Этические и экономические аспекты проблемы оригинальных лекарственных средств
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 08:36, реферат
Описание работы
В нынешних условиях фармацевтические рынки испытывают негативное воздействие процессов мирового финансово-экономического кризиса, что проявляется в нарушении темпов роста фармацевтических рынков, изменении структуры производства и потребления, баланса платеже-способности и ритмичности в лекарственном обеспечении населения.
Тема: Этические и экономические
аспекты проблемы оригинальных
лекарственных средств
Кафедра: ОЭФ
Выполнила: Надирова С.
Приняла: Умурзахова Г.Ж.
В нынешних условиях фармацевтические рынки испытывают негативное воздействие процессов мирового финансово-экономического кризиса, что проявляется в нарушении темпов роста фармацевтических рынков, изменении структуры производства и потребления, баланса платеже-способности и ритмичности в лекарственном обеспечении населения.
Складывающиеся обстоятельства делают необходимым принятие конкретных мер по регулированию фармацевтического рынка регуляторными органами, предполагают деятельное участие профессиональных фармацевтических ассоциаций и объединений, активное содействие учреждений науки и образования в анализе для оптимального обеспечения функционирования национальных систем обращения лекарственных средств.
Международный проект "Фармсодружество", созданный в сентябре 2006 года в качестве платформы для формирования единого пространства профессионалов фармацевтического рынка стран-участниц СНГ, позволяет ставить и решать задачи, имеющие общий характер и возникающие в каждой из стран по мере развития национальных систем здравоохранения.
Объем государственных расходов на здравоохранение на протяжении ряда лет поддерживается на уровне 4,5% к ВВП. Как и в любой дру-гой общественной системе здравоохранения, доступность и качество оказываемой населению медицинской помощи в значительной степени определяется государственной политикой в области лекарственного обеспечения. Как известно, решение проблемы доступности лекарственных средств лежит в сфере экономического развития и роста благосостояния людей. Исходя из реальных условий экономического развития проблема доступности лекарственных средств становится на сегодняшний день достаточно острой. И она может быть решена на основе рационального выбо-ра лекарственных средств, достижением оптимального уровня в соотношении расходов из государственного бюджета и личных средств граждан, а также повышением степени насыщения внутреннего рынка.
Определение и реализация наименее затратных и в то же время наиболее эффективных форм лекарственного обеспечения лежит в основе лекарственной политики, чему в немалой степени служит внедрение фармакоэкономических методов в практическое здравоохранение. Клинико-экономические и фармакоэкономические показатели в этом случае могут служит критерием рационального распределения средств национального здравоохранения и одновременно служить инструментом принятия оптимальных управленческих решений, делая их обоснованными и полезными.
Важным фактором развития фармацевтического рынка и определяющим его состояние является взаимодействие его участников - отечественных и зарубежных производителей, что в современных условиях предполагает рассмотрение круга вопросов направленных на дальнейшую гармонизацию взаимодействий с участием регуляторных органов. Это вопросы осуществления совместных проектов в создании оригинальных лекарственных средств, организации лицензионного и контрактного производства, борьбы с фальсификацией лекарственных средств, контроля качества лекарственных средств, создание и расширение института фармацевтических инспекций, внедрение международных стандартов в процесс воспроизводства лекарств, этического продвижения лекарственных средств, дальнейшее совершенствование законодательной системы в области здравоохранения и обращения лекарственных средств.
Успешное развитие фармацевтической отрасли и фармацевтического рынка при высоком стандарте качества зависит также от эффективного этического продвижения лекарственных средств фармацевтическими производителями, где основным звеном выступает система работы медицинских представителей, до сих пор, не имеющих официального законодательного статуса. Компания – производитель (разработчик) лекарственных средств является ключевым звеном в системе организации фармаконадзора и источником информации о клинико-фармакологических свойствах выпускаемых и реализуемых ею продуктов. На медицинского представителя возлагается при этом ряд функций, начиная от полной инфор-мированности врача (провизора) по лекарственному средству, заканчивая сбором информации по выявленным побочным реакциям и мониторингом розничной сети лекарственных средств на предмет их возможной фальсификации. Данная проблема касается как отечественных, так и зарубежных производителей. В этой связи подготовка востребованных развитием современного процесса фармацевтического воспроизводства специалистов должна возлагаться на профессиональные медицинские и фармацевтические учреждения образования, что требует привлечения внимания регуля-торных органов к этой проблеме.
Конкурентные отношения, существующие в рыночной сфере явля-ются закономерным результатом развития рыночного производства, однако рынок лекарственных средств представляет особый сектор общественного воспроизводства, где указанные отношения приобретают нравственную форму, поскольку конечный продукт фармацевтического производства непосредственно влияет на качество здоровья человека. С другой стороны, интенсивные интеграционные процессы, происходящие в фармацевтической отрасли, приводят к объединению фармацевтических компаний в ассоциации и союзы, которые играют определяющую роль в формировании этических правил поведения в сфере реализации лекарственных средств. Крупнейшие фармацевтические компании-производители выработали этические кодексы маркетинговой практики, которые легли в основу поведения представителей данных компаний при продвижении лекарственных средств, а ряд положений кодексов вошли в основу законодательных актов в этой сфере. Однако, на фармацевтическом рынке существует множество компаний, которым не известны этические принципы промоций лекарственных средств.
Соблюдение нравственных принципов при продвижении лекарственных средств на сегодняшний день является не только актуальным, но и жизненно необходимым условием.
Осознавая высокую ответственность за своевременное обеспечение населения лекарственными средствами, эффективное функционирование и развитие фармацевтических рынков, укрепление фармацевтической отрасли профессиональными кадрами, расширение сферы этических принципов продвижения фармацевтической продукции и руководствуясь желанием постоянно пользоваться конкурентным преимуществом государств Содружества в этих областях, участники форума считают необходимым заявить, что:
Успешное развитие фармацевтических рынков непосредственным образом связано с построением рациональной системы здравоохранения, на основе анализа уровня заболеваемости с получением достоверных данных, формированием (стандартов) протоколов лечения, выбором лекарственных средств с доказанной эффективностью и совершенствованием сис-темы ценообразования. Формирование национальных бюджетов здравоохранения по лекарственному обеспечению и рациональному использованию лекарственных средств должно включать клинико-экономические и фармакоэкономические результаты.
Участники IV международного форума "Фармсодружество" решили:
Предложить фармацевтическим компаниям ввести в обязанности медицинского представителя осуществление мониторинга розничных сетей на предмет выявления фальсифицированных лекарственных средств. Обратиться к фармацевтическим компаниям, работающим на рынке Республики Беларусь с предложением присоединиться к Меморандуму по соблюдению правил надлежащего продвижения лекарственных средств фармацевтическими компаниями специалистам здравоохранения.
В связи с наличием негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса предложить регуляторным органам стран-участников международного проекта «Фармсодружество» рассмотреть возможность осуществления мониторинга за состоянием лекарственного обеспечения населения, включая полноту ассортимента, динамику роста цен и качества лекарственных средств.
. В разных странах мира и среди разных слоев населения этические критерии неодинаковы. В каждом обществе этические проблемы связаны с разработкой общепринятых норм поведения. Этические критерии продвижения лекарственных средств на рынок предназначены для создания основ корректного рекламирования лекарственных препаратов, построенного на принципах честности и добросовестности. Таким образом, этические критерии должны определять, соответствует ли практика рекламирования лекарственных средств общепринятым этическим нормам
. Эти критерии отражают общие принципы этических норм, которые правительства могут адаптировать к своим национальным системам в соответствии с политическими, экономическими, культурными и социальными условиями, учитывая ситуацию в области образования, науки и техники, законодательства, а также уровень заболеваемости населения, лечебные традиции и развитие системы здравоохранения. Этические критерии применимы к рецептурным и безрецептурным лекарственным препаратам («лекарственные препараты, отпускаемые без рецепта врача и предназначенные для самостоятельного лечения»), а также к средствам народной медицины и к любой другой продукции, рекламируемой в качестве лекарственного средства. Данные критерии могут быть использованы правительствами, в фармацевтической промышленности (фирмы-изготовители и фирмы-поставщики), информационно-рекламных учреждениях (рекламные агентства, организации, изучающие рынок, и т.д.); работниками здравоохранения, которые связаны с назначением, отпуском, поставкой и распределением лекарственных средств, в университетах и других учебных заведениях, профессиональных ассоциациях, пациентами и потребителями, в средствах специальной и массовой информации (включая медицинские издания). Этические критерии рекомендуется учитывать при разработке сводов этических норм во всех областях деятельности, имеющей отношение к продвижению лекарственных средств на рынок.
В данном контексте термин «продвижение на рынок» используют по отношению ко всем видам информационно-рекламной деятельности, которую проводят фирмы-изготовители и фирмы-поставщики для стимулирования назначения, поставки, закупки и/или использования лекарственных средств.
В стране можно активно продвигать на рынок только те лекарственные средства, которые официально разрешены к продаже в данной стране. Продвижение на рынок следует осуществлять в соответствии с национальной политикой в области здравоохранения и национальным законодательством, а также с добровольными кодексами правил, если они существуют. Все информационно-рекламные материалы, в которых содержатся какие-либо сведения о медикаментах, должны быть надежными, точными, достоверными, современными, доказательными и оформленными должным образом. Они не должны содержать формулировок, которые могут ввести в заблуждение, а также непроверенных данных. Нельзя исключать какую-либо часть информации, поскольку это может повлечь за собой нецелесообразное использование лекарственного препарата или неоправданный риск. Слово «безопасное» следует использовать только по отношению к тем лекарственным средствам, которые прошли надлежащую проверку. Сравнение препаратов необходимо проводить на основе реальных фактов, беспристрастно и аргументированно.
Научные данные необходимо предоставлять лицам, назначающим лекарственные средства, а также всем тем, кому дано право на их получение. Продвижение на рынок нельзя осуществлять из конъюнктурных соображений.
Нельзя использовать научную и обучающую деятельность для продвижения лекарственных препаратов на рынок.
Все виды рекламы, предназначенной для врачей и других работников, занятых в сфере здравоохранения
В рекламе, предназначенной для врачей и других работников, занятых в сфере здравоохранения, следует подбирать формулировки и иллюстрации в полном соответствии с научными данными, содержащимися в официально утвержденной информации о конкретном лекарственном препарате, или в соответствии с другими источниками информации, имеющими аналогичное содержание. Текст должен быть понятным.
Некоторые страны требуют, чтобы в течение определенного времени после даты первого рекламного сообщения, или в течение всего периода выпуска препарата реклама содержала всю информацию о нем (составленную в соответствии с научными данными, содержащимися в официально утвержденной информации о лекарственном препарате, или в соответствии с аналогичным документом). Рекламные материалы, в которых есть высказывания, способствующие сбыту, должны содержать краткую научную информацию о лекарственном препарате.