Клиника генетических и хромосомных расстройств, лежащих в основе интеллектуальных нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:07, реферат

Описание работы

Согласно статистике, не менее 5% детей рождается с наследственными заболеваниями и врождёнными пороками развития. От рождения больного ребeнка не застрахована ни одна супружеская пара и даже у здоровых родителей, к сожалению, может родиться ребёнок с врождённым пороком или наследственным заболеванием. Врожденные пороки развития, как правило, определяются сразу после рождения ребенка. Наследственные заболевания вызываемые мутациями могут проявляться позже.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Хромосомные болезни………………………………………..………………3
2. Умственная отсталость при хромосомных аномалиях…………………….3
3. Умственная отсталость при аутосомно-рецессивных болезнях…………...7
4. Причины хромосомных болезней………………………………..…………10
5. Синдром Дауна………………………………………………..….………….12
Заключение……………………………………………………………….………17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Klinika_geneticheskikh_i_khromosomnykh_rasstroy.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра педагогики и психологии

 

 

Реферат на тему:

«Клиника генетических и хромосомных расстройств, лежащих в основе интеллектуальных нарушений»

 

 

Выполнила:

студентка 142 группы

специальность «Логопедия»

Рожнова Анастасия Игоревна

 

Проверила:

Королёва Валентина Владимировна

к.м.н., доцент кафедры СПП и ПМ

 

 

 

 

Челябинск, 2014

 

 

 

 





Содержание

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

  1. Хромосомные болезни………………………………………..………………3
  2. Умственная отсталость при хромосомных  аномалиях…………………….3
  3. Умственная отсталость при аутосомно-рецессивных болезнях…………...7
  4. Причины хромосомных болезней………………………………..…………10
  5. Синдром Дауна………………………………………………..….………….12

Заключение……………………………………………………………….………17

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

Введение

Согласно статистике, не менее 5% детей рождается с наследственными заболеваниями и врождёнными пороками развития. От рождения больного ребeнка не застрахована ни одна супружеская пара и даже у здоровых родителей, к сожалению, может родиться ребёнок с врождённым пороком или наследственным заболеванием. Врожденные пороки развития, как правило, определяются сразу после рождения ребенка. Наследственные заболевания вызываемые мутациями могут проявляться позже.

 

  1. Хромосомные болезни

Хромосомные болезни — наследственные заболевания, обусловленные изменением числа или структуры хромосом. К хромосомным относятся болезни, обусловленные геномными мутациями или структурными изменениями отдельных хромосом. Хромосомные болезни возникают в результате мутаций в половых клетках одного из родителей. Из поколения в поколение передаются не более 3—5 % из них. Хромосомными нарушениями обусловлены примерно 50 % спонтанных абортов и 7 % всех мертворождений.

Все хромосомные болезни принято делить на две группы: аномалии числа хромосом и нарушения структуры хромосом.

 

  1. Умственная отсталость при хромосомных аномалиях.

Частота хромосомных болезней среди новорожденных составляет 0,5-0,7%, а среди мертворожденных и детей, умерших до года, — 2,2%. На долю олигофрении, обусловленных различными хромосомными нарушениями, приходится около 10-12% всех случаев умственной отсталости.

 

Главная клиническая особенность хромосомных болезней — умственная отсталость и множественные пороки развития. Среди детей с множественными пороками развития хромосомные болезни зарегистрированы в 42,6% случаев.

 

Среди количественных нарушений аутосом самым частым, а потому и наиболее известным является синдром Дауна. В настоящее время дети с этой патологией составляют до 10% воспитанников специальных школ VIII вида.

 

Для больных характерны следующие признаки: брахицефалия, уплощенный затылок, скошенный и узкий лоб, плоское лицо, эпикант, монголоидный разрез глаз, короткий нос, постоянно открытый рот, толстые губы, большой складчатый язык (рис. XI.1). Ушные раковины уменьшены и деформированы. Со стороны костно-мышечной системы характерны низкий рост, короткая шея, килевидная или воронкообразная деформация грудины, мышечная гипотония (особенно выраженная у маленьких детей), широкие киста и стопы с короткими пальцами, поперечная ладонная складка, двухфаланговый мизинец. Примерно в 50 % случаев у детей отмечаются различные пороки сердца — дефекты межжелудочковой и межпредсердной перегородок, аномалии крупных сосудов. Пищеварительный тракт поражается у 15% больных. Наиболее характерны атрезия или стеноз двенадцатиперстной кишки, несколько реже встречаются атрезии прямой кишки и ануса, а также пищевода. Пороки мочевой системы, хотя и обнаруживаются у 20 % умерших, не имеют какой-либо специфичности (гипоплазия и аплазия почек, кисты, гидронефроз). Все больные с синдромом Дауна страдают интеллектуальной недостаточностью: 5% — легкой, 75% — умеренной и выраженной, 20% — глубокой степени.

Прогноз жизни определяется в основном наличием пороков развития сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Однако на первом году жизни дети с этим синдромом часто погибают от пневмоний и острого лейкоза, что связано с несостоятельностью их иммунной системы. В последние десятилетия в связи с улучшением лечения таких больных отмечается тенденция к увеличению продолжительности их жизни. 
 
    В неврологическом статусе наиболее типичны мышечная гипотония, слабость конвергенции глаз, косоглазие, нарушение функций вестибулярного аппарата, вегетативная недостаточность. На электроэнцефалограмме обычно отмечаются неспецифические изменения, указывающие на недоразвитие уровня биоэлектрической активности. 
 
    Главной чертой психопатологического статуса является общее психическое недоразвитие. Мышление тугоподвижно, косно, к абстракции дети неспособны. Временные соотношения устанавливаются труднее, чем пространственные. Абстрактным счетом дети с синдромом Дауна если и овладевают, то с большим трудом. Чтение дается легче, чем письмо; многие читают бегло и даже выразительно (подражают модуляциям голоса взрослых). Пересказывают только по вопросам, самостоятельный пересказ вызывает большие затруднения или недоступен. 
 
    Речь развивается поздно: первые слова в типичном случае появляются к пяти годам, простые фразы — к восьми. Особенно затруднена активная, спонтанная речевая деятельность. Запас слов беден, по многим причинам (недоразвитие верхней челюсти, макроглоссия, патология зубного ряда и др.) нарушено звукопроизношение. 
 
    Эмоции у больных с синдромом Дауна малодифференцированы, дети несамостоятельны, не проявляют инициативы, очень внушаемы, склонны к подражательности, импульсивны, часто проявляют негативизм (особенно ко всему новому) и немотивированное упрямство. 
В целом, однако, эмоциональная сфера более сохранна, чем интеллект. Дети с синдромом Дауна хорошо различают отношение к себе окружающих, многие отзывчивы и по-своему заботливы, им свойственно чувство стыда, обиды, смущения, сопереживания. Различным — как эретичным, так и торпидным — может быть темперамент. 
 
    Эретичные дети суетливы, двигательно беспокойны, очень любопытны и во все вмешиваются, общительны, но пугливы, многого боятся, прежде всего новизны. В отношениях с другими часто ласковы, охотно беседуют, могут использовать жест. Радостно воспринимают похвалу, ревнивы, требуют к себе внимания и не любят, чтобы его обращали на других. Вместе с тем эти дети бывают раздражительны и злобны, способны исподтишка обидеть слабого. В большинстве случаев все же они дружелюбны и доброжелательны. 
 
    Торпидные дети малоподвижны, двигательно неловки, замкнуты, безучастны, при попытке вовлечь в разговор отвечают односложно и часто невпопад («забыл», «не знаю», «не помню» и т.п.). В работу включаются медленно, но если это происходит, работают весьма старательно, усидчивы. Эмоциональные особенности могут быть самыми разными.

Хромосомные и генетические причины умственной отсталости

Хромосомные болезни

Генетические болезни обмена веществ

Генетические болезни нервной системы

Синдром кошачьего крика

Синдром Дауна

Синдром хрупкой Х-хромосомы

Синдром Кляйнфельтера

Мозаицизм

Трисомия по 13-й хромосоме (синдром Патау)

Трисомия по 18-й хромосоме (синдром Эдвардса)

Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера)

Аутосомно-рецессивные:

Аминоацидурии и ацидемии

Пероксисомальные болезни:

Галактоземия

Болезнь кленового сиропа

Фенилкетонурия

Лизосомальные дефекты:

Болезнь Гоше

Синдром Гурлера (мукополисахаридоз)

Болезнь Ниманна-Пика

Болезнь Тея-Сакса Х-сцепленные рецессивные болезни:

Синдром Леша-Нихана (гиперурикемия)

Синдром Хантера (вариант мукополисахаридоза)

Окулоцереброренальный синдром Лоу

Аутосомно-доминантные:

Миотоническая дистрофия

Нейрофиброматоз

Туберозный склероз

Аутосомно-рецессивные:

Первичная микроцефалия 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Умственная отсталость при аутосомно-рецессивных болезнях.

Название синдрома

Тип наследования

Степень

умственной

отсталости

Типичные симптомы

Фенилкетонурия

АР

Идиотия —

имбециль-

ность

Депигментация, вялость, рвота, кожные высыпания, пот с неприятным запахом

Гаргоилизм

АР, X

Идиотия

Дефекты соединительной ткани, пороки костей, суставов, помутнение роговицы, снижение слуха

Синдром Марфана

АД

Дебильность

Высокий рост, астеническое телосложение, длинные конечности с утолщенными суставами, эктопия хрусталика

Гомоцистинурия

АР

Дебильность

Внешний вид больных сходен с таковым при синдроме Марфана. Часто наблюдаются пороки сердца, спастические параличи, тромбозы вен и артерий

Галактоземия

АР

Имбецильность — идиотия

Гепатомегалия, катаракта, нарушение функции яичников

Синдром Лоуренса-Муна—Барде— Билля

АР

Дебильность — идиотия

Пигментная ретинопатия, ожирение по адипозогенитальному типу, гипогенитализм, эпикант, полидактилия и синдактилия, эпилептические припадки

Прогерия

АР

Дебильность — идиотия

Преждевременное старение, раннее выпадение волос, бровей, катаракта, атеросклероз и коронарная недостаточность

Синдром Крузона (черепно-лицевой дизостоз)

АД, АР

Дебильность — идиотия

Краниосиностоз, экзофтальм, расходящееся косоглазие, гипоплазия верхней челюсти, повышение внутричерепного давления, эпилептические припадки


Название синдрома

Тип наследования

Степень

умственной

отсталости

Типичные симптомы

Синдром Апера

(акроцефалосиндак-

тилия)

АД

Дебильность — идиотия

Башенный череп с нависающим лбом, экзофтальм, синдактилия, часто с вовлечением костных структур

Синдром Маринеску—Шегрена

АР

Имбецильность — идиотия

Мозжечковая атаксия, двусторонняя катаракта

Истинная (наследственная) микроцефалия

АР, АД, X

Идиотия —

имбецильность

Малые размеры мозговой части черепа при нормальном телосложении и обычном росте

Синдром Рада

АР

Дебильность — идиотия

Ихтиоз, шелушение волосистой части головы и кистей, эпилептические припадки


 

4. Причины хромосомных болезней

Решающим фактором в проявлении хромосомного заболевания является возникновение в гаметах или зиготе на первых этапах её дробления хромосомного нарушения.

Схема этих нарушений у человека недостаточно хорошо изучена из-за чрезвычайной сложности изучения влияния внешних и внутренних факторов на гаметогенез и первые дробления оплодотворённой яйцеклетки. К примеру, в мутации в яйцеклетках могут иметь место ещё во внутриутробном периоде развития, поскольку в это время протекает первое мейотическое деление.

Фактором, провоцирующим хромосомное нарушение может быть мутагенный фактор физической, химической или биологической природы, действующей в окружающей среде. Иногда мутагенами могут выступать и факторы эндогенного происхождения. Это подтверждают наблюдения за повышенной частотой хромосомных аберраций в организмах при нарушении обмена витамина В12 при некоторых аутоиммунных состояниях. Однако в каждом конкретном случае заболевания выделить мутагенный фактор практически не удаётся и поэтому вернее всего предположить, что такие геномные или хромосомные мутации спонтанны, а не индуцированы. Возникновение хромосомных болезней зависит от возраста, физического здоровья родителей и других факторов. Учёт этих факторов важен для правильного прогнозирования здоровья потомства. Риск иметь ребёнка с трисомией 13, 18 или 21 для женщин в возрасте 40 лет и старше в несколько раз выше, чем у женщин в возрасте 23–25 лет. Механизм такого влияния возраста не выяснен. Влияние возраста матери может быть и обратным: Х-хромосомия чаще встречается у молодых матерей. На примере болезни Дауна обоснована разная роль женского и мужского организмов в рождении детей с трисомией 21: не расхождение хромосомы 21 в мейозе у женщин встречается в 3 раза чаще, а в первом мейотическом делении в 5 раз чаще, чем у мужчин. Если судить по частоте передачи хромосомно несбалансированных гамет от носителей сбалансированных перестроек, между мужчинами и женщинами также имеется существенная разница.

Ещё одним внутренним фактором, влияющим на возникновение хромосомного заболевания, является наследственное предрасположение (семейное предрасположение).

В семьях, имевших ребёнка хромосомной болезнью при кариотипически нормальных родителях, повторный риск рождения ребёнка с хромосомной патологией хоть и незначителен, но повышен. Известно много подобных случаев, но основные причины остаются до сих пор неясными. Поскольку из экспериментальной цитогенетики известно, что стадии мейоза, включая расхождения хромосом, находятся под генетическим контролем, можно предполагать, что предрасположение к повторному возникновению гамет с численным дисбалансом хромосомного набора также является генетическим.

 

 

5. Синдром Дауна

Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (трисомия, см. также плоидность). Существует ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на другие хромосомы (чаще на 15, реже на 14, ещё реже на 21, 22 и Y-хромосому) — 4 % случаев, и мозаичный вариант синдрома — 5 %.

Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. При употреблении этого термина предпочтительнее форма «синдром Дауна», а не «болезнь Дауна».

Первый Международный день человека с синдромом Дауна был проведён 21 марта 2006 года. День и месяц были выбраны в соответствии с номером пары и количеством хромосом.

История

Английский врач Джон Лэнгдон Даун первый в 1862 году описал и охарактеризовал синдром, впоследствии названный его именем, как форму психического расстройства. Широко известным понятие стало после опубликования им доклада на эту тему в 1866 году. Из-за эпикантуса Даун использовал термин монголоиды (синдром же называли «монголизмом»). Представление о синдроме Дауна было очень привязано к расизму вплоть до 1970-х годов.

В ХХ веке синдром Дауна стал достаточно распространённым. Больные наблюдались, но только малая часть симптомов могла быть купирована. Большинство больных умирали младенцами или детьми. С возникновением евгенического движения в 33 из 48 американских штатов и в ряде других стран начали программы по принудительной стерилизации лиц с синдромом Дауна и сопоставимыми степенями инвалидности. Это также входило в программу умерщвления Т-4 в нацистской Германии. Судебные проблемы, научные достижения и протесты со стороны общества привели к отменам таких программ в течение десятилетия после окончания Второй Мировой Войны.

Информация о работе Клиника генетических и хромосомных расстройств, лежащих в основе интеллектуальных нарушений