Медицинская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:30, курс лекций

Описание работы

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

Файлы: 1 файл

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА.docx

— 24.59 Кб (Скачать файл)

МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

 

 

 

            Своеобразие медицинской  этики заключается в том, что  в ней, все нормы, принципы и  оценки ориентированы на здоровье  человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально  были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой  для создания других профессионально-моральных  медицинских кодексов.

 

            Например, возникшая в   1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою  деятельность с принятия "Женевской декларации" -  современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль  гуманистического идеала в медицине, но и стала морально  этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата..

 

 Разработка и принятие Ассоциацией медицинских сестер России                 Этического кодекса медицинской сестры подтверждает общую  историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в России..

 

            А.Я. Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России" приобретает     особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему  профессиональному долгу (например, в годы Великой  Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о                следующих фактах. Еще в 20-е годы официальные руководители  советского здравоохранения (в частности, Н.А.Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток", были убеждены, что понятие как  "врачебная тайна" для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и др.: "Само слово "сестра", да и еще "сестра милосердия", как понятие,  включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу  медработника, который нам нужен..." (Николаев Н.Д. Сестра или медицинский техник// За кадры медицинского персонала, 1932, N 1-2, с. 40).

 

   В несколько сглаженном  виде такое отношение к     профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось   в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского   Союза" была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации". К тому же, в их содержании имеются   значительные, принципиальные различия. Например, в  советской врачебной Присяге совсем отсутствует морально-этическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 70-80г.г. давали клятвенное обещание не   разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие    "Этического кодекса медицинской сестры России" - это и покаяние, и надежда возвращения полного морально-этического   здоровья нашим медикам.”

 

            "Этический кодекс  медицинской сестры России" составлен  с  учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности.  Прежде всего, Кодекс отразил современные  представления о правах пациента, которые являются содержанием  конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.

"Этический кодекс медицинской  сестры России" составлен на   основе

- Устава Всемирной организации  здравоохранения (1946), международных  документов по медицинской этике -

-   "Лиссабонской декларации о правах пациента" Всемирной медицинской ассоциации (1981, 1995),

- "Европейского кодекса  медицинской этики" (1987),

- "Декларации о политике  в области прав пациентов в  Европе"

- Всемирной организации  здравоохранения (1994),

- "Этического кодекса  медицинских сестер" Международного  совета медицинских сестер (1973) и  некоторых других.

Принимались также во внимание некоторые национальные этические кодексы медицинских сестер (в частности, США, Великобритании). Использовался опыт составления соответствующих этических документов в нашей стране - "Кодекса профессиональной этики психиатра" (принят Российским обществом психиатров в 1993 г.), "Этического кодекса Российского врача" (принят Ассоциацией врачей   России в 1994 г.).

 
 
 

Основными постулатами  Этического кодекса медицинской сестры являются следующие положения:

* Медицинская сестра обязана  оказывать пациенту  качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и   этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей     компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

* Медицинская сестра должна  всегда соблюдать и поддерживать                 профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и   умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры.  Я думаю, что этот принцип является важнейшим не только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой сфере.

*  Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и  юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить  сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе    участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.

* Что касается эвтаназии,  то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо,   и даже по его просьбе.

*  Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить!".

* Медицинская сестра должна  уважать право пациента или  его     законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или   недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое    медицинское вмешательство или отказаться от него.

* Медицинская сестра должна  стремиться участвовать в   исследовательской деятельности, в преумножении знаний в   своей профессии.

* Медицинская сестра должна  сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии  здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его  заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.

 

            Это далеко не все  положения Этического кодекса  медицинской сестры, но сразу  становится ясно, какими качествами , и первую очередь моральными должен обладать медицинский работник. История медицинской практики России знает немало примеров нравственной самоотверженности врачей и ученых во имя спасения жизней других людей. Так, например, И.И. Мечников испытывал на себе препарат, содержащий бациллы холеры, а С.И. Боткин сделал себе первую прививку от чумы. Но наряду с множественностью таких примеров, мы встречаемся и с недобросовестным отношением к своим служебным обязанностям, что говорит о нравственной неполноценности этой категории врачей.

 

            Я думаю, что в сфере медицины трудовая мораль,  стоит на первом месте , поскольку эта профессия связана с самым ценным что есть на земле - жизнью человека.

 
 
Медицинская этика

Яндекс.ДиректВылечила варикоз за 2 дня!Ксения Стриженко вылечила варикоз за 2 дня в домашних условиях!livenews.ruКак превратить $300 в $2000?Торгуйте на Форекс! Смотрите бесплатный видео курс и получите демо счет с $50.000 на счету!sinple.ru

Медицинская этика

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально моральных медицинских кодексов.

Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации " современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация " не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата..

Разработка и принятие Ассоциацией медицинских сестер России Этического кодекса медицинской сестры подтверждает общую историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в России..

А.Я. Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России " приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему профессиональному долгу (например, в годы Великой Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о следующих фактах. Еще в 20е годы официальные руководители советского здравоохранения (в частности, Н.А. Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток ", были убеждены, что понятие как "врачебная тайна " для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра ", которое предлагалось заменить понятиями "помврача ", "замврача ", "медтехник " и др.: "Само слово "сестра ", да и еще "сестра милосердия ", как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен... " (Николаев Н.Д. Сестра или медицинский техник// За кадры медицинского персонала, 1932, N 12, с. 40).

В несколько сглаженном виде такое отношение к профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского Союза " была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации ". К тому же, в их содержании имеются значительные, принципиальные различия. Например, в советской врачебной Присяге совсем отсутствует моральноэтическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 7080г.г. давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России " это и покаяние, и надежда возвращения полного моральноэтического здоровья нашим медикам. " "Этический кодекс медицинской сестры России " составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры. "Этический кодекс медицинской сестры России " составлен на основе Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), международных документов по медицинской этике "Лиссабонской декларации о правах пациента " Всемирной медицинской ассоциации (1981, 1995), "Европейского кодекса медицинской этики " (1987), "Декларации о политике в области прав пациентов в Европе " Всемирной организации здравоохранения (1994), "Этического кодекса медицинских сестер " Международного совета медицинских сестер (1973) и некоторых других.

Принимались также во внимание некоторые национальные этические кодексы медицинских сестер (в частности, США, Великобритании). Использовался опыт составления соответствующих этических документов в нашей стране "Кодекса профессиональной этики психиатра " (принят Российским обществом психиатров в 1993 г.), "Этического кодекса Российского врача " (принят Ассоциацией врачей России в 1994 г.).

 


Информация о работе Медицинская этика