Тема: «История
педиатрии»
Выполнила: студентка III курса
педиатрического факультета
5 группы Распутина О. С.
- Педиатрия – с лат .«врачевание дитя»
- Предмет изучения педиатрии -
причины
и механизмы развития болезней у
детей,
их проявления, способы диагностики, лечения
и профилактики
- Основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребёнку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врождённый потенциал жизни
Введение
- Как самостоятельная дисциплина педиатрия начала формироваться лишь в первой половине XIX столетия. Датой ее рождения считают 1802 г., когда В Париже была открыта первая детская больница, ставшая на долгие годы центром подготовки педиатрических кадров для всей Европы.
- Однако еще выдающимися учеными древности и средневековья начиная с Гиппократа,
который доказывал необходимость
выделения педиатрии
в особую
дисциплину, были даны
описания
некоторых особенностей
детского
организма и обсуждались
вопросы
вскармливания, гигиены,
клинических
проявлений ряда заболеваний
у детей
и их лечения.
Врачеватели
II – I века до н. э.
Описал
физиологию и патологию детского возраста,
подчеркнул важность вскармливания детей,
особенно новорожденных, грудным молоком.
В ХУ-ХУ11 вв. появились первые работы, в
которых были описаны корь, коклюш, оспа
Гален внёс
весомый вклад в понимание многих
научных дисциплин,
включая анатомию,
физиологию,
патологию, фармакологию, и неврологию,
а также философию и логику
В трудах по медицине
собрал самые достоверные (на то время)
знания по гигиене, диететике,терапии, хирургии и патологии.
Заложил основу медицинской
терминологии. Ввёл
в хирургию лигатуру для перевязки
кровеносных сосудов.
В развитии отечественной
педиатрии в выделяют три периода:
первый - до середины XIX века,
второй - до Октябрьской социалистической
революции,
третий - советский.
- Первый период характеризуется возникновением и развитием педиатрии в рамках других специальностей, преимущественно акушерства и терапии.
- М. В. Ломоносов в своем письме "О размножении и сохранении российского народа" предлагал ряд мер по борьбе со смертностью.
- В трудах Н. И. Новикова и А. Н. Радищева указывалось на необходимость государственной охраны здоровья детей.
- И. И. Бецкой, крупный государственный деятель XVIII столетия, спроектировал, построил и открыл первые воспитательные дома для "подкидышей" в Москве (1764) и Петербурге (1771). Он же разработал правила по организации работы детского учреждения, по уходу за детьми и их воспитанию. К сожалению, скученность, плохой уход, недостаточное питание, инфекционные болезни привели к тому, что эти первые зачатки государственной заботы о детях превратились в "фабрики ангелов". Большинство детей, помещенных в эти дома, погибали. Потерпели неудачу и попытки воспитания подкидышей ("зазорных" детей) в крестьянских семьях, которым выплачивалась мизерная сумма на их содержание и воспитание.
Крупные ученые-медики того
времени - терапевт С. Г. Зыбелин (1736-1802)
и акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812)
в своих трудах поднимали и вопросы организации
помощи детям. Особенно велики заслуги
первого ученого-акушера Н. М. Максимовича-Амбодика.
Он первым стал преподавать акушерство
(и как часть его - педиатрию) на русском
языке, создал русскую медицинскую терминологию.
В своем труде "Искусство повивания,
или наука о бабичьем деле" он посвятил
целый раздел уходу за ребенком, его питанию,
болезням, свойственным детям, и методам
их лечения от рождения до отроческого
возраста. Как и С. Г. Зыбелин, он был горячим
сторонником грудного вскармливания и
распространения среди врачей и населения
правил гигиены матери и ребенка.
- Долгий и продолжительный Процесс обособления педиатрии как самостоятельной научной дисциплины совпадает с открытием первых детских больниц. Первая больница для детей 2—15 лет была открыта в Париже в 1802 г. Она стала центром подготовки специалистов по детским болезням в Европе. В 1834 г. открыта детская больница в Петербурге. В 1835 г. в программу обучения врачей в России введен специальный курс детских болезней. В медико-хирургической академии курс детских болезней с 1831 по 1847 г. читал С. Ф. Хотовицкий (1796—1885). В своих лекциях он излагал анатомо-физиологические особенности детей всех возрастов и их заболевания, включая острые инфекции; в 1842 г. открыл детские палаты в клинике акушерства. Хотовицкий написал первый русский учебник по детским болезням «Педиятрика» (1847), в котором приведены передовые для того времени данные о профилактике, лечении ряда заболеваний детей, причинах детской смертности, описаны меры борьбы с ней и др. В 1844 г. в Петербурге была открыта первая в мире больница для детей раннего возраста.
- В первой половине XIX в. вопросами детского здравоохранения в России занималось Вольно-экономическое общество. Оно изучало детскую заболеваемость и смертность, издавало популярные брошюры. К. Груш написал «Руководство по воспитанию, образованию и охранению здоровья детей» (1843—1848).
- Дальнейшее развитие педиатрии связано с созданием в 1865 г. кафедры детских болезней, которую возглавил В. М. Флоринский (1834—1899), в Петербургской медико-хирургической академии. (В Европе первая кафедра педиатрии была создана в 1879 г. в Париже.) Н. И. Быстрое (1841 —1906) организовал первое в России общество детских врачей в Петербурге (1885). Он подготовил много учеников, основавших другие кафедры педиатрии в стране, которые очень многое сделали в вопросе лечения детей и в снижении в деле высокой смертности детей.
- .
- Большой вклад в организацию педиатрической помощи в России внес К. А. Раухфус (1835—1915). По его планам были построены две детские больницы — одна в Петербурге, которая носит имя Раухфуса, другая в Москве — больница имени Русакова, а также первый санаторий для детей. Раухфус был не только организатором здравоохранения, но и крупным ученым. Ему принадлежат исследования о гнойных поражениях суставов у грудных детей, врожденных пороках сердца, выпотных плевритах и т. д. Им описан клинический симптом при плевритах — «треугольник Раухфуса», обоснована необходимость второго (санаторного) этапа лечения детей.
- В Московском университете курс детских болезней в 1861г. начал читать Н. А. Тольский (1830—1891). В 1866 г. им была открыта детская клиника с амбулаторией, в 1873 г.— кафедра детских болезней. Тольский понимал задачи педиатрии и считал, что она должна быть не только наукой о лечении, но и о предупреждении детских болезней.
- Основоположником отечественной клинической педиатрии является Н. Ф. Филатов (1847—1902). Он описал неизвестное до того времени острое инфекционное заболевание детского возраста — «скарлатинозную краснуху», идиопатическое воспаление шейных лимфатических желез (железистая лихорадка Филатова — инфекционный моно-нуклеоз), ранний признак кори — отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек (симптом Филатова). Его работы «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных заболеваниях детского возраста», «Клинические лекции», «Краткий учебник детских болезней» оказали большое влияние на развитие педиатрии. В 1887 г. Филатов создал кружок детских врачей в Москве, реорганизованный в 1892 г. в Московское общество детских врачей.
- С 1898 по 1908 г. кафедру педиатрии в Военно-медицинской академии возглавлял Н. П. Гундобин (1860— 1908).Им написаны книги «Особенности детского возраста», «Общая и частная терапия болезней детского возраста», «Воспитание и лечение ребенка до 7-летнего возраста», «Детская смертность в России и меры борьбы с нею» и др. Гундобин был одним из основателей и активных членов союза борьбы с детской смертностью в России. • Изучением туберкулеза, ревматизма, малярии у детей, подготовкой педиатрических кадров занимался А. А. Кисель (1859—1938). В своей научной и практической деятельности решающее значение он придавал профилактике заболеваний, был активным поборником оздоровления бытовых условий детей, создания для них правильного режима, питания.
- Кафедрой детских болезней в Петербургском женском медицинском институте заведовал Д. А. Соколов. В 1911 г. им был основан журнал «Педиатрия». По инициативе передовых русских ученых в Москве, Петербурге, Саратове и других городах возникали общества борьбы с детской смертностью, общества педиатров. В 1911 г. состоялся Первый Всероссийский съезд детских врачей, на котором рассматривались вопросы помощи новорожденным. В это время началась активная деятельность Г. Н. Сперанского (1873—1968). Он изучал физиологические особенности, диететику и патологию детей раннего возраста. Большое значение Сперанский придавал организации обслуживания детей периода новорожденности. Ему принадлежат работы по расстройствам питания и пищеварения, пневмонии, сепсису, дизентерии у детей раннего возраста. Сперанский был активным организатором детского здравоохранения.
- В. И. Молчанов (1868—1959) изучал роль надпочечников в генезе токсической дифтерии, вегетативной нервной системы при скарлатине и других острых детских инфекциях, влияние социально-бытовых факторов на этиологию и патогенез заболеваний детского возраста и др. Эти работы имеют большое значение для практического здравоохранения. Им вместе с Ю. Ф. Домбровской и Д. Д. Лебедевым написан учебник «Пропедевтика детских болезней».
- Большой вклад в педиатрию внес М. С. Маслов (1885— 1961). Ему принадлежат работы по хроническим расстройствам питания и пищеварения, болезням почек, печени, диатезам и др. Он продолжал исследования Н. П. Гундо-бина о возрастных физиологических особенностях ребенка, изучал биохимические показатели у здоровых и больных детей. Масловым написан ряд книг: «Основы учения о ребенке и особенности его заболевания», «Детские болезни», «Клинические лекции по факультетской педиатрии», «Диагноз и прогноз детских заболеваний» и др.
- Важное значение в советской педиатрии имеют работы А. Ф. Тура (1894— 1974). Он изучал физиологию и диететику раннего возраста, патологию периода новорожденности, вопросы патологии системы кроветворения и др. Его перу принадлежит учебник «Пропедевтика детских болезней».
- Большой вклад в развитие педиатрической науки внес-. ли Ю. Ф. Домбровская (1891 —1976), В. А. Леонов (1889—1972), Е. Н. Хохол (1897—1964), Т. С. Каприэлян (1876— 1946), М. X. Угрелидзе (1885—1960), Р. С. Гершенович (1889—1960), О. Д. Соколова-Пономарева (1888—1966), М. Г. Данилевич (1885—1956) и другие. Эти ученые воспитали огромное число высококвалифицированных педиатров, создали русскую педиатрическую школу, одно из основных направлений которой — профилактическое.
- http://evolutsia.com/content/view/1623/39/
- http://www.medmoon.ru/rebenok/deti1.html
- http://knowledge.allbest.ru
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.feldsher.ru
Список
литературы