История невропатологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Теоретические концепции В.М.Бехтерева подготовили почву для организации психоневрологического института. В дальнейшем возник ряд научно-исследовательских и клинических учреждений, среди которых можно назвать Центральный институт глухонемых, Воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей. Эти и другие учреждения стали основой для создания в нашей стране дефектологической службы, оказывающей действенную помощь больным с нарушениями нервной системы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат по теме: «История  невропатологии»

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В России формирование невропатологии как отдельной клинической дисциплины связано с именем А.Я.Кожевникова (1836 — 1902), который создал первую в  мире невропатологическую клинику  и в 1869 г. возглавил первую кафедру  нервных и душевных болезней в  Московском университете.

 

 

    А.Я.Кожевников был выдающимся ученым-исследователем. A.Я. Кожевникову удалось создать  образцовую для того времени неврологическую  клинику, приют для хронических  неврологических больных и неврологический  музей, в котором была представлена ценная коллекция материалов по анатомии и гистологии нервной системы. По инициативе А.Я.Кожевникова было организовано первое в России общество невропатологов и психиатров при Московском университете. С 1901 г. стал издаваться “Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова”.

 

 

    Выдающимся  представителем московской школы невропатологов и психиатров был С. С. Корсаков (1854—1900). Он стал основателем нозологического направления в психиатрии {нозология — учение о качественной самостоятельности, обособленности отдельных болезней). С.С.Корсаков трактовал возникновение психических заболеваний с позиции анатомо-физиологической концепции.

 

 

    С.С.Корсаков внес значительный вклад в изучение нервно-психических расстройств  у детей. Он провел большую работу по коренной перестройке системы  лечения и содержания психически больных, ратовал за гуманное отношение  к людям, страдающим психическими болезнями.

 

 

    Одним из основоположников детской психоневрологии  в нашей стране является Г. И. Россолимо (1860—1928). Он был талантливым клиницистом  с незаурядными способностями врача-педагога. Ему принадлежат работы по детской  невропатологии, психоневрологии, медицинской  психологии, в которых он привлекал  внимание передовой русской интеллигенции, в первую очередь врачей и педагогов, к вопросам охраны детской психики, предупреждения заболеваний нервной  системы у детей. К таким работам  относятся “Страх и воспитание”, “Дурные привычки и борьба с ними”, “К вопросу о душевных катастрофах  в юношеском возрасте”, “О ненормальных элементах в характере ребенка

 

 

    Г. И. Россолимо заложил основы советской  дефектологии. При этом он внес много  нового в изучение клиники, психики, речевого развития детей с аномалиями нервной системы. Он убеждал педагогов  в необходимости разработки вопросов воспитания этих детей.

 

 

    В последние годы жизни Г. И. Россолимо  много времени уделял экспериментальной  психологии. Им была сделана попытка  разработать объективные критерии оценки интеллектуально-психических  функций человека.

 

 

    В 1923 г. под редакцией  Г. И. Россолимо вышел учебник  нервных болезней.

 

 

    Известный невролог В. А. Муратов (1865—1916) внес много  нового в учение о нервных и  психических заболеваниях у детей. Он детально изучил детские церебральные параличи и выделил отдельные  клинические формы этого заболевания. Кроме того, он занимался изучением  морфологии мозга. Полученные им данные не потеряли актуальности и в настоящее  время.

 

 

    В.М.Бехтерев был одним из выдающихся ученых своего времени. Этому способствовало его  знакомство с передовыми идеями в  области естествознания и идеями русских революционеров-демократов. Он активно занимался изучением  анатомо-физиологических основ нервных  и психических болезней.

 

 

    В.М.Бехтерев проводил широкие экспериментальные  исследования с применением метода удаления и раздражения отдельных  участков коры мозга. Он внес значительный вклад в разработку сложной проблемы локализации функций в коре головного  мозга. Эти и последующие исследования были положены в основу классических трудов “Проводящие пути головного  и спинного мозга”, “Основы учения о функциях мозга”. Большую ценность представляют работы В.М.Бехтерева, посвященные  вопросам клинической невропатологии, обогатившие науку описанием  новых симптомов болезней, форм патологии  и методов лечения.

 

 

    В. М. Бехтерев одним из первых в России стал широко использовать во время  лечения нервно-психических заболеваний  метод внушения и гипноза. Им была разработана методика использования  коллективного гипноза в целях  лечения алкоголизма. Он придерживался  материалистических взглядов на природу  гипноза.

 

 

    Фундаментальные работы В. М. Бехтерева посвящены  анализу механизмов высшей нервной  деятельности человека. Эти работы существенно обогатили теорию нервизма.

 

 

    Комплексный подход к изучению раннего онтогенеза человека помог В.М.Бехтереву заложить основы экспериментальной психологии и педагогики раннего возраста.

 

 

    Он  настойчиво боролся с бытовавшим в дореволюционной России мнением, что ребенка до 3 лет необходимо не воспитывать, а упитывать.

 

 

    Придавая  первостепенное значение социально-трудовому  воспитанию учащихся школ, он был противником  индивидуалистической морали. В. М. Бехтерев призывал к воспитанию у подростков любви к Родине и высокой гражданственности. В одном из своих выступлений  он указывал на необходимость всемерно развивать в детях стремление к деятельности на общую пользу в  форме совместного труда.

 

 

    Теоретические концепции В.М.Бехтерева подготовили  почву для организации психоневрологического  института. В дальнейшем возник ряд  научно-исследовательских и клинических  учреждений, среди которых можно  назвать Центральный институт глухонемых, Воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей. Эти  и другие учреждения стали основой  для создания в нашей стране дефектологической  службы, оказывающей действенную  помощь больным с нарушениями  нервной системы.

 

 

    В настоящее время успешно развиваются  направления, основанные на фундаментальных  исследованиях И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева.

 

 

    П.К.Анохин определил функциональную систему  как “широкое функциональное объединение  различно локализованных структур и  процессов на основе получения конечного  приспособительного эффекта”. При  этом различные элементы нервной  системы могут объединяться не только по признаку эволюционного возраста, но и в зависимости от их участия  в осуществлении той или иной функции. Звенья функциональной системы  могут локализоваться на различных  уровнях, и функциональная система  обычно проецируется на различные “горизонтальные  уровни” интеграции мозговой деятельности. 


Информация о работе История невропатологии