Медицинская деонтология. Принципы взаимодействия врач-пациент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:48, реферат

Описание работы

Медицинская деонтология отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами по профессии.

В основе медицинской профессии лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества (осмысленности) жизни.

Файлы: 1 файл

Медицинская деонтология.docx

— 17.45 Кб (Скачать файл)

Медицинская деонтология. Принципы взаимодействия врач-пациент.

 

Медицинская деонтология  отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся  в результате исторического опыта  правила выполнения медиками своих  профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с  больным, его родственниками и близкими, с коллегами по профессии.

 

В основе медицинской профессии  лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества (осмысленности) жизни. Для медицинского работника  любая жизнь обладает одинаковой ценностью, она священна. Непричинение вреда, зла, ущерба здоровью пациента — первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от степени ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения врача или медсестры к судебной ответственности. Совокупность этических норм и принципов, регулирующих поведение медицинского работника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающих оказание больному максимально возможной помощи, носит название медицинской деонтологии. Целью медицинской деонтологии является исключить возможность причинения вреда пациенту и благоприятствовать повышению эффективности лечения и профилактике болезней.

 

Термин «деонтология»  был предложен английским философом  Бентамом (J. Bentham) в 19 веке для обозначения теории нравственности. Однако основы медицинской деонтологии были заложены еще в медицине древнего мира. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы деонтологии имели характерные особенности, но, тем не менее, общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы медицинской деонтологии определялись также уровнем развития медицинской науки, от которого во многом зависят действия врачей. Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказываться, как и от не выздоровевших в течение года. Гиппократ также считал, что лечение безнадежных больных ведет к потере врачебного авторитета.

 

Медицинская деонтология  отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся  в результате исторического опыта  правила выполнения медиками своих  профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с  больным, его родственниками и близкими, с коллегами по профессии.

 

Медработник, отвечающий требованиям  деонтологии, обладает такими качествами, как способность к состраданию, готовность пожертвовать своими интересами и удобствами, если это необходимо для спасения жизни или облегчения страданий больного; терпимость, чуткость, предупредительность; стремление к совершенствованию профессиональных знаний; настойчивость в оказании помощи больному. Стоит заметить, что право на занятие медицинской деятельности на территории РФ имеют лица, получившие медицинское образование на занятие определенными видами деятельности, а также сертификат и лицензию.

 

К области медицинской  деонтологии относятся и важные нравственно-юридические проблемы, в том числе касающиеся ответственности  медработника за жизнь и здоровье больного, вопросов соблюдения врачебной  тайны, предупреждения ятрогенных заболеваний.

 

Кроме того, деонтология подразумевает  регулирование взаимоотношений  между медицинскими работниками. Как  в любой системе, в системе  здравоохранения имеется иерархия взаимоотношений между медицинскими работниками. Младший медицинский  персонал (санитарки, нянечки) подчиняются  среднему (медицинские сестры, фельдшеры), те в свою очередь врачам. Над  группой врачей начальствует заведующий отделением, который в свою очередь  подчиняется заместителю главного врача по лечебным вопросам в данном учреждении, а тот взаимодействует  непосредственно с главным врачом. Соответственно, при возникновении  конфликтных ситуаций между медперсоналом  или персоналом и пациентом, последовательность обращения к начальствующему  звену должна соответствовать указанной  последовательности.

 

Автономность, или самостоятельность  пациента (больного) защищена главным  образом посредством согласия на лечение, которое он дает после того, как получит информацию о состоянии  своего здоровья. Принцип информированного согласия утвердился в современном  здравоохранении вместе с признанием приоритетного значения прав человека во всех сферах жизни. Этот принцип  стал реакцией человеческого общества на бесчеловечные опыты фашистских и японских врачей, на злоупотребления  психиатрией против инакомыслия  и другие антигуманные действия. Этот принцип означает, что врач, медсестра, фельдшер или любой другой медицинский  работник должен максимально полно  информировать пациента, дать ему  оптимальные советы, учитывая его  возможности в общении и социальное положение. Затем пациент свободно выбирает курс своих дальнейших действий, по его мнению, наиболее приемлемый и лучший. Может случиться, что  его решение не станет наилучшим  с точки зрения медицины. Пациент  вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально  опасных больных может осуществляться только по решению суда.

 

Успешное осуществление  диагностических и лечебных мероприятий, качественного ухода за больными возможно только тогда, когда весь коллектив  медицинского учреждения, и каждый член этого коллектива постоянно  соблюдают требования медицинской  деонтологии. Необходимым является установление контакта и доверительных  взаимоотношений с больным. Этому  способствуют здоровый психологический  климат в лечебном учреждении, атмосфера  внимания к больному, заботы о нем, четкость выполнения диагностических  и лечебных процедур, хорошие деловые, основанные на взаимном уважении и  доверии отношения между сотрудниками.

 

Одно из важнейших требований медицинской деонтологии - сохранение тайны больного. Больной в страхе перед болезнью и ее возможными тяжелыми исходами ищет сочувствия, откровенности, нередко делится с медсестрой своими сокровенными мыслями, которые, как и различные сведения о больном, содержащиеся в истории болезни, не должны стать достоянием других людей. Необходимость сохранения в тайне сведений о больном отмечена в законодательстве. Исключение касается только заболеваний, которые могут представлять угрозу обществу (напр., распространение инфекционных болезней, тяжелые заболевания с нарушением зрения у водителей транспорта); о них медработники должны официально уведомлять соответствующие организации. Врачебная тайна может быть нарушена так же по соглашению с больным или по требованию суда.

 

Таким образом, медицинская  деонтология охватывает широкий  круг проблем, связанных с взаимоотношениями  медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (профилактические мероприятия), а также между собой  в процессе лечения больного. Должное  отношение врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании. Главный принцип в отношении врача к больному состоит в следующем: относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.


Информация о работе Медицинская деонтология. Принципы взаимодействия врач-пациент