Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 05:24, реферат
Модели сестринского дела иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепции.
• Пациента как один из объектов деятельности сестринского персонала;
• Источник проблем пациента;
• Цель ухода;
Хендерсон представляет
14 элементов и рассматривает их как
часть основного ухода 1. помочь пациенту нормально
дышать
2. помочь в приеме пище
3. помочь в процессе выделений
4. помочь в сознании удобного положения
или в его смене (лежа, сидя, стоя и при
ходьбе)
5. помочь в удовлетворении потребности
сна и отдыха
6. помочь в выборе удобной одежды
7. помочь поддерживать нормальную температуру
тела
8. помочь содержать тело в чистоте и защищать
кожу и слизистые от повреждений
9. помочь избегать опасностей окружающей
среды и причинения вреда другим
10. помочь общаться с другими, чтобы он
мог выражать свои запросы и мысли
11. помочь удовлетворять религиозные потребности
и действовать так, как он считает правильным
для себя
12. помочь обрести для себя полезную деятельность,
работу
13. помочь в удовлетворении потребности
отдыха и развлечений
14. помочь в овладении знаниями
Сестра должна владеть достаточной инициативой
в своей деятельности и обязательно учитывать
мнение пациента.
ОПИСАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ.
Описание Хендерсон объекта ухода.
А. «пациент»
По Хендерсон человек
создает себе такой стиль жизни,
чтобы удовлетворять основные потребности.
Стиль жизни содействует
Б. Области сестринских проблем
Хендерсон считает, что в уходе мы ответственны за все действия пациента, связанные с удовлетворением потребностей. Сестра должна замещать те действия пациента, которые он должен бы делать сам, если бы был способен. Сестра помогает пациенту в тех действиях, которые помогают в удовлетворении потребностей (кормит, чтобы достаточно есть; кислород, чтобы дышать; клизма, чтобы выделять).
С. Общая цель в сестринской деятельности
По Хендерсон, целью в уходе является удовлетворение потребностей пациента, выздоровление и восстановление независимости. Целью ухода за умирающим является возможность спокойной смерти. Целью сестринской деятельности также является содействие сохранению или развитию оздоровительного стиля жизни пациента.
D. Методы ухода.
I. Всегда старайся понять
и истолковать физические и
эмоциональные потребности
II. Сделай отношения с пациентом естественными
и последовательными.
III. Планируй свою деятельность в виде
письменного плана.
IV. Действия сестры, замещающей действия
пациента, должны приносить удовлетворение
его потребностей.
V. Деятельность сестры
должна исходить из состояния
пациента, а также из влияющих
факторов в данном случае.
VI. Распредели уход в течении суток в соответствии
с потребностями и привычками пациента.
VII. Создай удобную и доброжелательную
обстановку.
VIII. Научи пациента и его родственников
действиям, которые помогут в удовлетворении
его потребностей.
IX. Обеспечь безопасность пациента в уходе
и лечении.
X. Выполняй назначения врача в лечении пациента.
4. Данная теория описывает уход таким какой он есть, или таким какой он должен быть?
Хендерсон описывает уход таким, какой он по ее мнению есть или должен бы быть. Это не должно непременно соответствовать тому, как он осуществляется на самом деле.
5. Основной тезис теории.
Сестринская деятельность исходит из
основных потребностей человека. Сестра
является помощником пациента в удовлетворении
им потребностей, когда он сам себе не
может помочь.
6. Трактовка основных ценностей автором.
По мнению Хендерсон: человек – это независимый,
активный, мыслящий индивид, имеющий свои
основные потребности, которые он выражает
в своем индивидуальном стиле жизни, опирающийся
на социально-культурный фонд. Обычно
человек сам удовлетворяет свои потребности.
В случае болезни он не справляется сам
и поэтому нуждается в уходе. Родственники
привлечены также в помощь по уходу за
близким. Хендерсон не рассматривает пациента
в связи со средой или обществом. Уход
осуществляется в основном в учреждениях,
и сестра в какой-то мере является помощницей
врача.
Выводы: Теория Вирджинии Хендерсон – одна из первых попыток описать уход как самостоятельную профессию. Даже если ей это не удалось, она предлагает каркас работы с пациентом. Ее теория сильно повлияла на представление о сестринской деятельности во всем мире. Поздние модели ухода во многом опирались на теорию Вирджинии Хендерсон.
Человек –
био-психосоциальный индивид,
ухаживать за собой и нуждающийся в уходе. Призван сохранять свою жизнь,
здоровье и благополучие. Удовлетворение потребностей является целью
поведения, что заложено в сознании человека.
Модель самоухода.
Самоуход, это выполнение индивидом своих потребностей, чтобы сохранить
жизнь, здоровье и благополучие.
Теория делится на 3 части:
1. дефицит самоухода
2. самоуход
3. сестринские системы
1. Исходя из понятия здорового состояния человека, может быть ограничен
его
самоуход, тогда сестра может
помочь в самоуходе или
необходимый уход.
2. Включает 3 понятия: самоуход, потребности в самоуходе, терапевтические
потребности самоухода.
3. Представляет
функциональное видение
вмешательство сестры, чтобы определить, как проводить уход и
планировать деятельность сестры исходя из дефицита самоухода.
САМОУХОД
1. универсальный
2. развивающийся
3. связанный с проблемами здоровья
1. основные потребности человека в самоуходе
> нормально дышать
> достаточно пить
> достаточно есть
> уход при выделениях и шлаках
> поддержание равновесия между деятельностью и отдыхом
> сохранение равновесия между уединением и общением с людьми
> избежание опасностей, угрожающих жизни человека и ее благополучию
> стимулирование
деятельности и развития
возможностями,
в различных социальных
собственным
желанием человека быть
2. Развивающиеся
потребности самоухода
развивается от зачатия до смерти. В процессе развития на человека влияют
определенные факторы в течение всей жизни. Человек проходит через
испытания: беременность или роды, смерть близких людей.
3. К проблемам
здоровья относятся больные
также относятся
люди с дефектами и
диагноз и проводится лечение.
Назначение
терапевтических потребностей
понятие, чтобы показать, что люди должны выполнять сами или это должны
делать другие, чтобы
удовлетворить универсальные
потребности человека в самоуходе.
Назначение терапевтических потребностей:
a) Осуществление и удовлетворение потребностей самоухода
b) Соотношение разных потребностей
c) Факторы, влияющие на удовлетворение потребностей (возраст, пол, уровень
развития, условия жизни)
d) Методы/действия
удовлетворения необходимых
Дефицит самоухода – в теории Орем выступают 3 новых определения:
o Объем самоухода
o Ограничение самоухода
o Дефицит самоухода
Объем самоухода зависит от самого человека, от его умения
удовлетворять свои потребности, регулировать жизненные процессы, сохранять
здоровье. Объем самоухода зависит от возраста человека, уровня его
здоровья, обученности и образованности, опыта жизни, культуры.
Ограничение
самоухода – влияет на
вида ограничений:
1. Недостаточные знания
2. Неспособность оценивать и
3. Неспособность к действиям, дающим результат
Дефицит
самоухода. Орем отмечает как
зависимость пациента от
удовлетворении своих потребностей. В этой ситуации родственники (близкие)
должны взять на себя самоуход этого человека. Если пациент или его
родственники не
могут удовлетворить
должна заниматься медицина. Сестринские системы в уходе – это объем
вспомогательных методов и средств в удовлетворении потребностей пациента.
Основные черты помощи, включая медицинский уход:
1. Два партнера: один
нуждающийся, другой
2. У нуждающегося
адекватные потребности, но
ограничены.
3. Помогающий регистрирует
как потребности, так и
удовлетворения.
4. Помогающий поддерживает нуждающегося и помогает ему в развитии его
возможностей удовлетворения потребностей.
Орем считает, что ухаживать за пациентом должны профессионалы.
5 методов помощи в уходе:
1. Выполнение действий для кого-то.
2. Руководство кем-то.
3. Поддержка кого-то (душевная или физическая).
4. Организация улучшения окружения (условий).
5. Обучение кого-то.
Эти методы увеличивают способности нуждающегося в самоуходе.
Орем рассматривает 3 разных систем ухода.
1. Полностью замещающие системы
2. Частично замещающие системы
3. Поддерживающие/обучающие системы
Полностью замещающие системы включают 3 группы пациентов:
a) Пациенты в коме
b) Пациенты в сознании
и компетентны и могут
но кто не в состоянии или ему нельзя делать механических движений
c) Душевные больные, которые не способны принимать решения по самоуходу, но
могли бы за собой ухаживать, нуждаются в руководстве
Важность данных методов:
o Деятельность для кого-то
o Руководство
o Поддержка и защита
Частично замещающие системы – можно использовать все 5 методов помощи.
Поддерживающие/обучающие системы – пациент должен научится действиям,
которые удовлетворяли бы терапевтические потребности в самоуходе. Сюда
относятся 3, 4, 5 методы помощи в уходе.
ОПИСАНИЕ ТЕОРИИ УХОДА
А. «пациент»
Пациент рассматривается как личность, у которой отсутствует способность к
самоуходу и кто способен частично удовлетворять потребности в самоуходе.
Б. «сфера применения ухода»
Сфера ухода, где отсутствует применение разных методов самоухода.
В. «конкретные аспекты в окружении пациента»
Факторы, влияющие на универсальные, развивающиеся и связанные с нарушением
здоровья потребности и на его объем самоухода. Также важны личности
(ресурсы), которые
могут поддержать/заменить
способности осуществлять самоуход.
Г. «общая цель ухода»
Сохранить целостность человека, его благополучие и поддерживать его
нормальное развитие. Конкретной целью ухода является научить пациента
(близких или других
личностей) удовлетворению
самоухода, а также сохранению здоровья и благополучия. В некоторых
ситуациях целью является избежание страданий или стабилизация состояния
пациента.
Д. «методы ухода»
Включают: диагноз ухода, задачи процесса ухода.
Е.»контекст ухода»
Связывает уход со здоровьем, болезнью и лечением для личностей, у которых
ухудшилось здоровье
и отсутствует способность
соответствующее медицинское лечение.
Литература;
http://www.medpatriarh.ru/3/
Двойников С.И., Карасева Л.А., Пономарева Л.А., Теория сестринского дела. Учебное пособие. – М.: «Перспектива», 2002.
Основы сестринского дела. Под ред.
Проф. Двойникова С.И. – М.: «АНМИ», 2005.
Рябчикова Т.В., Назарова Н.А. Сестринский
процесс. – Иваново, 1998.
С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского дела (часть 2).»