Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:52, доклад
В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», описывающих Троянскую войну (XII в. до н. э.) и последующие события, нашли отражение состояние медицины и положение врачей в период перехода от родового строя к рабовладельческому. В «Илиаде» описаны примеры оказания медицинской помощи раненым: удаление у раненых стрел и копий, вонзившихся в тело, расширение раны и разрезывание окружающих оружие мягких частей для более свободного извлечения. В лице Подалирия и Махаона, сыновей Асклепия, выведены врачи-воины, авторитет которых стоит чрезвычайно высоко: В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ.
Медицина в древней Греции
Древнегреческая медицина. В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII—VII века до н. э.), описывающих Троянскую войну (XII в. до
н. э.) и последующие события, нашли
отражение состояние медицины и
положение врачей в период перехода
от родового строя к рабовладельческому.
В «Илиаде» описаны примеры оказания
медицинской помощи раненым: удаление
у раненых стрел и копий, вонзившихся
в тело, расширение раны и разрезывание
окружающих оружие мягких частей для
более свободного извлечения. В лице
Подалирия и Махаона, сыновей
Асклепия, выведены врачи-воины, авторитет
которых стоит чрезвычайно
В Греции имелись школы, где готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Из школы на острове Кос вышел знаменитый врач Гиппократ.
В Древней Греции в ряде городов (Афины,Эгина,Самос) имелись общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий, домашние врачи у знати и богачей. Странствующие врачи —обслуживали торговцев и ремесленников Светские врачи обслуживали раненых во время войн. Наряду с асклепеионами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах), продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача.
Название «асклепейон» происходит
от имени Асклепия. Асклепии (Эскулап
по-латыни), по преданию живший в северной
Греции врач, впоследствии был обожествлен
и вошел в греческую и мировую
литературу в качестве бога врачебного
искусства — сына Аполлона «исцеляющего».
Многие крупные врачи древней
Греции и Рима считались его потомками.
Покровительницы отдельных
Обычно Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея — эмблема здоровья и медицины. В мифологии стран Древнего Востока также часто фигурировала змея, обычно вместе с божествами, которых связывали со здоровьем людей и медицинской деятельностью; встречается змея и в руках жриц, совершающих обряд, возносящих молитвы или приносящих жертвы. Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму — культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. У некоторых народов существовали легенды о змееедах — людях, поедавших змей и в результате овладевавших глубочайшими познаниями, в частности по лечению и распознаванию болезней. «Мудрость», т. е. разнообразные доступные людям знания, в древности не была дифференцирована на различные отрасли, и эмблема змеи относилась к знанию в целом. Врачи ранее других выделились из среды «ученых» людей. Их профессиональной эмблемой осталась змея. Изображение это сохранилось до наших дней во многих странах на вывесках аптек и других медицинских учреждений, на бланках медицинских обществ и отдельных врачей, в качестве книжного знака и т. п., хотя первоначальный смысл его давно утрачен.
Лечение в асклепейонах при храмах (главный из них был при святилище Асклепия в Эпидавре) заключалось в значительной степени во внушении: подготавливали больного постом, молитвами, жертвоприношениями, одурманивающими курениями и т. п. Далее следовал сон больных в храме, и жрецы толковали сны, которые при этом видел больной. Из лечебных процедур уделялось внимание водолечению и массажу. Но иногда имело место и более активное вмешательство, до хирургических операций включительно. При раскопках обнаружены остатки хирургического и другого медицинского инструментария: ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, зубные щипцы, долота, шпа-телиу-зонды и пр.
При раскопках обнаружены также слепки больных органов, приносившиеся больными в храмы иногда как жертвоприношения в ожидании излечения, иногда,как благодарность за излечение. Слепки эти изготовлялись из глины, мрамора, драгоценных металлов, представляя в этом случае своеобразный вид гонорара жрецам. Одновременно они дают представление как о болезнях, по поводу которых обращались в храмы, так и об уровне анатомических сведений у древних греков.
Характерной чертой древнегреческой
культуры было большое внимание к
физическим упражнениям, к закаливанию
и в связи с этим к личной
гигиене. В современной физкультуре
сохранились древнегреческие
Под влиянием передовых философских учений древних греков — стихийного материализма и наивной диалектики передовые врачи Древней Греции эпохи ее расцвета дали новые решения многих вопросов медицины: о материальных причинах болезней, о связи их с внешней средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за ходом болезни и т. п. Эти новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Самым видным врачом Древней Греции был Гиппократ.
Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей и, кроме знаний, полученных от отца, учился медицине на острове Кос. Многочисленные путешествия дали Гиппократу знакомство с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии. В частности, Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Черного моря. Разработанное Гиппократом учение о лечении переломов (применение вытяжения, шин), вывихов, ран разного рода делает весьма вероятным предположение, что он в качестве врача участвовал в войнах. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, он советует сопровождать войска в походе.
От времен Гиппократа до нас дошло большое собрание сочинений медицинского содержания, составляющее так называемый «Гиппократов сборник» и объединяющее около 70 сочинений
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.
В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой и состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В основе палестрики лежали упражнения пятиборья: - бег, прыжки, метания копья, диска и борьба. В палестрику входили панкратин (соединение борьбы с кулачным боем), а также плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игра в мяч. Орхестрика включала в основном танцевальные упражнения, выполнявшиеся под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, чаще всего использовавшийся при занятиях в детьми. Сюда относились игры с палкой, колесом, клюшкой, шаром и другие подвижные игры.
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое развитие, и агонистику – специальную тренировку к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество в честь победы и т.п.). Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность.
В период с VIII по II в.до н.э. в олимпийских играх могли участвовать только свободорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди негреческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к играм дома, а затем в течение месяца – в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
В общественно- политической жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI – IVвв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни страны. Олимпийские игры способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать ан землю Олимпии с оружием в руках.
До 50 тыс. зрителей собиралось на олимпийские праздники. Их посещали знаменитые философы, историки, поэты, ораторы, музыканты, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков. Они проводились один раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоисчисление.
Программа олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию, т.е. 192 м, впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), борьбе, кулачном бою и панкратионе, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э) в играх стали принимать участие и дети.
Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители их (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх был венок из ветвей оливкового дерева.