Методология и методика
клинического диагноза
Значение теории
диагностики
- Чем больше массив знаний, тем больше потребность в методологии (анализ, обобщение, классификация и др.).
- Научная медицина не одна из успешно практикующих других самостоятельных школ: древняя китайская, древняя индийская, тибетская медицина, суфистская школа, иглорефлексотерапия и др.
- Теория освещает путь познания.
В нормальных условиях она предшествует углублению в специальные вопросы клинической медицины.
Знания врача
объем информации в памяти врача относительно:
- Количества различных нозологических форм патологии, симптомов и синдромов.
- Этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний.
- Медикаментозных и немедикаментозных средств лечения и механизма их лечебного действия.
- Умения поиска сведений по всем перечисленным разделам в справочной литературе, руководствах.
Размышления врача
способность представлять
(или воображать) предполагаемый
объем информации, превышающий его
конкретные знания
по данному разделу клинической медицины
на основе знаний:
- Общей и частной семиологии болезней.
- Свойств симптомов, синдромов и диагноза.
- Основных законов логики, философии,
общей биологии и патологии.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
ИЗУЧЕНИЯ НАУК, РАЗВИВАЮЩИХ СПОСОБНОСТИ
ВРАЧА РАЗМЫШЛЯТЬ
логика
философия
теория диагностики
общая и
частная
семиология
факультетская
клиника
госпитальная
клиника
Фундаментальные науки
Клиническое мышление:
Это содержательно
– специфицированный процесс
диалектического мышления, придающий
целостность
и законченность медицинскому знанию.
Специфика клинического
мышления
- Предмет исследования – организм человека, отличающийся особой сложностью.
- В процессе диагностики обсуждаются малоспецифические симптомы.
- В клинической практике нельзя использовать все методы исследования.
- Далеко не все в медицине поддается теоретическому осмысливанию.
Стиль клинического
мышления
По содержанию соответствует
термину методика, но в более
конкретном выражении: традиционная
последовательность исследования
(1-опрос, 2 – объективные исследования,
3- лабораторное и инструментальное исследования),
а также последовательность анализа клинической
картины.
Особенности стиля
клинического мышления
- Античная медицина – прогноз.
- XIX век, начало XX столетия – наблюдение за больным.
- Современная медицина – оперативная диагностика и лечение.
- Профилактика и реабилитация – медицина завтрашнего дня.
Особенности современной
клинической медицины
- Резко возрастает объем знаний и их глубина.
- Высокая оперативность диагностики и лечения.
- Обострение морально-этических проблем:
- Пересадка органов и наука о душе человека,
- Право пациента лечиться у опытного врача,
- Можно ли всегда говорить больному диагноз,
- Ветеринаризация в медицине.
- Изменение стиля клинического мышления.
Изменение стиля
клинического мышления
- Диагноз заболевания все больше становится морфологическим.
- Ранний диагноз (доклинический диагноз,
т.е. предболезни) преимущественно функциональный.
- Скрининговое исследование предполагает, что лабораторное и инструментальное исследование опережает опрос и объективное исследование.
СИМПТОМ – признак болезни.
СИНДРОМ – относительно устойчивая
совокупность симптомов, объединенных
единым патогенезом.
ДИАГНОЗ – определенная причинно-следственная
связь между синдромами.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
ТЕОРИИ ДИАГНОСТИКИ
УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ КЛИНИЧЕСКОГОДИАГНОЗА
- Поиск симптомов.
- Группировка симптомов
в синдромы и выявление основного.
- Поиск причинно-следственной связи между синдромами и формулировка диагноза.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СВОЙСТВ СИМПТОМОВ, СИНДРОМОВ, ДИАГНОЗА
СВОЙСТВА ДОЛЖНЫ
ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
ВЕСЬ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ
(всех симптомов, синдромов и диагнозов)
- Однозначное классифицирование по методам исследования (субъективные, объективные и параклинические).
- Специфичность в отношении нозологических форм (конкретных заболеваний).
- Степень изученности механизма симптомов, синдромов и причинно-следственной связи.
J. MACKRENZIE (1923)
Симптомы:
- Рефлекторные;
- Функциональные;
- Структурные (физические
или объективные).
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ
СИМПТОМОВ
И.Н. ОСИПОВ (1951)
Симптомы
Субъективные
Объективные
Достоверные Вероятные
Достоверные Вероятные
Достаточновероятные
Маловероятные Достаточновероятные
Маловероятные
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ
СИМПТОМОВ
БМЭ (1984)
Симптомы:
- Неспецифические
- Специфические
- Патогномоничные
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ
СИМПТОМОВ
- Явные
- Скрытые
- Ранние
- Поздние
В.Х. ВАСИЛЕНКО (1984)
Синдромы:
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ
СИНДРОМОВ
СВОЙСТВА СИМПТОМОВ
- Возможны 3 категории симптомов:
- субъективные,
- объективные,
- параклинические
- Симптомы – неспецифическое проявление болезни.
- Механизмы симптома различные, в том числе и неизвестные.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВ
- Простые (сформированные
из симптомов одного уровня исследования).
- Сложные (сформированные
из симптомов двух-трех уровней исследования).
ПРОСТЫЕ СИНДРОМЫ
- Субъективные
- Объективные
- Параклинические
СЛОЖНЫЕ СИНДРОМЫ
- Субъективно-объективно-параклинические
- Субъективно-объективные
- Субъективно-параклинические
- Объективно-параклинические
СВОЙСТВА СИНДРОМОВ
- Содержание синдрома весьма гибкое,
оно может детализироваться с помощью различных методов исследования.
- Синдром – неспецифическое проявление болезни.
- Механизмы синдрома различные, в том числе и неизвестные.
ЧТО ТАКОЕ КЛИНИЧЕСКИЙ
ДИАГНОЗ?
МОЖНО ДАТЬ ТРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАГНОЗА:
- ОПИСАТЕЛЬНОЕ – это медицинское заключение о состоянии здоровья человека
и его заболевании.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ – это определенным образом выстроенная совокупность различных компонентов (описательного, анатомического, функционального, этиологического, патогенетического, индивидуального и др.).
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ – это определенная причинно-следственная связь между синдромами.
СВОЙСТВА КЛИНИЧЕСКОГО
ДИАГНОЗА
- Не все компоненты его отражены в формулировке.
Часть из них:
- подразумевается,
- нельзя определить,
- неизвестна.
- В клиническом диагнозе всегда имеется элемент гипотезы. Формулировка нозологической формы опирается
на критерии, принятые научным сообществом.
- Причинно-следственные связи между синдромами преимущественно неизвестны, предположительные.