Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:40, доклад
Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте.
сточники сведений о медицине Древнего Египта
Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей «немыми».
Впервые о существовании
медицинских трактатов в
Древнейшие медицинские
трактаты написаны на папирусах. До наших
дней они не сохранились и мы знаем
о них лишь по свидетельству древних
историков. Так, жрец Менефон сообщает,
что Атотис (второй царь I династии)
составил медицинский папирус о
строении тела человека. В настоящее
время известно 10 основных папирусов,
полностью или частично посвященных
врачеванию. Все они являются списками
с более ранних трактатов. Самый
старый дошедший до нас медицинский
папирус датируется примерно 1800 г. до
н. э. Один его раздел посвящен ведению
родов, а другой - лечению животных.
В то же время были составлены IV и
V папирусы из Ромессеума, в которых
описаны приемы магического врачевания.
Наиболее полные сведения о медицине
Древнего Египта дают два папируса,
датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой
медицинский папирус Г. Эберса и
папирус по хирургии Э. Смита. Оба
папируса, по-видимому, написаны одним
лицом и являются копиями более
древнего трактата. Египтологи считают,
что этот древний несохранившийся
папирус был составлен
2. Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием
Египетская религия, существовавшая
на протяжении почти четырех тысячелетий,
базировалась на культе животных. Каждый
египетский ном (город-государство) имел
свое священное животное или птицу:
кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и
др. Особенно почитались змеи. Кобра
Уаджит была покровительницей Нижнего
Египта. Ее изображение находилось
на головном уборе фараона. Наряду с
соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла
царскую власть. На амулетах кобру
помещали рядом со священным глазом
- символом бога неба Хора. Умершее культовое
животное бальзамировали и хоронили
в священных гробницах: кошек
в городе Бубастис, ибисов в городе
Иуну, собак в городах своей
гибели. Мумии священных змей хоронили
в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе
в грандиозном подземном
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.
У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.
3. Заупокойный культ
Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или «двойник», обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.
Представления о связи
загробных субстанций с местом погребения
привели к стремлению сохранить
тело умершего от разрушения - набальзамировать
его. Этим занимались лица, в совершенстве
владевшие различными способами
бальзамирования. Один из этих способов
описывает греческий историк
Геродот. Способы бальзамирования
утрачены, но эффективность их очевидна.
Трупы, мумифицированные древними египтянами
несколько тысячелетий назад, сохранились
до наших дней и позволяют проводить
исследования состояния здоровья и
особенностей заболеваемости в столь
отдаленные времена. Однако далеко не
все имели возможность
Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.
Практика бальзамирования
в Древнем Египте явилась, по-видимому,
первым и основным источником знаний
о строении человеческого тела. Бальзамирование
требовало применения и различных
реактивов, что косвенно способствовало
зарождению представлений о химической
природе реакций. Более того, предполагается,
что и само название «химия» произошло
от древнего названия Египта - «Кемет».
Знания египтян в области анатомии
существенно превышали
4. Естественные и сверхъестественные болезни
Египтяне знали крупные
органы: сердце, сосуды, почки, кишечник,
мышцы и др. Им принадлежит первое
описание мозга. В папирусе Э. Смита
движение мозга в открытой ране черепа
сравнивается с «кипящей медью». Египетские
врачи ассоциировали
Врачеватели Египта делили
причины болезней на естественные и
сверхъестественные. К первым они
относили нездоровую пищу, неблагоприятные
климатические и погодные факторы,
наличие кишечных паразитов. Геродот
пишет, что египтяне считали причиной
человеческих недугов плохую пищу,
поэтому «желудок свой они очищают
каждый месяц три дня подряд, принимая
слабительные средства, и сохраняют
здоровье рвотными и клистирами». Египтянам
приписывают и изобретение
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: «О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!» Многие целители нашего времени «снимают сглаз и порчу», произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.
5. Папирус Эберса
Обнаруженный в Фивах
в 1872 г., папирус Эберса представляет
собой медицинскую энциклопедию
древних египтян. В нем содержится
более 900 прописей лекарств для лечения
болезней желудочно-кишечного тракта,
дыхательной и сердечно-
6. Родина косметики
В папирусе Эберса приводятся
прописи лекарств для разглаживания
морщин, удаления родинок, окраски волос
и бровей, усиления роста волос. Для
защиты от палящего солнца египтяне обоего
пола обводили глаза зеленой пастой,
содержащей сурьму и жир. Глазам при
этом придавалась миндалевидная
форма. Женщины Египта румянили щеки
и красили губы. По-видимому, египтяне
первыми ввели в употребление
парик, который надевали на коротко
остриженные волосы. Парик состоял
из большого числа туго переплетенных
косичек. Он заменял головной убор и
косвенно способствовал борьбе со вшивостью.
Современные косметические
Большое значение древние
египтяне придавали соблюдению гигиенических
правил. Религиозные законы предписывали
умеренность в пище и опрятность
в быту. Описывая обычаи египтян V в.
до н. э., Геродот свидетельствует: «Египтяне
пьют только из медных сосудов, которые
чистят ежедневно. Платье носят полотняное,
всегда свежевымытое, и это составляет
для них предмет большой
7. Обучение врачеванию
Передача медицинских
знаний в Древнем Египте была тесно
связана с обучением
Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли «знающий вещи». Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать «знающего по знанию его».
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.
Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: «Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему «лучшего в целом Египте» глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни».
Геродот пишет о Египте
V в. до н. э. К тому времени его
древняя культура насчитывала не
менее трех тысячелетий своей
истории. Страна пережила нашествия
многих завоевателей, и былое великолепие
клонилось к естественному