История врачевания в Древнем Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

На протяжении многих веков Китай представлял собой пример стабильности не только традиционной системы, но и традиционной медицины. Связано это в большой степени с локальностью китайской цивилизации, которая обусловлена причинами социально-экономического, политического и географического характера.

Файлы: 1 файл

история мед..docx

— 375.45 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих веков Китай представлял  собой пример стабильности не только традиционной системы, но и традиционной медицины. Связано это в большой  степени с локальностью китайской  цивилизации, которая обусловлена  причинами социально-экономического, политического и географического  характера.

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Врачевание  в Древнем Китае

 

Врачевание в Древнем Китае: периоды

 История врачевания в Древнем Китае делится на 2 периода:

1) царский (XVIII – III вв. до н. э.)

В этот период  преобладала устная традиция;

2) период империи Хань (III в. до н. э. – III в. н. э.)

 Тогда  были составлены хроники Ханьской династии, а также записаны медицинские сочинения, дошедшие до наших дней.

Источниками по врачеванию в Древнем Китае  являются памятники медицинской  письменности (с III в. до н. э.), этнографии, данные археологии, памятники материальной культуры.

 

 

Традиционная китайская медицина

Основные  теоретические положения китайской  медицины тех времен в основных чертах сохранились и до наших дней.

В Древнем  Китае представления о разных болезнях, а также их лечении имели  натурфилософскую основу.

Считалось, что здоровье является результатом  равновесия двух начал инь и ян, а также 5 стихий (у син), а болезнь – это нарушение их правильного взаимодействия.    

                                 

 

 

 

Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл— воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево— землю, а земля засыпает воду) . Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

 

Среди видных представителей стихийного материализма в древнем Китае был философ и врач Ван Чун (27— 97), автор полемического трактата «Лунь хэн» («Критические рассуждения»). Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал    против    даосских идей бессмертия. «Среди существ, несущих в своих венах кровь,— писал он,— нет таких, которые не умирали бы». Развитие стихийного материализма в древнем Китае проходило в сложной борьбе с конфуцианством и даосской религией.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских  философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской  медицины.

 

 

 

 

                            

Разные соотношения  таких нарушений объединялись в  синдромы, которые, в свою очередь, делились на 2 группы:

1) синдром избытка (Ян)                                

2) синдром недостатка (Инь)

 

                                          ДИАГНОСТИКА  В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

Врачевание  в Древнем Китае включало в  себя и диагностику, которая основывалась на таких методах обследования больных, как:

1. осмотр кожи, глаз, языка и слизистых;

2. определение общего состояния больного и его настроения;

3. выслушивание звуков, которые возникают в теле человека, определение его запахов;

4. подробный опрос больного;

5. исследование пульса;

6. давление на биологически активные точки

 

 

                

 

Одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая является представление о  круговом движении крови. О нем говорится  в самом древнем из дошедших до нас медицинском трактате “Нэй цзин” (“Трактат о Внутреннем”), записанном в 3 веке до н.э.: “Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью... Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам... Именно пульс обуславливает круговорот крови и “пневмы”… Посмотришь вперед, оглянешься назад - все идет от пульса... Пульс - это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа…”. 
 

Врачи древнего Китая пришли к этим выводам путем  длительных наблюдений, эмпирическим путем, задолго до того, как в Европе в 1628 году В. Гарвей сформулировал научно обоснованную теорию кровообращения.

Обследуя  больного, его пульс изучали не менее чем в 9 точках.

 Вообще, различали до 28 видов пульса, основными из которых считались:

  • поверхностный
  • редкий
  • глубокий
  • тонкий
  • частый
  • свободный
  • чрезмерный
  • напряженный
  • вязкий и постепенный

 Метод  пульсовой диагностики постоянно  совершенствовался, таким образом,  со временем он превратился  в стройное учение о пульсе, что стало вершиной диагностики  в Китае того времени.

                                              

 

 

Чжэнь-цзю терапия (иглоукалывание)

Врачевание  в Древнем Китае включало также  и чжэнь-цзю терапию (с китайского чжэнь – иглоукалывание; лат. acupunctura; цзю (кит.) – прижигание).

Тогда было замечено, что уколы, ранения и  порезы в определенных точках приводят к исцелению некоторых недугов.

Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет  вывести больного из состояния обморока, а введение игл у основания  первого и второго пальцев  с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы.

Так, на основе долгих наблюдений философы и врачеватели  того времени сделали вывод о  том, что существуют «жизненные точки», при раздражении которых осуществляется регуляция жизненных процессов.

Первые иглы для акупунктуры были сделаны  из камня. Потом их стали изготовлять  из кости, бамбука, а позже и из металлов: серебра, бронзы, золота, нержавеющей  стали и платины. Метод иглоукалывания широко применялся для лечения и  предупреждения разных болезней, для  обезболивания при операциях, в  сочетании с прижиганием и  массажем.

Первое подробное  изложение теории и практики этого  метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно во второй его части «Лин шу», (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они" расположены, коллатерали, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания. 

                                           

 

 

Лекарственное врачевание в Древнем Китае

Лекарственное врачевание в Древнем Китае также достигло высокого совершенства.

Из народной китайской медицины в мировую  практику вошли такие растения, как лимонник, женьшень, чай, камфора, смола, ревень;

Из продуктов животного происхождения – печень, панты оленя, желатина;

  В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.  
Тем не менее, все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом), а в феодальном Китае, т. е. в период средних веков — время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины. 

 
Первые специальные медицинские  школы появились в Китае также  лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.  
Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства.  

 
Крупнейшим хирургом древнего Китая  считается Хуа Го (Хуа Тхо) (141—208), который прославился как искусный диагност и знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа Тхо удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа Тхо применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. 

                                     

 

 

                                  

 

                     

 

 

Профилактика болезней

Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых».  
Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. — игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.  
В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с середины I тысячелетия до н. э. (мостовые, канализация, водоснабжение). Имеются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупрежде-ния заболевания оспой. Так, по преданию в XII в. до н. э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам в правую ноздрю, а мальчикам — в левую). 

 
Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII в.  
В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.


 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГБОУ  СПО  «Электростальский медицинский колледж  
Федерального медико-биологического агентства России »

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

Дисциплина: «История медицины»

Тема: «Врачевание в Древнем Китае»

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 
                                                                    Отделение: сестринское дело 
                                                                    Группа : 2.3 
                                                                    Кабанец Анна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГБОУ  СПО «Электростальский медицинский колледж  
Федерального медико-биологического агентства России »

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Тема: «Правовое обоснование и значение различных видов медицинских экспертиз»

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 
                                                                    Отделение: сестринское дело 
                                                                    Группа : 2.3 
                                                                    Кабанец Анна

Проверила: Мнацаканова Л.В. 

 

 

                                                                                2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История врачевания в Древнем Китае