Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:50, контрольная работа
Сестринское дело является неотъемлемой составляющей частью медицины. В наше время ни один врач не обходится без помощи медсестры. Более того, медсестры в различных направлениях медицины проявляют к пациентам, зачастую, очень разный подход. Для того, чтобы стать квалифицированной медсестрой, сейчас недостаточно просто желания и возможности обучаться и работать.
Современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Кроме того, в основе сестринского дела лежит хорошая философская база, в которой описаны душевные качества, необходимые будущей медсестре для успешного выполнения своих обязанностей, закреплены основные принципы работы.
Введение
Начало становления. Реформы Петра I
Сестринское дело 2 половины XVIII века. Время правления Марии Фёдоровны
Первое руководство по сестринскому делу. Христофор фон Оппель
Появление в России общин сестер милосердия
Cестринское дело во время Крымской войны (1853-1856 гг.)
Cтановление процесса обучения сестер милосердия
Cестринское дело в России после революции, а также в условиях Великой Отечественной Войны
Cовременный этап развития сестринского дела
Заключение
Список используемой литературы.
ГБОУ СПО
Медицинского колледжа №6 Департамента здравоохранения г. Москвы
Самостоятельная работа
МДК .04.01.Теория и практика сестринского дела
на тему : "История становления сестринского дела в России"
Выполнила студентка 112 группы
Курбанова Жасмина
Проверила преподаватель: Титова.И.О
"История становления сестринского дела в России"
Введение.
Сестринское дело является неотъемлемой составляющей частью медицины. В наше время ни один врач не обходится без помощи медсестры. Более того, медсестры в различных направлениях медицины проявляют к пациентам, зачастую, очень разный подход. Для того, чтобы стать квалифицированной медсестрой, сейчас недостаточно просто желания и возможности обучаться и работать.
Современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Кроме того, в основе сестринского дела лежит хорошая философская база, в которой описаны душевные качества, необходимые будущей медсестре для успешного выполнения своих обязанностей, закреплены основные принципы работы.
В данной работе мне бы хотелось сконцентрировать внимание на становлении сестринского дела в России.
Начало становления. Реформы Петра I.
\ Петра I.
Сестринское дело - не как общественное явление в монастырских больницах, а как официально утвержденная и регламентированная профессия в госпиталях и социальных учреждениях - обязано своим рождением на Руси царствованию и реформам Петра I (1672-1725). В 1715 году по Указу Петра I создаются Воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. В обязанности входил уход за здоровыми и больными детьми. Часто это были новорожденные подкидыши.
Воспитательные дома такого типа находились в центре внимания общества и получали многочисленные пожертвования от частных лиц.
В 1716 году в "Уставе воинском" законодательно регламентируется организация медицинской помощи раненым и участие женщины в уходе за ними. Согласно Уставу: "Рядовые солдаты в поле и кампаниях от великих трудов и работы в болезни часто впадают и при жестоких акциях ранены бывают, того ради есть
потребность построить полевой лазарет. Лазарет возглавляет "особый госпитальный инспектор, доктор, священник, лекарь, с доброю полевою аптекою и с некоторыми подмастерьями".
Женский уход в госпиталях начинался с организации службы по обеспечению больных чистой одеждой и постельным бельем. В 1722 году Указом Петра I госпиталям в Санкт-Петербурге, Котлинске и Ревельске предписывалось иметь по одной "старице" и ее помощнице для надзора за работницами и бельем.
Попытки создать женскую службу в госпиталях носили временный характер и не получили устойчивого развития. Во многом эта инертность объясняется тем фактом, что после смерти Петра I в 1725 году к власти пришли противники его реформ.
Сестринское дело второй половины XVIII века. Время правления Марии Фёдоровны.
В середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться в гражданских больницах.
В 1776 году в Москве
создана Екатерининская больница на
150 коек.
Итак, женский труд по уходу за больными
в госпиталях начинает находить признание.
Пока этот труд - неквалифицированный. Однако,
уже идет речь о специальном образовании
для существовавших в народе во все времена
повивальных бабок, то есть - акушерок.
В 1764 году создается первая родовспомогательная больница. Еще в начале XVIII века в Москве появились повивальные бабки, обученные за рубежом. В 1763 году в Москве была открыта больница на 25 коек, названная Павловской в честь будущего императора Павла I. За больными мужского пола ухаживали солдаты, которых присылали из Военной коллегии. Одна из них предназначалась для осматривания больных женщин и проведения простейших процедур. Таким образом, в 1803 году по инициативе императрицы Марии Федоровны при Воспитательных домах в Петербурге и Москве были учреждены так называемые "Вдовьи дома" - приюты для бедных вдов, оставшихся без средства к существованию. Согласно идее императрицы Марии Федоровны, в стенах Вдовьих домов предстояло создать систему постоянного ухода за престарелыми. Для ухода за престарелыми и больными была набрана особая группа женщин из числа вдов, которые уже проработали в других благотворительных учреждениях императрицы не менее 15 лет. Женщины получили особое название - "сердобольные вдовы".
Императрица Александра Федоровна в перевязочной Царскосельского госпиталя 1915 год
Очень скоро организаторы Вдовьих домов осознали, что труд сердобольных вдов можно применить не только в уходе за престарелыми постояльцами Вдовьего дома, но и в больнице. Так, при Московском Вдовьем доме была специально построена и в 1806 году открыта Больница для бедных. С этих пор "больные всякого состояния, пола и возраста, всякой нации, бедные и неимущие (а не только престарелые вдовы) могли получать надзор сердобольных вдов". В это же время организаторы Вдовьих домов уже понимали, что только обученный персонал должен и может правильно осуществлять уход за больными. В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали
организовывать специальные курсы сиделок. Одежда сердобольных вдов отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома - они носили платье коричневого цвета. Сердобольные вдовы могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение.
Появление в России общин сестер милосердия.
В 1844 году в Санкт-Петербурге
по инициативе великой княгини Александры
Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской
была основана первая в России Свято-Троицкая
община сестер милосердия. В общине не
только ухаживали, воспитывали, но и обучали
сестер милосердия гигиеническим правилам
ухода за больными и некоторым лечебным
процедурам.
В общину принимались, согласно Уставу,
вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий
и вероисповедания, но с 1855 года - только
православные. Всем поступившим давался
годичный испытательный срок, затем проходила
церемония принятия в сестры милосердия
в торжественной обстановке. После литургии,
совершенной митрополитом Санкт-Петербургским,
на каждую принимаемую в сестры возлагался
золотой крест с изображением на одной
стороне Пресвятой Богородицы с надписью
«Всех скорбящих радость», а на другой
- с надписью «Милосердие». Принимаемая
в сестры произносила присягу, в которой
были следующие слова: «...буду тщательно
наблюдать все, что по наставлению врачей
будет полезным и нужным для восстановления
здоровья вверенных моему попечению болящих;
все же вредное для них и запрещенное врачами
всемерно удалять от них».
По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине. Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.
Сестра милосердия. 1914 год.
«Если сестра удовлетворяет своему назначению, - она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох.»
Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви». В 1847 г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.
Сестринское дело во время Крымской войны (1853-1856 гг.).
Во время Крымской войны Великая Княгиня становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – предшественницей Русского общества Красного Креста. Для креста, который предстояло носить сестрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. Устав Крестовоздвиженской общины был утвержден 25 октября 1854 года. 5 ноября после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестер, а на следующий день они уехали в Севастополь, где их ожидал Пирогов. Затем последовали другие отряды. Так возникла первая в мире фронтовая община сестер милосердия.
Группа сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, участвовавших в обороне Севастополя.
Тогда же Великая Княгиня обнародовала воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным.
Через несколько дней прибыли 8 сестер 3-го отделения под руководством сестры Е.М.Бакуниной; 9 апреля - еще 19 сестер 4-го отделения, руководимые сестрой Особенно высокую оценку получила Екатерина Михайловна Бакунина (1812-1894) - "идеальный тип сестры милосердия".
Главным местом самоотверженной работы сестер Общины был осажденный Севастополь.
Н. И. Пирогов, под руководством которого работали эти первые сестры милосердия, в одном из своих писем очень подробно описывает их деятельность. По его инициативе впервые в истории военно-полевой хирургии сестры милосердия и врачи были разделены на четыре группы. Первая группа обязана была сортировать поступающих по тяжести ранений, а тех, кто нуждался в срочной операции, немедленно передавали второй группе. Третья группа осуществляла уход за ранеными, которые не нуждались в срочном оперативном лечении. Четвертая группа, состоявшая из одних сестер и священника, занималась безнадежно больными и умирающими. Наконец, две сестры-хозяйки занимались раздачей раненым вина, чая или бульона.
Опыт работы сестер милосердия в период Крымской войны показал следующее: сестры должны уметь создать условия для выздоровления и предотвращения болезней, "оказывать услуги для выздоровления"; знать признаки "перемен болезни", уметь оценивать их и при внезапных "переменах" оказывать помощь; знать не только название лекарств, но и их действие и осложнения, которые они могут вызвать: уметь вести документацию, в которой фиксируются "перемены" в состоянии больных и раненых, замечания и предложения по уходу за ними. С учетом потребностей практики необходимо разделение функции сестринского персонала - специализация (сестра, дающая хлороформ; помогающая при операциях; работающая с безнадежными больными и ранеными). Сестры милосердия должны быть готовы к работе в экстремальных ситуациях (войны, катастрофы, эпидемии и др.). Они должны выступать как представительницы и защитницы интересов раненых и больных.
Сестры милосердия тех лет — отнюдь не то же самое, что медсестры в современном понимании. Девицы и вдовы "хорошего происхождения" в возрасте от 20 до 40 лет могли войти в общину только после испытательного 2-летнего срока по уходу за больными Затем они проходили специальное обучение в учреждениях Красного Креста. Работали безвозмездно, получая от общины лишь еду и одежду. В 1856 году по просьбе всё той же Елены Павловны была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр Крестовоздвиженской общины. Тогда же подобную медаль учредила и императрица Александра Фёдоровна – вдова Николая I .
После окончания войны вся тяжесть расходов по содержанию Крестовоздвиженской общины легла на Елену Павловну, однако сфера деятельности сестер при этом не сократилась, а даже расширилась: кроме больницы, при общине появилась амбулаторная лечебница и бесплатная школа для 30 девочек.
Становление процесса обучения сестер милосердия.
С 1867 года сестринское обучение стало осуществляться на базе Российского общества Красного Креста (РОКК), а общины объединились в школы сестер милосердия. С 1880 года и почти до окончания I Мировой войны Российское
Общество Красного Креста, а значит и подготовка сестер милосердия, находились под патронажем императрицы Марии Федоровны. В годы правления Александры Федоровны был впервые опробован опыт вне общинной подготовки сестер милосердия.
Сестры изучали следующие дисциплины: анатомия и физиология, гигиена, общая и частная патология, сведения об эпидемиологии, фармация и рецептура, кожные и венерические болезни, общая хирургия, десмургия и учение об асептике, женские болезни, детские болезни, глазные болезни, нервные и психические заболевания, массаж. Практический курс был посвящен общему уходу за больными и уходу за хирургическими больными, основным способам перевязки ран, операциям малой хирургии, оспопрививанию. На практическую подготовку обращалось особое внимание: ученицы в течении всего курса обучения должны были нести в лечебных учреждениях общины всю работу сестер милосердия под наблюдением опытных сестер.
Информация о работе История становления сестринского дела в России