Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:52, творческая работа
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 ноября 1711, село Денисовка, Русское царство — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.Статский советник, профессор химии (с 1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук
МЕДИЦИНА РОССИИ XVIII ВЕКА
Выполнили: Ярошенко Н.О
Чучин Г.К гр.114
Роль М.В. Ломоносова в развитии медицины
Ломоносов Михаил Васильевич
Широкий ум М. В. Ломоносова охватывал почти все стороны государственного строя России, и в своих раздумьях об улучшении общественного устройства родины М. В. Ломоносов неизбежно сталкивался и с вопросами организации медицинской помощи населению. в письме к И. И. Шувалову указывал, что «требуется по всем городам довольное число аптек», тогда как «у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены…» (VI, 396 – 397, 389). Он настаивал на развитии отечественного лекарственного растениеводства и вменял в обязанность профессору ботаники в Академии наук разводить ботанический сад и «стараться о познании здешних медицинских трав для удовольствия здешних аптек домашними материалами...» (X, 147).
Деятельность М.В.Ломоносова
1)М. В. Ломоносов
заботился о создании
2)М. В. Ломоносов
считал, что медицинская помощь
населению, в первую очередь сельскому,
является одной из непременных
сторон государственного
3) М. В. Ломоносов
считал, что стране нужны не
только узкие специалисты-
4) Заботясь об
увеличении числа врачей, М. В. Ломоносов,
тем не менее, сознавал, что силами
одних врачей не может быть
осуществлено оказание
5) Борясь с невежеством и суевериями, с «вороженьем и шептаниями», М. В. Ломоносов вместе с тем высоко ценил народную мудрость. Он знал и понимал, что во многих народных приемах врачевания кроется рациональное зерно, что многие обычаи так называемой народной медицины являются плодом многовековых наблюдений, коллективного опыта. Он твердо верил в то, что нужно не только учить народ, но и учиться у народа. М. В. Ломоносов предлагал учиться у народа не только приемам повивания, но и способам лечения болезнен.
Составляя в 1758 – 1759 гг. проект преобразования Академии наук, М. В. Ломоносов высказал интересные соображения о разделении наук. Он делил «высокие» науки на три класса- математический, физический и исторический, М. В. Ломоносов относил к первому классу академиков по высшей математике, астрономии и механике, ко второму – физика, медика и химика, к третьему – анатома-зоолога, ботаника и металлурга (X, 65, 73).
Исходя из приведенной выше ломоносовской классификации наук, следует признать, что М. В. Ломоносов считал анатомию наукой чисто эмпирической, описательной, медицину же – такой, которая «представляет вещи с причинами, по физическому рассуждению».
Такой взгляд на медицину, признание за ней свойства находить причинность изучаемых ею явлений, да еще с применением «физического рассуждения», был для того времени весьма прогрессивным.
Становление внутренних болезней как самостоятельного направления в российской медицине
Виднейшим представителем терапии в России XVIII в. был С.Г. Зыбелин, который положил начало материалистическому пониманию сущности болезненного процесса (высказывания о единстве и целостности организма, основанные на учении М.В. Ломоносова об атомистическом строении материи; о необходимости изучения внешних влияний на человеческий организм для понимания истоков болезни). Центральное место в терапевтической деятельности С.Г. Зыбелина занимал индивидуальный подход к больному, что стало в дальнейшем ценной традицией русской медицинской науки и практики. Значительный интерес представляют «Слова» С.Г. Зыбелина − актовые речи, произнесенные в университете. Свои публичные выступления ученый посвящал причинам появления болезни, ее течению, лечению и предупреждению, а также важнейшим общественно-медицинским вопросам, особенно высокой заболеваемости и смертности среди детей раннего возраста. Тематика речей представляла отклик на запросы, предъявлявшийся тогдашней российской действительностью. Это были именно те вопросы, которые ставил и разработки которых требовал еще М.В. Ломоносов
В клиническом учении Зыбелина основным было предупреждение болезней путем воздействия на организм режимом, улучшением санитарных условий жизни. Некоторые из своих речей Зыбелин посвятил специально вопросам профилактики. Чтобы бороться с заболеваниями и ранней смертностью, надо «наблюдать разные естественные причины, производящие оную: например, нездоровое положение того селения, в котором жилище свое родившиеся и обитающие имеют...
Первые госпитальные школы
Госпитальные школы
Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства. Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням. В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть». Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно-медицинских и патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали широкие знания и практические навыки. Особенностями госпитальных школ XVIII века являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из лечебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком.
Достижения в области акушерства.
В вопросе организации акушерского образования в России особенно большую роль следует отвести выдающемуся организатору здравоохранения П. 3. Кондоиди (1710—1760). Он первый организовал преподавание акушерства в России и правильно оценил всю важность организации акушерской помощи населению. Он, оценивая специфические особенности госпитальных школ, которые имели своим назначением подготовку военных лекарей, не решился ввести преподавание в этих школах акушерства.. П. 3. Кондоиди дал подробную и точную инструкцию для теоретического и практического преподавания, установил точные сроки обучения и производства экзаменов. Преподавательский персонал каждой школы должен был состоять из «профессора бабичьего дела» и его помощника-лекаря, именовавшегося акушером. Преподавание анатомии женского полового аппарата должно было проводиться на трупах. К слушанию «лекционов» профессора привлекались также и практикующие уже бабки, так как школы имели целью подготовлять новых акушерок и усовершенствовать знания старых. Кроме этих занятий, носивших теоретический характер, должны были происходить и занятия практические, у постели роженицы. Вести их должны были бабки, уже имевшие право практики, которые с этой целью брали учениц с собой на роды. Весь курс обучения укладывался в 6 лет. По истечении первых 3 лет обучения поручалась самостоятельная практика, но под наблюдением опытной бабки. Предполагалось, что школы обеспечат кадрами акушерок не только крупные города, по и всю страну.
Самым выдающимся представителем русского акушерства того времени был Нестор Максимович Амбодик-Максимович (1744—1812) по достоинству названный «отцом русского акушерства». Вся его деятельность была проникнута высоким патриотизмом, любовью к науке и неиссякаемой энергией в воспитании отечественных кадров врачей-акушеров и акушерок.
Н. М. Амбодик был ученым-энциклопедистом. Ему принадлежит заслуга в создании медицинской русской терминологии. Он был автором нескольких словарей (хирургического, анатомо-физиологического и ботанического).
Первые начала эпидемиологии в России
Губернская реформа 1775 года и ее медицинское значение
Конец