Комплекс оживления у младенцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Содержание работы

Введение 3
1.Комплекс оживления младенцев 4
2.Значение комплекса оживления 8
Список использованной литературы 10

Файлы: 1 файл

значение комплекса оживления.docx

— 27.58 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение 3

1.Комплекс оживления младенцев 4

2.Значение комплекса оживления 8

Список использованной литературы 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью  матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами  взрослого, поворачивается на звук его  шагов, замечает его издали на большом  расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает  лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом  оживления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Комплекс оживления  младенцев

Комплекс оживления — термин, введенный в 20-е годы XX в. Н.М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав комплекса оживления включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты комплекса оживления, такие как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

Первоначально комплекс оживления трактовался как недифференцированная эмоциональная реакция ребенка, возникающая в ответ на воспринимаемые воздействия. Однако позже М.И. Лисина и ее коллеги показали, что К. о. является не только реакцией, но и инициативной акцией, выполняя функцию общения младенца со взрослыми людьми. При этом каждый компонент комплекса оживления играет свою особую роль в реализации коммуникативного процесса. Так, в зависимости от ситуации общения, младенец то подключает или усиливает одни компоненты К. о., затормаживая другие, то наоборот. Например, если взрослый находится на расстоянии, то для привлечения его внимания ребенок чаще проявляет двигательное оживление и вокализации - находясь же на руках у взрослого в позе «под грудью» или в ситуации лицом к лицу он притормаживает двигательное оживление, тише вокализирует и, сосредоточенно глядя в глаза, улыбается.

Комплекс оживления включает четыре основных компонента

1) замирание и зрительное сосредоточение  — долгий, пристальный взгляд  на взрослого;

2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление —  движения головы, вскидывание ручек  и ножек, прогибание спинки и пр.;

4) вокализации — вскрики (громкие  отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются  в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к  двум месяцам, и его интенсивность  нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления  начинает «распадаться», то есть отдельные  его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые  формы поведения ребенка.

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удовольствия в ответ  на воздействия взрослых. Долгое время  комплекс оживления трактовался  именно как реакция в ответ  на действия взрослого.

Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление  как на форму активного участия  младенца в общении с взрослым. Такие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия с взрослыми

1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка;

2) улыбающийся взрослый;

3) ласковое поглаживание;

4) разговор;

5) комплексное воздействие, включающее  улыбку, поглаживание и разговор  вместе.

Полученные результаты показали, что  интенсивность и относительная выраженность компонентов комплекс оживления зависит от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. Об активной роли комплекса оживления свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более  пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем  спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая — при его комплексном обращении. Это значит, что комплекс оживления не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону — закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, комплекс оживления нередко  опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и  взволнованно движется, когда взрослый еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению.

Однако комплекс оживления проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции комплекс оживления, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала  две группы воздействий: воздействия  взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалльной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее:

1) суммарная интенсивность комплекса оживления и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;

2) обнаружились различия в составе комплекса оживления. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций.

При воздействии взрослого одинаково  ярко были выражены все компоненты комплекса оживления;

3) Комплекс оживления  при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка с изображением человеческого лица;

4) наблюдались различия в динамике  отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

2.Значение комплекса  оживления

В результате серии исследований, проведенных в Академии медицинских  наук в Москве, М. Ю. Кистяковская (1965) обнаружила, что комплекс оживления наблюдается у здоровых детей к концу первого — началу второго месяца жизни. Кроме улыбки, комплекс оживления проявляется быстрыми генерализованными движениями с попеременным сгибанием и выпрямлением конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и морганием. По результатам проведенных исследований можно сделать ряд выводов:

1. Взрослый может вызвать позитивную  эмоцию младенца, просто обеспечивая  его слуховыми и зрительными  впечатлениями, тем самым развивая  его способность к визуальной  концентрации.

2. Своевременное и полное удовлетворение  первичных потребностей младенца  значительно снижает вероятность  возникновения негативных эмоций  и создает условия для позитивного  эмоционального развития ребенка.

3. Позитивные эмоции способствуют  длительной и устойчивой визуальной  концентрации.

Генерализованные движения — (от лат. generalis — общий)—двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.

В классическом исследовании Шпитца и Вольфа (Spitz, Wolf, 1946) было обнаружено, что в возрасте от двух до пяти месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на четвертом-пятом месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам. Эффект, который производит улыбка ребенка, ее воздействие на чувства матери подтверждают истинность гипотезы о мотивационной роли эмоций и эмоциональной экспрессии. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком.

Как отмечает М. И. Лисина: «Мать видит то, чего еще нет, и тем самым реально лепит новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность» При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции — плач.

В результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления младенца имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции комплекс оживления имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослыми и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Головин С. Ю.. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.  1998.
  2. Изард К. Э., 1999
  3. Смирнова Е.О., Детская психология
  4. Лисина М. И., 1978,
  5. Эльконин Д. Б., 1989.

 


Информация о работе Комплекс оживления у младенцев