Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 14:31, реферат
Физиология - наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.
Физиология представляет из себя комплекс естественно - научных дисциплин, изучающих как жизнедеятельности целостного организма, так и отдельных физиологических систем и процессов, органов, клеток, клеточных структур. Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится раскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма, его взаимодействия с окружающей средой.
Сигналы от ЦНС поступают к рабочим
(эффекторным) органам через пары
последовательно соединенных
В той части вегетативной нервной системы, которую называют симпатической, тела преганглионарных нейронов расположены в сером веществе грудного (торакального) и поясничного (люмбального) отделов спинного мозга. Поэтому симпатическую систему называют также торако-люмбальной. Аксоны ее преганглионарных нейронов оканчиваются и образуют синапсы с постганглионарными нейронами в ганглиях, расположенных цепочкой вдоль позвоночника.
Симпатическую систему дополняет
парасимпатическая нервная
Как правило, симпатическая система стимулирует те процессы, которые направлены на мобилизацию сил организма в экстремальных ситуациях или в условиях стресса. Парасимпатическая же система способствует накоплению или восстановлению энергетических ресурсов организма.
Реакции симпатической системы сопровождаются расходом энергетических ресурсов, повышением частоты и силы сердечных сокращений, возрастания кровяного давления и содержания сахара в крови, а также усилением притока крови к скелетным мышцам за счет уменьшения ее притока к внутренним органам и коже. Все эти изменения характерны для реакции «испуга, бегства или борьбы». Парасимпатическая система, наоборот, уменьшает частоту и силу сердечных сокращений, снижает кровяное давление, стимулирует пищеварительную систему.
Симпатическая и парасимпатическая
системы действуют
5. Рефлексы
Когда на рецептор сенсорного нейрона воздействует адекватный стимул, в нем возникает залп импульсов, запускающих ответное действие, именуемое рефлекторным актом (рефлексом). Рефлексы лежат в основе большинства проявлений жизнедеятельности нашего организма. Рефлекторный акт осуществляет рефлекторная дуга; этим термином обозначают путь передачи нервных импульсов от точки исходной стимуляции на теле до органа, совершающего ответное действие.
Дуга рефлекса, вызывающего сокращение скелетной мышцы, состоит по меньшей мере из двух нейронов: чувствительного, тело которого расположено в ганглии, а аксон образует синапс с нейронами спинного мозга или ствола мозга, и двигательного (нижнего, или периферического, мотонейрона), тело которого находится в сером веществе, а аксон оканчивается двигательной концевой пластинкой на скелетных мышечных волокнах.
В рефлекторную дугу между чувствительным и двигательным нейронами может включаться и третий, промежуточный, нейрон, расположенный в сером веществе. Дуги многих рефлексов содержат два и более промежуточных нейрона.
Рефлекторные действия осуществляются непроизвольно, многие из них не осознаются. Коленный рефлекс, например, вызывается постукиванием по сухожилию четырехглавой мышцы в области колена. Это двухнейронный рефлекс, его рефлекторная дуга состоит из мышечных веретен (мышечных рецепторов), чувствительного нейрона, периферического двигательного нейрона и мышцы. Другой пример – рефлекторное отдергивание руки от горячего предмета: дуга этого рефлекса включает чувствительный нейрон, один или несколько промежуточных нейронов в сером веществе спинного мозга, периферический двигательный нейрон и мышцу.
Многие рефлекторные акты имеют
значительно более сложный
6. Заболевания нервной системы
Поражения нервной системы возникают при органических заболеваниях или травмах головного и спинного мозга, мозговых оболочек, периферических нервов. Диагностика и лечение заболеваний и травм нервной системы составляют предмет особой отрасли медицины – неврологии. Психиатрия и клиническая психология занимаются главным образом психическими расстройствами. Сферы этих медицинских дисциплин часто перекрываются.
Нервная система является самой интегрированной системой организма, представляющей и в структурном, и в функциональном отношениях единое целое. В связи с этим даже локальные ее повреждения, в основном, оказывают воздействие на функциональное состояние не только соседних с очагом, но и весьма отдаленных от него структур. Поражение Нервной системы сопровождается также многообразными расстройствами функции внутренних органов за счет утраты при патологии нервной системы ее нормальных регулирующих влияний.
Поражения различных отделов и интегративных уровней центральной, периферической и вегетативной нервной системы могут быть вызваны многими причинами, основные из которых - сосудистые расстройства, инфекции и интоксикации, опухоли, травмы, воздействия различных физических причин. Большую группу составляют наследственные и врожденные заболевания Нервной системы, в том числе связанные с неблагоприятным протеканием внутриутробного, интранатального и раннего постнатального периодов развития ребенка, а также с наследственными расстройствами обмена аминокислот, углеводов, липидов, витаминов, металлов и др.
Характер поражения нервной системы симптоматически распознается по нарушениям движений, чувствительности, вегетативных реакций. Неврологические симптомы могут быть локальными, т.е. связанными с определенным очагом поражения, и общемозговыми - зависящими от динамики функции всего мозга как единого целого. Например, при поражении пирамидной системы отмечаются центральные параличи и парезы со спастическим повышением тонуса мышц и возникновением патологических рефлексов и автоматизмов. Поражение подкорковых узлов, относящихся к экстрапирамидной системе, характеризуется двигательными расстройствами, связанными с возникновением насильственных движений - гиперкинезов или, наоборот, с появлением общей мышечной ригидности и общей обедненностью движений. При поражении мозжечка и его связей расстраивается координация движений, возникает атаксия в покое или при движении. Двигательные нарушения могут также наблюдаться при нарушении праксиса - апраксии, которая характеризуется нарушением общей схемы совершения того или другого движения и расстройством произвольных движений несмотря на отсутствие парезов, атаксии или гиперкинезов. Нарушения чувствительности в зависимости от пораженных проводящих систем и центров могут касаться нарушения чувства прикосновения, болевого и температурного восприятия, а также проприоцепции мышц и сухожильно-связочного аппарата. Ослабление чувствительности сопровождается возникновением анестезии или гипестезии, а ее повышение - гиперестезии.
Особую группу патологии Нервной системы составляют болевые синдромы, а также извращения чувствительности. Вегетативные расстройства включают сбои функций внутренних органов, эндокринной системы, сосудов, терморегуляции, обмена веществ. Нарушения высших психических функций сопровождаются кроме апраксии нарушениями гнозиса (зрительная, слуховая, вкусовая и другие формы агнозий), а также речи (к примеру, моторная и сенсорная афазии). К общемозговым расстройствам относят потерю сознания, головную боль, головокружение, рвоту. Специального клинического наблюдения требуют психические нарушения с расстройствами интеллекта, мышления, памяти, поведения и эмоций.
Распространенность заболеваний нервной системы сильно отличается в различных странах и регионах. В мире намечается общая тенденция к постепенному уменьшению роли инфекций и интоксикаций, паразитарных заболеваний и дефицитных патологий (авитаминозов и недостаточного питания) и одновременному увеличению частоты сосудистых заболеваний, нейротравм и различных последствий перинатального поражения нервной системы. Наряду с этим происходят существенные сдвиги структуры заболеваемости и внутри каждой из указанных групп: меняется характер нейроинфекций, возрастает роль вирусов, в т.ч. ранее относительно патогенных, меняются характер и структура сосудистых заболеваний, экологические факторы влияют на характер интоксикаций, болезней развития Нервной системы. Это связано с загрязнением окружающей среды, изменением характера питания, а также с существенными успехами в диагностике и лечении, достигнутыми медициной в настоящее время.
Профилактика заболеваний нервной системы. Профилактика заболеваний нервной системы включает своевременную диагностику и активное лечение начальных стадий заболеваний Нервной системы, профилактике негативного течения беременности и родового травматизма ребенка, проведении общих оздоровительных мероприятий.
Заключение.
Деятельность нервной
системы лежит в основе чувств,
обучения, памяти, речи и мышления –
психический процессов, с помощью которых
человек не только познает окружающую
среду, но и может активно ее изменить.
В организме бодрствующего человека
одновременно функционируют все системы
органов: производятся движения, происходит
дыхание, пищеварение и т.д. Нервная система
своими сигналами начинает пли прерывает
их деятельность, усиливает и ослабляет
или прекращает совсем. Таким образом,
нервная система осуществляет регуляцию
деятельности отдельных органов, их систем
и всего организма в целом.
Нервная система обеспечивает единство организма, его целостность. Изменяя работу одних органов, она, соответственно, изменяет работу всех остальных систем организма, согласовывая их функционирование.
Через органы чувств и многочисленные нервные окончания — рецепторы — расположенные в коже, нервная система, воспринимая раздражения, связывает организм человека с внешней средой. Звуки, цвета, запахи, изменения температуры и другие раздражители, действуя на рецепторы и органы чувств, вызывают ответные реакции организма. Вид и запах пищи усиливают слюноотделение. Грозящая опасность вызывает быстрые движения.
Нервная система, воспринимая изменения, происходящие в окружающей среде, изменяет деятельность организма, приспосабливая ее к этим постоянно меняющимся условиям.
Таким образом, нервная система,
регулируя и согласовывая деятельность
органов, приспосабливает их работу
к изменениям внешней среды.
Наукой доказано, что труд является
потребностью организма человека. Он необходим
для правильной работы и развития всех
его органов, в том числе и головного мозга.
В любой трудовой деятельности нервной
системе принадлежит главная роль. С помощью
нервной системы осваиваются трудовые
навыки, осознаются цель и результаты
труда.
Литература
1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг,
разум и поведение». М., 1988
2. Миловзорова М.С. «Анатомия и
физиология человека», 1972
3. Покровский В. М., Коротько Г. Ф., «Физиология человека», т.1,М., 1997
4. Шмидт Р., Тевс Г. «Физиология человека» т. 1. М., 1996
5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б «Физиология человека», М., 2001
6. http://ru.wikipedia.org