Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 00:50, реферат
ВСД характеризуется расстройством вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов.
Изменения, обусловленные сбоями в управлении тонусом симпатической и парасимпатической систем (относятся к вегетативной нервной системе) со стороны высших вегетативных центров, могут привести к развитию так называемой вегетативной дистонии. Чаще всего она проявляется расстройством сердечно-сосудистой деятельности с развитием сосудистой дистонии. У некоторых людей вегетативная дистония наблюдается от рождения: они плохо переносят жару или холод, при волнении краснеют или бледнеют, покрываются потом. Нарушение регуляторных функций вегетативной нервной системы иногда протекает в виде приступов – вегетативных кризов.
Классификация и причины………………………………………………3
Симптомы и течение……………………………………………………..5
Лечение……………………………………………………………………6
Лечебная физкультура…………………………………………………..7
Программа занятий ЛФК……………………………………………….8
Упражнения лечебной физкультуры………………………………......9
Заключение………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………..12
Содержание
Классификация и причины………………………………………………3
Симптомы
и течение…………………………………………………….
Лечение……………………………………………………………
Лечебная
физкультура…………………………………………………
Программа занятий ЛФК……………………………………………….8
Упражнения лечебной физкультуры………………………………......9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Классификация и причины
Нейроциркуляторная дистония (НЦД, вегето-сосудистая дистония) имеет функциональную природу. Для нее характерны расстройства нейроэндокринной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. У подростков и юношей НЦД чаще всего обусловлена рассогласованием физического развития и степенью зрелости нервно-эндокринного аппарата. В другом возрасте развитию дистонии могут способствовать нервно-психическое истощение в исходе острых и хронических инфекционных заболеваний и интоксикаций, недосыпание, переутомление, неправильные режимы питания, половой жизни, физической активности (сниженная или слишком интенсивная).
Вегетативно-сосудистые нарушения бывают в разных органах и системах. Различают сердечно-сосудистые (сердцебиение, повышение или снижение артериального давления, бледность, потливость), пищеварительные (отсутствие аппетита, отрыжка воздухом, трудности при глотании, тошнота, икота) или дыхательные (одышка, стеснение в груди). Любые из вышеперечисленных расстройств имеют общую основу: ВСД -удел людей со слабой, неуравновешенной нервной системой. Любое проявление ВСД - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативной системами, где огромную роль играют структуры, ответственные за регуляцию эмоций. Проявления ВСД очень многообразны, они могут быть похожи на все заболевания сразу. Поэтому диагноз ВСД является диагнозом исключения и выставляется только после того, как будут проведены ЭКГ, исследование полей зрения, ЭЭГ, осмотры окулиста, эндокринолога, психотерапевта, сделаны клинические анализы мочи и крови.
ВСД характеризуется расстройством вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов.
Изменения, обусловленные сбоями в управлении тонусом симпатической и парасимпатической систем (относятся к вегетативной нервной системе) со стороны высших вегетативных центров, могут привести к развитию так называемой вегетативной дистонии. Чаще всего она проявляется расстройством сердечно-сосудистой деятельности с развитием сосудистой дистонии. У некоторых людей вегетативная дистония наблюдается от рождения: они плохо переносят жару или холод, при волнении краснеют или бледнеют, покрываются потом. Нарушение регуляторных функций вегетативной нервной системы иногда протекает в виде приступов – вегетативных кризов.
Симптомы и течение
В зависимости от реакции сердечно-сосудистой системы выделяют 3 типа НЦД: кардиальный, гипотензивный и гипертензивный.
Кардиальный тип – жалобы на сердцебиение, перебои в области сердца, иногда ощущение нехватки воздуха, могут отмечаться изменения сердечного ритма (синусовая тахикардия, выраженная дыхательная аритмия, наджелудочковая экстрасистолия).
Гипотензивный тип – утомляемость, мышечная слабость, головная боль (нередко провоцируется голодом), зябкость кистей и стоп, склонность к обморочным состояниям. Кожа обычно бледная, кисти рук холодные, ладони влажные, отмечается снижение систолического АД ниже 100 мм рт.ст.
Гипертензивный тип – характерно преходящее повышение артериального давления, которое почти у половины больных не сочетается с изменением самочувствия и впервые обнаруживается во время медицинского осмотра. В некоторых случаях возможны жалобы на головную боль, сердцебиение, утомляемость.
Лечение
Предупреждение сосудистой дистонии должно начинаться с закаливания в детском и юношеском возрасте, организации рационального режима труда и отдыха. Необходимо избегать нервных перенапряжений, при заболевании тщательно соблюдать режим и другие назначения врача.
Преимущественно немедикаментозные методы: нормализация образа жизни, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и некоторыми видами спорта (плавание, легкая атлетика). Используется физиотерапия, бальнеотерапия, санаторно-курортное лечение. При раздражительности, расстройствах сна – препараты валерианы, пустырника, валокордин, иногда транквилизаторы. При гипотензивном типе – лечебная физкультура, беллоид, кофеин, фетанол. При гипертензивном типе – бетаадреноблокаторы, препараты раувольфии.
Лечебная физкультура
Дозированное применение физических упражнений уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС, повышает ее регулирующую роль в координации деятельности важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс.
Занятия
лечебной физкультурой — прекрасное
средство тренировки организма и повышения
работоспособности. Развиваются компенсаторно-
Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определяемого при проведении дозированных проб с нагрузкой. Показаны утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, ближний туризм (преимущественно в санаторно-курортных условиях), спортивные игры или их элементы; физические упражнения в воде, упражнения на тренажерах, массаж воротниковой области.
Программа занятий ЛФК
На первом занятие по ЛФК определяют методику дальнейших занятий: по общей программе (укрепления и оздоровления организма в целом), либо по специальной программе (с целью устранения нарушенных функций систем и органов).
Оптимальными, для состояния моего здоровья, являются плавание, ходьба, туризм, лечебная гимнастика.
При таких
видах нагрузок происходит тренировка
сердечной мышцы, сосудов, стабилизируется
артериальное давление. Человек лучше
переносит физическую нагрузку, повышается
адаптация организма к
Противопоказаны упражнения на тренажерах, где голова оказывается ниже уровня груди и выполняются упражнения вверх ногами в связи с опасностью развития обмороков, ухудшения самочувствия.
Кроме того, во время занятий нельзя испытывать неприятных ощущений, чрезмерной усталости, раздражительности. Основной критерий контроля - самочувствие. Физкультура должна доставлять только положительные эмоции и удовольствие от физического движения.
Занятия желательно проводить на открытом воздухе — в парке, сквере, лесу, на берегу озера, когда одновременно действуют два фактора: тренирующий и закаливающий. Для этого я три раза в неделю утром выхожу в ближайший парк (парк Сахарова), и занимаюсь по составленному индивидуально для меня графику упражнений сначала на свежем воздухе (ходьба, бег на короткие расстояния), после в домашних условиях.
Необходимо постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления и др.) переносимости нагрузок.
Упражнения лечебной физкультуры
Изложенные ниже упражнения устраняют и ослабляют влияние некоторых симптомов ВСД, в случае если заболевание не носит тяжелый характер.
В мой курс лечебной физкультуры включены общеразвивающие упражнения.
Общеразвивающие упражнения
1. Лежа
на спине, руки в стороны,
в правой руке теннисный мяч.
Руки соединить впереди,
2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.
3. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Во время маха — выдох.
4. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15—20 с.
5. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх — влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой.
6. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой.
7. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10—15 с каждой ногой.
8. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10—15 с.
9. Стоя, держать грузики впереди. Одну руку поднимать, другую — опускать, затем наоборот — 15—20 с.
10. Стоя, грузики в опущенных руках. Поднять груз вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правый груз, затем на левый. Вновь перевести взгляд на правый груз. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.
11. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.
12. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Заключение
Физическая активность — одно из непременных условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза и регламентированная в соответствии с функциональными возможностями индивида является важнейшим принципом здорового образа жизни человека.
Список литературы