Медицина в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

История зарождения медицины на Руси. Монастыри как очаги науки и культуры, в том числе медицины. Языческая Русь и общеславянские представления о жизни после смерти.

Содержание работы

1) Зарождение медицины
2) Монастырская медицина
3) Первые «лечцы» средних веков
4) Лечение в средние века
5) Представление о жизни после смерти
Использованная литература

Файлы: 1 файл

НЕ ТРОГАТЬ!!!.docx

— 52.16 Кб (Скачать файл)

 

 

                         

                        Глава V

Представление о жизни после  смерти

Любой культуре свойственно  трансформироваться в силу субъективных и объективных причин. Так как представление о загробной жизни напрямую связано с религиозной практикой, то можно назвать христианство, как основную причину для смены представлений о жизни после смерти, но иногда существенно изменяют погребальные обычаи, культурные связи. Но, нас интересует языческая Русь и общеславянские представления о жизни после смерти. Эволюция погребальной обрядности и отличные друг от друга формы погребального обряда отмечают существенные перемены в осознании мира.

Существует несколько  принципов захоронения умерших  предков. Вначале был период эмбрионных захоронений, потом был период, когда труппы сжигали (в этот же период были зафиксировано и трупополжение), потом был период насыпей, потом снова период кремации. Иногда, несколько типов сосуществовали вместе.

  1. Родичи готовили умершего ко второму рождению на земле, к перевоплощению его в одно из живых существ. Идея перевоплощения основывалась на представлении об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком: один и тот же физический облик принадлежит живому человеку и мёртвому. Отсюда древний обычай называть детей в честь умершего недавно деда или бабки.
  2. На смену скорченности приходит новая форма погребения: покойников хоронят в вытянутом положении. Но самая разительная перемена в погребальном обряде связана с появлением кремации, полного сожжения трупов.

Захоронения по обряду трупоположения богаче, чем при сожжении. Есть целый ряд погребений с богатым набором разнообразной лощеной посуды, изготовленной на гончарном круге (миски, трехручные вазы, гранчатые кувшины), фибул, различных

украшений, стеклянных привозных  кубков, узорчатых гребней, шпор.

 

Процесс погребения представляется себе так: складывали погребальный костёр, на него «възложаху» мертвеца и это похоронное дело сопровождалось религиозно-декоративным сооружением – вокруг крады прочерчивали геометрически точный круг, рыли по кругу глубокий, но узкий ровик и устраивали лёгкую ограду вроде плетня из прутьев, к которому прикладывалось значительное количество соломы. Когда зажигали огонь, то пылающая ограда своим пламенем и дымом закрывала от участников церемонии процесс сгорания трупа внутри ограды. Возможно, что именно такое сочетание погребальной «громады дров» с правильной окружностью ритуальной ограды, отделявшей мир живых от мира мёртвых предков, и именовалось «крадой».

После сожжения покойника, проводилась  тризна в память о покойном. Как  правило, это были не скорбные трапезы. Предки считали, что души умерших, пируют с ними и за этим процессом следят. Этот до сегодняшнего дня осталось в погребальной традиции, когда и умершему человеку наливают спиртной напиток и накрывают тару кусочком хлеба. А в некоторых деревнях зафиксирован обычай садить мёртвого человека со свечкой в руках во время поминок.

Это достигалось посредством  закапывания сожженного праха в  землю и постройки над погребением  модели дома, “домовины”. Много времени  спустя, в 9 – 10 вв. н. э., когда уже  сформировалась Киевская держава, среди  некоторой части русской знати  снова появился обряд простого захоронения  без сожжения, что произошло, по всей вероятности, под влиянием возобновившихся  связей с христианской Византией.

Хоронили покойников головою  на запад. Смысл такого трупоположения был в том, что глаза умершего были обращены на восток, на восход солнца – при ожидаемом в будущем воскресении воскресший увидит солнце в момент восхода. Постепенно устанавливался обычай хоронить в гробах или колодах, которые и в XIX в. именовали домовинами. Но Огненного погребения удостаивались только свободные люди, не запятнавшие себя при жизни недостойным поведением.

Но, есть ещё два момента  в погребальных обычаях, которые  стоит осветить. Это похороны так  называемых «заложных» покойников, и обряд умерщвление при достижении определённого возраста.

Мирослав Курганский в  одной из своих лекций отмечает, что «согласно традиционным народным представлениям, после смерти человек  должен был уйти в «Иной Мир» – но только если умер в свой срок, «своей смертью». Люди, умершие до срока: убитые, самоубийцы, погибшие от несчастного случая, не могут окончательно покинуть мир Яви. Они становятся заложными покойниками и обитают вблизи от людей, доживают за гробом положенный им срок жизни. По народным поверьям, заложные покойники склонны вредить людям». Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего его заваливали сверху ветками. Делалось это для того, чтобы не осквернять землю и воду нечистым трупом.

Поговорка о загробной  жизни: Интересна в этом смысле и  русская поговорка: «Не бей собаки, и она была человеком».

 

 

 

Использованная литература:

  1. Медицина России  X -  XX веков: очерки истории. Мирский М.Б.
  2. Популярная История Медицины Грицак Е.Н.
  3. История медицины Сорокина Т.С.
  4. История медицины Лисицын Ю.П.

Информация о работе Медицина в Древней Руси