Лечебно-физическая культура при миопии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:06, реферат

Описание работы

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово "миопс", означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин "миопия".
Миопия (близорукость) является сильной сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо - на близком расстоянии.
Принято выделять три степени миопии: слабую - до 3.0 дптр, среднюю - 6.0 дптр, высокую - свыше 6.0 дптр.
По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую.

Содержание работы

Понятие миопии
Причины миопии
Коррекция миопии
Лечение миопии
Занятия физической культурой и спортом при близорукости
Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов по состоянию органа зрения
Физическая культура для студентов с близорукостью
Лечебная физкультура при близорукости
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1. Лечебно-физическая культура при миопии.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Особенность физического  воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в  том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов по состоянию органа зрения

 

Группа занятий  по физкультуре:

I.Основная (занятия  по полной программе, сдача  норм ГТО, участие в спортивных  секциях и соревнованиях) Не  допускаются учащиеся с остротой  зрения без коррекции ниже 0.5 на  лучше видящем глазу Не допускаются  учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз

II.Подготовительная (основная программа физического  воспитания удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в соревнованиях) Не допускаются учащиеся с корригированной остротой зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз

III.Специальная.  Занимаются по специальной индивидуальной  программе учащиеся с гиперметропией  и миопией более 6.0 дптр независимо  от остроты зрения, а также  с хроническими воспалительными  и дегенеративными заболеваниями глаз

Физическая  культура для студентов с близорукостью

 

Ведущее место  в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.

Обязательные  занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше  видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с  гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп  по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной  в приложении.

Для школьников и студентов, страдающих близорукостью  и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов  страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано , очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических нарушений труда и быта.

При распределении  студентов с близорукостью в  учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями.

Используются  следующие формы физического  воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с  близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного совершенствования. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии  близорукости средней степени студентов  включают в подготовительную медицинскую  группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном  отделении. Практические занятия с  ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов  подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с  близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном  медицинском отделении . Используются следующие формы физического воспитания:

а) обязательные и факультативные занятия;

б) самостоятельные  занятия, включающие утреннюю гигиеническую  гимнастику и меры по закаливанию  организма, упражнения для повышения  уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

Лечебная  физкультура при близорукости

В комплексе  лечебной физкультуры включаются как  общеразвивающие, так и специальные  упражнения для глаз. Учитывая, что у близоруких часто наблюдается нарушение осанки, искривления позвоночника (сколиозы) из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Последние играют важную роль в усилении лёгочной вентиляции, улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того дыхательные упражнения служат средством периодического снижения нагрузки.

Занятия лечебной физкультурой можно приводить дома под наблюдением родителей. Для  этого им нужно внимательно следить  за выполнением упражнений, руководствуясь методическими указаниями.

Минимальная продолжительность курса лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, составляет 3 месяца. Целесообразно разделить его на 2 периода подготовительный и основной (тренировочный).

Подготовительный  период обычно продолжается 12-15 дней.

Задачами этого периода являются:

  1. адаптация к физической нагрузке;
  2. общее укрепление организма;
  3. активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
  4. улучшение осанки;
  5. укрепление мышечно-связочного аппарата;
  6. повышение эмоционального состояния.

Данный период характеризуется преимущественно выполнением общеразвивающих, корригирующих и дыхательных упражнений.

В помещении – занятие  может быть построено по типу утренней гигиенической гимнастики, но его  необходимо дополнить общеразвивающими, корригирующими, танцевальными и дыхательными упражнениями, а также элементами самомассажа глаз и мышц задней поверхности шеи. Ориентировочная продолжительность 25-30 мин.

Занятия лечебной физкультурой

Лицам с близорукостью  слабой степени необходимо ежедневно  выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:

  1. Исходное положение - стоя, кисти на затылке. 1-2-поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
  2. Исходное положение – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.
  3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
  4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.
  5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные яблоки в течение 25-30 сек.
  6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
  7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.
  8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
  9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ПО ИЗБРАННОЙ  ПРОГРАММЕ

Программа самостоятельных  занятий физкультурой для лиц, имеющих близорукость средней степени, может включать разнообразные средства – подвижные и некоторые спортивные игры, занятия лёгкой атлетикой, женской и ритмической гимнастикой, турпоходы без переноски больших тяжестей, лыжные прогулки, катание на коньках и велосипеде, плавание и др. Однако важно учитывать некоторые особенности выполнения отдельных упражнений.

Лицам с близорукостью  средней степени противопоказано  принимать участие в соревнованиях  по футболу, баскетболу, регби и хоккею из-за возможности получения травмы головы и отслойки сетчатки. Это  совсем не значит, что нельзя выполнять, отдельные элементы футбола и баскетбола, тренируясь на площадке или на стадионе. Во время игры очки необходимо прочно закреплять с помощью резинки.

Можно заниматься также ходьбой в среднем и  быстром темпе, бегом трусцой  в медленном и среднем темпе, прыжками в длину и высоту (количество прыжков ограничивать до 6-8), бегом по пересечённой местности. Перед началом прыжков в длину или высоту необходимо хорошо взрыхлить песок в яме, приземляться мягко, сгибая ноги в момент касания песка. Чтобы лучше видеть планку для отталкивания, нужно поставить рядом с ней флажок. При кроссовых тренировках лучше выбирать ровную местность, не бежать между деревьями с низкой кроной.

Занимаясь ритмической  гимнастикой, используйте музыку с  темпом не более 100-110 тактов в минуту, делайте паузы для отдыха, включайте в комплекс дыхательные и специальные упражнения для мышц глаз.

Находясь в  турпоходе, чаще делайте привал, при  этом снимайте рюкзак с плеч.

Ниже приводятся комплексы упражнений, которые рекомендуется  использовать при самостоятельных  занятиях физической культурой. Эти комплексы составлялись с учётом как общеоздоровительных задач (улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, сгонка лишнего веса), так и специальных (профилактика и снижение прогрессирования близорукости).

Комплекс  упражнений для женщин.

Приготовьте место  для занятия, постелите коврик, поставьте  цветной предмет (лучше зелёного или голубого цвета), на который будете смотреть, выполняя отдельные упражнения. Это может быть мяч, ваза, чашка  и другие предметы, которые хорошо видны без очков. Посчитайте пульс, включите музыку, возьмите волейбольный (резиновый) мяч и начинайте:

  1. Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. 1-2 – поднять руки через стороны вверх, потянуться – вдох, передать мяч в левую руку; 3-4 – руки через стороны опустить – выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая голову. Повторить 6-8 раз.
  2. Исходное положение – стоя, руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
  3. Исходное положение – стоя, держать мяч сзади. 1 – отвести плечи назад – вдох, 2 – наклониться вперёд прогнувшись (спина прямая), руки отвести назад – вдох. Смотреть на неподвижный предмет, находящийся на уровне головы. Повторить 10-12 раз.
  4. Исходное положение - стоя, держать мяч сзади. 1 – присесть, мячом коснуться пола, туловище держать прямо, 2 – вернуться в исходное положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы. Повторить 10-16 раз.
  5. Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. Круговые движения туловищем (тазом), мяч передавать из одной руки в другую по кругу. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
  6. Исходное положение – стоя, мяч держать впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  7. Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. 1 – мах правой ногой вперёд – вверх, мяч из правой передать в левую руку под ногой; 2 – опустить ногу; 3-4 – то же, передавая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  8. Исходное положение – стоя, мяч прижать ко лбу. 8-10 раз надавить лбом на мяч (не сильно!), затем мяч прижать к затылку и вновь 8-10 раз надавливать на мяч. Повторить 2—3 раза.
  9. Исходное положение – сидя, закрыть глаза и выполнять самомассаж мышц задней поверхности шеи в течение 40—45 сек.
  10. Выполнить упражнение «метка на стекле» в течение 1—2 мин.
  11. Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги вперед или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пяткой касаться ягодиц) в течение 1-2 мин. с последующим переходом на ходьбу.
  12. Исходное положение – стоя, руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 4-6 раз.
  13. Исходное положение – сидя на полу, упор руками сзади, мяч держать стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
  14. Исходное положение – сидя па полу, упор руками сзади. Не отрывая рук и стоп от пола, трижды сгибать и разгибать ноги, подавая туловище вперед, затем сесть. Повторить 4-6 раз.
  15. Исходное положение – сидя па полу, упор руками сзади. 1 - поднять туловище (таз), голову назад, прогнуться, 2 - вернуться в исходное положение. Повторить 8—10 раз.
  16. Исходное положение – лежа на спине, мяч между стопами. 1 — поднять ноги и коснуться мячом пола за головой, 2 - вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.
  17. Исходное положение – лежа па спине, ноги согнуты, коленями сжать мяч. Ритмично надавливать па мяч в течение 10-15 сек. Повторить 10—15 раз.
  18. Исходное положение - лежа па спине, ноги согнуты, коленями сжать мяч, руки согнуты. 1-2 – наклонить согнутые ноги в сторону, коленом коснуться пола, 3-4 – наклонить ноги в другую сторону. Повторить 10-12 раз.
  19. Упражнение то же, но стопы оторваны от пола. Повторить 8—10 раз.
  20. Исходное положение – лежа на спине, мяч держать впереди. Поднять голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом. Повторить 8-10 раз.
  21. Исходное положение – лёжа на животе, мяч держать сзади. 1 – отвести руки назад с мячом, приподнять голову и плечи, 2-3 – держать, 4 – опустить. Повторить 8-10 раз.
  22. Исходное положение – лежа на животе, кисти па полу около плеч, мяч сдавливать стопами. 1 - согнуть ноги в коленных суставах, разогнуть руки, головой постараться коснуться мяча, 2 - вернуться в исходное положение. Повторим, 8-10 раз.
  23. Исходное положение – на четвереньках. 1 - выгнуть спину, голову опустить (руки не сгибать!), спину прогнуть, голову поднять. Повторить 10-12 раз.
  24. Исходное положение – на четвереньках. 1 — отвести назад (поднять) прямую правую ногу и поднять вверх левую руку, прогнуться — вдох, 2 — вернуться в исходное положение, 3—4 - то же другой ногой и рукой. Повторить по 4—5 раз каждой ногой.
  25. Исходное положение – в положении сидя ноги врозь, мяч в руках. Круговые движения туловищем. При наклоне туловища мячом тянуться вперед, при разгибании отводить руки с мячом вверх и назад. Повторить по 5—6 раз в каждом направлении.
  26. Исходное положение – в положении сидя ноги врозь, мяч прижать к животу. Выпячивать брюшную стенку, давить ею на мяч, затем втягивать. Повторить 10—12 раз.
  27. Исходное положение – стоя на коленях, держать мяч впереди. 1 — поднять мяч вверх, отвести как можно больше назад туловище, голову и руки, прогнуться, 2 – сесть на пятки, руки опустить. Повторить 8—10 раз.
  28. Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. Выполнять подскоки на двух ногах, мяч перебрасывать из одной руки в другую. Выполнять в течение 20-30 сек.
  29. Исходное положение – стоя, туловище наклонено вперед, мяч в опущенных руках. 1 — повернуть туловище вправо, руки вправо. 2 — то же влево, смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
  30. Исходное положение – стоя. Поднять руки вверх глубокий вдох, 2 — наклонить туловище, расслабленные руки бросить вниз - выдох. Повторить 5-6 раз.

Информация о работе Лечебно-физическая культура при миопии