Методология и методика клинического диагноза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:54, творческая работа

Описание работы

Чем больше массив знаний, тем больше потребность в методологии (анализ, обобщение, классификация и др.).
Научная медицина не одна из успешно практикующих других самостоятельных школ: древняя китайская, древняя индийская, тибетская медицина, суфистская школа, иглорефлексотерапия и др.
Теория освещает путь познания.

Файлы: 1 файл

Metodologia_i_metodika_klinicheskogo_diagnoza.ppt

— 693.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Методология и методика  клинического диагноза

 

Значение теории  диагностики

 

  1. Чем больше массив знаний, тем больше потребность в методологии (анализ, обобщение, классификация и др.).
  2. Научная медицина не одна из успешно практикующих других самостоятельных школ: древняя китайская, древняя индийская, тибетская медицина, суфистская школа, иглорефлексотерапия и др.
  3. Теория освещает путь познания.  
    В нормальных условиях она предшествует углублению в специальные вопросы клинической медицины.

 

Знания врача 
объем информации в памяти врача относительно:

 

  1. Количества различных нозологических форм патологии, симптомов и синдромов.
  2. Этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний.
  3. Медикаментозных и немедикаментозных средств лечения и механизма их лечебного действия.
  4. Умения поиска сведений по всем перечисленным разделам в справочной литературе, руководствах.

 

Размышления врача

 

способность представлять (или воображать) предполагаемый  объем информации, превышающий его  конкретные знания  
по данному разделу клинической медицины на основе знаний:

 

  1. Общей и частной семиологии болезней.
  2. Свойств симптомов, синдромов и диагноза.
  3. Основных законов логики, философии,  
    общей биологии и патологии.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ИЗУЧЕНИЯ НАУК, РАЗВИВАЮЩИХ СПОСОБНОСТИ  ВРАЧА РАЗМЫШЛЯТЬ

 

 

       

 

 

 

 

 

 

логика

 

философия

 

теория диагностики

 

общая и 

частная 

семиология

 

факультетская

 клиника

 

госпитальная

 клиника

 

Фундаментальные науки

Клиническое мышление:

 

Это содержательно  – специфицированный процесс  диалектического мышления, придающий  целостность  
и законченность медицинскому знанию.

 

Специфика клинического  мышления

 

  1. Предмет исследования – организм человека, отличающийся особой сложностью.
  2. В процессе диагностики обсуждаются малоспецифические симптомы.
  3. В клинической практике нельзя использовать все методы исследования.
  4. Далеко не все в медицине поддается теоретическому осмысливанию.

 

Стиль клинического  мышления

 

По содержанию соответствует  термину методика, но в более  конкретном выражении: традиционная  последовательность исследования  
(1-опрос, 2 – объективные исследования,  
3- лабораторное и инструментальное исследования), а также последовательность анализа клинической картины.

Особенности стиля  клинического мышления

 

  1. Античная медицина – прогноз.
  2. XIX век, начало XX столетия – наблюдение за больным.
  3. Современная медицина – оперативная диагностика и лечение.
  4. Профилактика и реабилитация – медицина завтрашнего дня.

Особенности современной  клинической медицины

 

  1. Резко возрастает объем знаний и их глубина.
  2. Высокая оперативность диагностики и лечения.
  3. Обострение морально-этических проблем:
      • Пересадка органов и наука о душе человека,
      • Право пациента лечиться у опытного врача,
      • Можно ли всегда говорить больному диагноз,
      • Ветеринаризация в медицине.
  4. Изменение стиля клинического мышления.

Изменение стиля  клинического мышления

 

  1. Диагноз заболевания все больше становится морфологическим.
  2. Ранний диагноз (доклинический диагноз,  
    т.е. предболезни) преимущественно функциональный.
  3. Скрининговое исследование предполагает, что лабораторное и инструментальное исследование опережает опрос и объективное исследование.

          
СИМПТОМ – признак болезни. 
 
СИНДРОМ – относительно устойчивая совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом. 
 
ДИАГНОЗ – определенная  причинно-следственная связь между синдромами. 

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ  ТЕОРИИ ДИАГНОСТИКИ

УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ  РАБОТЫ  
В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ КЛИНИЧЕСКОГОДИАГНОЗА

 

  1. Поиск симптомов.
  2. Группировка симптомов  
    в синдромы и выявление основного.
  3. Поиск причинно-следственной связи между синдромами и формулировка диагноза.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  СВОЙСТВ СИМПТОМОВ, СИНДРОМОВ, ДИАГНОЗА

 

СВОЙСТВА ДОЛЖНЫ  ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ  
ВЕСЬ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ 
(всех симптомов, синдромов и диагнозов)

 

  1. Однозначное классифицирование по методам исследования (субъективные, объективные и параклинические).
  2. Специфичность в отношении нозологических форм (конкретных заболеваний).
  3. Степень изученности механизма симптомов, синдромов и причинно-следственной связи.

J. MACKRENZIE (1923)

 

Симптомы:

  1. Рефлекторные;
  2. Функциональные;
  3. Структурные (физические  
    или объективные).

 

ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ  СИМПТОМОВ

И.Н. ОСИПОВ (1951)

 

Симптомы

 

Субъективные                   Объективные

 

Достоверные Вероятные       Достоверные Вероятные

 

Достаточновероятные  Маловероятные   Достаточновероятные  Маловероятные

 

ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ  СИМПТОМОВ

БМЭ (1984)

 

Симптомы:

  • Неспецифические
  • Специфические
  • Патогномоничные

 

ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ  СИМПТОМОВ

 

 

  • Явные
  • Скрытые
  • Ранние
  • Поздние

 

 

 

  • Субъективные
  • Объективные

 

 

 

В.Х. ВАСИЛЕНКО (1984)

 

Синдромы:

 

ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ  СИНДРОМОВ

 

  • Простые
  • Сложные
  • Большие

СВОЙСТВА СИМПТОМОВ

 

  1. Возможны 3 категории симптомов:
    • субъективные,
    • объективные,
    • параклинические
  2. Симптомы – неспецифическое проявление болезни.
  3. Механизмы симптома различные, в том числе и неизвестные.

КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВ

 

  1. Простые (сформированные  
    из симптомов одного уровня исследования).
  2. Сложные (сформированные  
    из симптомов двух-трех уровней исследования).

ПРОСТЫЕ СИНДРОМЫ

 

  1. Субъективные

 

  1. Объективные

 

  1. Параклинические

СЛОЖНЫЕ СИНДРОМЫ

 

  1. Субъективно-объективно-параклинические
  2. Субъективно-объективные
  3. Субъективно-параклинические
  4. Объективно-параклинические

СВОЙСТВА СИНДРОМОВ

 

  1. Содержание синдрома весьма гибкое,  
    оно может детализироваться с помощью различных методов исследования.
  2. Синдром – неспецифическое проявление болезни.
  3. Механизмы синдрома различные, в том числе и неизвестные.

ЧТО ТАКОЕ КЛИНИЧЕСКИЙ  ДИАГНОЗ? 
 
МОЖНО ДАТЬ ТРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАГНОЗА:

 

  1. ОПИСАТЕЛЬНОЕ – это медицинское заключение о состоянии здоровья человека  
    и его заболевании.
  2. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ – это определенным образом выстроенная совокупность различных компонентов (описательного, анатомического, функционального, этиологического, патогенетического, индивидуального и др.).
  3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ – это определенная причинно-следственная связь между синдромами.

СВОЙСТВА КЛИНИЧЕСКОГО  ДИАГНОЗА

 

  1. Не все компоненты его отражены в формулировке.  
    Часть из них:
    • подразумевается,
    • нельзя определить,
    • неизвестна.
  2. В клиническом диагнозе всегда имеется элемент гипотезы. Формулировка нозологической формы опирается  
    на критерии, принятые научным сообществом.
  3. Причинно-следственные связи между синдромами преимущественно неизвестны, предположительные.

Информация о работе Методология и методика клинического диагноза