Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:20, реферат
К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает:
1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;
Введение
Методы:
формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
исследования произвольного и непроизвольного внимания;
исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;
исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;
исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;
исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;
исследования речи, чтения, письма;
исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;
исследования системы счета;
исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
Нейропсихологическое
К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает:
1) формальное описание
больного, историю его болезни
и результаты различных
2) общее описание психического
статуса больного - состояние сознания,
способность ориентироваться в
месте и времени, уровень
3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;
4) исследования эмоциональных
реакций на основании жалоб
больного, по оценке им лиц
на фотографиях, сюжетных
5) исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
6) исследования соматосенсорного
гнозиса с помощью проб
7) исследования слухового
гнозиса при узнавании мелодий,
8) исследования движений
и действий при выполнении
последних по инструкции, при
установке позы, а также оценивание
координации, результатов
9) исследования речи - через
беседу, повторение звуков и слов,
называние предметов,
10) исследования письма - букв, слов и фраз;
11) исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;
12) исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;
13) исследования системы счета;
14) исследования интеллектуальных
процессов - понимания рассказов,
решения задач, правильности
Формальное описание больного
I. Краткое изложение данных
ФИО (фамилия, имя, отчество)
Образование, № истории болезни
Профессия
Возраст
Правша, левша, переученный левша, амбидекстр
Наличие левшества в роду
Дата поступления
Предварительный диагноз
Верифицированный диагноз
Краткая характеристика неврологического синдрома:
Краткие амнестические сведения (динамика основных симптомов).
Нарушения сна и бодрствования. Обменные нарушения.
Неврологические симптомы (ч/м нервы, двигательная сфера, чувствительная сфера, рефлексы).
Офтальмологические симптомы.
Отоневрологические симптомы.
ЭЭГ (описание и оценка).
Рентгенологические симптомы (
Резюме клинического
Дата и данные операции (название операции, гистологическое
исследование операционного
Патологоанатомический диагноз (при летальном исходе).
Общее описание психического статуса больного
Симптомы |
Нет |
Слабо |
Сильно | |
1. |
Состояние сознания Ясное Колеблющееся Просоночное |
|||
2. |
Психическая активность Полная Истощаемость Заторможенность Инактивность Аспонтанность Двигательная аспонтанность, брадикинезия Речевая аспонтанность, брадикинезия Возбуждение общее Расторможенность Речевое возбуждение Многоречивость Резонерство |
|||
3. |
Жалобы Активные При расспросе |
|||
4. |
Ориентировка в месте |
|||
5. |
Ориентировка во времени В прошлом В текущем дне Вопросы: Какое сегодня число? (день, месяц, год) Какой день недели? Сколько сейчас времени? (Не глядя на часы.) Сколько длилось обследование? Отсчитайте про себя минуту |
|||
6. |
Реакция на нарушение ориентировки Растерянность Конфабуляции Отсутствие реакции |
|||
7. |
Критичность К своей болезни К своему поведению К частным дефектам К ошибкам в исследовании По отношению к другим людям |
8. |
Состояние эмоциональной сферы Ослабление эмоций Безразличие Отсутствие эмоций Усиление эмоций Напряженность Страхи Тревожность Депрессия Эйфория Извращение эмоций Неадекватность Пуэрильность Негативизм Эмоциональная лабильность Инертность (вязкость) Насильственные эмоциональные реакции (смех, плач) |
Исследования произвольного и непроизвольного внимания
Характеристики непроизвольного внимания:
Эхопраксия— непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц.
Эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Наблюдается у детей и взрослых при различных психических заболеваниях (шизофрении, аутизме,синдроме Туретта.
Например,«Курица и золотые яйца», больной легко повторяет первую фразу этого рассказа: «У одного хозяина была курица, которая несла золотые яйца», но затем соскальзывает на цепь побочных ассоциаций, говоря, что «это, наверное, был хозяин, у которого были мелкособственнические интересы, он продавал эти яйца, желая заработать на них как можно больше денег» или, дойдя до того места рассказа, в котором говорится, что хозяин убил курицу и не обнаружил у нее внутри золота, он начинает говорить: «Он открыл курицу, потом закрыл курицу, потом открыл, потом закрыл... дверь открывается, дверь закрывается... вот я вхожу в столовую, сажусь за стол...»
Характеристика произвольного внимания:
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Отсчитывание в уме от 100 или 200 одного и того же числа - 7, или 13, или 17.
Используются для исследования активного внимания, работоспособности, для выявления повышенной истощаемости
Исследования эмоциональных реакций
В процессе наблюдения за больным
оценивают, в какой степени больной
контролирует свое поведение, и насколько
его поведенческие и
Некоторые возможные особенности поведения:
ОЦЕНКА КРИТИЧНОСТИ
Оцениваются ответы больного на вопросы
об основных симптомах заболевания: «Вы
больны?”, “Что Вас беспокоит?»
Возможные изменения:
Исследования зрительного гнозиса
1) Предметный гнозис
-узнавание реальных объектов (10-и)
-узнавание реалистичных изображений
-узнавание контурных изображений
-узнавание перечеркнутых изображений
-узнавание фигур Поппельрейтера
2) Объем зрительного восприятия
-одновременное «схватывание» двух, трех фигур
3) Узнавание лиц
-знакомых портретов, фотографий
4) Цветовой гнозис
-название цветов
-подбор оттенков по эталону
5) Зрительно-пространственный гнозис
Конструктивная деятельность
-ориентировка в схеме, карте
-ориентировка в часах
-самостоятельный рисунок хорошо знакомых объектов (стол, дом)
-копирование рисунка
- Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зе-теный, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца не допускаются; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Время копирования фиксируется.
6) Буквенный гнозис
-узнавание букв в разных шрифтах
-узнавание букв в зеркальном изображении
-узнавание наложенных и перечеркнутых букв
7) Цифровой гнозис
-узнавание цифр (арабских, римских)
-узнавание цифр наложенных,
зеркально изображенных и
Исследования соматосенсорного гнозиса (восприятие)
1)Проба на локализацию прикосновения.
На тыльной поверхности одной, затем другой руки осуществляется прикосновение и фиксируется время реакции в 10 стандартных точках: близко к ногтевому ложу 2–5 -го пальцев и выше — на 1-м пальце, в 3 точках по линии, соединяющей конец 1-го пальца с наружным краем лучезапястного сустава, и в 2 точках выше сустава.
2)Проба на узнавание цифр, нарисованных на тыльной поверхности кисти, — от 0 до 9 (проба Ферстера).