История сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре-1. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'. В тоже время до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., Когда появилась служба "сердобольных вдов".

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 27.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

На тему :   «История сестринского дела »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013-2014

История сестринского дела

Впервые в России женский труд для  ухода за больными в госпиталях и  лазаретах был использован при  Петре-1. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых  должны были служить женщины. Однако, затем привлечение женщин для  работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным  солдатам. Женский труд в гражданских  больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'. В тоже время до конца века специальных сестёр для  ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., Когда появилась  служба "сердобольных вдов". В  этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения  неимущих. В 1814г. по распоряжению императрицы  Марии Фёдоровны из Петербургского "вдовьего дома" на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для "прямого  назначения" ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены  к присяге, и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак -"Золотой Крест", на одной из сторон которого написано "СЕРДОЛЮБИЕ" .

В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах  стали организовывать специальные  курсы сиделок. С этого времени  в России начинается специальная  подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Х. Оппеля. Это было первое руководство на Русском  языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г. В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии  Ольденбургской в Петербурге было открыто  светское сердобольное заведение-первая в России община сестёр милосердия, получившая название <Свято-Троицская>. В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено  первым 10 женжинам, получившим подготовку к общине. Община сужествовала на средства благотворительных организаций. Однако свои требования за больными в России предъявила Крымская война 1853-1856гг. В  Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна(сестра императора Николая-1) на свои средства учредила и организовала крестовоздвиженскую  общину сестёр милосердия для попечения  о раненых и больных войнах. Также она предложила знаменитому  хирургу Н. И. Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Н. И. Пирогов принял предложение  великой княгини. В октябре 1855г. в  Севастополе Н. И. Пирогов для  каждой категории сестёр Крестовоздвиженской  общины разработал подробную инструкцию деятельности, однако и от врачей, особенно от молодых, он требовал "исполнения опыта сестёр", считая, что сёстры "не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще". Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования. Среди отрядов особое место занимает Е. М. Бакунина. После  крымской войны Е. М. Бакунина принялась  за создание новой общины сестёр милосердия. Но, к сожалению, её стремление, её борьба против превращения общины в религиозный  орден, за дальнейшие совершенствования  подготовки сестёр не принесла успеха. У неё появилось твёрдое убеждение  в том, что в основу таких общин  следует положить не религиозные, а  моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, а важны её общественные взгляды  и моральные принципы. Однако с  этим не согласилась княгиня Елена  Павловна, и летом 1860г. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она  была сестрой Настоятельницей. Простившись  с общиной Бакунина у себя в  имении, в Тверской губернии, организовала на собственные средства небольшую  лечебницу для крестьян. Российское общество Красного Креста <РОКК>, которое  было создано в Петербурге в 1867г. ведёт своё начало от сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины. Также  следует сказать что всего  в военных действиях работало 160 сестёр, 17 их них погибли при  исполнении долга. По другую линию фронта в расположении английских войск  начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Флоренс  Найтингейл (1820-1910) , которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела. Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс  Найтингейл, которой награждаю сестёр, проявивших героизм в военных  действиях. В годы великой Отечественной  войны 1941-1945гг. 46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. В конце 60-х годов появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси. Мысли об организации международной  частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и  национальности возникли у швейцарца  Анри Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр в период Крымской войны. В 1862 г. он издаёт "Воспоминания о Сольферино" и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 в Международный комитет Красного Креста. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г., и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время. В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года. Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. К 1940 обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913г., возросла в 8 раз. В 1942г. начинает выходить журнал "Медицинская сестра". В пятидесятые годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования. В 1993 была создана и принята философия сестринского дела. В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр. В 1995г. впервые в России Г. М. Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: "Сестринское дело в России"         

 Можно смело заявить, что  организация школ для фельдшериц  стало возможна только благодаря  великолепной работе сестёр милосердия.           

 К сожалению, исследований, посвящённых  общинам сестёр милосердия, сохранилось  крайне мало, дореволюционные работы  предназначались для самих сестёр  милосердия, призывали их к «новым  подвигам любви и самопожертвования». Вот некоторые факты того времени...

Во имя милосердия 

В начале сентября 1854 года девушка  Даша с Корабельной стороны Севастополя вдруг обрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала доставшийся от родителей дом - все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, одеяла и много белого полотна,бутыли с уксусом и вином. Соседи решили, что она «тронулась умом» после гибели отца (матрос Лаврентий Михайлов погиб в Синопском сражении) и решила отправиться на все четыре стороны. Но повозка двинулась к берегам речки Альмы, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны. Эта «карета горя» стала первым передвижным перевязочным пунктом на поле боя, а Даша - воплощением сестры милосердия.  Гуманистический и героический пример воспламенил многие женские сердца в осажденном городе. Вслед за ней ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки - жены, сестры и дочери участников обороны. Как и Даша, золотыми медалями «За усердие» были впоследствии награждены сестры Крыжановские - Екатерина, Васса и одиннадцатилетняя Александра. Николай I просил Великих князей Николая и Михаила, находившихся в Севастополе, расцеловать ее от своего имени и наградить 500 рублями, а при выходе замуж выплатить 1000 рублей приданого Сестры милосердия носили как отличительный знак общины золотой крест на голубой ленте. Своей честностью и самоотверженностью они заслужили горячую любовь в армии: «Это их вдовушка князя Михаила прислала», - говорили с благодарностью солдаты о Великой княгине..Все они не были медиками, в которых очень нуждались госпитали Севастополя. Тогда Николай Пирогов, знаменитый хирург, руководивший военной медициной осажденного города, призвал «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле» медсестер Крестовоздвиженской общины Петербурга, созданной по инициативе и на средства Великой княгини Елены Павловны, вдовы младшего брата императора Николая I Великого князя Михаила. Уже в ноябре 1854 года из столицы в Севастополь прибыли три отряда сестер милосердия. И с их помощью Пирогов смог за 12 дней навести порядок в госпиталях. В городе появились прежде невиданные, бережливые, с твердым характером сестры-хозяйкии сестры-аптекарши, наводившие ужас на интендантов и каптенармусов. Так, в Херсоне сестры милосердия привлекли к суду корыстолюбивого аптекаря, и устыдившийся вор застрелился.  Сестры милосердия тех лет - девицы и вдовы «благородного происхождения», аристократки. Среди тех, кто, по словам Пирогова, «безропотно перенес все труды и опасности, бескорыстно жертвуя собой с геройством, которое бы сделало честь любому солдату», были Екатерина Грибоедова - сестра знаменитого писателя, княжна Бакунина - дочь сенатора, внучатая племянница М. И. Кутузова, баронесса Будберг, баронесса Э. Лоде...Сестры милосердия носили как отличительный знак общины золотой крест на голубой ленте. Своей честностью и самоотверженностью они заслужили горячую любовь в армии: «Это их вдовушка князя Михаила прислала», - говорили с благодарностью солдаты о Великой княгине. Но случилось так, что первой в мире сестрой милосердия была названа англичанка леди Флоренс Найтингейл. В Крыму «леди с лампой», как ее прозвали, появилась 25-26 апреля 1855 года. К этому времени русские сестры милосердия уже пять месяцев трудились в местах военных действий. Англичане заявили, что хотят поставить в Балаклаве памятный знак леди Найтингейл. Памятник Даше Севастопольской появился в Крыму лишь несколько лет назад, в 2005 году.         

 В период  Крымской войны Великая Княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая 1) учредила на свои средства и организовала  в Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия  для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях. Членами общины являлись женщины разных сословий и уровня образования. Крымская война... За участие в обороне Севастополя в 1854-1855 гг. медали «За храбрость», «За усердие» и «За защиту Севастополя» получили не только отличившиеся женщины, но и дети. За подвиги во время обороны Севастополя в 1856 году серебряными медалями "За усердие" для ношения на груди на Владимирских лентах наградили «жену поручика Арсенальных рот Шестопалова Агафью Леонтьеву и 15-ти летнюю дочь ее» (Дашу Севастопольскую). Сестры милосердия, работавшие в Крыму во время войны были удостоены и особой награды. Все они получили серебряные медали с надписью "Крым - 1854 - 1855 - 1856 ", а знаменитая Даша Севастопольская была награждена не серебряной, а золотой медалью. Также были награждены медалями «За усердие» на Владимирской ленте: Елизавета Хлапонина, Лукерья Чечеткина, сестры Крыжановские - Екатерина, Васса и Александра (последней было всего 11 лет). Сестра милосердия М. Петренкова получила сразу 4 медали за свои заслуги. Известно, что в 1905 году, в возрасте 101 год, она была сфотографирована для юбилейного альбома "Севастопольцы", изданного в Санкт- Петербурге. Лишь недавно удалось выяснить подлинное имя Даши Севастопольской. Ее звали - Дарья Лаврентьевна Михайлова.В ходе Крымской войны были учреждены специальные серебряные и бронзовые медали для сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, которая была создана в 1854 году великой княгиней Еленой Павловной. Община отправила в Крым несколько отрядов сестер милосердия, всего около 130 женщин. Среди них были представительницы известнейших фамилий: Мещерская, Бакунина, Пржевальская, Будберг, Бибикова. Сестры милосердия, по словам хирурга Пирогова, перевернули севастопольские госпитали «вверх дном», навели порядок и чистоту, наладили лечение и питание раненых. Им даже удалось укротить нечистых не руку интендантов, и снабжение госпиталей резко улучшилось. 

Николай Иванович Пирогов принимает  предложение Великой Княгини  организовать женский уход за ранеными на поле битвы. В октябре  1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов разработал подробную инструкцию деятельности для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины. От молодых врачей Н.И.Пирогов требовал «исполнения опыта» сестёр, полагая, что сёстры - «не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще». В период военных действий из 160 медицинских сестёр общества 17 погибли при исполнении долга. Следует отметить особое место Екатерина  Михайловны Бакуниной (1811-1894)- одной из выдающихся сестер милосердия Красного Креста, работавшей под руководством Н. И. Пирогова в Севастополе в 1855- 56 годах. Её деятельность и убеждения  особенно ценны тем, что дальнейшее совершенствование подготовки сестёр Екатерина Михайловна видела в приоритете моральных и общественных взглядов медицинской сестры над религиозными принципами.

"Слишком быстро принимает  она громадные размеры,- писал  в 1857 году о первой в России  сестринской общине, Крестовоздвиженской,  один из ее вдохновителей известный  русский хирург Николай Пирогов,- громадное в России быстро  деморализуется".

Организовала отправку сестер милосердия на войну вдова великого князя  Михаила Павловича, брата Николая I, великая княгиня Елена Павловна. Но даже одна из первых сестер созданной  великой княгиней Крестовоздвиженской  общины Е. Бакунина писала в своих  воспоминаниях, что первыми в  армию уехали вовсе не русские  сестры:  
"Никогда не забуду я того вечера, когда мы получили газеты с известием, что французы и англичане высадились в Крыму... А через несколько дней опять известие об Альминском сражении! В октябре месяце мы вернулись в Москву. С каким нетерпением мы хватались тогда за газеты; и вот прочитала я, что французские сестры поехали в военные госпитали; потом в английские госпитали поехала мисс Найтингейл с дамами и сестрами. А что ж мы-то? Неужели у нас ничего не будет? Эта мысль не оставляла меня".  
Патриотическому порыву поддались девушки из разных русских семей. Среди них были и аристократки, и дочери скромных священников и чиновников. Некоторые из них, испытывая себя, отправлялись в больницы, где помогали ухаживать за больными и спрашивали себя и врачей: "Выдержу ли я?" Каждая из сестер дала обязательство прослужить на войне один год, и все они полагали, что смогут выдержать такое испытание. Вот только военная действительность превзошла все худшие ожидания. 

Общее руководство сестрами по просьбе  великой княгини Елены Павловны взял на себя виднейший из русских  хирургов того времени Николай Пирогов, отправлявшийся с ассистентами и  другими врачами в Крым. Но даже тяготы пути - железных дорог в то время практически не было - оказались  детской шалостью по сравнению с  тем, что ожидало сестер в Севастополе. "Сначала все это было странно, чудно,- вспоминала Бакунина,- но в это  время раненых не было так много; иногда трех человек вдруг принесут, иногда сами приходят. Но что дальше, то больше, и часто от 16 до 20. Тут  же, тотчас, и начинаются операции: ампутации, резекции, трепанации. Большею частью все делал сам Николай Иванович. Докторов очень много всех наций, даже американцев. Все они очень  учтивы, даже чересчур. Говорят: "Будьте добры сделать то или это; сделайте одолжение, давайте через два  часа это лекарство". И русские  доктора очень внимательны и  учтивы. Я не хочу в подробности  описывать все эти страдания, все эти операции, мучения, крики; да это, несмотря на ужасы, по самому своему продолжению становилось монотонно, и продолжалось не день, не три, не неделю, не месяц,- а месяцы!"  
Но и это было далеко не самым страшным.  
"Я знаю,- писала Бакунина,- что доктора и даже сестры при позднейшей, более консервативной хирургии, поразились бы, если б я подробнее стала описывать то множество ампутаций, которые делались у нас всякий день; но пусть они вспомнят, что все ранены были ядрами и осколками бомб, и поэтому, кроме ран, был всегда и ушиб; к этому еще - скученность раненых, дурные условия и зараженный воздух. Мы и доктора не ходили за больными, а почти все получили тиф; солдаты были утомлены, и часто после операции, при первой перевязке, оказывалась гангрена: резекции шли неудачно; ампутации ног кончались хуже, чем рук". Сестры болели вместе со своими пациентами и некоторые из них, пережив тиф, стали жертвами холеры. Естественно, такого поворота событий никто из восторженных девушек не ожидал. Ко всему прочему на сестер милосердия легли и обязанности, совершенно не имеющие отношения к их прямым  обязанностям.

"К нашим постоянным трудам,- рассказывала сестра милосердия  Бакунина,- прибавились новые хлопоты:  всем ампутированным стали раздавать  деньги; у кого нет ноги, тому 50 руб., у кого нет руки - 40 руб., а  у которых нет двух членов, то 75 руб. Наши раненые, разумеется, сейчас же просят нас взять  деньги на сохранение. Но, приняв, надо все записать аккуратно:  имя, полк, родину, родных. Суммы соберутся  большие. Вот у меня в один  день собралось до двух тысяч  серебром, и как страшно было  их беречь; ведь мы не имели  ни комодов, ни сундуков. А было  еще хлопотливее то, что больной  вдруг просит дать ему рубль  или даже 50 коп., а разменять 50-рублевую  бумажку в Севастополе было  очень трудно. Потом еще при  отправлении больных в другие  госпитали надо отыскать всякого,  от кого взял на сбережение  деньги, и отдать ему".  
 
Неизбежным следствием тяжелой жизни и трудностей стали мелкие и крупные дрязги между сестрами. Ну а поскольку большинство из них были из аристократических семей и постоянно писали о своей жизни родным, слухи о непорядках скоро дошли до великой княгини. Елена Павловна пыталась заменить руководителей крымских сестер милосердия, но результаты отнюдь не радовали ни ее, ни сестер.  
"Старшей сестрой,- вспоминала Бакунина,- к нам приехала баронесса Екатерина Осиповна Будберг, хорошая, дельная и добрая сестра. Но что мне не нравилось, это то, что у нас в общине, где все должно, кажется, быть основано на любви, милосердии, полной готовности делать все, что возможно, стало вводиться какое-то чиновническое и формальное отношение к делу. Я знаю, что были сестры, которые на меня сердились за то, что я хожу к больным не в мой дежурный день, а я именно хожу, чтобы поговорить с ними, что они очень любят".  
Патриотический запал к тому времени практически угас, и некоторые из сестер покинули отряд еще до истечения срока обязательств, другие - немедленно по его окончании. И никакие уговоры, увещевания и ссылки на раненых, нуждающихся в помощи, результата не имели.

Оставшиеся сестры вместе с вновь  принятыми, в том числе и из "сердобольных", помогали эвакуировать больных и раненых из Крыма  в крупные причерноморские города - Николаев, Одессу - и продолжали ухаживать  за ними в тыловых госпиталях. Казалось бы, с окончанием войны их миссия окончена, однако великая княгиня  не хотела расставаться со столь понравившимся  ей и возвышавшим ее в глазах общества делом. Она упорно добивалась расширения общины, приема в нее новых сестер и устройства их на работу в санкт-петербургские  больницы. Вот только результаты не внушали оптимизма никому из окружающих. Восемьдесят "сердобольных" - немолодых  и не всегда здоровых дам, отправленных в причерноморские госпитали, не выдерживали тяжелой работы, болели и умирали. Говорили, что ушла из жизни каждая четвертая "сердобольная". Но Елена Павловна не сдавалась. По ее поручению Пирогов написал  следующую инструкцию по набору новых  сестер:   "Первый месяц они должны оставаться в своем платье и белье. Через месяц получают платье и белье общины. По крайней мере один год они должны оставаться на испытании без креста, занимаясь под руководством старших сестер в госпиталях и живя общиною. Через год получают крест, а некоторые отличившиеся или же известные досконально своей ревностью, хорошим поведением, образованием и пр.,- и прежде того. Желающие поступить из высшего сословия по влечению или по внутреннему призванию составляют, разумеется, исключение из этого правила. Так как трудно найти разом 22 надежных сестры для госпиталей, отдаленных от центра общины, то, очевидно, лучше снабдить их, по крайней мере, такими женщинами, которые - в случае неудачного выбора - не могли бы запятнать общину, не нося еще на себе ее высокого символа и не будучи еще, следовательно, настоящими сестрами". 

Информация о работе История сестринского дела