Как сделать общение эффективным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:47, реферат

Описание работы

Общение медсестры с пациентом является неотъемлемой частью определения его нарушенных потребностей и постановки правильного сестринского диагноза. Часто, в разговоре с медсестрой пациент говорит о сокровенном и ,конечно, хочет чтобы его выслушали. И только после установления психологического контакта можно начать задавать вопросы. Медсестра может задавать прямые и косвенные вопросы о ходе событий, об участниках и их действиях, что думает и чувствует пациент, какие действия он собирается предпринять.

Содержание работы

1.Особенности общения с пациентом при выполнении сестринских манипуляций
2. Эмоции пациента
3. Способы регуляции эмоций
4. Заключение

Файлы: 1 файл

общение.docx

— 25.77 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Татарстан

«Елабужское медицинское училище» (техникум)

 

Специальность 31.02.01.«Лечебное дело»

 

 

 

Рефератное сообщение на тему:

 

‹‹Как сделать общение эффективным››

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила:

студентка 241(1) группы

                                                                                           Холматшехова Азалия

                                                                                           Преподаватель:                            

                                                                                           Гарифуллина  Э.Р

 

 

 

 

Елабуга 2014

Содержание:

1.Особенности общения с пациентом при выполнении сестринских манипуляций

2. Эмоции пациента

3. Способы регуляции эмоций

4. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общение медсестры с пациентом является неотъемлемой частью определения его нарушенных потребностей и постановки правильного сестринского диагноза. Часто, в разговоре с медсестрой пациент  говорит о сокровенном и ,конечно, хочет чтобы его выслушали. И только после установления психологического контакта можно начать задавать вопросы. Медсестра может задавать прямые и косвенные вопросы о ходе событий, об участниках и их действиях, что думает и чувствует пациент, какие действия он собирается предпринять. При этом важно уловить эмоциональное состояние пациента в процессе беседы полезно выявить стрессовые для пациента слова.

Физиологический механизм изменения психики при болезни. Во всех случаях механизм возникновения изменений психики одинаков. В результате развивающейся болезни нарушение установившегося в организме постоянства (гомеостаз) деятельности систем и органов сопровождается изменениями характера нервной импульсации, поступающей от таких систем и органов в головной мозг и изменение соматического равновесия. В итоге меняются физиологические параметры, что собственно и составляет физиологический механизм отклонений в психической деятельности. Психическая деятельность человека проявляется вовне в результате предшествующего сложного субъективного опыта человека. В основе субъективных переживаний лежат сложные физиологические процессы. Они обеспечиваются не менее сложными химическими изменениями жизнедеятельности организма, в первую очередь ЦНС. Т.об. психический акт всегда сопровождается специфическими для него физико-химическими сдвигами в организме, которые меняют гомеостаз, развернуты во времени и пространстве. Эти изменения имеют в своей основе сложный безусловно- и условно-рефлекторный механизм. При острых и массивных изменениях психики резкий сдвиг порождает метаболические и вегетативные изменения, вплоть до спазма кровеносных сосудов, бронхов, кишечника со всеми вытекающими отсюда последствиями для организма, его системы и органов, в том числе и для самочувствия человека.

 

ЭМОЦИИ ПАЦИЕНТА

 

Выздоровление пациент в немалой степени зависит от мобилизации внутренних ресурсов его организма, «включение» механизмов защиты на борьбу с заболеванием. Выздоровление происходит благодаря правильной диагностике, эффективному лечению, уходу, вере пациента в избавление от недуга, доверию к медицинскому персоналу. Успех медицинского работника зависит от профессионализма, человеческих и личностных качеств, поведения. Психологический настрой и отношение пациента к болезни оказывает огромное влияние на болезнь и ее течение. Психическое состояние человека может влиять на механизмы гуморального и клеточного иммунитета, в частности на секрецию гормонов щитовидной железы и надпочечников. Психика человека способна преодолеть болезнь: это подтверждают данные лабораторных и клинических исследований о влиянии эмоций на биохимические процессы. Непосредственное участие пациента в поиске путей своего исцеления, мобилизация воли к жизни, взаимодействие с медицинским персоналом помогают активизировать природные защитные механизмы организма. Сейчас все больше говорят об участии пациента в процессе лечения, о его ответственности за свое здоровье, возможности самому на него воздействовать. Одна из мишеней такого воздействия - настроение.

Настроение – это сравнительно продолжительное, устойчивое психической состояние умеренной интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни человека.

На настроение оказывает влияние ситуация, состояние организма, прошлый опыт, оценка человеком ситуации. Таким образом для настроения важна не только ситуация, но и то, как человек к этой ситуации относится. Настроение соответствует тому, что думает человек, каковы его мысли. Хроническому плохому настроению способствуют:

-Максимализм (все видит в черно-белых тонах)

-Общий вид на единичные факты (единственное отрицательное событие представляется непрерывной черной полосой)

-Психологическая фильтрация событий (из случившегося выдергиваются только отрицательные события)

 -Дисквалификация положительного (отвергаются положительные факты, утверждается их невозможность)

-Скачущие умозаключения (негативная интерпретация реалий из-за незнания их подоплеки)

 -Преувеличение значимости плохих событий и преуменьшение значимости хороших

-Выводы основаны на собственных эмоциях (вера, что отрицательные эмоции отображают действительное отрицательное положение вещей)

- Попытка оценить настоящее с позиции «могло бы быть» или «не могло бы быть» может привести к озлобленности

-Ярлыки – вместо описания своих или чужих ошибок вешаются ярлыки

 -Принятие ответственности за независящие от тебя события.

Так же на настрое влияет выполняемая деятельность. Именно благодаря ей можно изменить ситуацию, в которой находишься. Занятие любимым делом повышает качество жизни – способствует здоровью.

Настроение пациента – это один из факторов, повышающих эффективность медикаментозного лечения.

Так же на ход лечения может повлиять «Аффект». Аффект – бурная кратковременная эмоциональная реакция человека, вызванная резким изменением жизненно важных для него обстоятельств и приводящая к хаотичным движениям или оцепенению, изменению в деятельности внутренних органов и систем организма человека.

Аффект встречается у пациентов довольно часто. Причиной аффекты может быть:

-экстремальное воздействие из вне,

-неподготовленность человека воспринимать  новую ситуацию или информацию,

-не может реализовать свою  потребность по определенным  причинам.

Многочисленные исследования показали, что аффект влияет на все органы и системы человеческого организма. Чаще всего аффекты можно встретить у пациентов с гипертонической болезнью. Причиной возникновения будет: частая злость, активизация симпатической нервной системы, неумение выразить или переключить свой гнев. Закономерность аффекта: если подавляется внешнее выражение аффекта, то усиливается его физиологическое проявление. Аффекты вызывают инфаркт, инсульт, дистрофию печени, гастриты, язвы, колиты. Следующим аспектом является «страх» Страх – эмоциональное состояние реальной жизни человека. Возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности. Страх – сигнал и предупреждение об опасности, но он содержит импульс к преодолению опасности. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека (физическая или психическая угроза). Сигналы опасности вызывают биологическую, физиологическую опасность:

-боль,

-ожидание боли,

-одиночество,

-внезапное изменение стимуляции,

-стремительное приближение объекта,

-высота,

-нечто незнакомое.

Практически все пациенты испытывают страх. Их активаторы: боль и ее ожидание, обеднение социальных контактов, изменения в различных сферах жизни из-за болезни, невозможность самостоятельно контролировать ситуацию, зависимость от профессионализма и личностных качеств медперсонала, неразрешенность ситуации, прогнозирование худшего. Страх заразителен – беседы пациентов между собой не всегда способствуют снижению его уровня. Так же он может быть плодом фантазии.

Чаще всего пациенты боятся медицинского учреждения, врачей, опасности, грозящей их целостности организма. Они боятся напоминаний о переживаниях, которые он прожил или будет переживать – в итоге не идет в больницу, не обследуется. Он переносит страх за свою жизнь на страх перед медицинским учреждением, медицинским работником. Страх перед медицинским работником должен быть ниже, чем желание бороться за свое здоровье, за свою жизнь.

Гнев – неприятное чувство. Длительное сдерживание гнева может вызвать патологическое повышение активности вегетативной НС, увеличивает АД, учащает пульс. В повседневной жизни есть много ситуаций, которые могут вызывать гнев. Человек может испытывать враждебные чувства к самому себе, к другим, к ситуации. Гнев у пациентов возникает из-за неприятия ситуации, непонимания деятельности и функций медперсонала. Чаще всего выражают гнев на медперсонале. Здесь можно наблюдать убежденность пациента, что медицинские работники могут облегчить страдание, но почему-то этого не делают. Если бы он допустил, что медики делают все возможное в этих условиях и не в состоянии на сегодняшний день сделать больше, то возможно, не испытывал бы гнева. Гнев пациента чаще всего направлен на медсестру. МЕДСЕСТРЕ НЕОБХОДИМО КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЧТОБЫ НЕ ВЫЗЫВАТЬ ГНЕВ У ПАЦИЕНТА. Причина гнева пациента – ситуация в которой он находится. Медсестра – профессионал, который должен уметь регулировать свои эмоции. При этом помня о своем здоровье. Но при этом нужно помнить, что гнев – это еще и активатор действия. Т.е. гнев можно использовать на благо пациента. Если он испытывает глубокую печаль, страх, полезно разозлить его, чтобы вывести из состояния депрессии.

СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ

1) Стимуляция щитовидной железы  круговыми движениями (массаж) в  течении 3-5 минут.

2) Если человек не может изменить  ситуацию, необходимо изменить отношение  к ней.

3) Правильно выражать аффект  внешне, выплескивать излишки энергии  в нейтральное русло.

-«Вентиляционная» теория - разрядка  напряжения, не причиняя вреда  другим людям (чучело обидчика, его  рисунок – покричать, поколотить, кинуть, бросить яйцо, комок грязи, разбить, кричать – безлюдные  места).

-«Смещение» - переместить свою  злобу на другой объект –  цветок, домашнее животное, пр.

Не рекомендуется! За разрядку заплатите своим здоровьем: раздражение, крик повышают содержание в крови норэпинефрина – повышающего диастолическое давление, сужая периферические сосуды – повышение АД. В данном случае эта разрядка временная, не решает проблему.

4) Установка на возможную негативную  реакцию.

5) Укрепление физического здоровья (физически крепкий организм легче  переносит эмоциональные нагрузки)

6) Дыхание – глубокое дыхание  обеспечивает организм большим количеством кислорода, освобождая от углекислого газа. Сделать вдох через нос (считать до 5), выдох – через рот (считать до 10). На счет 3-4 не дышите. Повторить 5 раз. Необходимо думать о приятном.

7) Переключать внимание на объекты.

8) Успокаивающий массаж.

9) Воздействие на анализаторы  звуком, цветом, музыкой, словом.

10) Чтение любимых стихов, беседа  с другом, сыграть партию в  шахматы, биллиард.

11) Обращайте внимание на внешне  спокойных людей - эмоции окружающих  передаются.

12) Установка или формула: «То, что я задумал, выполню!», «Я могу», «Я добьюсь», « Молчать, молчать».

13) Медитация.

14) Расслабление мышц лица, шеи, тела (гримасы)

15) Избежать страха – убежать  от активаторов страха.

16) Медсестре необходимо расположить  к себе пациента, снять эмоциональное  напряжение в процессе общения, успокоить, посочувствовать ему.

17) Пациент, испытывающий страх, получает  поддержку от окружающих. Друг, родственник, семья – преграда страху. (допускать тех, кого хочет видеть пациент).

18) Представить ситуацию человека, у которого страх сильнее, кому  в данный момент хуже.

19) Поиск положительного в происходящем, в будущем.

20) Нельзя заражаться гневом  от других людей – фильтр  эмоций. Не отвечать гневом на  гнев.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод состоящий в том что: для эффективного общения, медсестра обязана соблюдать этико-деонтологические нормы и принципы поведения, создавать общий доброжелательный настой, проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам создать обстановку доверия между врачом и пациентом, способствовать повышению авторитета врача и лечебного учреждения. Чёткие действия и профессиональное выполнение подписаний врача сестринских манипуляций оказывают на пациента большое психологическое воздействие.

 


Информация о работе Как сделать общение эффективным