Медицина Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 14:07, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить медицину и фармацию Древнего Египта.

Задачи:

. Изучить развитие медицины и фармации Древнего Египта

. Значение медицины и фармации Древнего Египта в настоящее время

Файлы: 1 файл

медицина и фармация ДЕ t Word.docx

— 46.74 Кб (Скачать файл)

 

Вероятно, существованием единого древнего источника объясняется то, что папирусы Эберса и Смита, как и другие дошедшие до нашего времени медицинские тексты Египта, содержат много совпадений. Вот, например, фрагмент папируса Эберса, во многом повторяющий приведенное выше рассуждение из папируса Смита: «Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног везде касается сердца... Сосуды из него в теле всем. Если их исследует врач любой, жрец любой, маг любой, пальцы его на голове, на затылке, на кисти, на месте сердца... Ищет он сердце по сосудам его». Возможно, египетские врачи умели считать пульс, используя для этой цели клепсидру - водяные часы, известные в Египте уже с середины II тысячелетия до н.э.

 

аромология медицина фармация древнеегипетский

 

 

Глава 2. Мифология и древнеегипетская медицина

 

 

.1 Мифология Древнего  Египта

 

 

Древнеегипетская политеистическая религия существовала на протяжении почти трех с половиной тысяч лет. Пройдя путь от зооморфного тотемизма до сложнейших представлений о загробной жизни, она так и не стала государственной религией. Главным божеством древних египтян был бог солнца - Ра, который изображался в виде сокола или человека с головой сокола в двойной царской короной (властителя Южного и Северного Египта). Его имя включалось в титулатуру фараонов («сын Ра»), которые признавались детьми бога Солнца.

 

Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути (греч. Тот). Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Священными считались птица ибис и обезьяна павиан - символы мудрости в Древнем Египте, поэтому изображался Тот в виде павиана или человека с головой ибиса. Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам, придумал математику и астрономию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание народными средствами; ему приписывалось и составление самых древних египетских медицинских текстов.

 

Владыка загробного мира Усири (греч. Осирис) почитался как бог умирающей и воскресающей природы. Осирис - потомок бога Ра, символ животворящего солнца и благодатного Нила. В древних текстах он описывается как самый ранний из царей Египта, который справедливо правил страной, но был убит и расчленен коварным и завистливым богом Сетхом (богом пустыни). Любящая жена и сестра Осириса - богиня Есит (греч. Исида), нашла и собрала части его тела, передав их богу Инпу (греч. Анубис) с просьбой сохранить Осириса на веки. Анубис забальзамировал Осириса и приготовил его мумию. После чего Осирис стал владыкой загробного мира и царем загробного суда. Его изображали в виде спеленатой мумии в белой короне со знаками царской власти в руках. Мумию окрашивали в зеленый цвет - символ воскрешающей природы. Согласно преданию мумия Осириса была первой в истории Египта, а Анубис почитался как изобретатель и первый мастер мумификации. До Осириса он был главным богом царства мертвых. Изображали Анубиса в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала. Во время загробного суда он должен был взвешивать сердце и указывать путь душам умерших.

 

Богиня Исида - преданная жена Осириса и самоотверженная мать - олицетворяла материнство и оплодотворенную природу. Прячась в болотах дельты Нила, она родила Осирису сына Хора, который, став взрослым, одержал победу над убийцей своего отца.

 

Исида почиталась как охранительница царской власти, покровительница детей и изобретательница магического врачевания. Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в. до н. э.). Ее изображали в короне с солнечным диском между коровьими рогами, с сыном Хором на руках. (Позднее, в Древнем Риме этот образ оказал заметное влияние на становление иконографии богоматери).

 

Сын Исиды и Осириса - бог Хор (греч. Horos - высоколетающий, или находящийся в вышине; лат. Horus) - стал одним из самых значительных образов египетской мифологии. Бог неба, глазами которого были Солнце и Луна, он изображался или в виде сокола, или человека с головой сокола, или крылатого солнечного диска с двумя уреями (урей - царская эмблема, включала три символа власти (сокола, пчелу и кобру), помещалась на головном уборе фараона) по обеим сторонам. Возвратив себе принадлежащий ему по праву трон отца, он почитался как охранитель верховной власти фараонов. От своей матери Хор воспринял искусство врачевания. Его глаз (око Хора) почитался у египтян как священное око - уджат (егип. ujat), Символ охраны и защиты, торжества жизни над смертью. Глаз Хора изображался на амулетах, часто рядом с другим символом защиты от всех врагов - богиней-коброй Уаджит (егип. Uajit - Зеленая), которая олицетворяла мощь фараона и изображалась в угрожающей боевой позе с раздутыми щеками.

 

Культ животных занимал значительное место в верованиях древних египтян. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. д. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили со всеми почестями. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

 

Кроме главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Покровительница врачевателей могучая Сохмет (егип. Sohmet или Sahmet - могущественная) - грозная богиня войны, чумы и солнечного жара, супруга Птаха, верховного бога г. Мемфиса; изображалась в виде львицы или львиноголовой женщины, держащей в руке знак жизни (егип. анх).

 

Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт (ее изображали в виде беременной самки гиппопотама). Во время родов небольшие статуэтки Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденными, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.

 

Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиозными представлениями и культами.

 

 

.2 Врачевание Древнего  Египта

 

 

Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет». Иногда в процессе обряда врачевания делали из глины или воска статуэтку, изображавшую больного или «преследовавших» его призраков. Важную роль в обрядах играли магические круги, которые врач очерчивал вокруг больного, магические числа (3 раза, 7 капель и т.д.), предсказание критических дней выздоровления («его болезнь уйдет», «он поправится и будет жить») или обострения болезни.

 

Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано с первыми представлениями о заразных болезнях. Вот пример такого неблагоприятного прогноза: «Если человек так страдает от желтухи, что его болезнь дошла до центра глаз... этот человек болен, весь болен, он протянет недолго и умрёт». В таких случаях врач «не протягивал своей руки» (это выражение впоследствии перешло в греческую медицину). В медицинских заклинаниях часто упоминаются имена богов. Вот заклинание против зубной боли. Болезни и разрушение зубов вавилоняне объясняли наличием червя, который поселился и растет в зубе.

 

 

«Когда бог Ану создал Небо,

 

Небо создало Землю,

 

Земля создала реки,

 

Реки создали каналы,

 

Каналы создали ил,

 

Ил создал червя.

 

И пошел червь, при виде Солнца он заплакал,

 

Перед лицом бога Эа пришли его слезы:

 

«Что дашь ты мне для моей еды?

 

Что дашь ты мне для моего питья»

 

«Я даю тебе дерево, которое гнило,

 

И плоды этого дерева».

 

«Что мне гнилое дерево и плоды этого дерева?

 

Дай мне гнездиться внутри зуба.

 

Его дупло дай мне в жилище.

 

Из зуба высосу я его кровь».

 

«Так как ты сказал это, червь,

 

То пусть побьет тебя бог Эа силою рук своих.

 

Это будет заговором против зубной боли.

 

При этом измельчи листья белены

 

И замеси с древесной смолой.

 

Это ты засунь в зуб и трижды повтори этот заговор»

 

 

В медицине Месопотамии сохранению зубов придавали большое значение. «Если кто выбъет зуб у равного себе, то и ему следует выбить зуб» гласят законы Хаммурапи. К заболевшим зубам и деснам прикладывали пасты и растворы, которые снимали боль и способствовали выздоровлению.

 

Исторические параллели:

 

Обратим внимание на первую часть заклинания, где говорится о зарождении жизни в воде: «небо создало реки, реки создали каналы, каналы создали ил, ил создал червя». Такие представления были свойственны древним, культурам разных народов. Шумеро-вавилонские и египетские предания повествуют о первоначальном состоянии Вселенной в виде водной бездны, в которой впервые появились разумные существа с телом рыбы. Мифы Древнего Китая рассказывают о первых жителях Земли, похожих на людей-рыб. Лица у них были человечьи, а туловища рыбьи. Они имели крылья и поэтому могли передвигаться не только в воде, но и в облаках. В вавилонском мифе о Гилъгамеше его предки, обитающие в царстве мертвых, удивлялись виду его рук, не имеющих перепонок между пальцами.

 

Кроме того, в этом клинописном тексте заклинания отражено одно из самых ранних представлений о «самозарождении» насекомых и мелких животных из влажного ила: «ил создал червя». Такие взгляды сохранялись в медицине и биологии тысячи лет.

 

 

Глава3.Узкие направления древнеегипетской медицины

 

 

.1 Фармакогнозия

 

 

В сохранившихся папирусах содержится множество рецептов лекарств. Травы - корни, стебли, листья, плоды - использовались либо сухими, либо свежими, растертыми и просеянными или размоченными и прокипяченными. Они смешивались с пивом, уксусом, медом или жиром. На основании изучения рецептов удалось расшифровать названия отдельных растений. Среди них встречаются такие, которые с успехом применяются и в наши дни: алоэ, анис, белена, семена льна, подорожник, лук, мак, финик, можжевельник. А вот примеры описаний из неразгаданных рецептов: растение «сенутетраста на животе», т.е. ползучее; растение надет» - у него цветы, как у лотоса; а также «гиу», «шау» и т.п.

 

В качестве примера можно привести рецепт мази для ращения волос: «Когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта сварить в масле до готовности, растереть и втирать в голову».

 

Необходимо отметить, что приведенные рекомендации не так уж нелепы, как кажется на первый взгляд. В настоящее время установлено, что копыта, рога и когти состоят из рогового вещества, высоким содержанием сернистых соединений, при термической обработке которых выделяются сернистые соединения. А сера неизменно входит в состав различных современных лекарственных средств для ращения волос Только для получения серы сейчас нет необходимости сжигать или варить рога и копыта.

 

В качестве примера можно привести и рецепт приготовления напитка из «диа-диа», приводящего человека в бесчувственное состояние на несколько часов. Судя по описанию в папирусе Эберса, - это мандрагора, бесстеблевое растение с длинными широкими листьями и сложным корнем. Напиток из мандрагоры действительно приводил человека в бесчувственное состояние на несколько часов.

 

 

.2 Хирургия

 

 

Сделать выводы о развитии в Древнем Египте хирургии - отрасли медицины, в которой лечение заболеваний производится с помощью оперативного вмешательства, можно на основании:

 

находок в гробницах хирургического инструментария: скальпелей, ножей, игл, приспособлений для прижигания и для ингаляции;

 

обнаружения на древних мумиях различных лубков (деревянных, из теста и пропитанных смолами льняных бинтов), применяемых для лечения переломов костей;

 

анализа изображений на стенах гробниц и храмов различных хирургических операций.

 

Наиболее полное заключение можно сделать на основании изучения письменных источников, в которых излагаются приемы и рекомендации древних врачевателей в связи с различными травмами. В связи с отсутствием медицинских документов эпохи Древнего царства какие-либо выводы об уровне развития хирургии можно сделать только на основании изучения медицинских папирусов Среднего царства, которые, как достоверно установлено, являются копиями более древних письменных документов. К ним относятся папирус Эдвина Смита, а также отдельные разделы папирусов Эберса и Херста. Свидетельствами четкой систематизации хирургических познаний египтян могли бы явиться не сохранившиеся до наших дней «Трактат о том, что касается ран» и «Трактат для бальзамировщика», на которые ссылается автор папируса Эдвина Смита.

 

Папирус Эдвина Смита в основном посвящен хирургическим проблемам. Текст на лицевой стороне папируса начинается с описания восьми различных повреждений головы, заканчивается описанием растяжения в позвонках спинного хребта. При описании последнего случая текст прерывается буквально на полуслове, хотя не заполненное текстом пространство вполне достаточно для нескольких строк. Можно полагать, что до наших дней сохранился только фрагмент некогда существовавшего полного документа.

 

 

.4 Стоматология

 

 

Об уровне развития в Древнем Египте отрасли медицины, разрабатывающей способы лечения болезней полости рта и зубов, существует два диаметрально противоположных суждения.

 

Большинство специалистов по истории медицины утверждают, что фундамент стоматологии был заложен в начале I тысячелетия до н.э. одновременно этрусками, населявшими Апеннинский полуостров, и финикийцами, проживавшими на восточном побережье Средиземного моря в городах-государствах Сидон, Библ и Тир. Что касается Египта, то там якобы ранее I тысячелетия до н.э. не обнаружено каких-либо следов конкретной деятельности врача-дантиста.

Информация о работе Медицина Древнего Египта