Место религии в духовном состоянии человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:16, реферат

Описание работы

Слово «религия» буквально обозначает - связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Содержание работы

Введение.
1. Возникновение и эволюция религии .
2.Место религии в духовном состоянии человека
Заключение
Литература.

Файлы: 1 файл

Валеология.docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СРС

 

На тему: Место религии  в духовном состоянии человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2012

Содержание

Введение.

1. Возникновение и эволюция религии  .

2.Место религии в духовном  состоянии человека

Заключение

Литература.

Введение.

Дать точное и однозначное определение  понятия религия невозможно. В  науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения  тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что  такое религия, то в большинстве  случаев он ответит: - «Вера в Бога».

Слово «религия» буквально обозначает - связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.

Религия -- очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным элементом всякой  религии является вера. Вера всегда  была и остается важнейшим  свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом  его духовной жизни.

2. Наряду с простой чувственной  верой может существо-вать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение.

3. Религия не может существовать  без какой-либо религиозной деятельности. Миссионеры проповедуют и распространяют  свою веру, теологи сочиняют научные  труды, преподаватели преподают  основы своей религии и т.д.  Но стержень религиозной деятельности -- это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Любой из перечисленных элементов  культа -- храм, пред-меты культа, священство -- может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически неза-метен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно вели-ка: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличи-вает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.

4. В процессе отправления культов  и всей своей религиозной деятельности  люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо  отличать понятие церковь как  организация от того же самого  понятия, но в значении церковное  здание). Иногда вместо слов церковь  или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют  термин конфессия (от лат. прилагательного -- церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, на-пример, «человек православного вероисповедания»).

От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с греческого оно означает всего лишь учение, направление, школа.

Религия во все времена и для  всех народов имела огромное значение. В данной работе описана краткая  история возникновения и эволюция религии, а так же сделана попытка  определения основных функций религии  в обществе, ее необходимость в  современном мире.

1. Возникновение и эволюция  религии

Под временем возникновения религиозных  верований следует подразумевать  период очень большой временной  протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это  был процесс, происходивший в  течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали  появляться в период среднего палеолита, а в позднем уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных  верований и культов имело  объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с  деятельностью, в основе которой  лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах  и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с  реальной практикой.

На возникновение в сознании первобытного человека религиозных  призраков должны были оказывать  влияние, прежде всего отрицательные  эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности  варианты развития событий, которые  способны дать это утешение. Потребность  человека, его желания укрывают и  защищают иллюзорное представление, сулящее  спасительный выход из кажущегося безвыходным  положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению религиозных  представлений являлись и некоторые  положительные эмоции. Радость и  восторг, наполнившие человека при  какой-нибудь удаче, чувство благодарности  тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического  здоровья и морального комфорта - все  это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда  это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых  условиях жизни человека, и как  следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в  стремлении к самообнадеживанию и самоутешению. Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию  относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала  у него страх перед враждебными  сверхъестественными силами.

В первобытном обществе возникают  тотемизм (представление о родственной  связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом), магия (совокупность символических  обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного  результата), фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства), мифология, анимизм (вера в духовные существа). Вместе с появлением представлений  о сверхъестественных существах  появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере  религиозных верований привело  разложение родоплеменных отношений  и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной  аристократии, становление раннеклассового  общества нашли также свое отражение  и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами  и поведением людей в интересах  правящих классов. Начинают формироваться  относительно самостоятельные системы  культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация  служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация  людей, занятых однотипным трудом, а  социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют  влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый  период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных  систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании  религиозной организации как  самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений  и представлений преобразуется  и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная  надстройка. Постепенно происходит самоопределение  религиозной системы. Появление  религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в  этом процессе сыграло выделение  устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе  религиозных институтов и сосредоточивают  в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации  представляют собой сложную централизованную и иерархизованную систему - церковь. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

2.Место и роль религии  в духовном опыте

человека и человечества.

В начале третьего тысячелетия современной  цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что его нет, люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой, обычаем, по которым, точнее внутри которых - он живет, действует, мыслит и чувствует.

Вера - универсальное свойство человеческой природы.

Вероятно, никто не будет спорить, что религия -- это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия -- реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного -- живущего по законам какой-либо строгой и изолирован-ной секты, а другого -- ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и во-обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может менять-ся. Яркий пример того -- Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно  выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет чело-веку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека че-рез свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

Информация о работе Место религии в духовном состоянии человека