Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:29, реферат
Имя Матвея Яковлевича Мудрова, этого выдающегося медика, знакомо каждому в медицинских кругах, именно он стал родоначальником отечественной терапевтической школы.
❶Введение________________________________________________2
❷М.Я Мудров в годы своего обучения_________________________3-4
❸Деятельность М.Я Мудрова в становлении медицинского образования в России__________________________________________________5-6
❹Заключение______________________________________________7
❺Литература_______________________________________________8
❶Введение
Имя, Матвея Яковлевича Мудрова, этого выдающегося медика знакомо каждому в медицинских кругах, именно он стал родоначальником отечественной терапевтической школы. Жизнь Матвея Яковлевича была насыщенной и интересной, до последних дней он продолжал изучать болезни, одолевающие человечество и создавать труды для потомков.
2
❷М.Я Мудров в годы своего обучения
Отец рано
приучил Матвея к грамоте и
на всю жизнь привил любовь к книге.
Научил латыни. Не было в Вологде
лучшего чтеца во время богослужений.
И быть бы Матвею хорошим священником,
но встретился, к счастью для русской
медицины, на его пути человек, перевернувший
всю его жизнь. В поисках заработка
молодой семинарист обратился в
зажиточные семьи, где были дети, не
нужен ли им учитель русского или
латинского языка. У штабс-лекаря Осипа
Ивановича Кирдана подрастали два сына.
Штабс-лекарь мечтал отправить их учиться
в Москву, но перед тем им надо было дать
азы науки. И Матвей стал преподавать.
Как-то отец сказал Матвею: «Брось ты эту
науку семинарскую, ищи свою дорогу в мирских
делах. Вот твой отец — три языка знает,
врачевать может, все псалмы и молитвы
знает, а от бедности никуда не ушел». Матвей
задумался над словами отца и решил стать
медиком.
Книги Гиппократа и Цельсия были первыми,
по которым Мудров выучил латинский язык.
Медицину Матвей воспринял не просто как
науку о врачевании. Он ее видел, как древние,
как добавление к религии, которая призывает
думать о ближнем, об его счастье. Кирдан,
узнав о решении Матвея ехать в Москву
учиться медицине, предложил взять Матвею
своих детей, а он напишет письмо старому
товарищу, нынче профессору Московского
университета Керестури, чтобы тот помог
поступить Матвею в университет.
Директор Московского университета Павел
Иванович Фонвизин доброжелательно принял
молодого человека. Он долго говорил с
Матвеем о древних языках, которые Матвей
хорошо знал. Директор остался доволен
умом и эрудицией парня из глубинки. По
существующей процедуре, прежде чем поступить
в университет, каждый должен пройти
испытания в университетской гимназии.
Для обучения наукам Матвея определили
сразу в старший класс, в виде исключения.
Мало того, он произвел такое впечатление,
что его приняли с оплатой из университетского
фонда и бесплатным проживанием в университете.
После года обучения, Матвея приняли в
высшее учебное заведение, где началось
становление выдающегося русского врача.
Среди любимых предметов Мудрова были
химия, рецептура, терапия, патология и
другие врачебные науки. С большим интересом
слушал Матвей лекции М.И. Скидана (ум.
в 1802 году), читавшего патологию, общую
терапию, физиологическую семиотику, диетику,
историю и энциклопедию медицины, и с величайшим
удовольствием посещал лекции Керестури,
первого своего знакомого в Москве. Керестури
прошел большой путь практического врача,
работал в Лефортовском госпитале. Показывая
и проводя вивисекции, он не просто ограничивался
перечитыванием того или иного анатомического
строения, но и рассказывал, что происходит
при тех или иных болезнях. Матвей был
образцовым студентом, и в конце 1 курса
ему была присуждена золотая медаль.
В 1800 году Матвей окончил Московский
университет, и ему присвоили
звание кандидата медицины, наградив второй
золотой медалью за успешную учебуВ это
время император Павел решил показать
благосклонность к наукам и повелел отправить
за границу наиболее одаренных выпускников
университета для усовершенствования
в науках. Мудров поехал в медицинские
школы Берлина, Парижа и Вены.
Командированный за границу, он слушал
лекции в Берлинском университете у профессора
Гуфеланда, в Гамбурге — у профессора Решлауба,
в Геттингене — у Рихтера, в Вене Мудров
изучал глазные болезни под руководством
профессора Беера. Он также прожил четыре
года в Париже, слушая лекции профессоров
Порталя, Пинеля, Бойе и др. За границей
Матвей Яковлевич написал сочинение «De
spontanea plaucentae solutione», за которое в 1804 году
получил степень доктора медицины.
4
❸Деятельность М.Я Мудрова
в становлении медицинского образования
в России
Войны начала
19 века обусловили развитие военной гигиены.
Матвей Яковлевич Мудров в 1808г. впервые
стал читать в университете курс лекций
«О гигиене и болезнях обыкновенных в
действующих войсках, а также терапия
болезней в лагерях и госпиталях наиболее
бывающих», с 1809 - профессор Московского
университета.
9 июля 1809г по предложению университета произнес актовую речь «О пользе и предметах военной гигиены, или науке сохранять здоровье военнослужащих», в которой сформулировал перед русскими врачами задачи гигиены вообще и военной в особенности. Определяя понятия гигиенической науки, он указал, что она должна базироваться на достижениях физиологии, физики и химии. Актовая речь М.Я. Мудров обратила внимание правительства на необходимость образцовой постановки лечебного и санитарного дела в армии и изменения отношения к врачам в армии. Матвей Яковлевич Мудров предлагал ввести военную гигиену в курс преподавания в университетах и особенно в Медико-хирургической академии и военных училищах. Эта речь немедленно была напечатана, дважды переиздавалась (1813 и 1826гг.) и сыграла большую положительную роль в канун нашествия Наполеона на Россию. Под влиянием идей М.Я. Мудрова в 1813 г. была издана в Петербурге «Карманная книга военной гигиены или замечания о сохранении здоровья русских солдат» доктора Энегольма, а затем книга Кладовича «О сохранении здоровья или краткие правила гигиены».
В
1812 он выехал в Нижний Новгород вместе
с ректором и другими профессорами; после
освобождения Москвы Матвей Яковлевич
приложил много стараний при возобновлении
анатомической аудитории и 13 октября 1813
года открыл медицинский факультет МГУ.
Стал профессором терапии, патологии и
клиники в медико-хирургической академии
(московском отделении), где открыл клинический
институт. В течение пяти раз Мудрова избирали
деканом медфакультета.
За годы практики М. Я. Мудров сформировал
архив историй болезни людей, с которыми
приходилось сталкиваться, и выработал
особую систему занесения сведений о больных
и средствах их лечения (Собранные им,
переплетенные и бережно хранившие 40 томов
истории болезней он считал дороже любого
состояния, дороже целой библиотеки.).
Таким образом, он заложил основы универсального
метода диагностики в отечественной медицине
- анамнеза. Его называют отцом русской
клинической медицины.
В 1826 году Мудров издает одну из своих
лекций в разделе «Практическая медицина»,
в которой представляет новую классификацию
болезней. Вторая часть его
5
«Практической медицины» появляется
спустя три года. В ней он излагает
конкретные принципы диагностики, в
частности план обследования больного.
Он довольно детально обсуждает значимость
и возможности новых методов
диагностики — перкуссии
Кроме того, Матвей Яковлевич всегда связывал
врачевание с верой в бога. В его приемной
можно было увидеть таблицу с информацией,
каким святым нужно служить молебен и,
в случае какого недуга.
Мудрову принадлежат следующие
работы:
●«Principes de la pathologie militaire concernant la guerison des
plaies d’armes a feu et l’amputation des membres sur le champ de
la bataille ou a la suite du traitement developpes aupres des lits der
blesses» (Вильна, 1808);
●«Рассуждение о средствах, везде находящихся,
которыми… должно помогать больному солдату»,
читанное в медико-физическом обществе
в 1812 г.;
●«Краткое наставление о холере и способе,
как предохранять себя от оной…», первое
изд. во Владимире в 1830 г., второе — в Москве
в 1831 г.
●Один из основоположников терапии и
военной гигиены в России, профилактического
направления в российской медицине. Член
Центральной комиссии по борьбе с холерой
(1830-31)
Многие студенты,
отлично знавшие теорию, не представляли
себе, как будут лечить настоящих пациентов.
Так вот Матвей Яковлевич ввёл практические
занятия для студентов по патологической
и сравнительной анатомии.
В 1830 г. М.Я.Мудров был назначен старшим
врачом Центральной комиссии по борьбе
с начавшейся эпидемией холеры, выезжал
в Поволжье, где свирепствовала болезнь.
Опыт предохранения от этого страшного
заболевания он совместно с П.Н.Страховым
изложил в специальной брошюре «Наставление
простому народу, как предохранить себя
от холеры и лечить занемогших сей болезнью
на местах, где нет ни лекарей, ни аптек».
Наставление было позже внесено в т. 13
«Свода законов Российской империи».
В 1830 году он был направлен в Поволжье
в качестве ведущего врача по борьбе с
разразившейся там эпидемией холеры. Изучая
болезнь, изложил способы предохранения
от неё и лечения. Позднее, когда эпидемия
добралась до Петербурга, Матвей Мудров
был вызван в Москву. Холера, с которой
он так яростно боролся, не обошла медика
стороной. Заразившись, врач скоропостижно
скончался в 1831 году.
❹ Заключение
Влияние Мудрова на развитие передовой русской медицины было исключительно велико. На основе достижений своих предшественников - Зыбелина и Мухина - он создал клиническое учение, в основу которого было положено правильное материалистическое понимание болезни как процесса, в той или иной степени поражающего весь организм. Продолжив изучение влияния нервной системы на возникновение болезни и ее лечение, Мудров оказал заметное влияние на научное мышление врачей второй половины XIX века, прежде всего Г. А. Захарьина и А. А. Остроумова. Творчество Мудрова, этого замечательного клинициста, способствовало развитию идей нервизма в русской медицине.
7
Содержание:
❶Введение_____________________
❷М.Я Мудров в годы своего обучения______________________
❸Деятельность М.Я Мудрова в становлении
медицинского образования в России________________________
❹Заключение___________________
❺Литература___________________
1
❺Литература:
Тема: Матвей Яковлевич Мудров
1. Габович Р.Д. Гигиена - Издательство «Медицина», М, 1982г - 16-17с
2. Заблудовский П.Е. История медицины. - Издательство «Медицина», М, 1981г. - 128с.
3. Минх А.А. Общая гигиена - Издательство «Медицина», М, 1984г - 10-11с
4. Румянцева Г.И. Общая гигиена.- Издательство «Медицина», М, 1990г - 12-13 с.
8
СМОЛЕНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Курс истории медицины
Реферат
на тему:
М.Я. Мудров и его заслуги в становлении медицинского образования в России
Работу выполнила:
студентка 2 курса
лечебного факультета
7 б группы
Полякова Мария Андреевна
Преподаватель:
Коноплёва Елена Леонидовна
Смоленск 2013
Информация о работе М.Я. Мудров и его заслуги в становлении медицинского образования в России