Эмоции, стресс и здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 06:22, реферат

Описание работы

Длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, - разрушающими переживаниями. В настоящее время обострилась проблема психологического состояния человека. Наличие эмоциональной неустойчивости у личности может привести к серьезным личностным проблемам, а также к неспособности профессионально осуществлять свою работу.

Содержание работы

Введение 3
1. Эмоции в жизни человека 4
1.1 Положительное влияние эмоций на человека 5
1.2. Отрицательное влияние эмоций на человека 5
2.1. Значение стресса 6
2.2. Влияние стресса на организм человека 7
3. Значение эмоционального здоровья 8
Заключение 9
Список использованной литературы: 10

Файлы: 1 файл

эмоции, стресс и здоровье.docx

— 31.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Эмоции в жизни человека 4

1.1 Положительное влияние эмоций на человека 5

1.2. Отрицательное влияние эмоций на человека 5

2.1. Значение стресса 6

2.2. Влияние стресса на организм человека 7

3. Значение эмоционального здоровья 8

Заключение 9

Список использованной литературы: 10

 

 

Введение  

 

Длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние  организма и приводит к возникновению  соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, - разрушающими переживаниями.

В настоящее время обострилась  проблема психологического состояния  человека. Наличие эмоциональной  неустойчивости у личности может  привести к серьезным личностным проблемам, а также к неспособности  профессионально осуществлять свою работу. В данном контексте уровень  эмоциональной неустойчивости является значимым критерием для прогноза успешности профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы эмоциональной  неустойчивости человека и ее влияние  на психологическое здоровье человека становится очевидной при изучении его социально-психологических характеристик, когда эта особенность рассматривается  как качество, влияющее на адекватность межличностного общения.

Действительно, в ряде работ эмоциональная  неустойчивость, проявление стрессовых ситуаций рассматриваются как ведущий  фактор формирования дезадаптивного поведения (Аболин Л.М., Азаров В.Н., Бойко В.В., Дашкевич О.В., Дьяченко М.И. и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эмоции в жизни человека

Эмоциональные процессы –  это специфический класс процессов  психической регуляции, приводимых в действие факторами, значимыми  для индивида. Существенным свойством  этих процессов являются их регуляторные функции в:

- модификации запаса энергии,  которой может располагать в  данный момент организм;

- формировании тенденции  к поддержанию контакта с фактором, воздействующим на индивида, либо  тенденции к устранению контакта  с данным фактором; соответственно  можно разделять эмоции на  положительные и отрицательные;

- организация специфических  форм реагирования, соответствующих  качественным особенностям фактора,  действующего на субъекта; то  есть можно говорить о различных  модальностях эмоций.

Эмоциональные процессы вызываются факторами, значимыми для индивида. Прежде всего, это физические воздействия  на органы чувств. Способность сенсорных  раздражителей вызывать эмоции меняется под влиянием опыта. Важными для  индивида являются также раздражители, источник которых – протекание и  результаты собственной активности. Эмоциональными раздражителями могут  быть все те факторы, которые сигнализируют  о значимых для субъекта событиях. Эмоции у человека могут также  вызываться посредством высших психических  процессов, при помощи которых он производит анализ и интерпретацию  ситуации.

Эмоциональные процессы воздействуют на другие регуляторные процессы, на внутреннее состояние организма, а также  непосредственно на внешнее поведение. Воздействие на другие регуляторные процессы определяется уровнем возбуждения, знаком и содержанием эмоций. И  положительные и отрицательные  эмоции оказывают влияние на протекание познавательных процессов. Влияние  эмоциональных процессов на качество выполнения интеллектуальных и моторных заданий зависит от степени эмоционального возбуждения. Эмоциональные процессы оказывают организующее влияние  на поведение человека, являются причиной возникновения устойчивой готовности к определенному реагированию на некоторый круг внешних ситуаций.

Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек  лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к  происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни.

 

 

 

 

    1. Положительное влияние эмоций на человека

 

Эмоциональный фактор играет важную роль в развитии человека, а  эмоциональное воспитание — не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент  его содержания. Эмоция - это сложное  и стабильное переживание, связанное  с общественными потребностями  человека, важная составная часть  его духовной жизни и внутренний мотив поведения, опосредствованный  фактор и контрольная сила /15, с. 19/.

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Положительные эмоции оказывают  существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе  и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они  не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают  ее, что подготавливает человека к  включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят  от деятельности и оказывают на нее  свое влияние.

 

    1. Отрицательное влияние эмоций на человека

 

Отрицательная эмоция дезорганизует  деятельность, которая приводит к  ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает  эмоциональная напряженность. Она  характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных  процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными  вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и  развивается она в связи с  различными эмоциональными, психогенными, стрессогенными и другими факторами, то есть очень сильными воздействиями  на мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы, сопровождаемыми  различными эмоциональными реакциями, переживаниями.

Эмоциональный фактор может  оказывать на человека очень сильное  влияние и даже привести к более глубоким патологическим изменениям в органах и тканях, чем какое-либо сильное физическое воздействие. Известны случаи смерти не только от большого горя, но и от слишком большой радости. Так, знаменитый философ Софокл умер в тот момент, когда толпа устроила ему бурную овацию по случаю представления его гениальной трагедии. Влияние эмоционального фактора на состояние организма исключительно велико. Психические напряжения, отрицательные эмоции - страх, зависть, ненависть, тоска, горе, печаль, уныние, злоба - ослабляют нормальную деятельность центральной нервной системы и всего организма. Они могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. Исследования показывают, что человек, который постоянно тревожится, со временем ощущает ослабление зрения. Об этом говорит и практика: люди, которые много плакали и пережили большие тревоги, имеют слабые глаза. Сердцебиение часто бывает результатом борьбы между двумя чувствами. Когда человек создает культ своего ума, то страдает желудок. Если создается культ желудка, то страдает голова. Поэтому между ними должно быть гармоничное соотношение. Чувство меры, к сожалению, не свойственно человеку. На разум и здравый смысл он положиться не может, потому что разум слабее чувств и склонен к самообману. "Баланс психических и физических состояний есть показатель нормального состояния", - замечает С. Яковлев /25, с. 21/.

 

    1. Значение стресса

 

Стресс является наиболее характерным  психическим состоянием, возникающим  под влиянием сложных жизненных  ситуаций. Само понятие стресса было введено в обиход Гансом Селье  в 1954 году. Стресс – есть неспецифический  ответ организма на любые требования извне. Г.Селье назвал это явление  «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс: стадия тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Стресс, протекающий в рамках первых двух стадий (эустресс), даже полезен для  организма. Это стресс, вызванный  положительными эмоциями, или «несильный стресс, мобилизующий организм». Если же защитных сил организма недостаточно, наступает стадия истощения адаптационных  резервов, что может привести к  ряду психических и психосоматических  расстройств. Такой негативный вид  стресса получил название «дистресс». Основными его симптомами являются: упадок сил, быстрая утомляемость, вялость, раздражительность, головные боли, снижение интеллектуальных возможностей, нежелание  что-либо делать, переменчивое настроение.

Наиболее типичными стрессорами  сегодняшнего времени являются: производственные стрессоры (информационные перегрузки, работа с большой долей ответственности  в условиях дефицита времени и  др.);

 стрессоры психосоциальной  мотивации (разного рода соревнования, конкурсы, защита диплома, сдача  экзамена);

стрессоры побед и поражений (в карьере, спорте, личной жизни);

стрессоры разобщения (конфликтные  ситуации, ссоры, угроза и др.);

стрессоры ограничений (различные  заболевания, тюремная изоляция, голод);

физические стрессоры (хирургические  вмешательства, медицинские процедуры, травмы, физические нагрузки);

информационные стрессоры (сообщения в средствах массовой информации о войнах, катастрофах, терроризме);

стрессоры, связанные с  политическими событиями последнего времени, нестабильным экономическим  положением, безработицей, неуверенностью в завтрашнем дне. Следствием всех вышеперечисленных  стрессоров стали, так называемый синдром хронической усталости (схожесть симптоматики с простудным заболеванием, „грипп молодых карьеристов”), психосоматические заболевания, встречающиеся в практике врачей общего профиля, и психические расстройства невротического уровня.

 

    1. Влияние стресса на организм человека

 

Один и тот же эмоциональный  стресс вызывает у разных людей различные  реакции и заболевания. Это различие определяется не только генетической предрасположенностью к определенным заболеваниям, но и характерологическими особенностями. Психосоматические  болезни - это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Они возникают, когда воздействие  внешнего фактора настолько интенсивное, что защитные силы организма не справляются  со стрессом. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна  и зависит от силы, длительности самого воздействующего фактора, от психологического и физического  состояния человека.

Заболевания внутренних органов  и систем организма, возникающие  вследствие воздействия стрессовых факторов, получили название психосоматических. Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка  и двенадцатиперстной кишки, неспецифический  язвенный колит, гипертоническая болезнь, мигрень, сахарный диабет, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, крапивница, нейродермит, псориаз, многие сексуальные расстройства и т. д.

Неспецифические реакции могут сопровождаться тревогой или страхом. При повторных воздействиях психогенных факторов или в условиях длительной психотравмирующей ситуации ответная реакция на стресс приобретает специфичность в виде поражения отдельных органов и систем организма. Обычно поражается орган-«мишень», имеющий к этому наследственную предрасположенность. На начальном этапе соматические расстройства функциональны и в ряде случаев маскируют или «зашторивают» психические заболевания (невротические расстройства, депрессии). В дальнейшем болезнь принимает стойкий или даже необратимый характер, что затрудняет ее лечение.

 

  1. Значение эмоционального здоровья

Эмоциональное здоровье – это то, к чему мы все должны стремиться. Как бы это фантастично не звучало, но все что мы делаем в своей  жизни, мы делаем для того чтобы изменить свой эмоциональный фон с негативного  на позитивный. Когда нам это не удается, мы чувствуем себя отвратительно. Причем эмоции влияют на все системы  организма. Отрицательные или положительные  эмоции в буквальном смысле внедряются в наше тело и создают схемы  хорошего или плохого здоровья. Многим людям бывает очень трудно справляться  с плохими эмоциями и держать  их под контролем. Оказывается привести эмоции в состояние гармонии не так  сложно и поможет нам в этом разум.

Важно понять, что наш повседневный разум – это механизм выживания. Он определяет наши привычки, поведение, образ жизни, действия и т.д. Этот механизм умный, информированный, но в  некоторых вопросах не всегда действующий  в наших же интересах. Эмоции вытекают из повседневного разума.  Это то, как мы реагируем на окружающий нас мир. Они могут быть простыми – например, солнечный день вызывает хорошее настроение, и сложными – например, мы можем ощущать чужое несчастье, находясь далеко от близкого нам человека. Это удается нам благодаря наличию у нас сознания, основы всех живых существ. Именно то, что скрыто за повседневным разумом – сознание или это можно назвать еще  внутренней мудростью или духом играют важную роль в создании нашего здоровья. Эмоциональное состояние  — это не что иное, как индикатор состояния нашего сознания.

Информация о работе Эмоции, стресс и здоровье