Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 17:41, реферат
Знание причин имеющихся у ребенка нарушений является весьма важным для большинства родителей вопросом и часто весьма болезненным. Подавляющее большинство родителей не отказывались от их воспитания в семье. Все они предпринимали героические усилия, чтобы вылечить и выходить своих детей. Многие из них старались самым тщательным образом разобраться в особенностях заболевания и возможных методах лечения.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Кафедра теории и методики адаптивной физической культуры
РЕФЕРАТ
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Исполнитель:
студентка 2 курса 222 группы
Низамова А.М.
Защищена
С оценкой
Проверил
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Знание причин имеющихся у ребенка нарушений является весьма важным для большинства родителей вопросом и часто весьма болезненным. Подавляющее большинство родителей не отказывались от их воспитания в семье. Все они предпринимали героические усилия, чтобы вылечить и выходить своих детей. Многие из них старались самым тщательным образом разобраться в особенностях заболевания и возможных методах лечения. Они преодолевали шок тяжелого диагноза и не теряли надежды, что можно все исправить. Но многим из них мешала мысль о том, кто виноват в том, что случилось с их ребенком. Врачи посылали их на консультацию к генетикам, там расспрашивали о здоровье каждого родственника, и невольно закрадывались подозрения о вине наследственности с той или иной стороны. Если с наследственностью «все было в порядке», то мамы винили себя за болезнь во время беременности, бабушки страдали тяжелыми подозрениями: не они ли заразили беременную дочь гриппом во время своей болезни и т. д. Подобные скрываемые переживания или открытые взаимные обвинения ни в коей мере не способствовали взаимопониманию в семье, а иногда и необратимо разрушали ее. Конечно, родителям нужна полная информация о причинах заболевания ребенка, но эта информация должна использоваться только для выбора возможного лечения ребенка и планирования рождения других детей, а никак не для взаимных обвинений.
Обычно у ребенка почти сразу после рождения устанавливают выраженное поражение одного органа или функции, и только со временем обнаруживается второй или даже третий дефект. Это часто объясняется тяжестью установленного с рождения поражения и трудностью при этих условиях диагностировать другое. Например, установив врожденную слепоту у ребенка, врожденное нарушение слуха устанавливают только со временем по отставанию в развитии речи. Или тяжелое врожденное нарушение движений у ребенка не позволяет вовремя заметить нарушения зрения или слуха и т. д. Кроме того, в ряде случаев второй дефект присоединяется к первому с возрастом, если он является следствием прогрессирующего заболевания и проявляется не сразу. Поэтому так сложна точная диагностика сложных нарушений в раннем возрасте.
Часто при наличии врожденных пороков развития или тяжелых соматических и неврологических заболеваний, представляющих непосредственную угрозу жизни ребенка, врачами предсказывается неизбежное глубокое отставание в физическом и психическом его развитии. К сожалению, тяжелый диагноз, с точки зрения врача, мало осведомленного об особенностях развития таких детей, предполагает только уход и поддерживающее лечение. Тем самым надолго отодвигается или даже исключается возможность специального исследования функций зрения и слуха, а также соответствующего воспитания и специального развивающего обучения этого ребенка. Нередко ошибочному диагнозу способствует позднее установление причины уже выявленных у ребенка поражений, точное знание которой могло бы насторожить врача в отношении возможности поражения сразу нескольких функций.
К биологическим причинам
нарушенного развития у ребенка традиционно
принято относить различные заболевания
наследственного или приобретенного характера,
последствия травм и интоксикаций организма.
Кроме биологических причин, современная
медицина и психология серьезно рассматривают
ряд неблагоприятных социально-психологических
факторов, которые могут также серьезно
осложнить интеллектуальное и эмоционально-личностное
развитие ребенка. Это воспитание ребенка
с рождения в неблагоприятных внешних
условиях, плохие уход и эмоциональный
контакт с близкими, отсутствие любви
и заботы со стороны окружающих взрослых,
их равнодушие и даже жестокость (сенсорная
и психическая депривация, расстройства
привязанности, длительная разлука с матерью
и т. д.). Так, нарушения зрительного или
слухового восприятия у ребенка с врожденными
тяжелыми нарушениями этих функций можно
существенно уменьшить, специально организовав
его зрительную и слуховую тренировку
в младенческом возрасте, если нет противопоказаний
со стороны состояния ЦНС. Раннее слухопротезирование
и оптическая коррекция также помогут
избежать сенсорной депривации у таких
детей.
В случае сложного нарушения развития
социально-психологические факторы могут
играть весьма значительную роль, но ведущими
остаются множественные органические
поражения. Возможны разные варианты происхождения
этих поражений:
Необходимо отметить, что с течением времени изменяются причины сложных сенсорных нарушений. Например, в 60-х годах прошлого столетия самой частой причиной потери слуха и зрения у воспитанников детского дома для слепоглухих были мозговые инфекции (менингит и менингоэнцефалит), перенесенные в разном возрасте, — они составляли 36%. За ними следовали родовые травмы и наследственные нарушения. В 25% случаев причина оставалась неясной. Затем, в 80-х годах, на первое место среди установленных причин сложных нарушений у детей вышли внутриутробные инфекции: прежде всего краснуха, затем токсоплазмоз и др., а перенесенные в детстве мозговые инфекции стали редкостью. В настоящее время имеет место сочетание нескольких патологических факторов, оказывающих влияние на формирование множественных поражений: это патология беременности и родов, недоношенность, перенесенные внутриутробно или после рождения инфекции, в том числе менингиты и менингоэнцефалиты, отягощенная наследственность (наличие патологии зрения, слуха, нервной системы у родственников) и т. д. Большая часть детей со сложными сенсорными нарушениями — это дети, родившиеся глубоко недоношенными. Можно предположить, что значительное количество случаев обусловлено скрытыми вирусными инфекциями и генетической патологией.
Выявление и диагностика детей со сложными и множественными нарушениями развития — это новая и серьезная проблема. Специалистам, призванным ее решать, нужны широкие знания в разных областях медицины, коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии. Тут могут быть весьма полезными знания, накопленные в процессе изучения и обучения детей с сенсорными нарушениями (глухота и тугоухость, слепота и слабовидение) и сложными сенсорными нарушениями (слепоглухота). Знание возможных причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, используется в диагностике этих нарушений, при выделении группы риска среди новорожденных детей и определяет необходимость в особом наблюдении за развитием таких детей. При этом нужно помнить, что при заболеваниях, вызванных внешними причинами, все симптомы, как правило, проявляются одновременно, при наследственно обусловленных — клинические признаки поражения органов и систем могут проявляться в разное время.
Диагностическое обследование детей раннего возраста должно быть комплексным, включающим в себя медицинское (клиническое и нейрофизиологическое) обследование и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование должно включать участие врачей разных специальностей (педиатра, невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, генетика, психиатра, а при необходимости и других), проведение рентгенологических и других специальных исследований. Задача этой первой стадии обследования — установить как можно подробнее характер имеющихся у ребенка нарушений со стороны физического здоровья, нервной системы, органов чувств и т. д. и их причины, в том числе наследственную предрасположенность. Обычно большую часть этого обследования дети проходят до того, как они попадают к специалистам, занимающимся коррекцией нарушений развития. Как правило, дообследовать приходится состояние зрения и слуха, в чем очень помогают нейрофизиологические методы.
Нейрофизиологическое обследование должно состоять из электроэнцефалографии (ЭЭГ) и исследования зрения и слуха ребенка методом стволовых и корковых вызванных потенциалов. Это объективные методы исследования, при которых не требуется активное участие ребенка.
ЭЭГ-исследование позволяет оценить функциональную зрелость мозговых структур и обнаружить в них отдельные и общие нарушения.
Особенно
велика роль исследования слуховых вызванных
потенциалов (СВП) и зрительных вызванных
потенциалов (ЗВП) при диагностике сенсорных
нарушений у ребенка младенческого и раннего
возраста, а также при трудностях поведения
ребенка более старшего возраста и контакта
с ним. Данные нейрофизиологического обследования
ребенка могут существенно повлиять на
заключение о наличии и выраженности сенсорных
нарушений, о глубине и распространенности
поражения ЦНС, о зрелости мозговых процессов.
Однако при определении
выраженности нарушения у ребенка раннего
возраста мы всегда должны помнить о только
предположительном или условном его характере.
Дети в этом возрасте наиболее интенсивно
развиваются, и при своевременной медицинской
и специальной педагогической помощи
можно существенно компенсировать и корригировать
имеющиеся нарушения. Например, объективная
диагностика состояния слуха с помощью
электрокорковой аудиометрии (корковых
ВП) у глубоко недоношенного ребенка с
множественными нарушениями в возрасте
до года может указывать на глубокое нарушение
слуха, которое при повторном обследовании
после года может смениться на более легкое,
что объясняется большей функциональной
зрелостью высших отделов центральной
нервной системы. Опыт воспитания таких
детей показывает, что в этих случаях своевременный
подбор и ношение слуховых аппаратов дают
положительный эффект даже при временном
их ношении до года, так как снижают вероятность
глубокой слуховой депривации. В ряде
случаев нарушения могут носить прогрессирующий
характер, и тогда состояние ребенка заметно
ухудшается.
Психолого-педагогическое обследование как при первичном приеме, так и при продолжительном наблюдении (наблюдении в динамике) должно включать исследование особенностей двигательной, сенсорной, познавательной и личностной сфер ребенка, возможностей общения и уровня владения навыками самообслуживания. В большинстве случаев в психологической диагностике детей с врожденными множественными нарушениями нельзя применить традиционные диагностические методики и тесты. В этих случаях огромное значение имеют наблюдения за особенностями поведения и общения ребенка с окружающими (в том числе в привычной для ребенка домашней обстановке) и анализ видеоматериалов об этом. При обследовании в диагностическом центре принято внимательно следить за особенностями реакции ребенка на новое помещение, наблюдать характер контактов ребенка с близкими взрослыми и с незнакомыми людьми. Особенно важно определить степень его активности и заинтересованности в общении, выявить индивидуальные пути и средства общения, его чувствительность к воздействиям партнера и способность отвечать на них тем или иным образом.
Требуется тщательно описывать двигательные особенности ребенка, его способы передвижения в пространстве, привычные позы и действия, те движения (в том числе предлагаемые взрослым), которые доставляют ему наибольшую радость.
При обследовании сенсорной сферы необходимо отметить степень и особенности использования ребенком зрения, слуха, осязания, обоняния при знакомстве с новыми предметами и ориентировке в пространстве. Необходимо иметь в виду, что ребенок со сложными сенсорными нарушениями для знакомства с окружающим миром может использовать не только и не столько руки, сколько другие части тела. Например, подошвы ног, спину, разные части лица, язык.
При определении уровня развития предметной деятельности следует внимательно наблюдать и описывать различные виды действий с предметами. Более высокими по уровню считаются действия с предметами, учитывающими их общепринятое культурное значение. В действиях ребенка с предметами и игрушками нужно отмечать его интерес, настойчивость, эмоциональную вовлеченность в деятельность, степень принятия помощи и поддержки взрослого, способность к подражанию.
Психолог вместе с врачом, нейрофизиологом и педагогом суммирует данные и дополняет ими историю развития ребенка, полученную из медицинских документов, беседы с членами его семьи. В случае приобретенных сенсорных и других нарушений при сборе анамнеза уделяют особое внимание описанию состояния ребенка до заболевания, приведшего к сложному нарушению психического развития. По характеру и скорости восстановления через сохранные органы чувств нарушенных контактов со средой у ребенка с приобретенной потерей зрения и слуха можно судить о перспективах его развития (Басилова, и др., 2008).
Задачей комплексного диагностического обследования ребенка с множественными нарушениями является подробное описание его физического, соматического и психического состояния на момент обследования и разработка психолого-педагогических рекомендаций по обучению и воспитанию. Решить же вопрос о потенциальных возможностях развития ребенка с множественными поражениями и сложными нарушениями можно только в процессе его воспитания и обучения в течение достаточно длительного времени, примерно в течение года.
Басилова Т. А. и Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития // пособие для родителей. - Москва : Просвещение, 2008 г..
Информация о работе Комплексная диагностика лиц со сложными комплексными нарушениями