезенного из Индии Буддизма и является тем самым камнем преткновения, о который спотыкаются все тибетские историки (и не только) в исследовании вопросов, касающихся истории возникновения тибетской медицины, астрологии, письменности, культуры и традиций.

Для прояснения данного вопроса (в надежде примирения двух сторон) хочется привести один немаловажный факт: в тибетском астрологической  трактате ХVII в. «Вайдурья Карпо» («Белый берилл»), составленным регентом пятого Далай-ламы Сангье Гьятцо, в главе 20-й говорится:

«Ради освобождения всех живых существ от страданий, Будда Шакьямуни в стране Шанг-шунг воплотился в Будду Шенраба Мивоче, совершил двенадцать деяний, преподал «Девять ступеней (колесниц) Учения Бон», открыл «Божественные врата» для всех живых, закрыл «Врата смерти» и наставил всех живых существ на Путь Свастики».

Согласно  бонским источникам, первый медицинский трактат был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад, назывался он «Бум-ши» («Четыре собрания») позже, на основе которого в VIII в н.э. был составлен буддийский текст по тибетской медицине – «Чжуд-ши» («Четыре тантры»).

Таким образом, в настоящее время в Тибете сохраняются и практикуются две  основные медицинские традиции: 1) буддийская на основе трактата «Чжуд-ши» и 2) бонская, основанная на тексте « Бум-ши». Обе традиции мало чем отличаются друг от друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д.

Какую бы из двух основных версий о происхождении  тибетской медицины мы не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно – цель об освобождении всех живых существ от страданий (вне зависимости от цвета шапки и религиозной ориентации).

Несомненно, что на протяжении сотен лет развития тибетской медицины, происходили  заимствования из различных медицинских  традиций: индийской, китайской, монгольской, персидской, многочисленные подтверждения  чего мы можем найти в исторических трактатах любой из школ тибетского Буддизма.

Заимствования происходили ни с целью развития одной, отдельно взятой традиции, а  с целью изучения и использования  как можно большего количества методов  лечения, избавляющих живых существ  от страданий.

Согласно  буддийской версии происхождения тибетской  медицины, начиная с V в.н.э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые буддийские миссионеры. В VII в.н.э. тибетский царь Сонцзан-гампо женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов на тибетский. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст «Оружие бесстрашия». Персидский врач Галенос, имевший огромный опыт в проведении хирургических операций, положил начало целой линии медиков, благодаря своим трем сыновьям, которые занимались практикой в разных регионах Тибета.

В VIII в.н.э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший) на основе медицинских источников создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины. Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания.

В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу Шунг-по Дорже , что умеет читать и писать, а также , что он помнит из прошлых жизней заученные наизусть многочисленные трактаты по медицине, астрологии и философии.

Когда он достиг десятилетнего возраста, уже  вся Лхаса знала врача Ютог-пу. В 15 лет он излечил царя Тибета Трисондецена. Трисондецен пригласил в Тибет девять врачей из девяти стран, Ютог-па победил всех в диспуте и они попросили его стать их Учителем. В 25 лет Ютог-па совершает три путешествия в Индию, где он встречается с разными мудрецами и святыми отшельниками.

В 85 лет  Ютог-па женится на 15-ти летней красавице Дорже Цзомо (которая считалась дакиней и являлась дочерью Хаягривы и Ваджраварахи). В 90 летнем возрасте у Ютог-пы рождается первый сын – Бумсен, а в 96 лет второй – Гаген. В 125 лет, вместе со своей женой Дорже Цзомо, Ютог-па реализует «Радужное тело» и отправляется в «Небесный город лекарств» Судуршана. Вся жизнь этого Великого Учителя и настоящего Практика

изобилует удивительными событиями и сверхъестественными деяниями, в тибетской традиции он по праву считается одним из воплощений Будды Врачевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Загадочная тибетская медицина

 

Тысячелетиями в юго-восточной Азии формировалась  тибетская система медицины, представляющая собой свод информации о человеке и его организме, о здоровье, болезнях и лечении этих болезней. И ныне эта живая и актуальная 'мудрость веков' вызывает постоянный интерес  сотен тысяч людей во всем мире.

Тибетская медицина является древней медицинской  системой, сформировавшейся примерно в VII веке н.э. в Центральной Азии, в Тибете. На формирование и последующее  развитие тибетской медицины оказали  большое влияние медицинские  системы соседних с Тибетом стран: Индии, Китая, Ирана.

В нашу страну тибетская медицина пришла через  Китай и Монголию и в XIX веке была распространена в регионах с буддийским вероисповеданием: в Бурятии, Туве и  Калмыкии. Узнали о ней и в европейской  части страны: в Санкт-Петербурге, благодаря трудам П.А. Бадмаева, функционировали  тибетская поликлиника, где вели прием больных, и аптека, обеспечивавшая больных лекарственными средствами, приготовленными по тибетским рецептам.

В настоящее  время в библиотеках нашей  страны, в Рукописном Фонде Бурятского научного центра, в библиотеках буддийских храмов-дацанов хранится литература по тибетской медицине, которая лишь частично исследована современными специалистами, большая часть ее еще не изучена.

В России наиболее организованно изучение тибетской  медицины научными методами, и публикация книг по тибетской медицине, проводилось  научным центром Академии наук в  г. Улан-Удэ. В 1969 году в системе Академии наук СССР, в Бурятском филиале Сибирского отделения, был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины с целью исследования различных аспектов тибетской медицинской системы.

Знания  о тибетской медицине содержатся в трактате "Джуд-Ши", записанном в 11-ом и переведенным в 17-ом веке. Повествование ведется от лица Будды Шакьямуни, вернее его "медицинского воплощения".

В "Джуд-Ши" большое внимание уделено профилактике и долголетию. Отдельные разделы посвящены сну, питанию и пище, причинам возникновения болезней, зачатию плода и беременности, наставлениям о половой жизни и правилам здоровой жизни вообще.

Завершается же "Джуд-Ши", главой о врачах и врачебной этике. Вот например: "Врачи должны хранить медицинские инструменты в такой же чистоте, как свою мысль и печать...".

Ключевые  позиции тибетской медицинской  системы - представления о трех системах регуляции состояния организма, а также понятия о тепле  и холоде, горячих и холодных болезнях, остаются малопонятными, нерасшифрованными  с позиции науки сегодняшнего дня.

Без полного  представления о трех регулирующих системах организма невозможно понять те логические связи, которые тибетская  медицина проводит между системами  регуляции организма и конституцией человека. Вследствие этого невыясненными  остаются механизмы влияния на состояние  организма таких факторов среды, как климатические особенности  региона проживания, сезонов года, времени суток, образа жизни, характера  питания, которые заложены в тибетской  системе.

Самыми  распространенными и эффективными являются пульсодиагностика и анализ мочи. Опытный тибетский врач, может поставить правильный диагноз всего за несколько минут измерения пульса. Однако не следует думать, что диагноз определяется только лишь по частоте и силе пульса. Во время приема, врач внимательно осматривает пациента, получая массу информации о состоянии его здоровья даже при простом взгляде, по общему тонусу, состоянию кожи, глаз и другим признакам.

Согласно  тибетской медицине, не может быть болезни какого-то только одного органа. Все процессы в человеческом организме  взаимосвязаны и любая болезнь служит проявлением какого-либо дисбаланса в теле в целом. Таким образом, лечение всегда проводится ко всему организму в комплексе. По форме, это могут быть лекарственные препараты (только природные, как правило, гомеопатические), беседы и наставления о правильном образе жизни и быта (ведь большинство болезней идет от головы), массаж.

В Лхасе, других тибетских городах и Катманду, есть возможность посетить врачей тибетской  медицины, сделать диагностику по пульсу, получить рекомендации и при  необходимости лекарства.

Существуют  курсы тибетской медицины. Поскольку  обучение базируется на личном опыте  врача, обучение в классическом варианте занимает годы. Для того, чтобы научится чему-то полезному лично для себя и друзей/родных, достаточно нескольких недель. Первые положительные результаты обучения, уже можно наблюдать у себя через считанные дни.

Информация о работе Истоки тибетской медицины