Медицина России 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 00:52, творческая работа

Описание работы

Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 ноября 1711, село Денисовка, Русское царство — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.Статский советник, профессор химии (с 1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук

Файлы: 1 файл

MEDITsINA_ROSSII_XVIII_VEKA.pptx

— 4.73 Мб (Скачать файл)

МЕДИЦИНА РОССИИ XVIII ВЕКА

 

Выполнили: Ярошенко Н.О

Чучин Г.К гр.114

Роль М.В. Ломоносова в развитии медицины

Ломоносов Михаил Васильевич

 

    • Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8  ноября 1711, село Денисовка, Русское царство — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.Статский советник, профессор химии (с 1745), действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук

Широкий ум М. В. Ломоносова охватывал почти все стороны государственного строя России, и в своих раздумьях об улучшении общественного устройства родины М. В. Ломоносов неизбежно сталкивался и с вопросами организации медицинской помощи населению. в письме к И. И. Шувалову указывал, что «требуется по всем городам довольное число аптек», тогда как «у нас аптеками так скудно, что не токмо в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены…» (VI, 396 – 397, 389). Он настаивал на развитии отечественного лекарственного растениеводства и вменял в обязанность профессору ботаники в Академии наук разводить ботанический сад и «стараться о познании здешних медицинских трав для удовольствия здешних аптек домашними   материалами...» (X, 147).

 

Деятельность М.В.Ломоносова

 

1)М. В. Ломоносов  заботился о создании медицинской  экспертизы и потребность в  такой экспертизе выдвигал как  один из аргументов в пользу  создания медицинского факультета  при Академическом университете, на который он и предлагал  возложить эту функцию.

2)М. В. Ломоносов  считал, что медицинская помощь  населению, в первую очередь сельскому, является одной из непременных  сторон государственного устройства  и поэтому, намечая план учреждения  государственной коллегии земского  или сельского домостройства, в числе советников этой коллегии называл врача и в круг обязанностей коллегии включал «сношения с академиею и с медицинским факультетом»

3) М. В. Ломоносов  считал, что стране нужны не  только узкие специалисты-лекари, но и дипломированные врачи, облеченные  почетным званием доктора медицины. Поэтому наряду с требованием  усилить существовавшую подготовку  врачей, он настойчиво добивался  создания нового источника их  подготовки – университета с  медицинским факультетом.

 

4) Заботясь об  увеличении числа врачей, М. В. Ломоносов, тем не менее, сознавал, что силами  одних врачей не может быть  осуществлено оказание медицинской  помощи населению. Возникала настоятельная  необходимость в подготовке других  медицинских работников, в особенности  –  акушерок.

5) Борясь с невежеством  и суевериями, с «вороженьем и  шептаниями», М. В. Ломоносов вместе с тем высоко ценил народную мудрость. Он знал и понимал, что во многих народных приемах врачевания кроется рациональное зерно, что многие обычаи так называемой народной медицины являются плодом многовековых наблюдений, коллективного опыта. Он твердо верил в то, что нужно не только учить народ, но и учиться у народа. М. В. Ломоносов предлагал учиться у народа не только приемам повивания, но и способам лечения болезнен.

Составляя в 1758 – 1759 гг. проект преобразования Академии наук, М. В. Ломоносов высказал интересные соображения о разделении наук. Он делил «высокие» науки на три класса- математический, физический и исторический, М. В. Ломоносов относил к первому классу академиков по высшей математике, астрономии и механике, ко второму – физика, медика и химика, к третьему – анатома-зоолога, ботаника и металлурга (X, 65, 73).

Исходя из приведенной выше ломоносовской классификации наук, следует признать, что М. В. Ломоносов считал анатомию наукой чисто эмпирической, описательной, медицину же – такой, которая «представляет вещи с причинами, по физическому рассуждению».

Такой взгляд на медицину, признание за ней свойства находить причинность изучаемых ею явлений, да еще с применением «физического рассуждения», был для того времени весьма прогрессивным.

    • Это был многогранный учёный, оставивший яркий след во многих отраслях науки, на основе которых и развивалась современная фармация и медицина. Смерть Ломоносова была невосполнимой утратой для русской науки, так как гений его вторгался во все области человеческого знания. Ему не удалось полностью реализовать свои научные замыслы, но того, что он сделал оказалось достаточно, чтобы обеспечить ему почётное место в пантеоне науки.

Становление внутренних болезней как самостоятельного направления в российской медицине

Виднейшим представителем терапии в России XVIII в. был С.Г. Зыбелин, который положил начало материалистическому пониманию сущности болезненного процесса (высказывания о единстве и целостности организма, основанные на учении М.В. Ломоносова об атомистическом строении материи; о необходимости изучения внешних влияний на человеческий организм для понимания истоков болезни). Центральное место в терапевтической деятельности С.Г. Зыбелина занимал индивидуальный подход к больному, что стало в дальнейшем ценной традицией русской медицинской науки и практики. Значительный интерес представляют «Слова» С.Г. Зыбелина − актовые речи, произнесенные в университете. Свои публичные выступления ученый посвящал причинам появления болезни, ее течению, лечению и предупреждению, а также важнейшим общественно-медицинским вопросам, особенно высокой заболеваемости и смертности среди детей раннего возраста. Тематика речей представляла отклик на запросы, предъявлявшийся тогдашней российской действительностью. Это были именно те вопросы, которые ставил и разработки которых требовал еще М.В. Ломоносов

В клиническом учении Зыбелина основным было предупреждение болезней путем воздействия на организм режимом, улучшением санитарных условий жизни. Некоторые из своих речей Зыбелин посвятил специально вопросам профилактики. Чтобы бороться с заболеваниями и ранней смертностью, надо «наблюдать разные естественные причины, производящие оную: например, нездоровое положение того селения, в котором жилище свое родившиеся и обитающие имеют...

Первые госпитальные школы

 

    • В XVIII веке в России было положено начало подготовки отечественных врачей и впервые для этого времени система обеспечения армии и флота. В отличие от остававшегося в течение всего XVII века схоластическим, книжным, обучением будущих докторов медицины на медицинских факультетах западноевропейских университетов, госпитальные школы России с первых лет своего существования построили обучение будущих врачей практически.
    • Первая госпитальная школа на 50 учеников была организована в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. В 1733 г. были открыты школы при сухопутном и адмиралтейском (морском) госпитале в Петербурге, адмиралтейском в Кронштад те госпиталях по 10 подлекарей и 20 учеников в каждом.
    • Московский госпиталь Петр I поручил строить и организовать голландскому врачу Николаю Бидлоо, ученику Бургава, племяннику анатома, атласом которого пользовался сам Петр I. Ему же Петр I поручил организовать при госпитале и школу для подготовки врачей. В качестве пре подавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы

Госпитальные школы

 

Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства. Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням. В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть». Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно-медицинских и патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали широкие знания и практические навыки. Особенностями госпитальных школ XVIII века являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших из лечебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком.

Достижения в области акушерства.

    •  

В вопросе организации акушерского образования в России особенно большую роль следует отвести выдающемуся организатору здравоохранения П. 3. Кондоиди (1710—1760). Он первый организовал преподавание акушерства в России и правильно оценил всю важность организации акушерской помощи населению. Он, оценивая специфические особенности госпитальных школ, которые имели своим назначением подготовку военных лекарей, не решился ввести преподавание в этих школах акушерства.. П. 3. Кондоиди дал подробную и точную инструкцию для теоретического и практического преподавания, установил точные сроки обучения и производства экзаменов. Преподавательский персонал каждой школы должен был состоять из «профессора бабичьего дела» и его помощника-лекаря, именовавшегося акушером. Преподавание анатомии женского полового аппарата должно было проводиться на трупах. К слушанию «лекционов» профессора привлекались также и практикующие уже бабки, так как школы имели целью подготовлять новых акушерок и усовершенствовать знания старых. Кроме этих занятий, носивших теоретический характер, должны были происходить и занятия практические, у постели роженицы. Вести их должны были бабки, уже имевшие право практики, которые с этой целью брали учениц с собой на роды. Весь курс обучения укладывался в 6 лет. По истечении первых 3 лет обучения поручалась самостоятельная практика, но под наблюдением опытной бабки. Предполагалось, что школы обеспечат кадрами акушерок не только крупные города, по и всю страну.

 

Самым выдающимся представителем русского акушерства того времени был Нестор Максимович Амбодик-Максимович (1744—1812) по достоинству названный «отцом русского акушерства». Вся его деятельность была проникнута высоким патриотизмом, любовью к науке и неиссякаемой энергией в воспитании отечественных кадров врачей-акушеров и акушерок.

 

 Н. М. Амбодик был ученым-энциклопедистом. Ему принадлежит заслуга в создании медицинской русской терминологии. Он был автором нескольких словарей (хирургического, анатомо-физиологического и ботанического).

Первые начала эпидемиологии в России

    • Основоположником развития эпидемиологии в России был выдающийся врач-эпидемиолог и ученый Данило Самойлович Самойлович (1742-1805), посвятивший всю жизнь изучению причин, путей распространения и профилактики чумы и некоторых других инфекций. Личный участник борьбы с чумой в Москве в 1771-1772 гг., он провел целый ряд замечательных исследований по эпидемиологии и борьбе с ней. Он был убежден, что "чума вызывается особливым и совсем отменным существом", поэтому впервые сделал попытку применить микроскоп для обнаружения живых возбудителей чумы.
    • Д.С. Самойлович впервые делал попытку проводить противочумные профилактические прививки, используя выделения из бубонов от выздоравливающих. Для предохранения заражения чумой при соприкосновении и/или через предметы обихода он рекомендовал носить защитную одежду, а также впервые применил прообраз дезинфекции и дезинсекции — метод окуривания — с помощью порошка специального состава, предложенного Касьяном Ягельским, для обеззараживания помещений, где были больные и одежды больных, состоящей из различных материалов . Впервые в мире провел опыт самозаражения чумой, чтобы доказать наличие иммунитета после перенесенной болезни.

Губернская реформа 1775 года и ее медицинское значение

    • Подробным образом проанализировав губернскую реформу 1775 года, в тех ее положениях, которые касаются организации медицинской помощи населению на местах, можно сделать некоторые выводы.  
      В первую очередь необходимо отметить, что проведение указанной реформы в контексте указанной темы, преследовало весьма необходимую по тем временам, и даже благородную задачу. Екатерина, в первую очередь, стремилась улучшить качество жизни (а именно – медицинской помощи) своих подданных.
    • Разумеется, в отдельных крупных городах, столицах губерний в результате проведенной реформы был построен целый ряд необходимых медицинских учреждений и налажена медицинская помощь по самым различным направлениям (Москва, Петербург, Ярославль и др.). Но, стоит также оговориться, что в большинстве городов и деревень население так и не получило никаких реальных подвижек в деле медицинской помощи.  
      Таким образом, можно сказать, что тот положительный опыт, которые все же присутствовал в отдельных городах и явился результатом проведения губернской реформы 1775 года, все был крайне недостаточен для того, чтобы назвать ее успешной.
    • В заключение стоит добавить, что благодаря значительным реформам здравоохранение в России 18 века стало, так же как и иные структуры, центром внимания правительства. Развитие получили как и образование так и структуры оказания медицинской помощи. Многие нововведения были позаимствованы из Европы но получили дальнейшее развитие именно в умах Российских ученых и врачей.

Конец

Информация о работе Медицина России 18 века