Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 14:08, реферат
Фармакогнозия как наука своими корнями уходит в глубокоепрошлое, и ее история столь же продолжительна, как иистория человечества. Растения и животные составляли частьтого мира, в котором появился и жил человек. Интерес к лекарственнымрастениям развивался как следствие того непреложногофакта, что люди всегда воспринимали мир животныхи растений весьма утилитарно. Животные доставляютпищу, деревья — строевой материал и топливо, другие растения— овощи, целебные средства для людей и пищу
1. Введение
2. Зарождение лекарствоведения
3. Наука фармакогнозия
4. Список литературы
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта медицинский факультет среднее профессиональное образование
Реферат по фармакогнозии на тему:
«История возникновения фармакогнозии».
Выполнили:
2012 год г. Калининград
Содержание
Введение.
Фармакогнозия как наука своими
корнями уходит в глубокоепрошлое,
и ее история столь же продолжительна,
как иистория человечества. Растения
и животные составляли частьтого
мира, в котором появился и жил
человек. Интерес к
В истории фармакогнозии
Зарождение лекарствоведения.
Первобытные народы, осваивая местную флору, находили для себя многие полезные растения (пищевые, бытовые и др.) и в том числе обладающие целебными или ядовитыми свойствами. Так появились лекарства. Для утоления боли, чувства голода, повышения выносливости население Восточной Азии применяло чай, Африки - кофе и орехи кола, Центральной Америки - какао, Южной Америки - листья мате, индейцы Амазонки - гуарану. Во всех этих растениях впоследствии было найдено одно общее лекарственное вещество- алкалоид кофеин. Для борьбы с глистами жители Африки применяли цветы куссо, Азии - камалу, жители_Севера - корневища папоротника. И в этих растениях действующими веществами оказались природные соединения одного класса. Вот отсюда, от народной наблюдательности, проверенной годами, народной мудрости, закрепляемой из поколения в поколение, начинаются истоки фармакогнозии. В ее развитии, как это имела место и в других областях человеческих знаний, эмпирические наблюдения намного опережали научные исследования.
Уже первые народы Ближнего Востока, жившие задолго до нашей эры, - шуммерийцы, ассирийцы, вавилоняне, накопили значительные знания о лекарственных растениях, о чем свидетельствуют дошедшие до нас клиновидные тексты. Однако больше всего сведений о растениях древности можно почерпнуть из греческой литературы. У греков сложилась самобытная медицина, но они также охотно использовали лекарственные средства египтян и народов Ближнего Востока. Знаменитый врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) составил медицинское сочинение «Corpus Hyppocraticum», переведенное ныне на русский и несколько европейских языков. Лечил он больше физическими и диетическими методами, однако в его книге насчитывается свыше 230 лекарственных растений.
Очень много уделял внимания растениям, в первую очередь лекарственным, древнегреческий естествоиспытатель, философ и ботаник Феофраст (372-287 гг. до н. э.) - автор знаменитого трактата «Исследование о растениях», переведенного на русский язык. «Отцом фармакогнозии» считается (для европейской медицины) греческий ученый Диоскорид (I век н. э.), знаменитая книга которого «Materia medica», снабженная рисунками растений, являлась авторитетным руководством в течение многих веков.
Крупнейшим представителем древнеримской фармации и медицины являлся К. Гален (131-201 гг. н. э.)» высоко ценивший значение растений как лекарственных средств и положивший начало производству экстракционных препаратов, широко известных под названием галеновых.
Многочисленные лекарственные растения были известны и древним народам Юго-Восточной Азии. Наиболее древней является китайская медицина. Имеются сведения о том, что еще за 3000 лет до н. э. В соответствии с китайской энциклопедией «Бань-Цао» (Бянь-Цяо) еще за 3000 лет до н.э. в Китае применяли около 230 лекарственных растений, 65 лекарственных веществ животного происхождения и 48 лечебных минералов.
В объяснении действия лекарств большое значение придавали отношению цвета, вкуса препаратов к 5 элементам и органам. Например, зеленые и кислые лекарства соответствовали элементу «дерева» и действовали на сердце.
В соответствии с китайской
медициной все лекарства
1. Тонические средства (женьшень, чай, табак, мясо различных животных и др.). В этой группе самым главным лекарством — панацеей от всех болезней — был легендарный корень женьшеня, который китайские медики называли «чудом мира, даром бессмертия». По мнению китайцев, женьшень, будучи верным укрепляющим средством, восстанавливал изнуренные силы, старым возвращал юность . Китайцы ценили и чай как очень полезное средство. В энциклопедии «Бянь Цяо» указано, что «чай удаляет все недуги, прогоняет сонливость, уменьшает и излечивает головную боль совершенно».
2.Вяжущие средства (чернильные орехи, семена лотоса, мускатный орех, кислая слива и др.).
3.Разрешающие средства, в том числе рвотные (кассия, мимоза, имбирь, камфора, семена горчицы и др.).
4.Слабительные средства (семена подорожника, ревень, шалфей, натрия сульфат и др.).
В китайской медицине, в соответствии с делением тела на 3 пояса, цветки и верхняя часть растения применялись при болезнях верхнего пояса, стебли растений — при болезнях среднего, а корни — при заболеваниях нижнего пояса. Кроме того, ветви растений употреблялись при болезнях конечностей, кора — при заболеваниях кожи, сердцевина — при болезнях внутренних органов. Возможно, эти ранние наивные представления и послужили в последующем толчком, догадкой для Парацельса, создавшего в средние века учение о «сигнатурах» (знаки природы).
Индийская медицина так же самобытна, как и китайская. Она имеет свою оригинальную философию медицинских теорий и ассортимент лекарств, базирующийся на своей флоре. Древнейшей санскритской книгой Индии, составленной до нашей эры, считается «Аюрведа» («Наука о жизни»). Книга эта в дальнейшем несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Наиболее известной является переработка индийского врача Сушруты (VI век до н. э.), описавшего свыше 700 лекарственных растений.
Тибетская медицина возникла на базе индийской, которая была занесена в Тибет вместе с буддизмом (V-VI века н. э.). Многие санскритские книги переведены на тибетский язык и ими пользуются до сих пор. Наиболее известна книга «Джудши» («Сущность целебного»), составленная на основе «Аюрведы».
Подавляющее большинство" первых исследований по извлечению из растений действующих веществ было проведено фармацевтами (Шееле, Воклен, Фуркруа, Сеген, Боме, Киндт и др.). Приоритет открытия первого алкалоида из опия (морфина) принадлежит французскому фармацевту Сертюрнеру. Фармацевтами были открыты алкалоиды вератрин, стрихнин, хинин, эметин, кофеин, кодеин и др.
Наука фармакогнозия
Но именно термин "фармакогнозия" впервые применил на практике немецкий ученый К. Зайдлер в 1815 году.
Понятие фармакогнозия можно
Греческое "pharmakon" произошло от древнеегипетского "фармаци", что означает "защитник, исцелитель". Так называли бога Тота в Древнем Египте, под его покровительством которого находилось все лечебное дело.
Можно сделать вывод, что фармакогнозия –комплекс наук, изучающий извлечение, приготовление, применение различных лекарственных растений. В классификацию лекарственных растений относят также яды, изучением которых занимается фармакогнозия. Название этой науке дано не случайно. Еще Парацельс (1493-1541 г.г.) писал: "Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Одна только доза делает вещество ядом и лекарством".
Свое развитие фармакогнозия получает к началу XIX века в связи с интенсивным развитием естественных наук, таких как химия и ботаника, происходит накопление медицинских знаний, знаний о лекарствах, способах их изготовления. Этот процесс связан с установлением капиталистического строя, развитием фармацевтических предприятий.
Список литературы