Китайская народная медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:24, доклад

Описание работы

Китайская медицина зиждется на основах, принципиально отличающихся от основ западной медицины. Они — плод долгой тысячелетней практики. Изучение китайской медицины состоит, прежде всего, в изучении ее основ. К этому приводится клиническая часть с целью сбора знаний. Отказываясь от изучения анатомии, что равно изучению Запада, китайская медицина содержит в себе следующие области: физиология, патогенез, патология, диагностика, терапия, фармакодинамика, фармакотерапия.

Файлы: 1 файл

китайская народная медицина. массаж.docx

— 26.43 Кб (Скачать файл)

ОмГМА кафедра «Общественного здоровья и здравоохранения»

 

 

Реферат

по дисциплине «История медицины»

по теме «Китайская нетрадиционная медицина. Массаж»

 

 

 

 

выполнила:

студентка 1 курса 

стоматологического факультета

173 группы

Бреславская Евгения Александровна

преподаватель:

Халикова Адель Равильевна

ассистент кафедры

 «Общественного здоровья  и здравоохранения»

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013.

Китайская нетрадиционная медицина  

Китайская медицина зиждется на основах, принципиально отличающихся от основ западной медицины. Они — плод долгой тысячелетней практики. Изучение китайской медицины состоит, прежде всего, в изучении ее основ. К этому приводится клиническая часть с целью сбора знаний. Отказываясь от изучения анатомии, что равно изучению Запада, китайская медицина содержит в себе следующие области: физиология, патогенез, патология, диагностика, терапия, фармакодинамика, фармакотерапия.

Общность этого учения покоится на основных принципах "Инь  — Ян" и "5 элементах". Эти  принципы решают все проблемы, касаются ли они неба (космической энергии, климата), земли (материи) или существа (особенности человека). Это составные части китайской медицины. Китайская медицина считает, что существующее в природе образуется из Инь и Ян. Эти противоположные, но дополняющие друг друга силы реагируют друг с другом в постоянном движении. Инь — Ян — источник происхождения, создания и превращения всех веществ и существ Вселенной.  
В медицине деятельность органов, как и развитие и исчезновение болезни, является признаком превращения Инь — Ян с основными чертами противоположности и дополнения. 

 
Китайский символ ТАО:  
Инь и Ян являются двумя противоположностями, которые присутствуют во всех существах, веществах, феноменах природы. Можно сказать, что они повсюду одинаковые и что между понятиями Инь и Ян существует определенная аналогия. Небо — Ян, земля — Инь ; день — Ян, ночь — Инь ; мужчина — Ян, женщина — Инь . Эти примеры показывают, что каждое существо Вселенной соответственно может образовать свой характерный признак Инь — Ян. Понятия Инь — Ян являются абстрактными, имеющими материальную основу, общность всех противоположностей, однако одновременно  
дополняют друг друга. Так Ней Кинг пишет: "Инь — Ян" имеют название, но не форму; считают 100, а предполагают 1000; считает 1000, а предполагают 10000. Каждое существо, каждая вещь имеет в себе одно из многообразия явлений Инь или Ян, но в каждом этом явлении содержится наготове уже другое. День — Ян, ночь — Инь , но различают в дне "Ян в Яне" и "Инь в Яне", в ночи — "Инь в Ини" и "Ян в Ини". Со Оценн описывал развитие Инь – Ян дня и ночи следующим образом: "В Ини есть Инь, в Яне есть Ян". От утренних сумерек до обеда продолжается раздел дня, соответствующий "Ян в Яне", время от обеда до вечерних сумерек принадлежит также Ян, но он соответствует  Инь в Яне"; от вечерних сумерек до крика петуха касается части Инь суток, соответствующей “Инь в Ини ", от середины ночи до утренних сумерек соответствует "Ян в Ини ". Итак, понятно, что в Ини и в Яне существует другая Инь и другой Ян. Этим объясняется сложность понятий Инь и Ян в отношении существ и вещей. Инь и Ян является не абсолютными признаками, но через феномен "победы" и "поражения" Инь и Ян. Со Оценн объясняет: "Если побеждает Инь, то заболевает Ян; если побеждает Ян, то заболевает Инь. Побеждающий Ян вызывает признаки холода (озноба). Слишком большой холод (холод в большей полноте) превращается в тепло (тепло в большей полноте) превращается в холод. Это классической объяснение  
феноменов победы и поражения, равновесия и нарушения равновесия — причина всех болезней. Нарушение равновесия вызывает сначала собственные признаки Инь (холод) или Ян (тепло). В прогрессирующей стадии это значит на одну ступень выше холода и тепла, болезнь резко меняется и переходит от холода к жаре или от жары к холоду. Равновесие Инь — Ян —  
непременное условие здоровья. Нарушение этого равновесия является первой причиной болезни. Со Оценн добавляет:  
"Если Инь — энергия в гармонии, погода Ян — энергия в безопасности, и человек сохраняет свое здоровье. Когда Инь и Ян разделяются, тогда наступает смерть". Со Оценн объясняет: "Хороший диагностик должен обращать внимание на цвет лица, пульс, чтобы узнать Инь и Ян... Он пальпирует радиальный пульс, поверхностный (Ян) и глубокий (Инь) пульс, которые  
могут быть скользящими (Ян) и шероховатыми (Инь) ради установления точной природы заболевания с последующим планом лечения. Если в диагностике не будет ошибки, не будет ошибки и в лечении. Точное знание Инь и Ян является важной и решающей задачей в диагностике. Ней Кинг объясняет: "Заболевание Ян следует лечить Инь, заболевание Инь следует лечить Ян". Привыкание к космической окружающей среде Инь — Ян есть искусство поддержания гармонии между внутренними силами (Инь и Ян космоса). Это является основным принципом евгеники   и профилактики. Пренебречь этим искусством — значит уступить поступлению патогенной биоклиматической энергии, а также всем болезням. Внутренние психические факторы могут вызвать в таком случае процессы "победы" Инь или Ян. Они обусловливают заболевания внутреннего происхождения. Внутреннее равновесие Инь и Ян может поддерживать только такой человек, который понимает, что должен остаться господином своих страстей. Это касается старейшей теории (возникла 3000 лет тому назад), которой пользуются на Дальнем Востоке еще многие. Она основана на двух основных свойствах: производство и  
разрушение пяти элементов: металла, воды, дерева, огня, земли — служат для того, чтобы   установить и отношения между событиями, вещами. Каждая категория объединяет в себе определенное количество понятий и объектов. Так, дереву соответствует весна, мышцы, печень, запад, зеленый, курица, пшеница, планета Юпитер, число 8... (Ней Кинг).

Одним из характерных признаков пяти элементов является их способность производить, создавать: дерево создает огонь, огонь производит землю, земля создает металл, металл создает воду. Это значит, что каждый элемент имеет две различный стороны: производство и возникновение производства, как "мать" и "сын" 

Вторым характерным свойством  пяти элементов является разрушение: дерево разрушает землю; земля разрушает воду; вода разрушает огонь; огонь разрушает металл, металл разрушает дерево. Но главное правило превращение  
природы "имеет производство как следствие разрушения, и наоборот".  
 
 
Активность каждой части тела состоит в отношениях с совокупностью всей деятельности организма, и наоборот.  
"Когда наблюдают за энергией только одного единственного органа, это значит, что имеется возможность наблюдать нормальное и ненормальное энергетическое развитие и изменение общности тела" (Трунг и Хок). На этой основе отношений между внутренним и наружным основывается китайская медицина. Главные и вторичные меридианы — неотъемлемая составляющая часть медицины вообще, но особенно для акупунктуры и массажа, так как органы, полые органы, конечности... связаны между собой этими меридианами. Без этих знаний нельзя было понять отношение различных частей тела друг к другу и патологическое развитие.  

Массаж — это один из древнейших методов безлекарственного лечения. Китайский точечный массаж существует уже около 5 000 лет. В эпоху "Весны", "Осени" и "Борьбы царств " (770 – 222г. до н. э.) появились первые книги, описывающие методы пальцевого массажа. В Древнем Китае существовали специальные врачебно-гимнастические школы, в которых широко применяется массаж. Во время династии Сун была создана книга " Бэй — ций — узюфан " — о применении точечного массажа при оказании скорой медицинской помощи. В период династии Мин (1368 – 1643гг) метод получил широкое признание и распространение. За долгие века своего существования метод был опробован на многих миллионах и на сегодняшний день не утратил своей актуальности. Известные древнейшие ученые Ван — цзи и Ян — цзин — чжой издали два атласа с изображением точек. На теле человека около 7 000 биологически активных точек, связанных с определенными  
внутренними органами. Точечный массаж полезен при разнообразных гипертонических заболеваниях. Массаж зон улучшает кровообращение, стабилизирует защитные силы, и поэтому начинать день рекомендуется с него. При сердечно-сосудистых нарушениях неврогенного характера лекарственная терапия не всегда необходима. На первый план выступает нормализация жизни, режим труда, отдыха и питания, разъяснительные беседы, психотерапия. Сократ говорил: "Как нельзя приступить к лечению глаз, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не  
леча душу".  

Точечный массаж, зародившийся в Древнем Китае, имеет много  общего с классическим. Но есть ряд отличий, особенностей: в частности, массирующее воздействие направлено на особые линии, так называемые "меридианы", где сосредоточены биологически активные точки организма. Этот так называемый точечный массаж дает хороший эффект при многих заболеваниях. Лечит гипертонические болезни, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка, острые респираторные заболевания, расстройства сна, остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника, снятие утомления и обморок.  

Китайская медицина обращается сначала к основным принципам, потом  к технике, так как правила  — окончательные выводы из основных положений. Ней Кинг объясняет: "Если хотят лечить болезнь, нужно сначала узнать причину". Это предписание — одно из основных положений дальневосточной медицины. Отсюда для постановки диагноза необходимо исследовать этиологию, которая предполагает не только социологию, но и терапевтические правила. Терапевтические правила китайской медицины крайне многосторонни и различны. Но самое важное состоит в том, чтобы подробности  
практики сопоставить с правилами и последовательно согласовать. Во времена Ней Кинга профилактика состояла в следующем: "заранее лечить, чтобы болезнь не прогрессировала". После династии Рани  профилактика прогрессировала в таком виде: телесные упражнения, духовное занятие, предупреждение болезни, тренировка против патогенного климатических энергий.  
Современная китайская профилактика состоит в том, чтобы развить понятие Ней Кинга: "Человек состоит в отношениях с небом и землей". Это значит, что   для профилактики очень важно решить следующие проблемы:  приспосабливание человека к естественным внешним процессам и духовная забота о человеке. Это приводит Нея Кинга к следующему выводу: "Если основная энергия человека сильная и уравновешенная, то патогенная биоклиматическая энергия его не может атаковать".


Информация о работе Китайская народная медицина