М.Я. Мудров и его заслуги в становлении медицинского образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:29, реферат

Описание работы

Имя Матвея Яковлевича Мудрова, этого выдающегося медика, знакомо каждому в медицинских кругах, именно он стал родоначальником отечественной терапевтической школы.

Содержание работы

❶Введение________________________________________________2
❷М.Я Мудров в годы своего обучения_________________________3-4
❸Деятельность М.Я Мудрова в становлении медицинского образования в России__________________________________________________5-6
❹Заключение______________________________________________7
❺Литература_______________________________________________8

Файлы: 1 файл

Мудров.docx

— 99.62 Кб (Скачать файл)

❶Введение

Имя, Матвея Яковлевича Мудрова, этого выдающегося медика знакомо каждому в медицинских кругах, именно он стал родоначальником отечественной терапевтической школы. Жизнь Матвея Яковлевича была насыщенной и интересной, до последних дней он продолжал изучать болезни, одолевающие человечество и создавать труды для потомков.

 

 

                      

                              

 

 

 

 

2

❷М.Я Мудров в годы своего обучения

Отец рано приучил Матвея к грамоте и  на всю жизнь привил любовь к книге. Научил латыни. Не было в Вологде  лучшего чтеца во время богослужений. И быть бы Матвею хорошим священником, но встретился, к счастью для русской  медицины, на его пути человек, перевернувший  всю его жизнь. В поисках заработка  молодой семинарист обратился в  зажиточные семьи, где были дети, не нужен ли им учитель русского или  латинского языка. У штабс-лекаря Осипа Ивановича Кирдана подрастали два сына. Штабс-лекарь мечтал отправить их учиться в Москву, но перед тем им надо было дать азы науки. И Матвей стал преподавать. 
 Как-то отец сказал Матвею: «Брось ты эту науку семинарскую, ищи свою дорогу в мирских делах. Вот твой отец — три языка знает, врачевать может, все псалмы и молитвы знает, а от бедности никуда не ушел». Матвей задумался над словами отца и решил стать медиком.  
 Книги Гиппократа и Цельсия были первыми, по которым Мудров выучил латинский язык. Медицину Матвей воспринял не просто как науку о врачевании. Он ее видел, как древние, как добавление к религии, которая призывает думать о ближнем, об его счастье. Кирдан, узнав о решении Матвея ехать в Москву учиться медицине, предложил взять Матвею своих детей, а он напишет письмо старому товарищу, нынче профессору Московского университета Керестури, чтобы тот помог поступить Матвею в университет. 
 Директор Московского университета Павел Иванович Фонвизин доброжелательно принял молодого человека. Он долго говорил с Матвеем о древних языках, которые Матвей хорошо знал. Директор остался доволен умом и эрудицией парня из глубинки. По существующей процедуре, прежде чем поступить в университет,  каждый должен пройти испытания в университетской гимназии. Для обучения наукам Матвея определили сразу в старший класс, в виде исключения. Мало того, он произвел такое впечатление, что его приняли с оплатой из университетского фонда и бесплатным проживанием в университете. 
 После года обучения, Матвея приняли в высшее учебное заведение, где началось становление выдающегося русского врача. Среди любимых предметов Мудрова были химия, рецептура, терапия, патология и другие врачебные науки. С большим интересом слушал Матвей лекции М.И. Скидана (ум. в 1802 году), читавшего патологию, общую терапию, физиологическую семиотику, диетику, историю и энциклопедию медицины, и с величайшим удовольствием посещал лекции Керестури, первого своего знакомого в Москве. Керестури прошел большой путь практического врача, работал в Лефортовском госпитале. Показывая и проводя вивисекции, он не просто ограничивался перечитыванием того или иного анатомического строения, но и рассказывал, что происходит при тех или иных болезнях. Матвей был образцовым студентом, и в конце 1 курса ему была присуждена золотая медаль. 
                                                                                                                                                     3

В 1800 году Матвей окончил Московский университет, и ему присвоили  звание кандидата медицины, наградив второй золотой медалью за успешную учебуВ это время император Павел решил показать благосклонность к наукам и повелел отправить за границу наиболее одаренных выпускников университета для усовершенствования в науках. Мудров поехал в медицинские школы Берлина, Парижа и Вены. 
 Командированный за границу, он слушал лекции в Берлинском университете у профессора Гуфеланда, в Гамбурге — у профессора Решлауба, в Геттингене — у Рихтера, в Вене Мудров изучал глазные болезни под руководством профессора Беера. Он также прожил четыре года в Париже, слушая лекции профессоров Порталя, Пинеля, Бойе и др. За границей Матвей Яковлевич написал сочинение «De spontanea plaucentae solutione», за которое в 1804 году получил степень доктора медицины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4

❸Деятельность М.Я Мудрова в становлении медицинского образования в России 
 Войны начала 19 века обусловили развитие военной гигиены. Матвей Яковлевич Мудров в 1808г. впервые стал читать в университете курс лекций «О гигиене и болезнях обыкновенных в действующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях наиболее бывающих», с 1809 - профессор Московского университета.

  9 июля 1809г по предложению университета произнес актовую речь «О пользе и предметах военной гигиены, или науке сохранять здоровье военнослужащих», в которой сформулировал перед русскими врачами задачи гигиены вообще и военной в особенности. Определяя понятия гигиенической науки, он указал, что она должна базироваться на достижениях физиологии, физики и химии. Актовая речь М.Я. Мудров обратила внимание правительства на необходимость образцовой постановки лечебного и санитарного дела в армии и изменения отношения к врачам в армии. Матвей Яковлевич Мудров предлагал ввести военную гигиену в курс преподавания в университетах и особенно в Медико-хирургической академии и военных училищах. Эта речь немедленно была напечатана, дважды переиздавалась (1813 и 1826гг.) и сыграла большую положительную роль в канун нашествия Наполеона на Россию. Под влиянием идей М.Я. Мудрова в 1813 г. была издана в Петербурге «Карманная книга военной гигиены или замечания о сохранении здоровья русских солдат» доктора Энегольма, а затем книга Кладовича «О сохранении здоровья или краткие правила гигиены».

  В 1812 он выехал в Нижний Новгород вместе с ректором и другими профессорами; после освобождения Москвы Матвей Яковлевич приложил много стараний при возобновлении анатомической аудитории и 13 октября 1813 года открыл медицинский факультет МГУ. Стал профессором терапии, патологии и клиники в медико-хирургической академии (московском отделении), где открыл клинический институт. В течение пяти раз Мудрова избирали деканом медфакультета. 
 За годы практики М. Я. Мудров сформировал архив историй болезни людей, с которыми приходилось сталкиваться, и выработал особую систему занесения сведений о больных и средствах их лечения (Собранные им, переплетенные и бережно хранившие 40 томов истории болезней он считал дороже любого состояния, дороже целой библиотеки.). Таким образом, он заложил основы универсального метода диагностики в отечественной медицине - анамнеза. Его называют отцом русской клинической медицины. 
 В 1826 году Мудров издает одну из своих лекций в разделе «Практическая медицина», в которой представляет новую классификацию болезней. Вторая часть его

5

«Практической медицины» появляется спустя три года. В ней он излагает конкретные принципы диагностики, в  частности план обследования больного. Он довольно детально обсуждает значимость и возможности новых методов  диагностики — перкуссии Ауэнбруггера и аускультации Лаэннека. Мудров заговорил о языке как «о вывеске желудка» и описал ряд ценных для диагностики симптомов. Из истории медицины мы также узнаем что, Матвей Яковлевич Мудров строил учения о внутренних болезнях на представлениях о целостности организма, связи между организмом и окружающей средой, о влиянии последней на возникновение патологических состояний. Именно Мудров отмечал, что лечить нужно не заболевание, а человека, распознавая причины заболевания, которые могут быть как физическими, так и «душевными». 
 Кроме того, Матвей Яковлевич всегда связывал врачевание с верой в бога. В его приемной можно было увидеть таблицу с информацией, каким святым нужно служить молебен и, в случае какого недуга. 

Мудрову принадлежат следующие работы: 
●«Principes de la pathologie militaire concernant la guerison des plaies d’armes a feu et l’amputation des membres sur le champ de la bataille ou a la suite du traitement developpes aupres des lits der blesses» (Вильна, 1808); 
●«Рассуждение о средствах, везде находящихся, которыми… должно помогать больному солдату», читанное в медико-физическом обществе в 1812 г.; 
●«Краткое наставление о холере и способе, как предохранять себя от оной…», первое изд. во Владимире в 1830 г., второе — в Москве в 1831 г. 
●Один из основоположников терапии и военной гигиены в России, профилактического направления в российской медицине. Член Центральной комиссии по борьбе с холерой (1830-31) 
 Многие студенты, отлично знавшие теорию, не представляли себе, как будут лечить настоящих пациентов. Так вот Матвей Яковлевич ввёл практические занятия для студентов по патологической и сравнительной анатомии. 
 В 1830 г. М.Я.Мудров был назначен старшим врачом Центральной комиссии по борьбе с начавшейся эпидемией холеры, выезжал в Поволжье, где свирепствовала болезнь. Опыт предохранения от этого страшного заболевания он совместно с П.Н.Страховым изложил в специальной брошюре «Наставление простому народу, как предохранить себя от холеры и лечить занемогших сей болезнью на местах, где нет ни лекарей, ни аптек». Наставление было позже внесено в т. 13 «Свода законов Российской империи». 
 В 1830 году он был направлен в Поволжье в качестве ведущего врача по борьбе с разразившейся там эпидемией холеры. Изучая болезнь, изложил способы предохранения от неё и лечения. Позднее, когда эпидемия добралась до Петербурга, Матвей Мудров был вызван в Москву. Холера, с которой он так яростно боролся, не обошла медика стороной. Заразившись, врач скоропостижно скончался в 1831 году.

❹ Заключение

  Влияние Мудрова на развитие передовой русской медицины было исключительно велико. На основе достижений своих предшественников - Зыбелина и Мухина - он создал клиническое учение, в основу которого было положено правильное материалистическое понимание болезни как процесса, в той или иной степени поражающего весь организм. Продолжив изучение влияния нервной системы на возникновение болезни и ее лечение, Мудров оказал заметное влияние на научное мышление врачей второй половины XIX века, прежде всего Г. А. Захарьина и А. А. Остроумова. Творчество Мудрова, этого замечательного клинициста, способствовало развитию идей нервизма в русской медицине.

 

 

 

 

7

Содержание:

 

 

❶Введение________________________________________________2

 

❷М.Я Мудров в годы своего обучения_________________________3-4

 

❸Деятельность М.Я Мудрова в становлении медицинского образования в России__________________________________________________5-6

 

❹Заключение______________________________________________7

 

❺Литература_______________________________________________8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

❺Литература:

  1. «Большой Энциклопедический словарь», 2000 г. Москва
  2. «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006 
  3. http://vologda-travel.ru/celebs/mudrov-matvey-yakovlevich 
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мудров,_Матвей_Яковлевич
  5. http://www.f-med.ru/history_med/mudrov.php
  6. http://knowledge.allbest.ru/:

Тема: Матвей Яковлевич Мудров

1. Габович Р.Д. Гигиена - Издательство «Медицина», М, 1982г - 16-17с

2. Заблудовский П.Е. История медицины. - Издательство «Медицина», М, 1981г. - 128с.

3. Минх А.А. Общая гигиена - Издательство «Медицина», М, 1984г - 10-11с

4. Румянцева Г.И. Общая гигиена.- Издательство «Медицина», М, 1990г  - 12-13 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

СМОЛЕНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

Курс истории  медицины

 

Реферат

на  тему:

 

 

М.Я. Мудров и его заслуги в становлении  медицинского образования в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 2 курса 

лечебного факультета

7 б  группы

Полякова  Мария Андреевна

Преподаватель:

Коноплёва Елена Леонидовна

 

 

Смоленск 2013


Информация о работе М.Я. Мудров и его заслуги в становлении медицинского образования в России