Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:35, курсовая работа
Целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные организационно – правовые формы в здравоохранении.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «предпринимательство в сфере здравоохранения».
2. Описать организационно-правовые формы организации здравоохранения.
Введение……………………………………………………………………3
Хозяйственно-правовые формы деятельности в здравоохранении и фармации………………………………………………………………………….4
Заключение……………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………...14
Задание 2………………………………………………………………….15
Задание 3………………………………………………………………….16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Хозяйственно-правовые
формы деятельности в здравоохранении
и фармации…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Задание 2………………………………………………………………….15
Задание 3………………………………………………………………….16
Введение
Изучаемая тема является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено рядом следующих причин.
Здравоохранение занимает исключительное
место в социально
Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени.
Целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные организационно – правовые формы в здравоохранении.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие «
2. Описать организационно-
В процессе написания данной работы нами были использованы в основном следующие методы:
1. Сравнительный анализ литературных источников.
2. Системный.
В процессе написания данной
работы нами в основном были использованы
учебные и монографические
Хозяйственно-правовые формы деятельности в здравоохранении и фармации
Неотъемлемое право не только на здоровье, избавление от физических страданий, – недугов, но и на нравственное сострадание к своим болезням, то есть на милосердие [4, с. 118].
Ведь врач имеет дело с человеческой болью, которая в каждом случае индивидуальна, и лечит не только тело, но и душу. Вернее – и тело, и душу. Иначе он не врач, а механик, а лечение – это ремонт.
Больной немощен и ему надо помочь. Вот главное, а все остальное – потом. Возьмем теперь рынок. По большому счету, нравственность рынка – соблюдение определенных правил, направленное на то, чтобы доверие между партнерами сохранилось, а сделка – повторилась. Ради ее конечного результата и самоцели – прибыли. Это аксиома: коммерсант, промышленник ставит свой экономический интерес на первое место. Его партнер чаще всего здоров, энергичен и желает купить услугу или товар для того, чтобы приумножить свое благополучие.
Но значит ли, что в медицине всякое предпринимательство при таких «возвышенных», целях ее деятельности – несостоятельно? Следует ли, говоря проще, целиком поместить ее на чье-то содержание: посадить, скажем под «крылышко» государства на бюджетный паек или целиком отдать благодетелю-спонсору?
Применительно к здравоохранению
понятия предпринимательской
Такое неприятие предпринимательства в здравоохранении объясняется субъективными и объективными факторами [3, с. 83].
Субъективное неприятие предпринимательства в здравоохранении обусловлено следующими факторами.
Прежде всего, отечественное здравоохранение основано на традиционном принципе бесплатности медицинской помощи.
В условиях социалистического распределения здравоохранение признавалось непроизводственной сферой народного хозяйства, и получало финансирование из бюджета [6, с. 234].
Здравоохранение могло освоить столько бюджетных средств, сколько в него вкладывалось. Если бы в здравоохранение вкладывалась половина государственного бюджета, и такие вложения оно могло бы полностью освоить.
Существовавшие в прежние времена хозрасчетные поликлиники считались исключением. В аптеках же лекарства всегда отпускались за плату.
Товарообменный характер деятельности одних учреждений здравоохранения (аптек) не распространялся на деятельность других (стационаров и поликлиник).
С изменением конституционного строя принцип бесплатности медицинской помощи сохранился, но на фоне поменявшихся юридических и экономических реалий. Возникла юридическая категория услуги.
Появилось законодательство
о медицинском страховании
Если услуги оказываются гражданам бесплатно, то производители медицинских услуг получают за это плату. Плата за медицинские услуги для их производителей является доходом [6, с. 234].
Деятельность по оказанию медицинских услуг экономически стала производственной деятельностью, а юридически – деятельностью, приносящей доходы.
Если прежде бесплатность
медицинской помощи была принципом
здравоохранения, то в настоящее
время она стала
Гарантией того, что в
государственных и
Однако поскольку медицинская помощь приобрела экономическую форму услуги, постольку процесс ее оказания стал подвержен экономической оценке [6, с. 235].
Если прежде медицинская помощь оказывалась не в товарных отношениях, то в настоящее время медицинская помощь стала оказываться в соответствии с оплатой медицинских услуг, в состав которых она входит.
Между государством в качестве плательщика и государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в качестве производителей медицинских услуг стали складываться отношения товарообмена в пользу граждан, для которых медицинская помощь остается бесплатной.
При этом юридически одинаковые медицинские услуги оказываются за юридически одинаковую плату юридически одинаковыми хозяйствующими субъектами – государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения и частными организациями. Их деятельность одинаково основана на извлечении доходов от оплаты медицинских услуг.
Вне зависимости от того, приносит она прибыли или убытки, деятельность в экономическом обороте с результатом, имеющим форму товара, является предпринимательской.
Различия лишь в том, что по общему правилу медицинские услуги гражданам частными организациями оказываются за плату, которую производит сам гражданин, а государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения – за плату, которую за гражданина производит государство.
Будучи бесплатными для
граждан, оказываемые им медицинские
услуги равно для государственных
и муниципальных учреждений здравоохранения
и частных организаций
Тем самым детерминантой субъективного неприятия гражданами (обществом) предпринимательства в здравоохранении является не характер деятельности медицинских организаций и не их имущественная принадлежность (государственная, муниципальная или частная собственность), а лишь бесплатность получения медицинской помощи.
Однако неприятие предпринимательства в здравоохранении свойственно не только гражданам (обществу) [5, с. 168]. Предпринимательство вызывает неприятие со стороны публичного института здравоохранения.
Прежде единая государственная
система здравоохранения в
Противопоставлением финансированию здравоохранения из публичных источников являются поступления от любых частных лиц. Тем самым предпринимательством в публичном институте здравоохранения признается не деятельность, приносящая доходы, а лишь деятельность, доходы от которой происходят из частных источников.
Если следовать логике субъективных факторов неприятия предпринимательства в здравоохранении в совокупности, предпринимательской является деятельность частных организаций, оказывающих медицинские услуги гражданам за плату, не происходящую из казны государства или муниципальных образований.
В соответствии с российским
законодательством
Чтобы выявить объективные причины неприятия предпринимательства в отечественном здравоохранении, необходимо раскрытие понятий, связанных с предпринимательством вообще и в здравоохранении в частности.
Предпринимательской является деятельность:
– самостоятельная, направленная на благо приобретений (получение прибыли), неразрывно связанное с бременем утрат (несение рисков);
– систематично осуществляемая в обороте товаров, работ, услуг;
– субъекта, имеющего государственную регистрацию в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.
Таким образом, медицинской и иной деятельностью в области охраны здоровья является предпринимательская деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг медицинского назначения
В современном здравоохранении
при усилении роли на результативность
работы и экономическую эффективность
деятельности актуализируются вопросы
выбора организационно-правовых форм,
правового статуса
Пока предложения о развитии
новых, юридически самостоятельных
и разрешенных законодательно форм
ведения предпринимательской
Законом «О некоммерческих организациях»
установлен статус субъекта правоотношений
– некоммерческих организаций (НКО),
к которым относится и
В нормативных актах, регулирующих
деятельность НКО, в том числе
и в бухгалтерских, четко не указывается
на то, что возможно самостоятельное
распоряжение доходом от основной и
разрешенной
Другие, кроме учреждения, организационно-правовые формы НКО – автономная некоммерческая организация (АНО), некоммерческие партнерства и фонды пока не так часто встречаются в здравоохранении.
Муниципальные (государственные) унитарные предприятия (далее – УП) также начинают появляться в отрасли.
Однако, несмотря на то, что
отношения между плательщиком и
производителями медицинских
Как и прежде, деятельность учреждений здравоохранения в качестве бюджетных учреждений подчинена нормативным предписаниям. В результате, если деятельность производителей медицинских услуг экономического характера сводится к извлечению доходов, то их распределение в учреждениях здравоохранения происходит в административном порядке.
Выйдя за пределы механизма
государства, учреждения здравоохранения
не обрели свое место в экономическом
обороте. Получая плату за медицинские
услуги из государственных внебюджетных
фондов, от страховщиков и от иных плательщиков,
учреждения здравоохранения дистанцируются
от понятия предпринимательской
деятельности. Будучи юридическими лицами
с предоставленными законом правомочиями
хозяйствующих субъектов, учреждения
здравоохранения
Юридически различающиеся характером и сферой деятельности, правовым положением и целым рядом других признаков, государственные и муниципальные органы управления здравоохранением и государственные и муниципальные учреждения здравоохранения искусственно объединены в единый публичный институт здравоохранения.