Нейропсихологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:20, реферат

Описание работы

К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает:
1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

Содержание работы

Введение
Методы:
формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
исследования произвольного и непроизвольного внимания;
исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;
исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;
исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;
исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;
исследования речи, чтения, письма;
исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;
исследования системы счета;
исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

методы нейропсихологического исследования.docx

— 274.59 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение
  2. Методы:
    1. формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
    1. общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
    2. исследования произвольного и непроизвольного внимания;
    3. исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;
    4. исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
    5. исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;
    6. исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;
    7. исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;
    8. исследования речи, чтения, письма;
    9. исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;
    10. исследования системы счета;
    11. исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
  1. Заключение
  1. Список литературы

 

Введение

Нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений  или особенностей протекания высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания больного для  выделения тех факторов, которые  лежат в их основе.

К наиболее разработанным  и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии  относится система приемов, сведенная  Лурия в логически целостный  блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных  поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема  включает:

1) формальное описание  больного, историю его болезни  и результаты различных лабораторных  и аппаратурных обследований (ЭЭГ,  биохимия и т. п.);

2) общее описание психического  статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в  месте и времени, уровень критики  и эмоционального фона;

3) исследования произвольного  и непроизвольного внимания;

4) исследования эмоциональных  реакций на основании жалоб  больного, по оценке им лиц  на фотографиях, сюжетных картин;

5) исследования зрительного  гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении  различных цветов, лиц, букв и  цифр;

6) исследования соматосенсорного  гнозиса с помощью проб узнавания  объектов на ощупь, на прикосновение;

7) исследования слухового  гнозиса при узнавании мелодий,  при локализации источника звука,  повторении ритмов;

8) исследования движений  и действий при выполнении  последних по инструкции, при  установке позы, а также оценивание  координации, результатов копирования,  рисования, предметных действий, адекватность символических движений;

9) исследования речи - через  беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание  речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;

10) исследования письма - букв, слов и фраз;

11) исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных  фраз и неверно написанных  слов;

12) исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;

13) исследования системы  счета;

14) исследования интеллектуальных  процессов - понимания рассказов,  решения задач, правильности окончания  фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.

 

Формальное описание больного

I. Краткое изложение данных истории  болезни

ФИО (фамилия, имя, отчество)

Образование, № истории болезни

Профессия

Возраст

Правша, левша, переученный левша, амбидекстр

Наличие левшества в роду

Дата поступления

Предварительный диагноз

Верифицированный диагноз

Краткая характеристика неврологического синдрома:

Краткие амнестические сведения (динамика основных симптомов).

Нарушения сна и бодрствования. Обменные нарушения.

Неврологические симптомы (ч/м нервы, двигательная сфера, чувствительная сфера, рефлексы).

Офтальмологические симптомы.

Отоневрологические симптомы.

ЭЭГ (описание и оценка).

Рентгенологические симптомы (компьютерная томография)

        Резюме клинического заключения.

Дата и данные операции (название операции, гистологическое

исследование операционного материала).

Патологоанатомический диагноз (при  летальном исходе).

 

 

Общее описание психического статуса больного

 

Симптомы

Нет

Слабо

Сильно

1.

Состояние сознания

Ясное

Колеблющееся

Просоночное

     

2.

Психическая активность

Полная

Истощаемость

Заторможенность

Инактивность

Аспонтанность

Двигательная аспонтанность, брадикинезия

Речевая аспонтанность, брадикинезия

Возбуждение общее

Расторможенность

Речевое возбуждение

Многоречивость

Резонерство

     

3.

Жалобы

Активные

При расспросе

     

4.

Ориентировка  в месте

     

5.

Ориентировка  во времени

В прошлом

В текущем дне

Вопросы:

Какое сегодня число? (день, месяц, год)

Какой день недели?

Сколько сейчас времени? (Не глядя на часы.)

Сколько длилось обследование?

Отсчитайте про себя минуту

     

6.

Реакция на нарушение  ориентировки

Растерянность

Конфабуляции

Отсутствие реакции

     

7.

Критичность

К своей болезни

К своему поведению

К частным дефектам

К ошибкам в исследовании

По отношению к другим людям

     

8.

Состояние эмоциональной  сферы

Ослабление эмоций

Безразличие

Отсутствие эмоций

Усиление эмоций

Напряженность

Страхи

Тревожность

Депрессия

Эйфория

Извращение эмоций

Неадекватность

Пуэрильность

Негативизм

Эмоциональная лабильность

Инертность (вязкость)

Насильственные эмоциональные  реакции (смех, плач)

     

 

  

Исследования произвольного и непроизвольного внимания

Характеристики  непроизвольного внимания:

  1. Элементы полевого поведения (эхопраксия, зхолалия).

Эхопраксия— непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц.

Эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Наблюдается у детей и взрослых при различных психических заболеваниях (шизофрении, аутизме,синдроме Туретта.

 

  1. Бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций (вплетение в передаваемое содержание непосредственных впечатлений).  
    Больному читается какой-либо рассказ, который он должен будет пересказать.

Например,«Курица  и золотые яйца», больной легко  повторяет первую фразу этого  рассказа: «У одного хозяина была курица, которая несла золотые яйца», но затем соскальзывает на цепь побочных ассоциаций, говоря, что «это, наверное, был хозяин, у которого были мелкособственнические  интересы, он продавал эти яйца, желая  заработать на них как можно больше денег» или, дойдя до того места рассказа, в котором говорится, что хозяин убил курицу и не обнаружил у нее  внутри золота, он начинает говорить: «Он  открыл курицу, потом закрыл курицу, потом открыл, потом закрыл... дверь  открывается, дверь закрывается... вот  я вхожу в столовую, сажусь за стол...»


Характеристика  произвольного внимания:

  1. Корректурная проба (Тест Бурдона)

Обследование  проводится с помощью специальных  бланков с рядами расположенных  в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый  просматривает текст или бланк  ряд за рядом и вычеркивает  определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

  1. Проба Крепелина (складывание в уме столбцов однозначных чисел).

Отсчитывание  в уме от 100 или 200 одного и того же числа - 7, или 13, или 17.

Используются  для исследования активного внимания, работоспособности, для выявления  повышенной истощаемости

 

 

 

Исследования эмоциональных реакций

В процессе наблюдения за больным  оценивают, в какой степени больной  контролирует свое поведение, и насколько  его поведенческие и эмоциональные  реакции в  той или иной ситуации соответствуют общепринятым социальным нормам.

Некоторые возможные особенности  поведения:

  • Чрезмерная робость, растерянность
  • Сверхуступчивость
  • Резонерство 
  • «Полевое» поведение
  • Негативизм (отказ от задания)
  • Враждебность
  • Подозрительность
  • Навязчивость
  • Нарушение чувства дистанции, расторможенность
  • Пуэрильность, манерность, наигранность
  • Взволнованность, растерянность
  • Напряженность,  тревожность
  • Раздражительность, гневливость
  • Эмоциональная лабильность,  слезливость 
  • Возбужденность, неконтролируемые импульсы
  • Угнетенность, подавленность
  • Эмоциональная притупленность, бесчувственность, безразличие,
  • Чрезмерная веселость
  • Насильственные  плач, смех

 ОЦЕНКА  КРИТИЧНОСТИ 
Оцениваются ответы больного на вопросы об основных симптомах заболевания: «Вы больны?”, “Что Вас беспокоит?»

Возможные изменения:

  • Отсутствие активных жалоб у больного при сохранном  уровне сознания
  • Снижение переживания своих дефектов, эйфория
  • Высказывание больным нереальных, не соответствующих тяжести его состояния планов на ближайшее будущее

 

 

Исследования зрительного гнозиса


1) Предметный гнозис

-узнавание реальных объектов (10-и)

-узнавание реалистичных  изображений

-узнавание контурных  изображений

-узнавание перечеркнутых  изображений

-узнавание фигур Поппельрейтера

2) Объем зрительного восприятия

-одновременное «схватывание»  двух, трех фигур

3) Узнавание лиц


-знакомых портретов, фотографий

4) Цветовой гнозис

-название цветов

-подбор оттенков по  эталону

5) Зрительно-пространственный гнозис

Конструктивная деятельность

-ориентировка в схеме, карте

-ориентировка в часах

-самостоятельный рисунок  хорошо знакомых объектов (стол, дом)

-копирование рисунка

- Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зе-теный, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца не допускаются; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Время копирования фиксируется.

6) Буквенный гнозис

-узнавание букв в разных  шрифтах

-узнавание букв в зеркальном  изображении

-узнавание наложенных  и перечеркнутых букв

7) Цифровой гнозис

-узнавание цифр (арабских, римских)

-узнавание цифр наложенных, зеркально изображенных и перечеркнутых 

 

Исследования соматосенсорного гнозиса (восприятие)

1)Проба  на локализацию прикосновения. 

На тыльной поверхности  одной, затем другой руки осуществляется прикосновение и фиксируется  время реакции в 10 стандартных  точках: близко к ногтевому ложу  2–5 -го пальцев и выше — на 1-м пальце, в 3 точках по линии, соединяющей конец 1-го пальца с наружным краем лучезапястного сустава, и в 2 точках выше сустава.

2)Проба на узнавание цифр, нарисованных на тыльной поверхности кисти, — от 0 до 9 (проба Ферстера).

Информация о работе Нейропсихологическое исследование