Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:56, реферат
Древняя Русь (или, по-другому, средневековая Россия) являлась одним из значительных государств в период средневековья. Возникнув в IX веке на месте небольших княжеств, она быстро стала могучей державой, обладавшей, в частности, довольно высокой культурой, в том числе медициной.
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Основные формы врачевания в Древней Руси
2.2 Санитарное дело
3. Заключение
4. Список используемой литературы
Челябинск 2009 г.
Содержание:
1. Введение______________________
2. Основная часть_________________________
2.1 Основные формы врачевания
в Древней Руси__________________________
2.2 Санитарное дело__________________________
3. Заключение____________________
4. Список используемой литературы____________________
2
Введение.
Древняя Русь (или, по-другому, средневековая
Россия) являлась одним из значительных
государств в период средневековья. Возникнув
в IX веке на месте небольших княжеств,
она быстро стала могучей державой, обладавшей,
в частности, довольно высокой культурой,
в том числе медициной. Культуру Древнерусского
государства обогащали контакты как с
Западом, так и с Востоком. Особенно важными
были весьма плодотворные связи с Византией - хранительницей
достижений древней цивилизации. Эти связи
значительно расширились и укрепились
после принятия Древней Русью христианства (Х век), хотя тесные
связи с Грецией, сопровождавшиеся проникновением
достижений древнегреческой культуры,
начались еще в дохристианские времена.
Это относится и к медицине, которая в
то время вовсе не ограничивалась знахарством
или применением народных средств врачевания:
являясь составной частью культуры, питаясь
ее достижениями, медицина соответствовала ее
общему уровню. "Греческое христианство,
- утверждает известный историк Б.А.Рыбаков,
- застало в 980-е годы на Руси не простое деревенское знахарство,
а значительно развитую языческую культуру....
Язычество древней Руси IХ-ХIII вв. - важный
раздел русской средневековой культуры"
[1].
Волхвы, составлявшие, по Б.А.Рыбакову,
основную часть жреческого сословия дохристианской
Руси, занимались, в числе прочего, и лекарским знахарством - в этом им помогали
женщины ("ведьмы", от слова "ведать - знать), которых позднее, в
ХII в., называли "бабы богомерзкие".
Волхвы должны были, в частности, знать
целебные свойства трав - это знание было
результатом наблюдений, которые велись,
начиная, вероятно, еще от первобытного общества.
Правомерно считать, что волхвы были целителями,
лечившими людей рациональными средствами народной
медицины с использованием некоторых
достижений древних греков. Это подтверждают
и записки путешественников, посетивших
нашу страну в те далекие времена (арабский
путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, 20-е годы
Х века, арабский писатель Ахмед Ибн-Даста,
около 30-х годов Х века),
3
В Древней Руси существовали три основные формы
врачевания:
1) народное врачевание. Люди, которые им
занимались, назывались кудесниками и
знахарями;
2) монастырская медицина (в основном получила
распространение после принятия на Руси
христианства);
3) светская (или ее еще называют мирской)
медицина, появившаяся во время правления
Ярослава Мудрого. Она же носила название
иноземной.
Лекари-ремесленники специализировались
на врачевании разных болезней – кожных,
внутренних, также были костоправы, «почечуйных»
дел мастер (лечение геморроя).
Народная медицина.
Народная медицина – это древнейшая ветвь
медицины в истории России. По сути, корнями
ее было язычество, которое исповедовали
славянские племена до объединения и создания
государства и до принятия христианства.
Таким образом, момент зарождения народной
медицины можно отнести к тому времени,
с которого начинается историческое описание
жизни русского народа, т. е. ко временам
доисторическим. С принятием христианства
она не искоренилась, пережила более чем
тысячелетие уже исторической жизни народа
и даже в наше время она продолжает развиваться,
широко применяется на практике теми людьми,
которые владеют этим искусством, а иной
раз вступают в спор с научной медициной.
В наше время известно изрядное количество
случаев, когда научная медицина оказывалась
бессильной перед каким-нибудь случаем
заболевания, даже несмотря на то что достигла
наивысшего теоретического и практического
развития и технического оснащения. И
были случаи, когда буквально «из гроба
вытаскивали» человека и возвращали ему
здоровье люди, владеющие навыка ми народной
медицины. С развитием и ростом Русского
государства народная медицина вплоть
до второй половины XIX в. оставалась единственным
способом лечения болезней и
4
поддержания здоровья простых людей, так
как не существовало более доступной врачебной
помощи. Ситуация изменилась во второй
половине XIX в., когда появились первые
земские учреждения и собственно земская
медицина.
Никто не может объяснить, почему, но забота
о здоровье всего народа русского мало
интересовала правителей Русской земли
очень долгое время. Существовали вплоть
до конца XVII в. Лишь «государевы врачи»,
которые лечили государя, семью его и особо
приближенных лиц. Петр I пытался изменить
ситуацию, но радикальных преобразований
не добился, сделав медицину доступной
для привилегированных слоев населения.
Надо сказать, что на тот момент ему и не
приходила мысль о том, что помощь врача
нужна всем слоям общества.
Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное
право и проведший большое количество
пре образований во всех сферах жизни
россиян, стал автором первых шагов к доступности
медицинской помощи, провел земскую реформу
и ввел земскую медицину.
Врачевание со времен его зарождения отличалось
от других видов медицины тем, что сочетало
в себе и знание целебных свойств природных
средств, и веру в чудодейственные силы.
Врачеванием на Руси занимались знахари
и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи,
чаровницы, кудесники, их побаивались,
так как они были возведены в ранг посредников
между исцеляющими силами природы и человеком.
Боялись их потому, что верили, что они
могут таинства природы обратить как во
благо, так и во вред человеку. Они занимались
совершением различных магических приворотов,
отворотов, лекарским делом, гаданием,
напусканием и снятием порчи и т. д. Им
настолько доверяли, что обращались за
помощью к ним не только простолюдины,
но и князья и члены княжеских семей.
Народные лекари умели делать кровопускания,
трепанации черепа, а также лечить травмы
(накладывать лубки), раны с помощью различных
мазей, прижиганием.
5
По прошествии времени врачеватели обрели
новое название – лечцы. Они стали организаторами
семейных школ, в которых знания медицины
переходили от отца к сыну.
Лечцы широко использовали в своем деле
не только растительные средства (такие,
например, как листья березы, чеснок, полынь,
хрен, подорожник, лук, чемерица черника
и т. д.) и различные магические заговоры,
но и продукты животного и минерального
происхождения, например растертый в порошок
хризолит применялся при сильных болях
в животе, а женщинами для облегчения родов
рекомендовали носить рубин. Наиболее
известным целебным средством со времен
лечцов, дошедшим до наших дней, стала
так называемая кислая вода или нарзан.
Название это исконно русское и в переводе
означает «богатырь-вода».
Первое упоминание о лечцах было найдено
в «Русской Правде» – древнейшем своде
законов. Свод этот был составлен еще при
Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его
Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125
гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве
требовать возмещения морального ущерба
с человека, причинившего увечье не только
тому, кому был причинен ущерб, но и в казну
государства, а также право доктора (лечца)
брать вознаграждение за оказанную помощь,
так называемую мзду.
Народные врачеватели составляли трактаты
об использовании целебных сил природы
– травники и лечебники. Особенно широкое
распространение это получило после принятия
христианства и появления письменности.
К сожалению, нам досталась в наследство
лишь малая толика тех источников, так
как большинство из них погибло или было
украдено во время войн. Интересно то,
что в дошедших до нас книгах есть средства,
которые применялись не только после принятия
христианства, но и задолго до него.
Монастырская медицина.
Появление монастырских больниц можно
отнести ко временам принятия христианства
на Руси. Монахи, верившие в то, что всем
на земле ведает Бог,
6
воспринимали болезни как кару за прегрешения
человеческие, а иной раз и как вселение
бесов в человеческую душу и тело. Следовательно,
исцеление от болезни рассматривалось
как прощение Божие и отпущение грехов.
Монастырские больницы носили название
«лечебницы» и «странноприемницы». Первые
упоминания о них относятся к XI в. Наиболее
известными из них стали лечебница в Переславле,
основанная в 1091 г. митрополитом Киевским
Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная
в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием
в предместьях Киева. Название она свое
получила от слова «печеры», т. е. пещеры,
в которых монахи жили и творили свое благородное
дело. Киево-Печерская Лавра оставила
свои следы в развитии медицины и культуры
на Руси. Там было написано множество летописей:
от Нестора, Никона, Сельвестра.
Оттуда пошла и житийная литература. В
XIII в. там был создан «Киево-Печерский
патерик» – сбор рассказов и историй об
этом известнейшем монастыре. Множество
известных зодчих и живописцев принимали
участие в создании интерьера лавры. О
них, быте и деятельности монахов, укладах
и нравах Киева рассказывалось в патерике.
В 1661 г. он впервые был напечатан и издан
в типографии той же Киево-Печерской Лавры.
В пещерах монастыря похоронены люди,
вошедшие в историю России: основатель
Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели
Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы
– Юрий Долгорукий.
Как ни странно, в лавре находили способы
лечения самых различных болезней – от
инфекционных до психических. В стенах
монастыря даже было что-то вроде изоляторов,
куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался
индивидуальный уход. Люди, которые не
имели уже надежды на выздоровление, нередко
исцелялись монахами, после чего уверовали
в Бога и молитвы и постригались в монахи.
Среди известнейших целителей, практиковавших
в лавре, были такие люди, как преподобный
Алимпий, прославившийся тем, что лечил
людей с тяжелейшими
7
случаями лепры. Для лечения болезней
кожи он использовал иконописные краски,
содержавшие, по-видимому, различные лечебные
вещества. Так же святой и блаженный Агапий
был монахом лавры. Он известен тем, что
вылечил внука Ярослава Мудрого, который
впоследствии стал князем Руси, а в историю
вошел, как Владимир Мономах.
Лечили врачеватели монастыря бесплатно,
к больным относились терпимо, с любовью
вплоть до самопожертвования. Это отношение
является азами врачебной этики, которой
в наше время при обучении в вузах придается
большое значение.
Монастырские лечебницы были также центрами
обучения и просвещения: монахи собирали
византийские и греческие рукописи, переводили
с латинского и греческого, объединяли
информацию в сборники, дополняли своими
знаниями и знаниями предков и по этим
источникам преподавали медицину. Большой
известностью пользовались такие писания,
как «Христианская топография» Косьмы
Индикоплова (около 1549 г.), «Шестоднев»
Иоанна Экзарха болгарского, а также переведенный
с болгарского оригинала в 1073 г. «Избор
ник», состоявший из отрывков сочинений
величайших византийских богословов и
проповедников. В 1076 г. был составлен другой
«Изборник». Он стал своеобразным источником
знаний во всех областях – от домашнего
быта и основ и норм христианской морали
до руководств и советов по лечению различных
заболеваний, ведению здорового образа
жизни, правильному питанию и т. п.
Светская медицина.
Светская медицина появилась на Руси со
времен правления Ярослава Мудрого. Представителями
этой ветви медицины были врачи вольной
практики, не относящие себя ни к народным
врачевателям, ни к монастырским лекарям.
Это были люди, часто иноземного происхождения
(лечец-армянин, имя которого неизвестно,
который пользовался огромной популярностью
даже при княжеском дворе; врачеватель
Петр, сириец, живший при дворе Николая
Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и
за помощь больным деньги брали, не стесняясь,
чем и вызывали негодование у представителей
других ветвей медицины. Особенно боролась
со
8
светской и народной медициной набиравшая
обороты монастырская медицина.
Она возводила действия магов и кудесников,
а также иноземцев в рамки бесовского
дела. Велось активное преследование мудрецов,
ведунов и т. д., пойманных даже сжигали
на кострах. Действия эти были сродни европейской
инквизиции. Однако, несмотря на упорную
борьбу, врачевание на Руси так и не стало
чисто церковной привилегией. Это видно
из источников, относящихся к периоду
классического Средневековья, в которых
продолжает упоминаться и народное врачевание,
и мирская медицина. С ходом времени эти
две ветви медицины приобрели все больше
различий и обособлились друг от друга.
9
Санитарное дело.
Бани. Эпидемии.
В отличие от Западной Европы санитарное
дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно
развито. Об этом свидетельствуют раскопки
древнего Новгорода, на территории которого
было найдено около 50 усадеб, оснащенных
банями, водопроводами и водостоками.
Целые площади были покрыты деревянными
мостовым и, относящимися к Х-XI вв., в отличие
от Западной Европы, в которой первые мостовые
были сооружены лишь в XIV в., а водопровод
– в XV в. Эти «нововведения» были найдены
в Германии.
Особое место в Древней Руси занимала
баня. Народные врачеватели уже тогда
поняли, какая польза приносится организму
при удалении из него вредных веществ
вместе с потом. Баня в доме или усадьбе
была самым чистым местом: там не только
мылись, но и принимали роды, ухаживали
за новорожденными, туда приглашали лекарей
и костоправов. Первое упоминание о русской
бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора).
Особой бедой Древнерусского государства
были эпидемии инфекционных болезней
или «моровые поветрия». О повальных болезнях
писалось в летописях, и только за период
с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях.
Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими
болезнями. Центрами возникновения эпидемий
были пограничные города, через которые
проходили иноземные караваны – Новгород,
Смоленск. Так, например, в 1230 г. в Смоленске
эпидемия унесла десятки тысяч жизней,
что свидетельствует о чрезвычайной заразности
болезни. Люди понимали, что болезнь переходит
от человека к человеку, поэтому отграничивали
зараженные места, где были больные. Если
эпидемия распространялась на весь город,
жители уходили в леса, бросая дома, скарб
и больных родственников, и отсиживались
до тех пор, пока не пройдет мор. Однако
за избавление от болезни принимался тот
момент, когда умирал последний больной
и заразиться вроде бы было не от кого.
Ничего не зная о возбудителях заболеваний,
люди возвращались в города, и эпидемия
иной раз возвращалась вместе с ними. Считая
место проклятым, люди доходили до того,
что сжигали целые поселения. Ошибкой
их было еще и то, что до XV в. умерших от
эпидемий людей хоронили согласно религиозным
законам на кладбищах при церквах.
10
Заключение.
Первым отечественным государственным
органом, ведающим вопросами здравоохранения
населения, был Аптекарский приказ, основанный
во второй половине XVI столетия. Можно
сказать, что это была первая серьёзная
попытка закрепить за государством определённую
часть заботы о здоровье людей. Однако
значимые перемены в этой системе начались
только в эпоху Петра I (1672–1725) и объяснялись
отчасти особым интересом императора
к медицине, анатомии и естествознанию.
Именно при Петре была открыта первая
русская медицинская школа, позднее, в
1755 году, — медицинский факультет Московского
университета, которые и стали готовить
профессиональных отечественных врачей.
Благодаря Приказу число русских лекарей,
которые получили такое звание после работы
подлекарем у докторов и иностранных специалистов,
значительно увеличилось, хотя простое
население предпочитало обращаться к
народным лечцам — им и доверяли больше,
и услуги их стоили гораздо меньше. Но
именно с эпохи Петра I начинается постепенный
переход от медицины народной к медицине
«по науке» — затронувший сначала первых
лиц государства и их приближённых, затем,
по мере увеличения количества обученных
врачей, и более низкие сословия.
Однако многовековое господство народной
медицины не могло пройти бесследно —
и по сей день многие в нашей стране предпочитают
поправлять здоровье исключительно народными
средствами. Правда, порой, особенно когда
дело касается серьёзных болезней, это
приводит к печальным последствиям —
всё же лечить онкологические заболевания
настоем болиголова в XXI веке занятие сомнительное.
Нет человека, который когда-нибудь чем-нибудь
не болел. Но иногда достаточно затратить
минимум усилий, чтобы почувствовать себя
непобедимым перед любой болезнью, - ведь
природа позаботилась о нашем совершенстве,
одарив человеческий организм способностью
в нужный момент подключать те внутренние
резервы, которые заложены в каждом. Надо
только знать, как это делается, и тогда
можно вырваться практически из любого
заболевания.
11
Список используемой
литературы:
· Чебан С. Журнал Министерства
народного просвещения,1913,январь,с.101.
· Рыбаков Б.А. Язычество древней
Руси, М.,1987, с.5-6.
· www.vokrugsveta.ru
· Светлана Марковна Марчукова.
Медицина в зеркале истории.
12