Навыки здорового образа жизни профессиональной деятельности медицинского работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 18:59, реферат

Описание работы

Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения. Накопилось много проблем, решение которых требует изменения государственной политики в области охраны здоровья населения. Недостаточная финансовая обеспеченность, отсутствие нормативно-правовой основы для реструктуризации здравоохранения и адаптации его к функционированию в новых условиях, а также снижение общественного признания медицинской профессии и экономического положения медработников привели к возникновению внутрисистемных кризисных явлений, отразились на качестве лечебно-профилактической деятельности, а, следовательно, и в целом на показателях общественного здоровья.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическая часть
1.1 Особенности формирования здорового образа жизни
1.2 Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни
2. Практическая часть
2.1 Рекомендации по совершенствованию просветительской деятельности по формированию здорового образа жизни МУЗ «Милославская ЦРБ»
4. Заключение
5.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

УИРС™.docx

— 50.75 Кб (Скачать файл)

Изучение медицинской активности населения как одной из сторон образа жизни позволяет не только выяснить отношение к личному здоровью, но и косвенно оценить уровень и качество организации лечебно-профилактической помощи населению.

Результаты данного опроса доказывают, что для большинства пациентов характерно реальное противоречие между достаточной информированностью о здоровом образе жизни и разительном несоответствии практики их бытия, весьма далекой от вале логических рекомендаций.

2.2 Рекомендации по совершенствованию просветительской деятельности

 По формированию здорового образа жизни МУЗ «МИЛОСЛАВСКАЯ ЦРБ»

В результате данной учебно-исследовательской работы составлены рекомендации, направленные на совершенствование просветительской деятельности по формированию здорового образа жизни.

1.      Анализируя полученную информацию по основным факторам риска развития заболеваний можно определить основные направления информационной составляющей программы. Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, способы снятия эмоционального стресса и напряжения. Последняя тема привлекла особый интерес респондентов. На вопрос анкеты «Какая информация о здоровом образе жизни вас интересует больше всего?» большинство респондентов (43,4%) выбрали ответ «борьба со стрессами». Поэтому необходимо при разработке сообщений на тему здорового образа жизни привлекать психологов. Более того, можно порекомендовать ввести в штат медицинского психолога для индивидуальной работы с пациентами.

2.      В результате исследования выявилась высокая эффективность информационно-наглядных средств (плакатов, стенгазет, уголков здоровья). Информацию, расположенную на них, с удовольствием читают 98,3 %. В связи с этим рекомендуется использовать данные просветительские не только в медицинских учреждениях, но и на предприятиях, работники которых обслуживаются в данном ЛПУ.

3.      Необходимо выдавать специально разработанные буклеты «Кодексы здоровья и долголетия», которые содержат конкретные рекомендации. Получить их желает 97,5 % респондентов.

4.      Для эффективности сообщений на тему здоровья важно учитывать четыре фактора:

  • Сообщать, что угроза опасная, пугающая
  • Люди не защищены от нее (например, правдивые и яркие доказательства связи курения с заболеваниями легких);
  • С помощью определенных видов здорового поведения этой угрозы можно избежать (призывы: «с того момента, как вы бросите курить, ваши легкие начнут исцеляться», «такие же люди, как вы, успешно бросили курить, следуя этим рекомендациям»;
  • Если у людей есть внутренняя способность вести себя таким образом (ощущение само эффективности «если они смогли, то смогу и я»).  

5.      В результате исследования было установлено, что СМИ широко используют тематику, посвященную здоровому образу жизни. Тем более, что 73,2 % опрошенных приводили примеры, когда сообщения, распространенные в СМИ влияли на их решение вести здоровый образ жизни.  Одним из самых популярных источников о здоровом образе жизни оказались телевизионные передачи (68,7 %).

6.      Продолжить распространение сообщений о здоровом образе жизни в региональных печатных изданиях (газеты и журналы оказались на втором месте после телевидения источником информации о здоровом образе жизни у 43 % опрошенных). Хотя только треть респондентов 77, 8 % респондентов читают сообщения в «Моё Милославское». 91, 2 % опрошенных указали, что они всегда находят новую и полезную для себя информацию.

7.      Важно формировать моду на здоровый образ жизни.  Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.

В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным. Радует тот факт, что по данным опроса половина респондентов (51,3 %) уже считают, что мода на здоровый образ жизни развивается небывалыми темпами и должна развиваться в будущем с еще большей скоростью.

8.    Медицинские работники должны являться ярким примером здорового образа жизни. Для этого имеет смысл разработать экономические стимулы. Должно быть выгодно быть здоровым. На сегодняшний день общественное мнение на стороне больных, а не здоровых. Больной человек окружен заботой, ему сочувствуют и жалеют. К его услугам поликлиника, санатории, освобождение от работы и многих других обязанностей.  Важно разработать экономические поощрения за участие в спортивных мероприятиях, материально стимулировать редко болеющих сотрудников. Медицинские работники должны принимать активное участие в городских праздниках здоровья, в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

9.    В качестве ключевого направления работы по формированию здорового образа жизни рекомендуется более широко использовать возможности интернет-взаимодействий, поскольку в них имеются потенциальные перспективы, которым медицинское учреждение не уделяет должного внимания.  Важно создать сайт организации, на котором будет располагаться информация об услугах организации и рекомендации по здоровому образу жизни, а также будут проводиться консультации специалистов в режиме on-line.

10.    Проводить мониторинг деятельности по формированию здорового образа жизни для анализа эффективности данных программ.

В процессе исследования темы УИРС выявлено, что МУЗ «МИЛОСЛАВСКАЯ ЦРБ» использует просветительские средства по формированию здорового образа жизни, но существенным недостатками можно считать:

 1) отсутствие должного финансирования этой деятельности.

2) цикличность, периодичность  данной работы.

Важно понимать, что деятельность по формированию здорового образа жизни представляет собой долгосрочную и постоянно действующую информационно - обучающую систему, направленную на работу с различными группами населения, эффективность которой, возможно, можно будет оценить только через несколько лет.

Конечно, данные рекомендации по формированию здорового образа жизни разработаны для работы конкретного лечебного учреждения, хотя аспект данной проблемы намного шире медицинской тематики. Только совместные усилия государства, общественных организаций, системы образования и здравоохранения и, наконец, осознанные действия самих граждан помогут сделать работу по формированию здорового образа жизни более эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье – это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

По данным ВОЗ, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения.  Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованны.

В образе жизни выделяют три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И наконец, стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

Можно определить следующие основные направления в деятельности по формированию здорового образа жизни:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

2.   Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».

3.  Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.

4.  Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

На сегодняшний день особенно актуальным направлением в здравоохранении является организация просветительской кампаний по формированию здорового образа жизни, основными целями которых являются: создание благоприятного общественного мнения к идее профилактики, формирование мотивации к оздоровлению и стимулирование спроса на профилактические и оздоровительные мероприятия.  

Практика проведения многих успешных просветительских кампаний убедительно доказывает, что наряду с информационной программой в средствах массовой информации важно применять образовательные технологии. Таким образом, эффективная просветительская кампания по формированию здорового образа жизни представляет собой долгосрочную и постоянно действующую информационно - обучающую систему, направленную на работу с различными группами населения.

Формирование здорового образа жизни, таким образом, - это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни. И эта программа должна координировать совместные усилия государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.         Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки . – Ташкент: Издательство АН УзССР, 1956. – 827 с.

2.         Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 1998. – 312 с.

3.         Агаларова Л.С. Роль врача общей практики в формировании здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации.-2006.- № 4.- С. 44-47.

4.         Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. – СПб.: Питер, 1999. – 318 с.

5.         Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз».- СПб.: Питер, 2004. – 204 с.

6.         Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с. 

7.         Брехман И.И. Введение в валеологию -  науку о здоровье. – Л.: Наука, 1987. – 125 с.

8.         Блэк К. Конкретный и конкурентный PR. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 272 с.

9.         Блэк С. PR: международная практика. – М.: Издательский дом «Довгань», 1997. – 180 с.

10.      Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. - М.:  Наука,2002.- 310 с.

11.      Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения. – М.: Медицина, 1979. – 113 с. 

12.       Десять привычек здорового образа жизни. – Режим доступа: http: //www.click.began.ru

13.      Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 448 с.

14.      Изуткин А.М., Царегородцев Г.И. Социалистический образ жизни и здоровье населения. – М.: Медицина, 1977. – 232 с.

15.      Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 191 с.

16.      Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983. – 260 с.

17.       Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения. – М.: Наука, 1988. – 247 с.

18.      Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: «Топикал», 1995 – 831 с.

19.      Кобринский Б.А. Телемедицина в системе практического здравоохранения. М.: МЦФЭР, 2002. – 176 с.

20.      Комаров Г.А., Бабурин А.Н., Манько М.В. Консолидация усилий органов здравоохранения, врачей и Русской православной церкви в формировании здоровья нации // Здравоохранение Российской Федерации.-2007.- № 5.- С. 50 – 51.

21.      Константинов В.Б., Копейкин Н.Ф. Здоровье – индикатор развития человека и общества  // Здравоохранение Российской Федерации.-2001.- № 3.- С. 56-57.

22.      Кочеткова А.В., Филлипов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.

23.      Кузин В.Г., Паршаков А.Т., Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П. Концепция информационно – образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди    детей, подростков и молодежи. – Режим доступа: http://www. lib.sportedu.ru.

24.      Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 1982. – 40 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1

Распределение курящих и некурящих респондентов по возрастным группам (в % к итогу).

Возраст, годы

Курящие пациенты

Некурящие пациенты

Всего

18-29 лет

47,4

52,6

100,0

30-39 лет

48,6

51,4

100,0

40-49 лет

41,9

58,1

100,0

50-59 лет

19,9

80,1

100,0

Информация о работе Навыки здорового образа жизни профессиональной деятельности медицинского работника