Левое и правое полушария головного мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:24, реферат

Описание работы

Известно, что наш мозг состоит из двух половин — правой и левой, казалось бы, вполне симметричных. Исследования, однако, показали, что половины эти наделены природой совершенно разными функциями. Причины эмоциональности и художественной одаренности таятся в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: левое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое, а правое — эмоциональное, образное, музыкальное.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………2
2.Левое и правое полушария головного мозга…….3
3.Развенчивая старые мифы………………………...4
4.Функциональная асимметрия левого и правого полушария головного мозга……………………………………..5
5.Что показали исследования………………………5
6.Новые взгляды на творческие способности…….6
7. Сферы специализации левого полушария……...6
8. Сферы специализации правого полушария…….7
9. Идеальное партнерство………………………….8
10. Когда полушария враждуют…………………...8
11.Древние знания………………………………….10
12. Заключение……………………………………...10
13. Список используемой литературы…………….12

Файлы: 1 файл

Левое и правое полушарие головного мозга.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Левое и правое полушария  головного мозга

Содержание

1.Введение……………………………………………2

2.Левое и правое полушария головного мозга…….3

3.Развенчивая старые мифы………………………...4

4.Функциональная асимметрия левого и правого полушария головного мозга……………………………………..5

5.Что показали исследования………………………5

6.Новые взгляды на творческие способности…….6

7. Сферы специализации  левого полушария……...6

8. Сферы специализации  правого полушария…….7

9. Идеальное партнерство………………………….8

10. Когда полушария  враждуют…………………...8

11.Древние знания………………………………….10

12. Заключение……………………………………...10

13. Список используемой литературы…………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Известный польский ученый Я. Рейковский считает, что у человека существует готовность к научению определенным способам эмоционального поведения. Оно  направляется социальными нормами. Благодаря научению выражение эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате звучание голоса и выразительные движения приобретают характер специфического «языка», при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают то, что они переживают.

Этим языком в совершенстве должны овладеть актеры и вообще все представители исполнительских искусств, тем самым они вырабатывают в себе навыки контролируемой передачи эмоций пластически или голосом (тогда как в жизни эмоции выражаются спонтанно, непроизвольно). Академик Б. Асафьев писал, что любой профессиональный певец должен «…уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лукавство, смелость — словом, всю гамму чувствований».

Левое и правое ходят  в жизни парою НЕЗАВИСИМОСТЬ  восприятия эмоционального смысла речи от ее логического содержания имеет любопытную физиологическую основу. Как уже говорилось, эмоциональная окрашенность речи и смысл самих слов не всегда совпадают. Логический смысл речи человек воспринимает левым полушарием головного мозга, а эмоциональный — правым.

Известно, что наш мозг состоит из двух половин — правой и левой, казалось бы, вполне симметричных. Исследования, однако, показали, что половины эти наделены природой совершенно разными функциями. Причины эмоциональности и художественной одаренности таятся в свойствах и строении нашего мозга. Он асимметричен: левое полушарие рациональное, абстрактно-логическое и речевое, а правое — эмоциональное, образное, музыкальное. Это проявляется, в частности, в том, что слова человек лучше понимает и запоминает правым ухом, а эмоциональную интонацию — левым. Поэтому в зависимости от того, активность какого полушария преобладает, можно определить склонность его к эмоционально-образному (художники, музыканты) или рационально-логическому (математики, программисты) мышлению.

Левое полушарие мозга, называемое речевым, или доминантным  речевым полушарием, отвечает за способность  человека как логически, связно говорить (центр Брока), так и правильно  воспринимать логику слов (центр Вернике). Нарушения этих мозговых центров (травма, опухоль и т. п.) приводят к утрате человеком соответствующих способностей (связно, логически говорить и понимать логику речи). Считается, что своими музыкальными способностями человек обязан развитию соответствующих центров правой половины мозга: нарушения их приводят к амузии, т. е. неспособности понимать музыку и эмоционально-образную интонацию речи.

Правое полушарие —  это эмоциональный мозг, но было бы большой ошибкой считать, что  все художники, писатели, артисты, композиторы, т. е. люди искусства, совершенно лишены рационально-логической формы мышления, так же как ученые не могут мыслить эмоционально-образно. Для гармонического развития человека обе функции его мозга должны быть достаточно «загружены».

  1. Левое и правое полушария головного мозга

Одно из главных открытий последних лет связано с деятельностью полушарий головного мозга. Доктор Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премией, первый дал объяснение специфики функционирования двух долей мозга.

Наши полушария "работают" по-разному. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей, тогда как правое полушарие контролирует инициативу и творчество.

Правое полушарие делает все сразу, целостно, ищет и устанавливает  связи инстинктивно, интуитивно, предпочитает образы, помогает нам в понимании метафор и в восприятии юмора. А на чем же основана интуиция правого полушария? Часто на фактах, проанализированных левым полушарием. Левая доля предпочитает последовательности, выделяет детали, стремиться к классификации информации, делает конкретные выводы, устанавливает причинно-следственные связи, любит грамматику и слова.

Правая доля мозга  существенно превосходит левое  в способности ориентироваться  в пространстве, в восприятии музыки, в опознавании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части: в частности, в опознавании человеческих лиц и эмоциональных выражениях на этих лицах.

Оба полушария выполняют  равно важные функции. Левое упрощает мир, чтобы его можно было легко  проанализировать и соответственно повлиять на него. Правое полушарие схватывает мир таким, какой он есть и тем самым преодолевает ограничения, накладываемые левым.

Без правой (творческой) доли мозга мы бы превратились в  высокоразвитые компьютеры, в счетные  машинки, тщетно пытающиеся приспособить многозадачный мир к своим ограниченным программам. Поэтому все попытки ученых создать искусственный интеллект увенчались провалом, так как моделировалось только левое (логическое) полушарие головного мозга.

Мозг и тело связаны  следующим образом: правое полушарие контролирует левую половину тела, а левое - правую половину. Тренирую левую часть тела, мы тренирует творческую долю, а правую - логическую долю мозга.

У большинства людей  доминирует определенное полушарие. Это  связано с особенностью образовательных систем: тренировать какое-то из полушарий в большей мере. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. Например, в математических школах мало развивают творческое мышление, хотя математика - самая творческая наука. А в музыкальных школах или в консерваториях редко тренируют логическое мышление. В результате у многих людей развито только одно полушарие.

Это ущемление можно  легко убрать, ведь наши умения тренируются  практикой. Например, Леонардо да Винчи  научился управлять в равной степени  обеими руками (то есть он был левшой и правшой одновременно).

Есть более простые  упражнения по оптимизации двух полушарий с тем, чтобы сделать себя более гармоничной личностью. Следующее упражнение можно выполнять в любое время: встаньте, выпрямите спину, поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. Опустите левую ногу, поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе. В начале у людей, у которых развито только одно полушарие, это упражнение может не получиться в быстром темпе. Поэтому начинайте делать его медленно, постепенно увеличивая темп.

Попеременно дотрагиваясь руками до противоположных колен, вы одновременно включаете в работу оба полушария и тем самым  тренируете их к более гармоничной  работе.

3. Развенчивая старые мифы

С древних времен люди верили мифу о том, что творческое вдохновение снисходит на человека свыше, что оно является божественным даром. Даже в наши дни многие творческие люди считают свое вдохновение чем-то мистическим. Они уверены, что вдохновение посещает их лишь время от времени, и что они никоим образом не могут им управлять, потому что оно не поддается никакому контролю. Ниже приводятся примеры того, что думают известные писатели о вдохновении.

ДЖОЗЕФ ХЕЛЛЕР: "Я не понимаю сущность процесса работы воображения, не знаю, с чем связано моё вдохновение, но я знаю, что полностью от него завишу. Мне кажется, что идеи витают вокруг меня в пространстве и время от времени спускаются ко мне. Они могут приходить. А сам я их создавать не могу."

ДЖЕЙМС ДИККИ: "Когда я пишу, я чувствую какое-то сумасшествие... Я не знаю, что это такое и с чем это связано..."

ДЖОАН ДИДИОН: "Процесс создания произведения остается для меня совершенной загадкой..."

ЭРИКА ЙОНГ: "Я не знаю, откуда в моем сознании возникает первая строчка, которую я потом напишу. Я понятия не имею, кто мне ее подсказывает. Может быть, это муза. Кстати говоря, я действительно верю в музу."

ГОР ВИДАЛ: "Я никогда не знаю, что произойдет в следующий момент... это весьма странно, не правда ли?"

Похоже, что писатели, как, впрочем, и остальные люди, не могут по собственному желанию активизировать свои творческие способности. Они никак не могут объяснить творческий подъем и периоды отсутствия вдохновения, когда не удается написать ни одной стоящей строчки.

За последние несколько лет  наше понимание процесса творчества и творческих способностей претерпело такие значительные изменения, что даже старые мифы видятся нам в новом свете. Многие теперь поверили в то, что они не зависят от капризов ветреной музы. Теперь они поняли, что идеи носятся не в воздухе, а в голове. Нужно только научиться ловить их. Многие научились верить в большие возможности подсознания и активизировать его для участия в процессе творчества.

 

4. Функциональная асимметрия левого и правого полушария головного мозга

 

5.Что показали  исследования

В ходе проведенных исследований было установлено, что через согриs callosum информация поступает из одного полушария мозга в другое. Когда же согрus сallosum разрезали, полушария мозга потеряли возможность сообщаться друг с другом. Можно сказать, что у каждого человека функционируют два мозга, и без помощи соrрus сallosum один из них не может знать, что происходит в другом. Изучая полушария в отдельности, исследователи получили возможность определить, за что отвечает каждое из них. В ходе тщательного изучения ученые установили, какие задачи решает право-полушарие, а какие — левое. В приложении рассказывается о процедурах, с помощью которых проводилось изучение функций головного мозга. Итак, исследователи установили, что каждое полушарие головного мозга имеет свою область специализации и обрабатывает информацию своим собственным способом. Проведенные исследования помогли выяснить, что согриs сallosum позволяет обоим полушариям работать вместе, однако при выполнении определенных задач одно из полушарий доминирует над другим в зависимости от характера решаемой задачи.

 

6.Новые взгляды на творческие способности

Из трех ученых, работавших над  хирургическим разделением полушарий  мозга и совершивших революцию  в области знаний о головном мозге  и выполняемых им функциях, только Джозеф Боуген посвятил себя работе по изучению творческих способностей и самого процесса, творчества. В настоящее время еще примерно дюжина учёных работает над изучением процесса творчества.

У девяноста пяти процентов людей  левое полушарие отвечает за запоминание имен, арифметические операции, фиксирование времени и выполняет многие другие функции; оно работает логично и прямолинейно. Правое же полушарие более загадочно. В нем рождаются метафоры и чувства. Мечты и фантазии, работа воображения в целом — это также одна из функций правого полушария.

Когда художник инстинктивно чувствует  цветовую гамму, необходимую для  создания именно этой его картины, когда  музыкант импровизирует на концерте, отклоняясь от основной темы, когда  писатель буквально слышит, что говорят его герои, — это работает правое полушарие мозга. Зародыш страсти и творчества таится именно в правом полушарии.

Мы живем в обществе, в котором  больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария  добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом.

Дети с раннего детства замечают, что следование общепринятым нормам поощряется больше, чем творчество.

Как известно, мышцы атрофируются, если им в течение длительного  времени не давать нагрузки. Точно  так же ослабевают и способности  правого полушария, если их не использовать. Однако ослабление способностей не означает, что их невозможно восстановить, и  первый шаг на пути к восстановлению способностей правого творческого полушария — ознакомиться с тем, чего следует ожидать от каждого из двух полушарий.

7. Сферы специализации  левого полушария

Основной сферой специализации  левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.

Буквальное  понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательностное  мышление: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Информация о работе Левое и правое полушария головного мозга