Медицина средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Принято думать и это, к сожалению, зафиксировано во многих учебных пособиях, что раннее Средневековье характеризуется сплошь господством церкви, разгулом инквизиции, гонениями наиболее выдающихся умов того времени. С одной стороны, это соответствует истине. Действительно, пылали костры инквизиции, сжигали тысячи еретиков и ведьм.
Но вместе с тем, эта эпоха отмечена великими медицинскими открытиями. Эти открытия положили начало бурному развитию медицины в последующие столетия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
Глава I. МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА........................
5
1.1. Основные методы и приемы лечения ……………………………….
5
1.2. Операции………………………………………………………………
9
1.3 Лекарственные средства ……………………………………………...
14
Глава II. ВРАЧИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЕДИЦИНЕ ………………..
16
2.1. Кто в Средневековье был целителем ……………………………….
17
2.2. Как учились на целителя …………………………………………….
19
2.3. Положение и роль врачевателей в обществе ………………………
23
Глава III. БОЛЬНИЦЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ………………………….
25
3.1. Как и где организовывались больницы……………………………
26
3.2. Порядки внутри больниц …………………………………………...
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..
30

Файлы: 1 файл

Курсовик медицина.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

Глава I. МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА........................

5

1.1. Основные методы и приемы лечения ……………………………….

5

1.2. Операции………………………………………………………………

9

1.3 Лекарственные средства ……………………………………………...

14

Глава II. ВРАЧИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЕДИЦИНЕ ………………..

16

2.1. Кто в Средневековье был целителем ……………………………….

17

2.2. Как учились на целителя …………………………………………….

19

2.3.  Положение и роль врачевателей в обществе ………………………

23

Глава III. БОЛЬНИЦЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ………………………….

25

3.1. Как и где организовывались больницы……………………………

26

3.2. Порядки внутри больниц  …………………………………………...

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

30


 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Из высокого расцвета в Античности медицина постепенно перебралась в мрачное Средневековье.

Но это не значит, что врачевание замерло, как и многие искусства. Медицина стала на новую ступень.

Медицина в Средние столетия не знала никакой философии или теории. Только практика властвовала среди врачевателей. Как и прежде, медицина была прерогативой определенной «касты».

Мне показалась интересной эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицине.

Медицина в средние века развивалась в тесной взаимосвязи с социально-экономическим и культурным развитием народа. Большое влияние на нее оказывали: развитие смежных наук (математики и механики, физики, химии и т.д.), становление философских систем и учений, мировые и национальные религии, многочисленные войны и крестовые походы, эпидемии и пандемии повальных болезней и другое.

В истории медицины Средневековья были темные века и светлые страницы, мертвящее влияние схоластики и живительный воздух гуманизма, была национальная и региональная ограниченность, но было и воистину интернациональное взаимодействие ученых, великие эпохальные открытия и триумф эпохи Возрождения.

Вопросом истории медицины занимались такие учёные, как историк медицины А. П. Левицкий, учёные: Т.С.Сорокина, изложившая в своём труде «История медицины» этапы формирования и развития медицинской науки в различных точках Земли в различные хронологические периоды; Ф.Р.Бородулин «История медицины»; Б.Д.Петров «От Гиппократа до Семашко»; П.Е.Заблудовский «История медицины»; Е.Н.Грицак «Популярная история медицины» и другие.

Данная проблема в исторической науке хоть и  изучена, но представляет собой актуальную тему для исследования, потому что  в современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречивые мнения.

 

Принято думать и это, к сожалению, зафиксировано во многих учебных пособиях, что раннее Средневековье характеризуется сплошь господством церкви, разгулом инквизиции, гонениями наиболее выдающихся умов того времени. С одной стороны, это соответствует истине. Действительно, пылали костры инквизиции, сжигали тысячи еретиков и ведьм.

Но вместе с тем, эта эпоха отмечена великими медицинскими открытиями. Эти открытия положили начало бурному развитию медицины в последующие столетия.

Проблема, которая стояла при выборе темы, заключается в исследовании вопроса:  какой была медицина, и какие открытия в медицине появились в средневековье? Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования. Таким образом, целью  работы является всесторонний систематический взгляд на развитие медицины в средние века.

 Объектом исследования является наука медицина, а предметом – новые открытия, которые были сделаны в медицине в средние века, их влияние на формирование и дальнейшее развитие медицины. Отсюда вытекают и задачи исследования: дать описание медицинской науки, выявить, как готовили врачей и кто мог «врачевать», раскрыть специфику различных видов больниц.

Начиная исследование по теме,  мы выдвигаем гипотезу, что развитие медицины в средние века послужило основой для бурного развития медицинской науки в последующие столетия.

Методы, которые мы использовали при исследовании - это анализ научной литературы по проблеме и терминологический анализ.

 

Глава I. МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий и т. д. С XIII в. оформилась «специализация» святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

Рассмотрим эти особенности медицины в последующих параграфах.

 

    1. Основные методы и приемы лечения

 

V- XIII вв. обычно характеризуют как период упадка культуры, время господства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневековье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрачного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт, осталась только придуманная им система как окончательная научная основа медицины, а ученые врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

В IX-XI вв. центр научной медицинской мысли переместился в страны арабского Халифата. Византийской и арабской медицине мы обязаны сохранением ценного наследия медицины Древнего Мира, которое они обогатили описанием новых симптомов, болезней, лекарственных средств. Большую роль в развитии медицины сыграл уроженец Средней Азии, разносторонний ученый и мыслитель Ибн-Сина Авиценна, 980-1037 гг. Его Канон врачебной науки был энциклопедическим сводом медицинских знаний. В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, народы Запада, прежде всего германские племена, опрокинувшие западную Римскую империю при помощи восставших против Рима рабов, уничтожили культуру Рима.

Средневековье стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов.1

Церковники утверждали, что все возможные знания уже изложены, прежде всего, в Священном писании, а также в некоторых канонизированных произведениях древности, например Птолемея в области географии и астрономии, Галена в области медицины. Новые открытия отрицались, а люди, высказывающие новые идеи, ставились под подозрение как еретики. Основой всякого знания являлось учение Аристотеля, односторонне воспринятое и поставленное на службу богословию.

В борьбе с религиозной схоластикой формировался и развивался гуманизм, знамя которого несли «титаны мысли и страсти»2, многие из которых подвергались преследованиям церкви и реакционных феодальных кругов. Среди этих героев художники, ученые, врачи - Ф. Бэкон, А. Везалий, Дж. Фракасторо, Леонардо да Винчи, Парацельс, Микеланджело, Рафаэль Санти, Ф. Петрарка, Данте Алигьери и др.

Только практика властвовала среди врачевателей. Как и прежде, медицина была прерогативой определенной «касты». В Средние века этим занимались банщики-цирюльники. Подобные врачеватели в средневековом обществе не очень ценились. Их долго сторонились, считая нечистыми. Ведь банщикам-цирюльникам приходилось постоянно возиться с человеческим телом.

Несмотря на такое отвержение, банщиком-цирюльником мог стать не каждый человек. Восемь лет учения заканчивались сложным экзаменом. Только комиссия из «солидных» врачевателей могла решить, достоин ли ученик зваться медиком. Банщики-цирюльники постепенно получили собственное разветвление. Так появились цеха хирургов и других медиков.

Сложность этого времени усугублялась необычно грозными и опустошительными эпидемиями: от массового распространения сифилиса до «черной смерти» - чумы, обезлюдившей особенно в XIV в. целые города. Как рассказывает хронист Сигеберт Жамблузский, 1090 г. «был годом эпидемии, особенно в Западной Лотарингии. Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь».3

Город Кессария полностью вымер от чумы, в Неаполе умерло 60 тыс. человек, в Генуе - 40 тыс., в Венеции - 100 тыс. (свыше двух третей всего населения), в Лондоне - не менее девяти десятых горожан. В целом по Европе только в середине XIV в. чума унесла более трети всех жителей. А сколько погибло до этого и позже, и не только от чумы: оспой в Европе заболело не менее 10 млн. человек, из них 10% умерло.

Власти, ученые, медики не могли остановить нашествие губительных эпидемий, не зная их причин, хотя и принимали определенные меры защиты: сжигались вещи, дома заболевших, устраивались преграды, был введен карантин (впервые в XIV в. в Италии). Первый проблеск и надежду подал профессор Падуанского университета Джироламо Фракасторо. Он отвергнул бытовавшую среди врачей идею о каких-то флюидах, вызывающих инфекцию, и на основе многолетних наблюдений, вскрытий трупов предположил, что главный путь распространения этих болезней - мельчайшие материальные частицы, «семена» болезней (именно так говорил о «семенах» болезней Лукреций Кар). Фракасторо справедливо предполагал три пути распространения эпидемических болезней: контакты с больным, передача «заразы» по воздуху и через зараженные предметы. Свои наблюдения Д. Фракасторо изложил в трехтомном труде «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». Ученому принадлежат термины «инфекция» и «дезинфекция». Эти термины охотно применял затем известный врач К. Гуфеланд в конце XVIII - начале XIX в. Труды Дж. Фракасторо и другие обстоятельства, меры по борьбе с эпидемиями способствовали некоторому их сокращению, во всяком случае, таких масштабных повальных болезней, как в XIV в., в Европе уже не было, хотя они постоянно грозили населению, вплоть до раскрытия их причин, разработки вакцин и других способов их профилактики и лечения.

 

Как ни странно, большого продвижения клинической, практической медицины в этот период не было, хотя, как отмечено, появились лекарства, в том числе неорганические, которыми стали широко пользоваться (ртуть, сурьма, сера, различные соли металлов), Вместе с тем в клинической медицине наметился известный «прорыв» в сторону изучения опытного знания, изучения больных непосредственно в больницах, у их постели. Эта тенденция характерна для XVI-XVII вв. и связана с именем профессора Падуанского университета Монтано и, особенно, с клинической школой Германа Бургаве (1668-1738 гг.).

 «Учить можно не иначе, как посещая больных… Источник медицинской науки – только у постели больного», - писал профессор Падуанского университета Джованни Баттиста Монтано (Monti, Monte, Montanos, da Monte, Montanus Giovanni Battista, 1498-1551 гг.) – первый университетский профессор, начавший проводить со студентами занятия у постели больного.4  Широкую известность получили «Афоризмы» Г. Бургаве, в том числе и в России в гсюттитальньгх школах. Он писал: «Клинической называется медицина, которая: а) наблюдает больных у их ложа; б) там же изучает подлежащие применению вещества; в) применяет эти средства...». Г. Бургаве завоевал большую популярность и не случайно его называли «всей Европы учителем».5

Можно сделать вывод, что основными методами и способами лечения в средние века были: кровопускания, вправление суставов, ампутирование, лечение диетой,  изоляция больных, лечение горячими минеральными ваннами.  Широко использовались  при лечении лечебные травы, собирали их в определённое время, в определённом месте, сопровождая определённым ритуалом и заклинаниями. Характерным для Средневековья феноменом целительной практики являлись святые и их реликвии, считалось, что св. Рох и св. Себастьян предохраняют от чумы, св. Иов от проказы, св. Антоний Фивский от отравлений. Были  распространены амулеты, которые считались важным профилактическим средством.

 

    1. Операции

 

 Хирургия очень долго оставалась ниже по статусу, чем медицина, что было характерно и для арабской, и для христианской цивилизаций. Альбукасис, однако, пытался поднять престиж этой пренебрегаемой профессии. Его трактат - одна из самых древних иллюстрированных книг по хирургии; среди изображенных там хирургических приспособлений - не только пинцет, но и множество разнообразных зубоврачебных инструментов. Альбукасис был также первым, кто описал гемофилию.

Особое положение хирургия занимала вплоть до XVIII-XIX вв. Она не признавалась медицинской наукой, хотя польза от хирургов, даже цирюльников, была очевидна и эффективна. Лишь ко времени великого придворного хирурга Амбруаза Паре (1510-1590 гг.), то есть в середине XVI в., хирургия была признана университетской дисциплиной, а сам Амбруаз Паре после долгих проволочек получил степень доктора медицины по именному рескрипту короля.

Возможно, одной из главных заслуг А. Паре как хирурга является предложенный им метод лечения ран. До него они, с целью якобы избавления от «порохового яда», заливались кипящим маслом или прижигались. Представляете, какие страдания такое лечение причиняло пациентам в период, когда еще не было обезболивания. Однажды Паре прикрыл рану пациента дигестивом из яичного желтка, розового и терпентинного масла и к его удивлению эффект оказался непредсказуемым, положительным. Кроме этого, А. Паре стал замечательным акушером, описал забытый древний метод поворота плода на ножку; предложил вместо перекручивания сосудов как средства остановки кровоизлияния накладывать на них швы из ниток или тонких жил (кишок) животных (прообраз кетгута). Деятельность А. Паре и его сподвижников сопровождалась становлением хирургии как науки и предмета преподавания, превращения ремесленников в хирургов, в специалистов-врачей.

Информация о работе Медицина средневековья